Местом прохождения производственной практики являлось общество с ограниченной ответственностью «Автолига+» (далее ООО «Автолига+»), основным направлением деятельности предприятия является оказание транспортно-экспедиционных услуг.
Целями производственной практики являются:
- закрепление и развитие теоретических и методологических знаний, полученных в процессе обучения;
- получение студентом навыков практической работы в ООО «Автолига+», с тем, чтобы более успешно и в более короткий период пройти адаптацию к конкретному виду деятельности после окончания обучения;
- сбор, обобщение и анализ материалов о деятельности предприятия и включение их в основные ее разделы отчета по практике.
Исходя из поставленной цели прохождения практики, основное внимание было уделено решению следующих задач:
- привести организационно-экономическую характеристику ООО «Автолига+»,
- охарактеризовать положение предприятия на рынке;
- оценить различные системы планирования и управления на предприятии;
- проанализировать финансовое состояние, финансовые результаты деятельности предприятия и их динамику за 2011-2013 гг.
Информационную базу образовали нормативные и статистические материалы, бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Автолига+».
В отчете по производственной практике также рассмотрены проблемы повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, даны рекомендации по укреплению финансового состояния структуры практики.
Местом прохождения производственной практики являлось общество с ограниченной ответственностью «Автолига+» (далее ООО «Автолига+»).
Юридический адрес: 198216, город Санкт-Петербург, Трамвайный проспект дом 14 офис 306.
Деятельность ООО «Автолига+» регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- Гражданским Кодексом РФ (ст.87-94 ГК РФ),
- Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
- Постановлением Правительства РФ N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
- Постановлением Правительства РФ N 1208 «Об утверждении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом»
- Приказом Федерального дорожного агентства № 47 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2013 году»
ООО «Автолига +» предлагает качественные услуги в сфере транспортно-экспедиторских услуг и уже несколько лет специализируется на организации грузовых перевозок, осуществляя доставку в любых объемах и в реальных условиях.
Образец на предприятии – Пример готового отчет для студентов ...
... на практику). Дневник прохождения практики. (Без подписи и печати предприятия считается недействительным). Договор на прохождение производственной практики. План производственной практики (четко разбивается по дням и ... осуществления практической деятельности С согласия руководителя предприятия необходимо получить согласование с учебным заведением. Все организационные моменты по практике лежат на ...
Проверенные технологии позволяют выполнять самые сложные перевозки без потери времени и прерывания рабочего цикла.
Многолетний опыт работы, индивидуальный подход, гибкая ценовая политика, постоянные клиентские кредиты позволили компании занять лидирующие позиции на транспортном рынке.
Для выполнения поставленных задач используется современный подвижной состав.
Тарифная политика гибкая, к каждому клиенту предприятия применяется индивидуальный подход. Ставки зависят от количества отправлений в месяц, типа груза и формы оплаты за перевозку товара.
В рамках деятельности по совершенствованию инноваций деятельность, проводимая организацией, направлена на разработку путей, снижение логистических затрат. Наиболее значимыми инновационными проектами стали разработка новых маршрутов и приобретение современного складского оборудования, что позволило бы ускорить обработку и погрузку товаров.
Свою работу компания начинала с организации внутригородских перевозок, в основном перевозки мелких грузов и мебели. По мере роста компании она начала приобретать тяжелые грузоперевозки и вышла на рынок дальних перевозок, а также арендовала склад для оказания складских услуг клиентам.
Отсутствуют специализированные программы учета транспортных средств и системы слежения за товарами в пути.
Компания использует программу Транс- менеджер 8.2, которая предоставляет возможность реагировать на любое изменение ситуации поездки. В частности такая система позволяет:
- осуществлять контроль пробегов и маршрутов движения, чтобы транспорт не использовался вне прямых обязанностей;
- контроль ГСМ, который позволяет максимально уменьшить эксплуатационные расходы;
- контроль скоростного режима, который полностью исключает какую-либо порчу груза, а общий износ транспорта заметно снижается.
По состоянию на 01.01.15 среднесписочная численность персонала организации составляет — 374 человека.
ООО «Автолига +» ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке и формах, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером и утверждается директором.
Прибыль компании определяется в конце каждого квартала и в конце года. Чистая прибыль общества, образуемая в соответствии с установленным порядком после уплаты налогов, возмещением материальных затрат, расходов на оплату труда, после внесения необходимых средств на развитие производства и социальное развитие принадлежит учредителю.
Организационная структура ООО «Автолига+» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Организационная структура ООО «Автолига+»
На рисунке 1 показано, что все заместители директора и отделы находятся под контролем директора.
Бухгалтерия отвечает за ведение бухгалтерского и налогового учета, за подготовку отчетов и за применение действующих принципов бухгалтерского учета.
Заместитель директора по развитию занимается организацией грузовых перевозок, продвижением услуг компании на рынке.
«Оптимизация организационной структуры управления как фактор ...
... структур управления: линейная; функциональная; линейнофункциональная; матричная; дивизиональная; множественная. В линейной организационной структуре ... или услуги, учет и др. Ссылки с нижних уровней управления могут ... структуре, как правило, существует несколько иерархических уровней управления, включающих ряд звеньев. Высший (институциональный) уровень представлен директорами (советом директоров), ...
