Стратегический синергизм

Курсовой проект

В начале XXI в. в русле развития постиндустриального общества зарождается новая сетевая экономика, основанная на передовых коммуникационных и информационных технологиях.

Важнейшими признаками новой экономики являются:

  • широкое распространение интернет-технологий, активное использование экономических информационных систем и средств управления знаниями, прогрессирующая интеллектуализация товаров и услуг;
  • возникновение единого пространства знаний, формирование рынка знаний, зарождение сетевого общества, основанного на знаниях;
  • создание и накопление интеллектуального капитала;
  • глобализация конкуренции;
  • распределение рисков и ресурсов;
  • децентрализация систем управления;
  • повышение оперативности принимаемых решений;
  • формирование в качестве базовых социоэкономических единиц новых посттейлоровских организаций и предприятий.

Современные тенденции глобализации и интернационализации экономики тесно связаны с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, который выступает в качестве нового источника конкурентоспособности и эффективности социально-экономических сообществ и организаций на всех уровнях. В новой экономике XXI в. значительная часть создаваемой обществом стоимости образуется благодаря знаниям, объективированным в продуктах и услугах. Знания — ни сырье, ни материалы, ни энергия, тем более данные или информация — это знания, которые становятся главным стратегическим ресурсом, своего рода интеллектуальным капиталом, определяющим потенциал экономического развития. В результате в развитых странах важность деятельности по управлению знаниями резко возрастает, и происходит постепенное превращение работников, вовлеченных в жизненный цикл корпоративных знаний, в движущую силу общества.

Возникновение новой экономики приводит к устранению четких границ между производителями и потребителями товаров и услуг. При этом любую организацию следует рассматривать как сложную, открытую, динамическую, самоорганизующуюся систему, непрерывно адаптирующуюся к изменениям внешней среды и коэволюционирующую вместе с ней. Иными словами, отныне судьба предприятия все сильнее зависит от того, что происходит с поставщиками, партнерами, конкурентами, т.е. с его ближайшим окружением. В то же время, ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности играют анализ и синтез внутренней среды организации, в частности, определение целей функционирования организации и стратегий ее развития, структурный и параметрический синтез организационных ресурсов и технологий, формирование генома и культуры организации.

9 стр., 4361 слов

Развитие персонала организации

... степени развития команды, уровне ее сплоченности и внутренней интеграции. Большее количество новых сотрудников, которые остаются работать в организации, снижает текучесть кадров, затраты организации на найм и обучение новых сотрудников и говорит ...

Все вышеперечисленное показывает важность создания новых организационных и экономических концепций и необходимость разработки инструментов для поддержки проектирования и функционирования организаций следующего поколения. В данной работе дано определение термина синергизм, проведен его анализ и рассмотрен эффект синергизма.

1. Теоретические аспекты синергизма, .1 Понятие синергизм

Синергия (греч. <#»justify»>№ п/пУвеличение (уменьшение) курса акций компании-покупателя с 01.01.2003 по 01.01.2005Увеличение (уменьшение) курса акций компании-цели с 01.01.2003 по 01.01.20051ОМЗ + 20%Силовые машины + 2%2«Северсталь» + 14,3%Rouge Steel3ОАО «Роснефть» + 9,8%ОАО «Юганскнефтегаз» + 3,2%4ОАО «Газпром» + 15%ЗАО «Севморнефтегаз» + 1,3%5ОАО «Вымпелком» + 43%Кар-Тел6МТС + 1,4%Uzdunrobita

Результаты исследования показывают, что на российском фондовом рынке слияния положительно влияют на котировки акций, благосостояние акционеров целевых компаний растет, а благосостояние акционеров компаний-покупателей — на средний, не портится. Поскольку в проанализированных кейсах все российские компании получили положительный эффект от слияния, рост стоимости акций можно объяснить причиной синергии, которая остается основной для российских компаний на сегодняшний день.

В настоящее время одними из наиболее часто указываемых экспертами причин неудачных слияний и поглощений являются неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой компании, недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению, неверная оценка активов интересующих компаний или их обязательств. Кроме того, покупатели часто не принимают во внимание снижение доходов после слияния компаний, связанное с неудобствами в управлении компанией, иными словами, с «дисинергией» доходов. В результате многие, казалось бы, прибыльные слияния потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе оценки эффективности текущей сделки.

Поэтому требуется дальнейшая систематизация и научная проработка вопросов, связанных с оценкой стоимости компаний для целей слияний, необходима статистика сделок, необходим их анализ, необходимы базовые методы. Ответ на вопрос, создает ли сделка дополнительную стоимость (синергию) акциям компании, помогает не только принять решение о совершении сделки, но и правильно оценить возможную цену приобретения.

Прежде всего, при разработке методики оценки эффекта синергизма от слияния и поглощения компаний следует рассмотреть возможность применения трех стоимостных подходов, традиционно применяемых в оценочной деятельности: доходного, сравнительного (рыночного) и затратного (имущественного).

