Система государственного и муниципального управления

Курсовой проект

Процесс управления во многих отношениях универсален и даже в самых разных секторах и секторах подчиняется одним и тем же законам.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Объектами управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.

Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслим без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функ­ционирующих согласованно и целенаправленно. Элементы, участвующие в процессе управления, объединяются в систему, которая использует информационные ссылки, а именно по принципу обратной связи.

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное прак­тическое воздействие государства на общественные отношения, цель которого — упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, т. е. обеспе­чение ее должного функционирования и возможного изменения.

Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используе­мых в процессе управления методов и средств.

Государственное управление — это явление, предназначенное для осуществления исполнительной власти. Государственное управление включает планирование, издание правовых актов, набор, координацию и контроль. С организационной точки зрения, государственное управле­ние — это властное упорядочивающее воздействие субъекта уп­равления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.).

Более кон­кретно, это целенаправленная организующая, подзаконная, испол­нительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в раз­личных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйствен­ного и административно-политического строительства.

Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.).

Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти независимы. Статья 11 Конституции Российской Федерации гла­сит, что: 1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; 2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Сле­довательно, деятельность как представительных (законодательных), так и исполнительных, а также судебных органов государственной власти подпадает под одно понятие «государственная власть», т. е. «управление государством».

3 стр., 1326 слов

Демократия Наихудший Способ Управления Государством

... Российская академия естествознания « Демократия – наихудшая форма правления. если не считать...» Как вы понимаете эту фразу?Аргументируйте " Демократия - это... Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего... Демократия – наихудшая форма правления. Если не считать... Эссе ... у власти. Примером того, как понятие «демократия» используется вопреки его цели, может быть государство Корейская ...

Рассмотрение практики государственного управления как целостной системы позволяет не только получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методах осуществляемой им практики, но и разработать схему обучения государственных служащих навыкам и приёмам, позволяющим профессионально использовать свои функции.

В данном курсовом проекте объектом исследования является организация, связанная с государственными органами.

Курсовой проект предполагает разработку модели организационно-функциональной системы государственного управления, основанной на некоторых систематических блоках.

Исходные данные для реализации курсового проекта были собраны в ходе ознакомительной практики.

Основные цели курсового проекта состоят в следующем:

  • систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»;
  • приобретение практических навыков системного проектирования – на примере отдельной организации.

В соответствии с указанными целями необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть некоторые теоретические вопросы государственного и муниципального управления;
  • определить место объекта исследования в институциональной подсистеме государственного управления;

— разработать модель организационно-функциональной системы базовой организации, с учетом требования теоретических предпосылок изучаемой дисциплины.

1.Описание научно-технологической подсистемы системы государственного и муниципального управления

Государственное управление как процесс и государственная политика, несмотря на всю свою предопределенность объективными условиями экономического развития, научно-технических, информационных, социальных и политических отношений, имеет очевидную самостоятельность. У этого процесса тоже есть своя логика, закономерности, тенденции, которые отражают его характер, взаимосвязь внутренних элементов.

Научно-техническая подсистема системы государственного и муниципального управления раскрывает теорию государственного управления, социальный механизм формирования и осуществления государственного управления.

Научно-техническая подсистема системы государственного и муниципального управления обеспечивает правильное использование закономерностей государственного управления, (подчинения интересов меньшинства большинству).

12 стр., 5699 слов

Правовые основы управления государственной собственностью

... государственная собственность; 2) Классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; 3) Выявить цели, задачи и принципы управления государственным имуществом; 4) Рассмотреть систему управления государственной собственностью; 5) Объяснить роль принципов управления ... системе экономических отношений государственная собственность является формой ...

Она позволяет:

  • избежать стихийности и хаотичности в управлении;
  • придать процессу управления отражение реально-осуществляемых

процессов;

  • представить сущность и механизм использования действий объективных законов;
  • создать новые технологии в сфере управления.