Отдел грузоперевозок выполняет такие функции как: обеспечение выполнения установленного плана перевозок с соблюдением требований безопасности движения; организация сменно-суточного планирования перевозок, разработка расписаний маршрутов и обеспечение их выполнения с соблюдением режима труда и отдыха персонала, занятого в перевозках; разработка перспективных и текущих планов (графиков) различных видов ремонта оборудования и автотранспорта, а также мер по улучшению их эксплуатации и обслуживания и контроль выполнения утвержденных планов; обеспечение соблюдения установочных норм расхода эксплуатационных и горюче-смазочных материалов; обеспечение своевременного ведения учета и отчетности о работе отдела по всем технико-экономическим показателям; составление и обработка документов первичной отчетности (путевые листы, сводки, наряды, карточки по учету движения грузового и легкового транспорта, отчеты по движению и использованию ГСМ, табеля и т.п.); организация мероприятий по подготовке для предъявления в органы инспекции Госгортехнадзора, МРЭО, ГИБДД грузоподъемных механизмов и автомобильной техники для постановки на учет и прохождения государственного технического осмотра и многие другие.
Отдел автоматизации занимается установкой различных программных продуктов и разработкой алгоритмов, а также созданием внутренней информационной сети, профилактикой оборудования и защитой баз данных.
Координация деятельности осуществляется высшим руководством, которым является директор.
Эта структура отличается высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, четкой цепочкой подчинения, отношения между руководителями и подчиненными выстраиваются вертикально по принципу индивидуального управления. Кроме того, у директора есть три заместителя, отвечающие за основные функции. Бухгалтерия обеспечивает составление форм отчетности, уплату налогов, начисление зарплаты, контроль за поступлением средств от оказания услуг, составлением смет расходов и плановой калькуляции Административно-хозяйственный отдел занимается планированием материальных потоков. На данный момент отчётливо обозначились некоторые недостатки организационной структуры:
- постоянно изменяющиеся внешние условия требуют от структуры гибкости и адаптивности, чего существующая структура обеспечить в полной мере не в состоянии;
- значительно усилились конфликты между функциональными областями, зам. директора по общим вопросам курирует некоторые вопросы оказания услуг грузоперевозок. Сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков, определение целевых рынков, выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж, изучение конкурентов, а также разработка рекомендаций по созданию товара – всем этим занимается зам. директора по общим вопросам. Оценивая использование маркетинговых инструментов, нельзя не констатировать, что компания лишена возможности полноценно управлять одним из важнейших инструментов: ценовой политикой. Причина — несовершенство организационной структуры.
При помощи PEST — анализа оценим характер влияния значимых факторов на деятельность организации (отрицательное или положительное).
В таблице 1 вероятности влияния фактора присвоено значение от 1 до 3 соответственно от низкой к высокой.
Таблица 1 – PEST –анализ внешней среды ООО «Автолига+»
Фактор |
Вероятность |
Проявление |
Реакция |
1 |
2 |
3 |
4 |
Экономические факторы |
|||
1.1. Рост цен на материалы и ГСМ |
3 |
Увеличение себестоимости |
Разработка программ по снижению затрат на оказание услуг грузоперевозок |
1.2. Снижение платежеспособности потенциальных клиентов |
3 |
Снижение финансовых результатов |
Применение гибких цен на оказание услуг грузоперевозок |
1.3. Ослабление конкурентных позиций общества |
3 |
Снижение объема услуг грузоперевозок |
Разработка программ по диверсификации деятельности |
1.4. Стагнация развития экономики России |
3 |
Отсутствие резервов роста вследствие ухудшения экономической ситуации в стране |
Снижение объемов инвестиций |
Политические факторы |
|||
2.1. Усиление политического лобби российских предприятий |
2 |
Появление законов, создающих преференции российским предприятиям |
Дополнительные расходы ресурсов |
2.2 Усиление попыток со стороны правительства регулировать рынок |
1 |
Образование новых лобби в отрасли как контрмера по борьбе с ужесточением влияния на рынок |
Необходимость большего участия в различных лобби и ассоциациях |
2.3. Поддержка правительством конкурентов |
3 |
Повышение ценовой конкуренции |
Возможный отток конечных потребителей |
Технологические факторы |
|||
3.1. Широкое распространение средств автоматизации |
2 |
Предприятия, обладающие средствами автоматизации, получают преимущество по издержкам |
Увеличение инвестиций в ОПФ |
3.2. Технологические достижения создают дополнительную конкуренцию со стороны других предприятий |
1 |
Рост конкуренции |
Увеличение инвестиций в нематериальные активы |
Социальные факторы |
|||
4.1. Снижение реальных доходов населения |
2 |
Падение спроса на грузоперевозки, повышение спроса на товары первой необходимости |
Приведение в соответствие традиционного ассортимента изменившейся структуре спроса |
4.2. Снижение реальных доходов среднего класса |
3 |
Снижение спроса на услуги грузоперевозок |
Диверсификация деятельности |
Построение сценариев развития ситуации для ООО «Автолига+» проводилось по четырем группам факторов (экономические, политические, технологические, социальные) и по трем направлениям развития: позитивный, негативный сценарий и реальный сценарий соответственно.
Экономические сценарии
Сценарий №1 « Позитивный »: в случае улучшения внешней экономической ситуации, а именно рост экономики РФ ООО «Автолига+» имеет шансы для увеличения оказания услуг грузоперевозок, и роста финансовых показателей деятельности.
Сценарий №2 « Негативный »: В случае ухудшения ситуации предприятие имеет шанс стать банкротом.
