Развитие персонала организации

Контрольная работа

Развитие персонала организации, Социальная и трудовая адаптация в коллективе

Первый шаг к тому, чтобы работа сотрудника была максимально продуктивной, — это работа и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе сотрудника на новой работе, оно всегда должно помнить, что организация — это социальная система, а каждый сотрудник — это личность. Когда новый человек присоединяется к организации, он приносит с собой ранее приобретенный опыт и точки зрения, которые могут или не могут вписаться в новую картину.

Адаптация — это взаимная адаптация работника и организации, основанная на постепенном развитии работника в новых профессиональных, социальных, организационных и экономических условиях труда. Более поэтично, адаптацию можно определить «как процесс познания нитей власти, процесс понимания доктрин, принятых в организации, процесс обучения, понимание того, что важно в этой организации или ее подразделениях».

Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, одновременно занимая несколько должностей. Каждой позиции соответствует совокупность тре­бований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, ру­ководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. Ожидается, что человек, занимающий каждую из этих позиций, будет вести себя соответствующим образом. Поступая на работу в ту или иную организацию, у человека есть определенные цели, потребности и нормы поведения. По согласованию с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.

Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, со­трудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он прини­мает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

Выделяются два направления адаптации:

  • первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имею­щих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уров­ня);
  • вторичная, т.е.

приспособление сотрудников, имеющих опыт про­фессиональной деятельности (как правило, меняющих объект дея­тельности или свою профессиональную роль, например, переходя­щих в ранг руководителя).

8 стр., 3701 слов

Сущность понятий адаптация, социализация, социальная адаптация (2 часа)

... Сущность понятий 9 1-2 2 2 Устный опрос, письменная работа, адаптация, рефераты социализация, социальная адаптация 2 Дети группы риска как 9 3 - 2 Устный опрос, письменная работа, эссе ... к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Процессы социализации и социальной адаптации строго взаимосвязаны, поскольку ...

Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, услуги отечественного персонала должны опираться на опыт зарубежных компаний, которые традиционно уделяют больше внимания первоначальной адаптации молодых сотрудников. Эта категория работников требует особого внимания со стороны администрации.

В теоретическом и практическом плане выделяется несколько видов адаптации:

Психофизиологические — адаптация к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. В процессе психофизиологической адаптации происходит овладение совокупностью всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на сотрудника во время работы. К этим усло­виям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производ­ственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внеш­ние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).

Социально-психологические: адаптация к относительно новому обществу, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе социально-психологической адаптации работник включается в систему отношений коллектива с его традициями, нормами жизни и ценностными ориентациями. В ходе этой адаптации сотрудник получает информацию о системе коммерческих и личных отношений в коллективе, а также об отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Он активно воспринимает эту информацию, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. Когда сотрудник принимает групповые нормы, процесс идентификации личности происходит либо с коллективом в целом, либо с любой формальной или неформальной группой.

Профессиональный — постепенная доработка трудовых способно­стей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навы­ков сотрудничества и т.п.).

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств лич­ности, положительного отношения к своей работе. Как правило, удовлетворение от работы возникает при достижении определенных результатов, а последние — тогда, когда сотрудник осваивает специфику работы на конкретном рабочем месте.

Организационный: усвоение роли и организационного состояния рабочего места и подразделения в общей организации и понимание характеристик организационного и экономического механизма управления бизнесом. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управ­ления фирмой, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной данной адапта­ции у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адапта­ции — подготовленность сотрудника к восприятию и реализации но­вовведений (технического или организационно-экономического ха­рактера).

4 стр., 1996 слов

Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью. ...

... объем работ, условия безопасного выполнения этих работ, осуществляют контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности производства работ, определяют квалификацию ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, членов бригады. Ответственными за организацию и производство работ повышенной ...

Несмотря на различие аспектов адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует единой системы влияния для обеспечения успеха адаптации.

Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в первый год, приняли такое решение в первый же день пребывания в новой организации. Как правило, новичок в органи­зации сталкивается с большим количеством трудностей, основ­ная масса которых порождается именно отсутствием информа­ции о порядке работы, месте расположения, особенностях кол­лег и т.д. То есть специальная процедура приобщения нового сотрудника к организации может помочь снять больше проблем, возникающих в самом начале работы.

Значение процесса адаптации:

1. Способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут значительно повысить творческий потенциал существующих сотрудников и усилить их включение в корпоративную культуру организации.

Для руководителя информация о том, как организован процесс адаптации новых сотрудников в его отделе, может многое рассказать о степени развития команды, уровне ее сплоченности и внутренней интеграции.