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее влияние государства на социальную жизнь людей с целью ее рационализации, сохранения или преобразования, основанное на власти. Определяющим фактором в обеспечении рациональности, то есть возможности, обоснованности и эффективности государственного управления, является общительность — наполненность государственного управления общественными потребностями и ожиданиями, истинное бытие людей.

Основными закономерностями управленческого воздействия на общество является то, что:

  • в государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
  • государственное управление распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.
  • управление государством объективно, системно, организовано.

В качестве факторов, определяющих современную сущность государственного и муниципального управления следует назвать:

1) Природно-географические условия. Природные свойства территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д.) диктуют людям определенные формы общественной жизни.

2) Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы застройки городов и жилищ, природа поселений, агротехнологии, виды коммуникаций, способы и приемы работы и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

3) Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной жизненной опорой. Социальные формы жизни людей: в России есть такие формы, как вече, собор, казачий круг, дума, артель, общинное товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

4) Производственная база — со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную ) основу существования общества.

5) Система экономических отношений — данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

6) Социальная сфера — состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

7) Духовная культура — имеет два среза — субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

8) Научно-технический прогресс.

Эти факторы во многом определяют механизм воздействия хозяйствования на общество.

Социальный механизм формирования и реализации государственного управления это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) определяет потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на государственную власть. Его можно выразить следующей цепочкой: «потребности — интересы — цели — решения — действия — результаты”.

Муниципальное управление — относительно самостоятельный институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов.

Из двух основных компонентов муниципального самоуправления: власти и экономики, в отличие от государственной власти на местном уровне, экономика преобладает. Муниципальная власть необходима постольку, поскольку эти решения обеспечивают функционирование городского хозяйства, способствуют созданию благоприятных условий для местного населения.

Для предотвращения возникновения абсолютной авторитарной власти реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что каждая из властей действует независимо и не вмешивается в полномочия другой. Принцип разделения властей становится возможным, если интегрировать его в систему «сдержек и противовесов» властей. Такая система «сдержек и противовесов» устраняет любые основания для узурпации полномочий одной власти другой и гарантирует нормальное функционирование государственных органов.

2.Определение места департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области в институциональной подсистеме системы государственного и муниципального управления

Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим, в пределах своей компетенции, отраслевое и межотраслевое регулирование в сфере экономического развития, торговли и труда Курганской области.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Уставом и законами Курганской области, правовыми актами Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области.

Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Курганской области, органами местного самоуправления Курганской области, организациями, различных форм собственности, использует в своей деятельности рекомендации научных организаций, предложения органов местного самоуправления Курганской области, общественных объединений.

Модель институциональной подсистемы системы государственного муниципального управления можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

 описание научно технологической подсистемы системы государственного и муниципального управления 1

Рисунок 1 — Модель институциональной подсистемы системы государственного и муниципального управления

Специфика институтов власти и управления состоит в том что:

  • они всегда узаконены;
  • они организационно-упорядочены;
  • они структурированы;
  • имеют определенный статус в системе управления (иерархия);
  • исполняют функциональную деятельность;
  • обладают правомочием.

Основными задачами департамента являются: содействие созданию и развитию современной рыночной инфраструктуры на территории Курганской области, поддержке предпринимательской инициативы, формированию устойчивого экономического роста и повышения уровня конкурентоспособности через инструменты государственного регулирования и управления.

Управление возглавляет директор, который одновременно является заместителем губернатора Курганской области и членом правительства Курганской области. Директор назначается и освобождается от должности губернатором области.

Структура управления утверждается губернатором Курганской области.

3.Проектирование организационно-функциональной системы Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области

Государственное управление — сложнейший феномен. Подсистемы, составляющие его, в грубом рассмотрении выглядят как независимые сложные объекты.

Необходимо обратиться к структуре системы государственного управления, ее сущностные элементы, т.е. те подсистемы (компоненты), без которых государственное управление состояться не может. Поскольку подробный разбор каждой из подсистем будет в следующих разделах курсового проекта, то вот их краткое описание в порядке приоритетности.

На основе рисунка 2 необходимо проанализировать практические данные и разработать модель организационно-функциональной системы, построив основные блоки систематизации.