Сценарий №3 « Реальный »: в текущих условиях трудно спрогнозировать ситуацию, скорее всего предприятие ждет снижение объемов услуг грузоперевозок.
Политические сценарии.
Сценарий №1 « Позитивный »: предприятие получит поддержку со стороны государства.
Сценарий №2 « Негативный »: в случае ухудшения политической ситуации предприятие будет испытывать трудности с получением заказов на услуги грузоперевозок.
Сценарий №3 « Реальный »: рост объемов оказания услуг грузоперевозок в случае стабилизации политической ситуации.
Социологические сценарии.
Сценарий №1 « Позитивный »: рост объемов оказания услуг грузоперевозок в связи с ростом спроса.
Сценарий №2 « Негативный »: падение объемов оказания услуг грузоперевозок в связи со снижением платежеспособного спроса.
Сценарий № 3 «Реал»: ухудшение экономической ситуации в 2014 году может вызвать снижение объемов грузовых перевозок .
Технологические сценарии.
Сценарий № 1 «Позитивный»: улучшение экономической ситуации повлечет увеличение объема инвестиций в материальные и нематериальные активы.
Сценарий № 2 «Негативная»: ухудшение экономической ситуации вызовет уменьшение объема инвестиций в материальные и нематериальные основные фонды.
Сценарий № 3 «Реал»: ухудшение экономической ситуации в 2014 году могло вызвать уменьшение объема инвестиций, частичную ликвидацию основных средств для пополнения оборотных средств компании.
Чтобы определить общую картину ситуации внутри компании, мы используем SWOT-анализ, который является неотъемлемой частью построения оптимальной стратегии.
Сильные стороны компании, особенно те области ее бизнеса, которые являются ключом к успеху, важны как основные элементы стратегии. Слабые стороны бизнеса важны, поскольку они позволяют выявить уязвимости бизнеса, требующие особого внимания.
Сильными сторонами предприятия могут быть: квалифицированные кадры, значительные финансовые ресурсы, современные технологии, наличие инновационных способностей и т.п. Слабые стороны: недостаточные маркетинговые способности, отсутствие управленческого опыта, неопределенная стратегическая направленность и т.п.
Возможности и внешние угрозы важны для анализа, так как стратегия всегда направлена на использование наиболее благоприятных возможностей и защиту от угроз, угрожающих благополучию компании.
Данные сильные и слабые стороны ООО «Автолига+», а также возможности и угрозы сведем в таблицу 2.
Таблица 2 — Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ООО «Автолига+»
Сильные стороны компании 1) высокая квалификация персонала; 2) благоприятная ценовая политика |
Возможности компании 1) усиление рекламной политики; 2) расширение номенклатуры оказываемых услуг. |
Слабые стороны компании 1) каналы сбыта; 2) небольшое число компаний, которое можно было привлечь на постоянное обслуживание |
Угрозы внешней среды для бизнеса 1) снижение цены на соответствующие услуги конкурентными организациями 2) увеличение каналов сбыта у конкурентов; 3) возникновение на рынке новых предприятий, предлагающих такие же услуги |
Далее мы проанализируем взаимосвязь сильных и слабых сторон с выявленными возможностями и угрозами. В таблице 3 данные рассчитаны по алгоритму: степень влияния сильных и слабых сторон фирмы на возможности и риски рынка оценивается по 7-балльной шкале.
Таблица 3 — Табличная форма расчетов SWOT-анализа
Сильные стороны |
Возможности |
Опасности |
Всего |
||||||
1 |
2 |
3 |
итого |
1 |
2 |
3 |
итого |
||
высокая квалификация персонала |
0 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
7 |
благоприятная ценовая политика |
3 |
3 |
3 |
9 |
1 |
3 |
3 |
9 |
18 |
Слабые стороны |
Возможности |
Опасности |
Всего |
||||||
1 |
2 |
3 |
итого |
1 |
2 |
3 |
итого |
||
каналы сбыта |
-2 |
-3 |
-3 |
-8 |
-3 |
-3 |
-3 |
-9 |
-17 |
небольшое число компаний, которое можно было привлечь на постоянное обслуживание |
0 |
-2 |
-1 |
-3 |
-3 |
-3 |
-3 |
-9 |
-12 |
На основе полученных данных можно сказать, что итоговая оценка возможностей под влиянием сильных и слабых сторон предприятия ниже, чем общая сумма усиления/ослабления рыночных опасностей под влиянием тех же факторов оценка возможного ослабления рыночной опасности, что в целом свидетельствует о том, что предприятие неустойчиво в реагировании на возможные рыночные опасности. Однако существует потенциал для реализации ожидаемых возможностей роста.
В процессе исследования внешней среды выделены преимущества организации перед конкурентами: стабильные денежные и инвестиционные потоки; ООО «Автолига+» широко известен благодаря хорошему качеству услуг. Недостатками являются: территориально очень близко расположены конкурирующие организации; отсутствие четкого позиционирования услуг; недостаточное развитие сферы дополнительного сервиса.
ООО «Автолига +» видит свою главную задачу в снижении стоимости предоставляемых услуг при сохранении уровня их качества.
Чтобы оценить внешние и внутренние процессы, мы поставим цели.