Большее количество новых сотрудников, которые остаются работать в организации, снижает текучесть кадров, затраты организации на найм и обучение новых сотрудников и говорит о позитивном социальном климате в организации.

Организации используют различные способы, как формальные, так и неформальные, для привлечения людей в свои сообщества.

В обязанности руководителя входит помочь новичку приступить делу:

1)руководитель должен представить новичка коллегам, объяснить им и ему в чем заключается его работа, и дать первоначальное задание. Менеджер должен помнить, что новый сотрудник — это не просто запасной винт, который нужно поставить в машину. ОН — человек, который одним своим присутствием может сместить центр тяжести всей группы. Он испытывает на себе влияние традиций группы, но и влияет на них сам;

2)задача руководителя состоит в том, чтобы насколько возможно развеять новый сотрудник затмит старых, что он станет выполнять работу иначе. А именно: придать уверенность старым сотрудникам, поддержать новичка;

3)если новичок не чувствует себя важным для фирмы, фирма будет не особенно важна для него. Помните, что люди будут гордиться своей работой, только если они гордятся своей компанией.

4) Новый сотрудник должен получить информацию о фирме:

  • историю фирмы;
  • организационную
  • функции различных отделов;
  • политику руководства в отношении потребителей и сотрудников;
  • продукция и услуги, предоставляемые фирмой;
  • требования к сотрудникам;
  • дополнительные привилегии для сотрудников.

Если один из руководителей компании поделится этой информацией, новые сотрудники узнают, что их ценят. Руководитель должен проинформировать своего сотрудника,

что именно от него ожидается:

4 стр., 1526 слов

Образовательный коучинг в развитии профессионального самосознания ...

... в обучении будущих специалистов и способствует развитию профессионального самосознания - осведомленность студентов. Раскрытие внутреннего потенциала, который мобилизируется при активном и созидательном коучинговом процессе, позволяет максимально быстро помогать ставить ...

  • в котором часу он должен приходить на работу;
  • где парковать машину;
  • когда заканчивается рабочий день;
  • сколько времени длится обед;
  • когда предоставляют отпуск;
  • кому следует сообщить о своей болезни;

и его возможности:

  • продвижения по службе и перевода;
  • стабильности работы и т.д.

Если руководитель хорошо проинструктировал новичка, то:

  • новый сотрудник будет ощущать себя членом команды с самого начала;
  • он будет чувствовать, что вносит существенный вклад в деятельность отдела или фирмы;
  • он будет испытывать доверие к руководителю и фирме;
  • он не будет опасаться задавать вопросы и выглядеть смешным;
  • у него появится желание работать, и он будет с охотой ходить на службу;
  • у него появиться стимул учиться и продвигаться по службе.

Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.

Этап 1. Оценка уровня подготовки новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если у сотрудника есть не только профильное обучение, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, срок его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях у организации могут быть необычные варианты решения уже известных ему проблем. Поскольку организация зависит от ряда параметров, таких как технология бизнеса, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в несколько неизвестную ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуника­тивные сети, знакомство с персоналом, корпоративными осо­бенностями коммуникации, правилами поведения, т. д.

Этап 2. Ориентация — это практические знания нового сотрудника с его обязанностями и требованиями, которые предъявляются к нему организацией. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители вновь прибывших, так и сотрудники служб управления персоналом.

Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

Этап 3. Действенная адаптация. Эта фаза заключается в реальной адаптации новичка к своему статусу и во многом определяется его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках этого этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя себя и проверяя полученные знания об организации. на этом этапе важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним оценивать эффективность деятельности и особенности взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Эта фаза завершает процесс адаптации, характеризуется постепенным преодолением продуктивных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап начинается через 1 — 1,5 года работы. Если процесс адаптации регулируется, фактическая фаза эксплуатации может начаться через несколько месяцев. Такое сокращение периода адаптации может принести значительную финансовую выгоду, особенно если в организации задействовано большое количество сотрудников.

Профессиональное развитие и обучение персонала

Несоответствие квалификации персонала вашим потребностям негативно сказывается на результатах ее деятельности. Развитие персонала — важнейшее условие бесперебойного функционирования любой организации. Особенно это актуально в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса в значительной степени представляет собой процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Например, инженер, закончивший ВУЗ в середине прошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей тру­довой биографии — институтского багажа было вполне доста­точно; знания выпускников начала века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое де­сятилетие.

4 стр., 1595 слов

Организация производства в кафе

... прибыли на производство для прохождения производственной практики. В случае экскурсии на предприятие. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной ... При приеме на работу и в процессе работы все сотрудники проходят обучение на предприятии, знакомят с вопросами ... легкость запаха. Обеспечивается допустимое товарное соседство. 1.5 Организация охраны труда на предприятии Охрана труда - ...