 описание научно технологической подсистемы системы государственного и муниципального управления 2

 описание научно технологической подсистемы системы государственного и муниципального управления 3

 описание научно технологической подсистемы системы государственного и муниципального управления 4  описание научно технологической подсистемы системы государственного и муниципального управления 5
 описание научно технологической подсистемы системы государственного и муниципального управления 6

Рисунок 2 — Модель организационно-функциональной системы руководящего органа.

3.1. Описание нормативно-правовой подсистемы

Нормативно-правовая подсистема может быть определена как фундаментальная основа (матрица), на которой строится и без чего не может функционировать система государственного управ­ления. Деятельность государственной администрации более регламентирована, чем деятельность компании или частного лица. Нормативно-правовой компонент госуправления — это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются: совокупность норм и методов, регулирующих организацию и порядок деятельности госорганов власти и управ­ления (правовые нормы и требования на уровне «входа» в систе­му), а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду, правового ре­гулирования как управленческого процесса (на уровне «выхода», эффектора системы).

Нормативно-правовая подсистема определяется как фундаментальная основа, на которой строится и без чего не может функционировать система государственного управления, поскольку государственная управленческая деятельность регламентируется во всех её проявлениях (рисунок 3).

 описание нормативно правовой подсистемы 1
 описание нормативно правовой подсистемы 2

Вход Выход

Рисунок 3 — Модель нормативно-правовой подсистемы системы государственного управления

Данная подсистема состоит из двух основных элементов:

1) Правовые нормы и требования, регулирующие организацию и порядок деятельности государственных органов власти и управления.

2) Правовые нормы и требования, регулирующие степень правового воздействия данных органов на общественную среду.

Правовую основу деятельности департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, правовые акты Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Устав и законы Курганской области, правовые акты Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области.

В своей деятельности Департамент опирается на следующие нормативно – правовые акты:

1)Федеральный Закон №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3) Федеральный закон №38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе»;

4) Закон Курганской области №389 от 26 сентября 2008 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

5) Распоряжение Губернатора Курганской области №288-р от 5 августа 2010 года «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Курганской области от 29 августа 2008 года №373-р «О создании межведомственной комиссии по ликвидации административных ограничений в сфере малого и среднего бизнеса при Губернаторе Курганской области»;

6) Распоряжение Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области №66-р от 15 июня 2010 года «Об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания поддержки в виде субсидирования»;

7) Распоряжение Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области №60-р от 8 июня 2010 года «Об утверждении состава комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания поддержки»;

8) Распоряжение Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области №59-р от 8 июня 2010 года «Об отборе субъектов малого предпринимательства для оказания поддержки в виде грантов»;

9) Методические рекомендации по разработке программ поддержки предпринимательства муниципальных образований;

10) Распоряжение Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области №109 от 20 октября 2009 года «О внесении изменений в распоряжение Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области от 23 января 2009 года №11 «Об отборе субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания поддержки»;

11) Постановление Правительства Российской Федерации №584 от 16 июля 2009 года «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;

12) Приказ директора Департамента №166 от 7 июля 2009 года «Об определении лимита поручительств банкам-партнерам некоммерческой организации «Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области» для предоставления поручительств субъектам малого предпринимательства»;

13) Приказ директора Департамента №52 от 11 марта 2009 года «О проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя государственного унитарного предприятия «Бизнес — инкубатор Курганской области»;

14) Регламент предоставления обеспечения по банковским кредитам Гарантийным фондом малого предпринимательства Курганской области;

15) Регламент принятия решения о заключении соглашения с банками о порядке сотрудничества по предоставлению поручительств Гарантийным Фондом малого предпринимательства Курганской области;

16) иные нормативные акты.