Таблица 4 — Анкета для выявления проблем совершенствования отдельных направлений деятельности
Сферы функционирования |
Долгосрочные цели |
Краткосрочные цели |
Рыночная сфера |
Увеличение доли на рынке до 15% |
Увеличение объема продаж за счет более эффективного использования автотранспорта |
Производственная сфера |
Расширение складских помещений |
|
Экономическая сфера |
Расширение сферы деятельности организации |
Изучение возможностей для расширения сферы деятельности (оценка возможности приобретения автотранспорта в лизинг или кредит) |
Финансовая сфера |
Максимизация прибыли организации |
Погашение кредиторской задолженности банку |
Социальная сфера |
Улучшение качества жизни персонала |
Организация премирования лучших работников по итогам деятельности организации |
Таким образом, у организации есть ряд достижений, но есть и оговорки по повышению эффективности деятельности за счет активизации маркетинговых подходов, приведения предоставляемых услуг к потребностям клиентов.
Начнем анализ с расчета основных технико-экономических показателей его деятельности на период 2011-2013 гг. Расчет выполнен на основе данных бухгалтерской отчетности предприятия за 2011-2013 гг., приведенной в Приложении, результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 — Основные технико-экономические показатели ООО «Автолига+» и их динамика за 2011-2013 гг.
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
Измене-ние (+, — ) |
Темп роста, % |
2013 |
Измене-ние (+, — ) |
Темп роста, % |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
541580 |
623238 |
81658 |
115,08 |
646342 |
23104 |
103,71 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
320 |
350 |
30 |
109,38 |
374 |
24 |
106,86 |
Себестоимость, тыс. руб. |
459579 |
524045 |
64466 |
114,03 |
511559 |
-12486 |
97,62 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
61708 |
58523 |
-3186 |
94,84 |
49375,50 |
-9147,00 |
84,37 |
Производительность труда, тыс. руб. |
1692,44 |
1780,68 |
88,24 |
105,21 |
1728,19 |
-52,49 |
97,05 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
84277 |
145369,00 |
61092,00 |
172,49 |
228975,50 |
83607 |
157,51 |
Фондоотдача, руб. |
8,78 |
10,65 |
1,87 |
121,34 |
13,09 |
2,44 |
122,92 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты. |
6,43 |
4,29 |
-2,14 |
66,72 |
2,82 |
-1,46 |
65,84 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
60293,00 |
74057 |
13764 |
122,83 |
100586 |
26529 |
135,82 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
82001,00 |
99193 |
17192 |
120,97 |
134783 |
35590 |
135,88 |
Рентабельность предприятия, % |
13,12 |
14,13 |
1,01 |
107,72 |
19,66 |
5,53 |
139,14 |
Рентабельность продаж, % |
15,14 |
15,92 |
0,77 |
-105,12 |
20,85 |
4,94 |
131,02 |
По данным таблицы 5 изменение выручки от реализации продукции, работ и услуг в абсолютном и относительном измерении по сравнению с предыдущим годом: в 2012 году составило 81658 тыс.руб. или 15,1%, а в 2013 году рост был меньше, изменение составило всего 23104 тыс.руб. или 3,71% от показателя 2012 года.
Причинами снижения темпов прироста выручки от реализации ООО «Автолига+» является активное внедрение инновационных технологий оказания услуг конкурентами предприятия; увеличение дебиторской задолженности.
Темп роста себестоимости соответствует темпам изменения выручки от реализации, так в 2012 году себестоимость повысилась на 14,03%, а в 2013 году снизилась на 12486 тыс.руб. или на 2,38% по отношению к величине 2012 года.
От стабильности квитанции об оплате во многом зависит эффективность работы ООО «Автолига.
Рисунок 2 — Структура потребителей (профиль клиента) ООО «Автолига+» в 2013 году
Структура потребителей, показанная на Рисунке 2, коррелирует с объемом поступлений. Просроченная задолженность привела к снижению показателя финансового результата — выручки.
По оценкам таблицы 5 увеличение чистой прибыли в 2012 году по отношению к 2011 году составило 13764 тыс.руб., а в 2013 году чистая прибыль выросла на 26529 тыс.руб., значительно превысив уровень 2011 года. В относительном выражении темп роста чистой прибыли составил 20,97% в 2012 году и 35,88% в 2013 году.
Показатели использования основных и оборотных средств изменились незначительно.
За 2012 год рост фондоотдачи основных средств составил 1,87 или 21,34%, а за 2013 год она выросла на 2,44 или 22,92%; при одновременном снижении среднегодовой стоимости основных средств на 3186 тыс.руб. и -9147 тыс.руб.в 2012 и в 2013 году соответственно.
Снижение оборачиваемости оборотных средств составило в 2012 году 33,28%, а в 2013 году 34,16% при одновременном увеличении среднегодовой стоимости оборотных средств на 61092 тыс.руб. и 83607 тыс.руб.в 2012 и в 2013 году соответственно.
В ООО «Автолига+» произошел существенный рост рентабельности предприятия – в 2013 году она выросла до отметки 19,66% – на 5,53%, в 2012 году рост был менее значительным 1,01%.
Если сравнить показатели рентабельности предприятия и рентабельности продаж, то можно заметить, что такое увеличение в основном было вызвано увеличением эффективности основной деятельности (эту эффективность отражает рентабельность, рассчитанная по показателю прибыли от продаж), а не увеличением эффективности прочей деятельности, см. рис.3.
Рисунок 3 — Динамика показателей рентабельности ООО «Автолига+» в 2011-2013 гг.
Таким образом, можно сказать, что финансовое состояние ООО «Автолига +» за рассматриваемый период улучшилось, об этом свидетельствует рост качественных показателей финансово-хозяйственной деятельности в таблице 5.