Растущее значение профессионального обучения для организации и значительное расширение ее потребностей за последние тридцать лет побудили ведущие компании взять на себя ответственность за обновление квалификации своих сотрудников. Организация профес­сионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет — наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний. Такие организации, как IBM, Motorola, General Motors, военные США ежегодно тратят миллиарды долларов на профессиональное развитие и обучение своих сотрудников и даже создали для этого свои собственные постоянные университеты и институты.

Однако профессиональное обучение не менее важно для небольшой компьютерной компании или семейного отеля: их успех сегодня также зависит от способности их сотрудников усваивать и использовать новые навыки и знания на рабочем месте.

Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей и решению новых проблем.

Мероприятиями по профессиональному развитию персонала являются семинары по маркетингу для сотрудников отдела человеческих ресурсов, посе­щение школы бизнеса коммерческим агентом, изучение английского языка инженером-механиком, работа только что принятого в органи­зацию начальника планового отдела сборщиком на заводском конвей­ере и т.д. Организации создают специальные методы и системы для управления профессиональным развитием: управление профессиональным обучением, формирование резерва руководителей, карьерный рост.

Ведущие организации затрачивают на профессиональное разви­тие значительные средства — от 2 до 10% фонда заработной платы, что для такой компании как Дженерал Моторз составляет сумму, превышающую миллиард американских долларов в год. Затраты на профессиональное развитие являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей.

Например. После посещения 40 часовой программы развития навыков ведения переговоров и месячной стажировки в английском отделении своей компании, коммер­ческие агенты московского филиала многонациональной компании повысили объем реализации с 2 млн. долларов в месяц до 2.7 млн.

Помимо прямого влияния на финансовые результаты, инвестиции в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации и гарантируют преемственность в управлении.

10 стр., 4592 слов

Формы организации обучения

... и т.д.), многие учителя, творчески подходящие к своей профессиональной деятельности, считают главными при выборе форм организации обучения такие основания: 1) выявление детей, отличающихся характером восприятия ... и возможность образования, ориентированного на опережающее развитие ребенка. Обучение можно считать плодотворным, только если оно опережает развитие ребенка. Знания, навыки и способности не ...

Значение капиталовложений в профессиональное развитие:

Создание благоприятного климата в организации.

Повышение мотивации сотрудников и их преданности организации.

Повышение конкурентоспособности сотрудников на рынке труда.

Повышение общего интеллектуального развития сотрудников за счет повышения их самооценки.

Обеспечение преемственности в управлении.

Общество в целом получает больше квалифицированных членов, более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.

Ключом к управлению профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между профес­сиональными знаниями и навыками (компетенциями), которым должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в дей­ствительности. Определение потребностей в профессиональном раз­витии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела человеческих ресурсов (отдела профессионального развития), самого сотрудника и его руководителя. Каждая сторона представляет свой взгляд на этот вопрос, определяемый их положением в организации и их ролью в процессе профессионального развития.

Чтобы адекватно определить потребности в профессиональном развитии, каждая из сторон, вовлеченных в этот процесс, должна понимать, какие факторы влияют на потребности организации в развитии ее персонала.

Этими факторами являются:

  • динамика внешней среды (потребители, конкуренты, постав­щики, государство);
  • развитие техники и технологи, влекущее за собой появление новой продукции, услуг и методов производства;
  • изменение развития организации;
  • создание новой организационной
  • освоение новых видов деятельности.

Традиционными методами выявления и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются сертификация и составление индивидуального плана развития. В ходе аттестации (или во время специальной профессиональному развитию) сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессио­нального развития. Результатом этого обсуждения является индивидуальный план развития, который передается в отдел кадров. Специалисты по профессиональному развитию оценивают план с точки зрения осуществимости, осуществимости, соответствия потребностям и финансовым возможностям организации и вносят необходимые изменения. Единые планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития сотрудников организации. Эта программа определяет цели профессио­нального развития, средства их достижения и бюджет.

В последние годы все более популярными становятся методы психологического тестирования (центры оценки персонала), с помо­щью которых определяется степень развития тех или иных профес­сиональных навыков у сотрудников организации. Сравнение результатов оценки с портретом «идеального» сотрудника дает воз­можность определить пробелы в профессиональной подготовке и предусмотреть мероприятия по их ликвидации.