3.2. Проектирование функционально-структурной подсистемы

Государственные органы по своим управленческим функциям различаются по объекту, содержанию, способу и степени воздействия. Это позволяет и обязывает не только выделить и описать функции государственного управления, но и проанализировать распределение функций, их расположение по вертикали и горизонтали управления. Функциональ­ная структура системы госуправления дает в свою очередь пред­ставление о форме государственного устройства, уровне центра­лизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, характере и объеме самоуправляющихся механизмов и о многом другом, т.е. картину предметно — деятельностного управ­ляющего воздействия.

Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области входит в состав Исполнительной власти Курганской области.

Структура исполнительных органов государственной власти Курганской области:

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Департамент имущественных и земельных отношений

Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики

Департамент экономического развития, торговли и труда

Департамент строительства, госэкспертизы и ЖКХ

Департамент государственного регулирования цен и тарифов

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды

Финансовое управление

Главное управление социальной защиты населения

Главное управление образования

Главное управление здравоохранения

Главное управление автодорог

Управление реабилитации территорий и защиты населения

Главное управление по труду и занятости населения Курганской области

Комитет по архитектуре и строительству

Управление культуры

Комитет по печати

Комитет по управлению архивами

Управление по физической культуре, спорту и туризму

Управление по обеспечению деятельности мировых судей

Управление ветеринарии

Государственная жилищная инспекция

Инспекция Гостехнадзора

Управление записи актов гражданского состояния

Координационные и совещательные органы

Структура Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области представлена на рисунке 1.

Организационная структура Департамента включает три отдела и два сектора: сектор бухгалтерского учета и сектор организационной работы, кадровый и юридический. Эти подразделения подчиняются непосредственно директору департамента.

Сектор бухгалтерского учета – осуществляет следующие функции:

  • планирование и организация бухгалтерского учета в Департаменте,
  • контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов Департамента,
  • контроль за состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, а также сохранность денежных средств и товарно – материальных ценностей.

Организационный, кадровый и правовой сектор труда Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области. Сектор осуществляет организацию системы контроля и мониторинга за исполнением документов, поручений, поступающих в департамент; ведение делопроизводства, обеспечение документооборота в департаменте, ведение установленной документации по кадровому делопроизводству, в том личных дел и трудовых книжек сотрудников Департамента, составление приказов по персоналу.

Департамент стратегического планирования и прогнозирования подчиняется четырем департаментам, сектору экономического развития территории и ИТ-службе. Кратко рассмотрим функции данных структурных подразделений.

Отдел макроэкономического анализа, стратегического планирования и форсайта — осуществляет комплексный анализ состояния и тенденций развития экономики региона, стратегические и среднесрочные прогнозы и планирование социально-экономического развития Курганской области. Осуществляет организацию, методическое руководство и координацию работы органов исполнительной власти Курганской области по разработке и реализации среднесрочных и стратегических программ социально-экономического развития региона.

Отдел экономического развития территорий и отраслей экономики. Основная функция отдела — мониторинг и анализ динамики экономических показателей социально-экономического развития муниципальных образований и секторов экономики Курганской области.

Департамент инновационного развития является структурным подразделением Департамента стратегического планирования и прогнозирования Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области. Кафедра анализирует инновационное развитие экономики, определяет стратегические направления и тактические задачи его эффективной реализации на территории региона.

 проектирование функционально структурной подсистемы 1

Департамент бюджетных программ и инвестиций — создан с целью организации и координации работы по реализации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ. Одна из основных задач отдела — оценка эффективности и целесообразности расходования областного бюджета на капитальные вложения, формирование перечня объектов, финансируемых из областного бюджета.

Отдел демографии, уровня жизни и мониторинга рынка труда состоит из двух отделов и демографического сектора.

Департамент демографии и уровня жизни — отслеживает, анализирует и прогнозирует демографическое развитие Курганской области, разрабатывает предложения по демографическому развитию муниципальных образований, осуществляет мероприятия по реализации государственной демографической политики.

Департамент мониторинга рынка труда — проводит мониторинг, анализ и прогноз развития рынка труда в Курганской области.

Рассмотрим структуру Управления развития рыночной инфраструктуры.