Для более точной оценки финансового положения «Автолига +» мы проанализируем его финансовое состояние.
Для общей оценки структуры средств проанализируем активы (имущество) и пассивы (источники формирования имущества) ООО «Автолига+»» по среднегодовым значениям, результаты расчетов представлены в табл.6.
Таблица 6 — Динамика состава и структуры активов и пассивов ООО «Автолига+»
№ |
Показатели |
Среднегодовая сумма по балансу в т.р. |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Имущество, в том числе |
145966 |
203890 |
278351 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
1.1 |
Основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения |
61708 |
58522,5 |
49375,5 |
42,28 |
28,70 |
17,74 |
1.2 |
Оборотные активы, в том числе: |
84257,5 |
145368 |
228975 |
57,72 |
71,30 |
82,26 |
1.2.1 |
Готовая продукция, запасы сырья и материалов |
8068 |
7649 |
7871,5 |
5,53 |
3,75 |
2,83 |
1.2.2 |
Дебиторская задолженность |
65230 |
129959 |
218224 |
44,69 |
63,74 |
78,40 |
1.2.3 |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
10959,5 |
7760 |
2880 |
7,51 |
3,81 |
1,03 |
2 |
Капитал, в том числе: |
145985 |
203892 |
278351 |
100 |
100 |
100 |
2.2 |
Собственный капитал, в том числе: |
83904 |
106126 |
92365 |
57,48 |
52,05 |
33,18 |
2.1.1 |
Уставный, добавочный и резервный капитал |
50870 |
50870 |
50870 |
34,85 |
24,95 |
18,28 |
2.1.2 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
33034 |
55255,5 |
41495 |
22,63 |
27,10 |
14,91 |
2.2 |
Заемный капитал, в том числе: |
62081 |
97766 |
185986 |
42,53 |
47,95 |
66,82 |
2.2.1 |
Долгосрочные заемные средства |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2.2.2 |
Краткосрочные заемные средства |
62081 |
97766 |
185986 |
42,53 |
47,95 |
66,82 |
Как показано в Таблице 6, в течение исследуемого периода достаточно значительные средства ООО «Автолига +» были направлены в оборотные активы и в основном в кредиты.
Приведенные в таблице 6 данные показывают, что в 2011 году удельный вес дебиторской задолженности в активах предприятия составлял 44,69%, то в 2013 году он составил 78,40%.
Стоимость требований в собственности фирмы слишком высока, что может создать угрозу финансовой стабильности фирмы в будущем.
В составе мобильных активов только 7,51% в 2011 году и 1,03% в 2013 году имеют низкую степень риска (денежные средства, краткосрочных финансовых вложений у предприятия нет).
Анализ структуры капитала, характеризующей источники финансирования, показывает, что в 2011-2013 гг. основными их видами являются заемные источники финансирования, а именно краткосрочные заемные средства (кредиторская задолженность, банковских кредитов у предприятия нет) — их доля составляла в 2011 году 42,53%, а в 2013 году 66,21%.
По результатам расчетов в таблице 6 следует, что в 2013 году увеличилась доля финансирования основных видов деятельности за счет краткосрочных заемных источников — это означает рост финансовой зависимости ООО «Автолига+».
Долги представляли большую часть заемных источников в анализируемом периоде, обеспечивая дальнейший приток средств. Кредиторская задолженность по удельному весу незначительно превышает объем кредитования, который организация предоставила своим покупателям (сумме дебиторской задолженности), что дало возможность использовать эти денежные средства в течение года.
В течение анализируемого периода структура капитала ООО «Автолига +» изменилась в худшую сторону: увеличились источники финансирования заемных средств и, как следствие, выросла и зависимость компании.
Руководству предприятия необходимо принять меры по стабилизации финансового положения предприятия, например, более эффективно организовать работу, работая по полной предоплате.
Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние компании, является ее платежеспособность или способность своевременно погашать платежные обязательства, предъявленные компании наличными.
Для оценки платежеспособности используют коэффициенты ликвидности, в числителе которых находятся элементы текущих активов, в знаменателе – текущие пассивы (см. табл. 7).
Таблица 7 — Коэффициенты ликвидности ООО «Автолига+» за 2011-2013 гг.
Наименование показателя |
Реком. знач. |
2011 |
2012 |
Изм. |
2013 |
Изм. |
Коэффициент общей ликвидности |
1,5 |
0,885 |
1,695 |
0,810 |
1,255 |
-0,440 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,0 |
0,721 |
2,382 |
1,661 |
1,197 |
-1,185 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2 |
0,133 |
0,207 |
0,074 |
0,004 |
-0,204 |
Коэффициент общей ликвидности определяет наличие резерва для текущих активов сроком менее одного года в отношении текущих обязательств сроком менее одного года. Этот индикатор не отражает мгновенную ликвидность фирмы, поскольку он содержит элементы низкой ликвидности, такие как запасы и кредиты. В 2011 году он составил 0,885; в 2012 году 1,695; в 2013 году 1,225.
Сравнивая его значение с рекомендуемым (1,5), можно сказать, что ООО «Автолига+» не в состоянии полностью и в срок погасить свои обязательства.
По сравнению с предыдущим, коэффициент текущей ликвидности отражает краткосрочную платежеспособность без ущерба для разумности дебиторской задолженности. На начало анализируемого периода, в 2011 году он равен 0,721, а в 2013 году 1,197, при нижнем значении коэффициента – 1,0. Это означает, что срочно погасить обязательства компания сможет только в 2012 и 2013 годах.