Например. В ходе психологиче­ского тестирования сотрудников московского отделения много­национальной компании выяснилось, что у большинства из них недостаточно развиты навыки аналитического мышления и решения проблем, в то время как такие качества как изобре­тательность, способность работать с большой нагрузкой, пре­данность компании были на достаточно высоком уровне. На основании этих выводов отдел человеческих ресурсов скоррек­тировал планы профессионального развития многих руководи­телей, добавив в них специальное обучение методом решения проблем и другие мероприятия по развитию этих навыков.

9 стр., 4467 слов

Развитие высшего профессионального образования в России

... профессионального образования, дана оценка перспектив развития, определенных федеральной реформой в сфере образования. Реферат состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 12 наименований. Глава1 . Общие моменты развития образования России ...

Итак, организации имеют постоянную потребность в обеспечении высокой производительности труда работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого не достаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда.

Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.

Обучение полезно и требуется в трех основных случаях:

  • когда человек поступает в организацию;
  • когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу;
  • когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

При выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воз­действия на конкретную группу обучающихся.

При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей. Таких принципов четыре:

1. актуальность. То, о чем говорится во время обучения, долж­но иметь отношение к профессиональной или частной жизни обу­чающегося. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные темы.

участие. Обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения.

повторение. Оно помогает новому закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку.

обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предостав­лять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Нали­чие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Наиболее распространенной формой обратной связи являются выставляемые преподавателем оценки. Однако при этом следует быть предельно внимательным: несоответствующие ожиданиям оцен­ки могут оказать демотивирующее воздействие на обучаемых. Более эффективными могут быть такие формы обратной связи как подведе­ние итогов соревнования между участниками, определение процента выполнения задания и т.п. В обратной связи взрослые ценят не столь­ко абсолютную оценку, сколько возможность сделать предложения по усовершенствованию, «быть услышанными».

Как показывают исследования, успех программы профессиональ­ного обучения на 80% зависит от ее подготовки и на 20% от желания и способности обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». Поэтому отдел человеческих ресурсов должен уделить особое внимание созданию соответствующего отно­шения к планирующемуся обучению. Следующие факторы могут мо­тивировать сотрудников на активное участие в программе профессионального обучения:

13 стр., 6390 слов

Музыкальное обучение в детском саду

... от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. ... музыкальной культуры дошкольников. Основными задачами музыкального воспитания можно считать: 1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; ...

  • сохранить работу, остаться в занимаемой должно­сти;
  • желание получить повышение или занять новую должность;
  • заинтересованность в увеличении заработной платы;
  • интерес к самому процессу овладевания новыми знаниями и навыками;
  • желание установить контакты с другими участниками программы.

Существует огромное количество методов развития профессио­нальных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы — обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе).

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах:

  • копирование — работник прикрепляется к специалисту, и учиться, копируя действия этого человека;

— представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным Инструктаж является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение кон­кретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.

Например. Каждый новый сотрудник Макдо­нальдса получает инструктаж от более опытного коллеги о том, как встречать посетителя, пользоваться кассовым аппа­ратом, упаковывать заказ и т.п. на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых тех­нических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.

— ученичество и наставничество — являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников, – начиная с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов – медицине, виноделии, управлении.

Прежде, чем приступить к самостоятельной практике будущие доктора работают в течение некоторого времени под руководством опытного врача, выполняя его задания и постепенно переходя к самостоятельной работе.

Однако современные ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и, оказывая ему помощь – они могут занимать ответственные должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в наличие более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками.

Например. Американская многонациональная компания назначает на­ставников из числа высших руководителей всем принимаемым на работу выпускникам бизнес школ. В течение двух лет на­ставник и ученик регулярно обсуждают работу последнего, про­цесс его интеграции в организацию, возникающие проблемы. При необходимости наставник использует свое положение для реа­лизации проектов ученика, выделении ресурсов, принятии реше­ния о его повышении.

6 стр., 2647 слов

Процесс принятия решения о покупке. Обучение потребителей покупательскому ...

... Чтобы инициировать процесс принятия решения о покупке, который решает проблему потребителя, также важно, чтобы покупатель поверил, что решение проблемы не за пределами его досягаемости. Например, продажа ... способность потребителя для покупки нового компьютера. Поиск информации, связанной с решением проблемы клиента, - это второй этап процесса принятия решения о покупке. Это можно рассматривать ...

Наставничество требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоря­жению сверху.

  • делегирование — передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы;
  • метод усложняющих заданий — специальная программа рабочих действий, по степени их важности, расширение объема задания и повышение сложности. Заключительная ступень — самостоятельное выполнение задания;

— ротация – представляет собой метод самостоятельного обуче­ния, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалент­ной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать однообразными производственными функциями.