Отдел территориального госзаказа — гарантирует принципы обоснованности, гласности и прозрачности размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Курганской области, предотвращает злоупотребления при размещении заказов. Основная функция отдела — формирование прогнозов объемов закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Непосредственным местом практики является отдел развития предпринимательства управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области, поэтому целесообразно провести анализ положения данного структурного подразделения.

Общее руководство отделом осуществляет начальник отдела развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области.

Департамент развития предпринимательства является структурным подразделением Департамента развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области.

Департамент возглавляет начальник управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области. Начальник управления непосредственно руководит отделом и координирует его работу, реализует единую политику с Департаментом экономического развития, торговли и труда Курганской области.

Отдел осуществляет государственную политику в сфере содействия и укрепления предпринимательского сектора экономики Курганской области в тесном взаимодействии с другими федеральными и областными органами государственной власти, органами исполнительной власти других субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствии с положением о структурном подразделении, на отдел возложены следующие задачи:

1) Разработка предложений и реализация государственной политики в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Курганской области.

2) Координация деятельности органов местного самоуправления Курганской области, общественных объединений и союзов предпринимателей, иных структур, участвующих в реализации областной целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

3) Разработка и реализация областной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Курганской области.

4) Обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на развитие малого и среднего предпринимательства.

5) Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Курганской области и эффективность применения мер его поддержки.

6) Разработка и осуществление комплексных мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

7)Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития сферы малого и среднего предпринимательства

8)Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым и средним предприятиям.

9)Определение приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства.

10) Активизация поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны органов местного самоуправления, в том числе в рамках соответствующих региональных и муниципальных программ.

11) Разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства.

12) Обеспечение формирования целостной системы региональной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки по созданию и деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

13) Разработка предложений по совершенствованию системы и механизма финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства.

14) Развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, а также специалистов для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих функции развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

15) Защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов малого и среднего предпринимательства.

16) Взаимодействие с международными коммерческими и общественными организациями в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, координация этой работы в Курганской области.

17) Подготовка предложений в разрабатываемые проекты нормативных правовых актов, направленных на стимулирование и развитие предпринимательской деятельности на территории Курганской области.

В соответствии с данными задачами выделяют ряд функций, выполняемых отделом поддержки предпринимательства:

1) Анализ состояния предпринимательства в области и эффективность мер, направленных на его государственную поддержку, подготовка прогнозов по перспективам развития малого и среднего предпринимательства и предложений по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки.

2) Координация деятельности областных органов исполнительной власти в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, а также других специализированных организаций, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства в области.

3) Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства.

4) Участие в разработке и реализации региональных программ, обеспечение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации областных программ и проектов.

5) Участие в подготовке и реализации предложений по использованию средств областного бюджета, федерального бюджета, внебюджетных средств в интересах субъектов малого и среднего предпринимательства, созданию льготных условий использования субъектами малого и среднего предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических и иных разработок и технологий.

6) Осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на территории области.

7) Организация и проведение конкурсов по предоставлению финансовых средств субъектам малого и среднего предпринимательства за счет бюджетных, внебюджетных и иных средств, с целью реализации программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

8) Разработка предложений по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства.

9) Выявление насущных потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в области, организация проведения опросов субъектов малого и среднего предпринимательства в области, сбор оценок эффективности программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

10) Организация работ по формированию информационной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей получение субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации.

11) Подготовка предложений о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду или собственность нежилых помещений, земельных участков и незавершенных строительством объектов.

12) Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами, участие в зарубежных выставках, ярмарках, семинарах, совещаниях.

13) Разработка предложений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства и органов местного самоуправления, осуществляющих функции поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовка предложений и заключений по учебным предпринимательским программам.

14) Оказание поддержки в организации и обеспечении деятельности союзов и ассоциаций субъектов малого предпринимательства.

15) Формирование единой инвестиционной и технологической политики развития традиционных народных художественных промыслов, а также привлечение дополнительных инвестиций на реализацию программы развития предприятий народных художественных промыслов.

16) Организация научного, художественного, методического обеспечения творческой деятельности традиционных художественных промыслов.