Хочу уточнить, что соответствие значения коэффициента в основном связано с наличием кредитов, а известно, что он не имеет абсолютной ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2011 году равен 0,133; а в 2013 году 0,004. Полученные расчетные значения коэффициента абсолютной ликвидности ниже рекомендуемого минимума в размере 0,2. Коэффициенты абсолютной ликвидности не соответствуют норме, у компании явно не хватает свободных средств.
Следует отметить, что сам уровень коэффициента абсолютной ликвидности еще не является признаком плохой или хорошей платежеспособности. При оценке его уровня необходимо учитывать скорость оборачиваемости денежных средств в оборотных активах и скорость оборачиваемости краткосрочных обязательств. Если средства платежа работают быстрее, чем период возможной отсрочки платежных обязательств, платежеспособность компании будет нормальной. В то же время хроническая нехватка ликвидности приводит к тому, что компания становится хронически неплатежеспособной, и это можно рассматривать как первый шаг к банкротству.
Как видно из таблицы 7, общий объем наиболее срочных обязательств ООО «Автолига +» к 2013 году увеличился. В сочетании с недостатком высоколиквидных средств (см. табл.5) это привело к тому, что значительный объем срочных обязательств ООО «Автолига+» оказался покрыт активами с относительно невысокой оборачиваемостью (дебиторской задолженностью).
Следует также иметь в виду, что коэффициенты ликвидности дают статическое представление о наличии платежных средств для покрытия обязательств на определенную дату. В нормальном режиме оборотные активы являются оборотными: использованные запасы снова пополняются, погашенные кредиты заменяются вновь созданными. Имеющийся резерв денежных средств не имеет причинно-следственной связи с будущими денежными потоками, которые зависят от объема продаж продукции, их стоимости, прибыли и изменений условий эксплуатации.
Следующим важным вопросом при оценке финансового состояния является оценка реальности взаимоотношений между собственными и заемными средствами и анализ финансовой устойчивости и независимости фирмы.
К основным показателям финансовой устойчивости относятся коэффициент независимости, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент фондирования. Результаты расчета этих показателей для ООО «Автолига+» приведены в таблице 8.
Таблица 8 — Динамика показателей финансовой устойчивости и независимости ООО «Автолига+»
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
Изменение |
2013 |
Изменение |
Финансовой независимости (автономии) (СК/А)> 0,5 |
0,575 |
0,520 |
-0,054 |
0,332 |
-0,189 |
Коэффициент финансового рычага<0,7 |
0,740 |
0,921 |
0,181 |
2,014 |
1,092 |
Коэффициент обеспеченности СОС (СК+ДО-ВнА)/ТА >0,1 |
0,263 |
0,327 |
0,064 |
0,188 |
-0,140 |
Коэффициент финансовой маневренности (СК+ДО-ВнА)/СК >0,5 |
1,740 |
1,921 |
0,181 |
3,014 |
1,092 |
Коэффициент финансовой независимости — это отношение капитала к собственному капиталу. На начало анализируемого периода он составил 0,575, на конец 0,332. Такое значение коэффициента означает, что как и ранее, большая часть имущества организации формируется за счет заемного капитала. Это означает, что ООО «Автолига+» не сможет погасить свои долговые обязательства, хотя риск зависимости от кредиторов незначительно снизился. Коэффициент не соответствует рекомендуемому уровню в 0,5.
Коэффициент финансового рычага показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. В данном случае отмечается повышение коэффициента, его значение не соответствует рекомендуемому <0,7 что, говорит о зависимости предприятия от заемных средств. Проведенные расчеты свидетельствует об ухудшении финансового состояния ООО «Автолига+», растет зависимость от заемных источников финансирования.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, хватит ли собственных средств, то есть чистых активов (иначе говоря, собственный капитал предприятия, состоящий из уставного капитала + резервов (нераспределенная прибыль либо непокрытый убыток) за минусом стоимости основных средств) на обеспечение как минимум 10% текущих активов. У ООО «Автолига+» коэффициент 0,263 в 2011 году, и 0,188 в 2013 году, что выше норматива >0,1.
Динамика этого коэффициента в течение трех лет ухудшилась, но пока на данном этапе предприятию хватает собственных средств.
Коэффициент маневренности характеризует долю собственного капитала и долгосрочных обязательств, инвестированного в оборотные активы за минусом внеоборотных активов, в общей сумме собственного капитала предприятия. Значения коэффициента составили 1,740 в 2011 году и 3,014 в 2013 году, что выше нормативного уровня в >0,5, в течение трех лет динамика улучшилась.
Результативность и экономическая целесообразность дальнейшего функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями, такими как прибыль, валовые доходы, скорость оборота средств, рентабельность и др. Наиболее информативным является расчет относительных показателей, в том числе интенсивность использования в обороте средств организации (капитала).
Данный показатель имеет большое значение для оценки финансового состояния, поскольку ускорение оборачиваемости повышает платежеспособность организации.