При оценке синергетического эффекта на основе сравнительного подхода, степень этого эффекта может быть рассчитана только на основе ожидаемых значений увеличения рыночной стоимости акций объединенных компаний. Возможность такой оценки представляется довольно проблематичной, так как сложно точно спрогнозировать увеличение или уменьшение курсовой стоимости акций компании-цели и компании-покупателя в силу того, что в настоящее время не по всем сделкам интеграции компаний существует подробная информация, сложно подобрать компанию-аналог. Кроме того, как отмечает Е. С. Федорова, не бывает двух абсолютно идентичных слияний, поэтому в расчетах стоимости методами сравнительного подхода экспертно определяются и используются некие усредненные рыночные мультипликаторы, к тому же, сравнительный подход не позволяет выявить и оценить все потенциальные источники синергии, а это снижает точность результатов. Поэтому естественно, что оценка синергетического эффекта, проведенная на основе сравнительного подхода, дает лишь приблизительную величину.

38 стр., 18975 слов

«Реорганизация компаний с использованием

... общества (переход собственности на голосующие акции, их концентрация, контроль над компанией, влияние на его политику, деятельность); изменение статуса компании (акционерное общество ... слияний – объединение обществ как хозяйствующих субъектов, их капиталов и хозяйственной деятельности. На рынке ... долгового финансирования и «обратное поглощение»; оценка значения ценных бумаг как инструмента ...

Таким образом, хотя есть несколько методов оценки синергетического эффекта при планировании слияний и поглощений, все они требуют значительных изменений. Необходимо разработать универсальный метод оценки эффекта синергизма, с помощью которого станут возможными учет и оценка всего спектра проявления форм эффекта синергизма (как количественных, так и качественных) от слияний и поглощений компаний. Обобщив точки зрения различных отечественных и зарубежных авторов, занимающихся исследованием эффекта синергизмп в экономике, можно сказать, что все они сходятся в одном: безусловно, сделки по слиянию (поглощению) компаний зачастую обеспечивают проявление эффекта синергизма, который на сегодняшний день выступает одним из ведущих мотивов заключения подобных сделок и выражается в приросте курсовой стоимости акций компании-покупателя и компании-цели в результате превышения капитализации объединенных компаний над суммой капитализации компаний до их объединения. Таким образом, эффект синергизма может выступать в качестве критерия отбора перспективных сделок M&A, а результаты, полученные в ходе его оценки, могут и должны влиять на принятие решений о покупке.

Заключение

В настоящее время в России наблюдается лавина законодательных актов, рост агрессивности внешней среды, особенно в сфере экономики и финансов, что приводит к трудно предсказуемой динамике рынка. В этих условиях большое значение приобретает использование в менеджменте компаний, фирм идей и технологий синергизма как элемента стратегического управления развитием при разработке цели, оценке потенциала и стратегической позиции компании, её конкурентного преимущества, выборе и принятии предпочтительной стратегии, разработке стратегического проекта, реструктуризации компании для адаптации к принятой стратегии, мониторинге. Рассмотренные выше идеи и технологии управленческого, коммерческого, операционного и инвестиционного синергизма могут быть рекомендованы для использования при разработке и внедрении систематического представления стратегического управления развитием компании или предприятия. В результате исследования поставленная цель исследования была достигнута: изучены синергизм, источники синергизма. Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

  • дано понятие синергизма;
  • классифицированы типы синергизма;
  • приведены примеры синергизма;

— изучена оценка синергетических эффектов.

9 стр., 4234 слов

Курсовая стратегические альянсы стратегия синергии. Синергия ...

... достижения синергизма. Компания может осуществлять внешнюю или внутреннюю интеграцию, пользуясь преимуществами контроля над основными источниками сырья или каналами сбыта. Другим источником преимуществ является эффект масштаба, ... внимание на поиске выгод через создание альянсов и совместных предприятий. Но участники последних обычно имеют разные стратегические ожидания или по-разному «ведут бизнес». ...

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovoy/na-temu-strategicheskiy-sinergizm/

1.Законы синергии в организации <http://www.elitarium.ru/2012/10/03/zakon_sinergii_v_organizacii.html >

-Баринов В.А., Экономика фирмы: стратегическое планирование. М. КноРус — 2005, 230 с.

-Прокопчук Л.О., Козырев А.А. Стратегическое планирование: Конспект лекций СПб: изд-во МихайловаВ.А., 2010 г., 64 с.

-Кемпбелл Э., Саммерс Лачс К. (Ред.).

Стратегический синергизм. Как создается кумулятивный положительный эффект (2 + 2 = 5).

Изд.2 2004. Твердый переплет. 416 с.

-Попов С.А. Стратегическое управление. — М., 2000.

-Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 396 с.

-Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент (Учебник) — М.: Форум ИНФРА-М, 2004. — 254 с.

-Кантер Р.М. Поиск и достижение синергизма / Р.М. Кантер, Э. Кемпбе лл, К.С. Лачс // Стратегический синергизм. — Спб.: Питер, 2010. — С. 182-215.

-Кемпбелл Э. Стратегический синергизм / Э. Кемпбелл, К.С. Лачс. — СПб.: Питер, 2009. — 416 с.

-Портер М. Взаимосвязи бизнес-единиц / М. Портер, Э. Кемпбелл, К.С. Лачс // Стратегический синергизм. — СПб.: Питер, 2011. — С. 103-136.

-Парахина В. Н. Стратегический менеджмент — М.: КноРус, 2005. — 495 с.

-Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. — М.: Вильямс, 2009. — 924 с.

-Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. — С. 18.