17) Ежегодно представляет на рассмотрение директору Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области доклад о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в области и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств областного бюджета на цели государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

18) Осуществляет иные функции в соответствии с действующим законодательством.

3.3 Исследование коммуникативной подсистемы

Сущностной частью коммуникативной системы являются управленческие отношения, официальные (юридически урегулированные) и неофициальные (деловые и неформальные) связи субъ­ектов управления между собой по горизонтали и вертикали, их взаимодействие с общественными институтами, организациями, гражданами, т.е. та сложная коммуникация в управлении — в ста­тике и динамике, без которой функционирование системы госу­дарственного управления невозможно и представить.

Исследованием управленческих отношений занимаются в по­следние годы многие смежные обществоведческие науки: менедж­мент, информационное обеспечение управления, теория организа­ции, административная этика и др. В частности, социология стала отслеживать процессы, происходящие в кадрах государственных и муниципальных служащих. Философия изучает цели и ценности государственной службы, анализирует диалектику субъект-объектных отношений, управление как процесс во всей сложности и противоречии его проявления.

Понимание практики государственного управления и управленческой деятельности осуществляется философией права. Правовой характер всех отношений и действий в управлении, обусловленность государственной службы правом — это то, что придает чиновникам характери­стику «средоточия государственного сознания и интеллигент­ности», утверждая идею «бескорыстия, жертвования субъек­тивными целями во имя общего блага нахождения удовлетво­рения в сообразном долгу выполнении служебных обязанно­стей и только в нем». От профессионализма чиновников «зависит удовлетворение граждан и их доверие к власти».

Департамент Экономического развития торговли и труда курганской области осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Курганской области, органами местного самоуправления Курганской области, организациями, независимо от формы собственности, использует в своей деятельности рекомендации научных организаций, предложения органов местного самоуправления Курганской области, общественных объединений и других организаций.

У Департамента есть собственный веб-сайт в Интернете, который постоянно обновляется.

3.4. Анализ профессионально-кадровой подсистемы

Никакие наилучшим образом обустроенные институты власти и управления, самые хорошие законы не обеспечат качество государственного управ­ления, не сделают его эффективным, если не будет подготов­ленных кадров, способных правильно и своевременно использо­вать нормативно-правовые установки, достижения науки в прак­тической функционально-управленческой деятельности. Такая постановка проблемы управленческого персонала определяется не только ролью государственного управления в развитии компании, но и спецификой содержания, характером управленческой работы.

Управленческая работа не создает напрямую материальных благ, а только участвует в производстве продукции через организацию работы переводчиков. Объектом управленческого тру­да служат люди, а не средства производства; предметами труда выступает не техника, а более всего информация; по смыслу сво­ему управленческий труд является умственным, интеллектуальным.

«Ресурсы кадров управления» — более широкое понятие, чем «управленческий персонал», это подсистема суперсистемы «тру­довые ресурсы», т.е. видовое понятие в родовом, имеющее его характеристики.

Ресурсами кадров управления, реализующих функции испол­нительной власти, выступают все потенциальные (трудоспособные и профессионально подготовленные) работники, граждане. Каждый человек имеет право на участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей в своей стране ( Всеобщая декларация прав человека).

Государственная служба как публично-правовой ин­ститут, нормативно-обеспеченная деятельность аппарата гос­управления, права и обязанности должностных лиц (госслужа­щих) — все эти вопросы составляют предмет изучения соответ­ствующего раздела курса как логической связки со смежной дис­циплиной «Основы кадровой политики и службы».

Профессионально-кадровая подсистема при помощи смежных дисциплин госслужба и кадровая политика:

1) Формирует профессиональные управленческие кадры

2) Определяет сущность государственной службы как публичного правового института.

3) Регламентирует:

  • нормативно-обеспечительную деятельность аппарата государственного управления;
  • права и обязанности должностных лиц.

4) Описывает совокупность профессионально-культурных элементов как системы.