Таблица 9 — Показатели оборачиваемости оборотных средств ООО «Автолига+»
№ п/п |
Показатели |
2011 |
2012 |
Изменение |
2013 |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
541580,0 |
623238,0 |
81658 |
646342,0 |
23104,00 |
2 |
Средний остаток оборотных средств, тыс. руб. |
84277,00 |
145369,0 |
61092 |
228975,5 |
83606,50 |
3 |
Средний остаток по видам оборотных средств: |
|||||
3.1 |
запасов |
8068 |
7649 |
-419 |
7872 |
222,50 |
3.2 |
готовой продукции |
— |
— |
— |
— |
— |
3.3 |
дебиторской задолженности |
65230 |
129959 |
64728,5 |
218224 |
88265,00 |
3.4 |
денежных средств и краткосрочных финансовых вложений |
10960 |
7760 |
-3199,5 |
2880 |
-4880,00 |
4 |
Средняя продолжительность одного оборота, дни: |
|||||
4.1 |
всех оборотных средств |
56,799 |
85,136 |
28,34 |
129,306 |
44,17 |
4.2 |
запасов |
5,437 |
4,480 |
-0,96 |
4,445 |
-0,03 |
4.3 |
готовой продукции |
0,000 |
0,000 |
0,00 |
0,000 |
0,00 |
4.4 |
дебиторской задолженности |
43,962 |
76,110 |
32,15 |
123,234 |
47,12 |
4.5 |
денежных средств и краткосрочных финансовых вложений |
7,386 |
4,545 |
-2,84 |
1,626 |
-2,92 |
5 |
Коэффициент оборачиваемости, обороты: |
|||||
5.1 |
всех оборотных средств |
6,43 |
4,29 |
-2,14 |
2,82 |
-1,46 |
5.2 |
запасов |
67,13 |
81,48 |
14,35 |
82,11 |
0,63 |
5.3 |
готовой продукции |
— |
— |
— |
— |
— |
5.4 |
дебиторской задолженности |
8,30 |
4,80 |
-3,51 |
2,96 |
-1,83 |
5.5 |
денежных средств и краткосрочных финансовых вложений |
49,42 |
80,31 |
30,90 |
224,42 |
144,11 |
6 |
Коэффициент загрузки оборотных средств в обороте, тыс.руб. |
84277,00 |
145369,0 |
61092,00 |
228975,5 |
83606,50 |
По данным таблицы 9 произошло снижение оборачиваемости оборотных средств (активов) в 2011-2013 году по отдельным видам активов (и особенно дебиторской задолженности), что повысило потребность предприятия в общем размере активов, и не позволяет ООО «Автолига+» высвобождать часть оборотных средств для нужд предприятия, в частности например для обновления производственных фондов-автопарка.
Общее значение коэффициента оборачиваемости оборотных средств на исследуемом предприятии снизилось с 6,43 в 2012 году до 2,82 в 2013 году, коэффициент загрузки оборотных средств в обороте вырос на 61092 тыс.руб. в 2012 году и на 83606,5 тыс.руб. в 2013 году. Этот факт безусловно отрицательно характеризует деловую активность ООО «Автолига+» и отразилось на снижение показателей рентабельности.
Анализ показателей рентабельности представлен в таблице 10.
Таблица 10 — Анализ показателей рентабельности ООО «Автолига+» за 2011-2013гг.
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
Изменение |
||
2012/2011 |
2013/2012 |
2013/2011 |
||||
Рентабельность всего капитала |
41,301 |
36,322 |
36,136 |
-4,979 |
-0,185 |
-5,164 |
Рентабельность собственного капитала |
71,860 |
69,782 |
108,901 |
-2,077 |
39,118 |
37,041 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
11,133 |
11,883 |
15,562 |
0,750 |
3,680 |
4,430 |
Рентабельность продаж по прибыли от реализации |
15,141 |
15,916 |
20,853 |
0,775 |
4,937 |
5,712 |
Данные таблицы 10 свидетельствуют, что за исследуемый период рентабельность всего капитала предприятия снизилась на 5,164%, рентабельность собственного капитала выросла на 37,041%.
В целом, сделан вывод о том, что предприятие находится в стадии стагнации своего развития, и хотя положение в 2013 году незначительно улучшилось, необходимо осуществлять поиск возможностей для улучшения финансового состояния, направленных на ускорение оборачиваемости активов, и прежде всего обратить внимание на синхронизацию денежных потоков- на предприятии значительно выросла дебиторская задолженность, произошло общее снижение деловой активности.
В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия независимо от форм собственности для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности.
Проведенное обследование деятельности, финансового состояния и анализ системы управления объекта исследования – ООО «Автолига+» показало:
1) ООО «Автолига+» имеет организационную структуру управления линейно-функционального типа, для которой характерно разделение труда по конкретным функциям.
2) Финансово-хозяйственная деятельность развивалась положительно, о чем свидетельствует повышение рассчитанных значений основных технико-экономических показателей. Изменение выручки от реализации продукции, работ и услуг в абсолютном и относительном измерении по сравнению с предыдущим годом: в 2012 году составило 81658 тыс.руб. или 15,1%, а в 2013 году рост был меньше, изменение составило всего 23104 тыс.руб. или 3,71% от показателя 2012 года. Причинами снижения темпов прироста выручки от реализации является активное внедрение инновационных технологий оказания услуг перевозки конкурентами; вторым фактором вызвавшим изменение темпа роста выручки стал рост дебиторской задолженности.
3) Анализ активов баланса предприятия показал, что за исследуемый период достаточно значительные средства были отвлечены в оборотные активы и в основном в дебиторскую задолженность.