Например. В немецкой машиностроительной компании поступающие на ра­боту молодые рабочие в течение первого года осваивают все виды производственных операций, выполняемых в их цехе, переходя от од­ного рабочего места к другому через каждый месяц. Такой метод позволяет обеспечить полную взаимозаменяемость работников цеха и избежать кризисных ситуаций в случае болезней, увольнений, внезап­ного увеличения объема работ.

Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при плани­ровании профессионального обучения — высокими издержками, свя­занными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.

  • использование учебных методик, (например, как работать с конкретной машиной).

Определяющим признаком при такой форме обучения является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников.

Преимущества и недостатки обучения на рабочем месте:

  • «+»: -содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации;
  • могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в организации, а также методы выполнения работ;
  • может быть экономически выгодным, если имеется достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии;
  • переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал связан с работой.

«-«:

  • участники обучения встречаются только с работниками этой организации;
  • участники могут часто отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены внешние курсы с безвозвратной формой оплаты;
  • участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя;

— такое обучение слишком специально для формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает сотруднику возможности от сегодняшней ситуации на –рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения.

Обучение вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными и обычно вне стен организации.

Методы обучения вне рабочего места:

— лекция — является традиционным и одним из самых древних ме­тодов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может с успехом быть записана на видео и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзой­денным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео).

Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего — лекция не предпо­лагает практических действий со стороны обучающихся, их роль огра­ничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

— деловые игры – представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компа­нией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка биз­нес-плана).

Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотно­шениях ее сотрудников.

Например, исполняющий во время деловой игры роль дирек­тора по продажам директор завода может гораздо лучше по­нять, под влиянием каких факторов складывается спрос и цена на продукцию компании, отношения с заказчиками и т.п., а, следовательно, по-другому посмотреть на свои функции и на производимую его заводом продукцию. может усилить данный момент, задавая участникам игры определенный тип поведе­ния, т.е. моделируя его.

Деловые игры достаточно полезны с точки зрения выработки практических навыков (составления планов, прове­дения совещаний, переговоров и т.д.), а также поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т.п.).

Они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями. Деловые игры довольно дорогостоящи, поскольку для их подготовки требуются специальные навыки и довольно много времени; эффективный разбор деловой игры, имеющий чрезвычайное значение для эффективности этого вида обучения, также требует участия специально подготовлен­ных

Например. Французская фармацевтическая компания использует ком­пьютерную симуляцию для обучения руководителей и специали­стов по маркетингу. В ходе игры конкурирующие между собой команды имеют возможность управлять такими параметрами как цена, затраты на рекламу и продвижение товара, количе­ство и система стимулирования агентов по продажам, выби­рать различные маркетинга. Компьютер симулирует реакцию рынка на действие компаний, которые мо­гут преуспеть или разориться. Игра позволяет в течение одного дня просимулировать события, занимающие в реальной жизни несколько лет.

  • учебная ситуация — реальная или выдуманная управленческая ситуация с вопросами для анализа. При этом устанавливаются жесткие рамки времени, которые сковывают мысль в производственной обстановке;

— самостоятельное обучение — является наиболее простым видом обучения — для него не требуется ни ни специальное помещение, ни определенное время — обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную поль­зу из самообучения при условии разработки и предоставления со­трудникам эффективных вспомогательных средств — аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих программ.

Основной чертой самостоятельного обучения является его инди­видуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В тоже время, индивидуальный харак­тер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности обратной связи — обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа прило­жений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.

В продающихся сегодня компьютерных программах обучение происходит в режиме постоянного диалога обучающегося с компьютером, причем этот диалог ведется с помощью различных средств общения — компьютерной клавиатуры, голоса, видео изображений, графических материалов и рисунков. При сохранении преимуществ индивидуального обучения (контроль скорости, повторение, доступ­ность), использование средств мультимедиа дает возможность под­держания постоянной обратной связи и корректировки процесса обучения, что значительно повышает его эффективность. Исследова­ния американских ученых показали, что компьютеризированное обу­чение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости материала (на 30%) и более высокий процент запоминания, чем традиционные методы.

В отличие от традиционных методов профессионального обуче­ния при компьютеризированном обучении основные издержки связа­ны с разработкой, а не с реализацией программ обучения — сегодня подготовка обучающей программы продолжительностью один час стоит около 100,000 долларов. Однако после того как программа разработана, обучение практически ничего не стоит организации, т.к. для ее использования не нужно ни ни помещений, ни учебных материалов. Поэтому