Классификация функций управления: руководящие функции; регулирующие функции; расчетно-информационно-аналитические функции; организационные функции; контрольные функции; функции должностного лица:

1)универсальные: планирование, организация, регулирование, координация, контроль, анализ;

2)специфические: обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных служащих, информационное обеспечение и т.д.

Анализ профессионально-кадровой подсистемы проведём на основе отдела об отделе развития предпринимательства управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области. Данный отдел является структурным подразделением Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области. Отдел возглавляет заместитель начальника управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области — начальник отдела развития предпринимательства. В Реестре должностей государственной гражданской службы Курганской области данная должность относится к категории «Руководитель» к группе ведущих должностей государственной гражданской службы Курганской области. Начальник отдела развития предпринимательства освобождается и назначается на должность приказом заместителя Губернатора Курганской области — директора Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области; непосредственно подчиняется начальнику управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области, в его отсутствие директору Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области.

К должности начальника отдела поддержки предпринимательства предъявляются требования:

  • профессиональное высшее образование по специальности государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;
  • стаж работы по специальности не менее трех лет;
  • знание нормативной базы гос.управления;
  • уметь вести деловые переговоры, иметь развитые навыки коммуникации

В соответствии с должностным регламентом к обязанностям начальника отдела развития предпринимательства относится:

  • осуществление общего руководства отделом;
  • анализ состояния и условий развития предпринимательства, разработка мер по совершенствованию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Курганской области;
  • взаимодействие с органами местного самоуправления по совершенствованию деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

— оказание методологической, консультационной и организационной помощи хозяйствующим субъектам, осуществляющих деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства, органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции управления.

Начальник отдела развития предпринимательства несет ответственность, установленную российским законодательством, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за действия или бездействие, ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан, за сохранность государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В подчинении начальника отдела развития предпринимательства находятся:

  • два главных специалиста отдела развития предпринимательства;
  • ведущий специалист отдела развития предпринимательства;
  • специалист I разряда отдела развития предпринимательства.

    4.

Власть и бизнес в системе государственного и муниципального управления.

Тема взаимодействие власти и предпринимательского сообщества представляется чрезвычайно актуальной, поскольку, с одной стороны, рост экономики открывает новые возможности для ведения бизнеса, с другой стороны, рамки ведения предпринимательской деятельности, определяемые властью все же далеки от режима наибольшего благоприятствования.

Особенно остро данная проблема проявляется на региональном уровне. Для этого есть две основных причины:

1) Если в 1990-х и даже начале 2000-х годов важным препятствием для ведения предпринимательской деятельности была непроработанность законодательной базы и общая невнятность государственной политики в отношении малого бизнеса, то к настоящему моменту предприняты серьезные шаги по регулированию данной сферы на федеральном уровне.

2) Благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности, целиком является заслугой и позицией властей конкретных регионов, готовностью муниципалитетов поддерживать и отстаивать интересы малого бизнеса. Кроме того, поскольку непосредственно малые предприниматели взаимодействуют с властью именно на местном уровне, то именно здесь и возникают основные проблемы, конфликты.

Комплекс проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели при ведении своей деятельности, широк (начиная с проблем лицензирования и регистрации и заканчивая недостаточным финансированием).

В то же время, отдельный анализ каждой из проблем, с одной стороны, имеет место в отечественной практике, особенно в отношении различных административных барьеров, с другой стороны, такой анализ не позволяет увидеть взаимодействие малых предпринимателей и власти в комплексе.

Комплексный анализ взаимодействия власти и малых предпринимателей на региональном уровне предполагает внимание как к существующим проблемам, так и к формированию запроса со стороны малого бизнеса, к роли предпринимательских объединений как субъектов данного взаимодействия, к СМИ и специализированным сайтам бизнес-сообщества, которые формируют образы обеих сторон взаимодействия, оказывают влияние на коммуникацию между бизнесом и властью и формируют систему обратной связи.

Таким образом, анализ механизма взаимодействия власти и малых предпринимателей предполагает учет всех указанных компонентов и позволяет не только описать комплекс существующих проблем, но и возможные направления налаживания коммуникации между властью и предпринимательским сообществом благодаря характеристике сформировавшегося в предпринимательской среде запроса.

Основными задачами Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области являются:

  • содействие созданию и развитию современной рыночной инфраструктуры на территории Курганской области;
  • поддержка предпринимательской инициативы;
  • формирование устойчивого экономического роста и повышение уровня конкурентоспособности малого предпринимательства через инструменты государственного регулирования и управления.

В области реализуется ряд целевых программ, направленных на поддержку бизнеса и занятости населения:

  • Целевая программа Курганской области по обеспечение конкурентоспособности и развития экономики Курганской области на 2009-2011 годы
  • Целевая программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Курганской области в 2010 году
  • Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Курганской области.
  • Программе социально-экономического развития Курганской области на 2011 год и среднесрочную перспективу

В рамках данных программ с целью содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан проводятся следующие мероприятия:

  • обеспечение функционирования информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектов малого предпринимательства к информационно – консультативным ресурсам;
  • оказание информационно – консультативных услуг ищущим работу и безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости, помощь в подготовке документации;
  • разработка страницы «Открой свое дело» на сайте Главного управления по труду и занятости населения Курганской области;
  • организация и проведение клубов «Предпринимательство и самозанятость», тренингов для безработных граждан по развитию предпринимательской деятельности;
  • предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости.

Взаимодействие власти и бизнеса – необходимое условие для создания стабильности в социально – экономической сфере общества.

Заключение

Объектом исследования курсового проекта стал Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области, который относится к органам исполнительной власти Курганской области. В ходе выполнения курсового проекта разработана модель организационно-функциональной системы органа исполнительной власти, в основе которой лежали определенные систематизирующие блоки.

Основными источниками информации послужили:

  • теоретический лекционный материал;
  • опубликованные материалы органа власти (управления): положение, должностные регламенты, другие материалы , программы.
  • внутренняя информация:
  • данные об органе власти (управления): принадлежность к ветви власти, принадлежность к уровню управления (федеральный, территориальный, местный),данные статистического учета, материалы совещаний;
  • нормативная документация:

Законы, Указы, Постановления.

Первый раздел курсового проекта включал в себя содержание системы государственного управления, которое позволило составить общее представление о структуре и внутренних механизмах реализации государственной политики, базирующейся на учёте особых интересов, составляющих целостность территориальных образований. Обзор принципов исследования и организации системы государственного и муниципального управления призван выработать конкретные навыки административного регулирования этой системы.

Задача второго раздела курсового проекта заключалась в определении места исследуемого органа власти (управления) в иерархии системы государственного и муниципального управления и отнесение его к одной из сфер и ветвей власти, исходя из схемы.

Выделенный в третьей главе блок функций государственного управления на уровне субъекта Федерации является попыткой изложения профессиональных обязанностей государственных служащих в управлении системами, был проведен анализ практических данных и осуществлена разработка модели организационно-функциональной системы посредством построения основных систематизирующих блоков.

В четвертой главе был проведен анализ взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации и бизнес среды. В ходе анализа выявлены основные направления поддержки малого предпринимательства в Курганской области.

Список источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovoy/sistema-munitsipalnogo-upravleniya/

1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 551 с.

2. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – Питер, 2003. – 301 с.

3. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993 г. – 702 с.

4. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление. Учеб. пособие. – М.: ЭКЗАМЕН, 2002. – 640 с.

5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007)

6. Закон Курганской области от 16.12.1994 N 1 (ред. от 04.05.2010) «Устав Курганской области»

7.Законом Курганской области от 4 декабря 2003 года № 356 «О

прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области»

8.Положение о Департаменте экономического развития, торговли и труда Курганской области

9.Положение об отделе развития предпринимательства управления развития рыночной инфраструктуры Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области.

10. Программа социально-экономического развития Курганской области на 2011 год и среднесрочную перспективу

11. www.oblduma.kurgan.ru

12. www.economic.kurganobl.ru