Приведенные данные показывают, что в 2011 году удельный вес дебиторской задолженности в активах предприятия составлял 44,69%, то в 2013 году он составил 78,40%. Значение дебиторской задолженности в имуществе предприятия слишком высоко, что возможно создаст угрозу финансовой устойчивости предприятия в будущем. В составе мобильных активов только 7,51% в 2011 году и 1,03% в 2013 году имеют низкую степень риска (денежные средства, краткосрочных финансовых вложений у предприятия нет).
- Анализ пассивов предприятия показал, что в 2011-2013гг. основными их видами являются заемные источники финансирования, а именно краткосрочные заемные средства (кредиторская задолженность, банковских кредитов у предприятия нет) — их доля составляла в 2011 году 42,53%, а в 2013 году 66,21%.
- Коэффициентный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что предприятие находится в стадии стагнации своего развития, и хотя положение в 2013 году незначительно улучшилось, необходимо осуществлять поиск возможностей для улучшения финансового состояния, направленных на ускорение оборачиваемости активов, и прежде всего обратить внимание на синхронизацию денежных потоков- на предприятии значительно выросла дебиторская задолженность, что с свою очередь нашло отражение в увеличении финансовой зависимости предприятия от внешних источников финансирования, общем снижении деловой активности. Показатели ликвидности не соответствуют нормативным: общая величина наиболее срочных обязательств к 2013 году повысилась. В сочетании с недостатком высоколиквидных средств это привело к тому, что значительный объем срочных обязательств оказался покрыт активами с относительно невысокой оборачиваемостью (дебиторской задолженностью).
Показатели рентабельности нестабильны: рентабельность всего капитала предприятия снизилась на 5,164%, рентабельность собственного капитала выросла на 37,041%.
- Нарушение финансовой дисциплины клиентов ООО «Автолига+» ведет к возникновению дебиторской задолженности. Низкий прирост денежных потоков по платежам от клиентов в 2012 году он составил 439272 тыс.руб., а в 2013 году вообще снизился на 15809 тыс.руб. и это при том, что все расходы предприятия растут.
С целью увеличения положительных денежных потоков предлагается активнее внедрять инновационные технологии оказания услуг, например, внедрить систему онлайн слежения перемещения грузов.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете»»: фед. Закон: принят Гос. Думой 6 декабря 2011 № 402-ФЗ: по состоянию на 28.12.2012
- Расходы организации: положение по бухгалтерскому учету: ПБУ 10/99: утв. приказом МФ РФ № 33н от 06.05.1999
- Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 2.07.2010г. (в ред. от 17.08.2012 № 113н)
- Адамайтис Л. А. Анализ финансовой отчетности. Практикум : учебное пособие для вузов. — М. : КноРус, 2010. С.400.
- Анисимов А. Организационно-функциональный механизм управления денежными потоками. М. : ИНФРА-М, 2012. С.328.
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2010. С.569.
- Быкова Е.В. Показатели денежного потока в оценке финансовой устойчивости предприятия // Финансы. 2012. №7. С. 56-59.
- Быкова Е.В. Регулирование массы и динамики прибыли // Финансы. 2012. №4. С. 18-20.
- Гагарский В. Модели повышения эффективности деятельности компании // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. № 20. С.12-20.
- Гиляровская Л.Т., А.В. Ендовицкая. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций. М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2012. С.159.
- Глазунов В.Н. Управление доходом фирмы // Финансы. 2011. №8. С.20-25.
- Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия // Финансы. 2010. №7. С.71-75.
- Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: Учебно-практическое пособие. М. : Издательство «Дело и Сервис», 2010. С.192.
- Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. М. : Издательство «Омега-Л», 2012. С.451.
- Карлберг К. Бизнес-анализ с помощью Microsoft Excel. М. : Издательский дом «Вильямс», 2012. С.464.
- Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М. : Центр экономики и маркетинга, 2012. С.204.
- Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. М.: Проспект, 2013. С.336.
- Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М. : Финансы и статистика, 2013. С. 70.
- Колесников С.Н. Управление ресурсами предприятия //Дайджест-директор. 2012. №3. С.43-46.
- Крейнина М.Н. Платежеспособность предприятия: оценка и принятие решений //Финансовый менеджмент. 2012. №1. С.3-13.
- Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия //Финансовый менеджмент. 2012. №3. С.3-15.
- Крейнина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия //Финансовый менеджмент. 2012. №2. С.3-13.
- Лазарева Н.В. Экономический анализ как элемент управления финансовыми ресурсами предприятия //Финансы. 2012. №3. С.8-12.
- Лысенко Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М. : ИНФРА-М, 2013. С.320.
- Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации. М. : Эксмо, 2012. С.256.
- Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М. : Юнити, 2013. С.448.
- Любушин Н. П. Экономический анализ. М. : Юнити, 2012. С.423.
- Максютов А.А. Управление кредитовыми и дебетовыми долгами компании // Финансы. 2011. №12. С.14-19.
- Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. М. : Высшая школа, 2013. С.333.
- Репин В.В. Дебиторская задолженность: анализ и управление //Консультант. 2013. №1. С.62-65.
- Романова М.В. Бюджетирование ресурсов и управление финансами //Финансы и кредит. 2010. №1(61).
С.31-38.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск : ООО «Новое знание», 2010. С.688.
- Согачев Г.В. Анализ приращения денежных потоков на основе коммерческого маневрирования //Дайджест-финансы. 2011. №7(79).
С.34-35.
- Успенский Г.О. О методе дисконтированных денежных потоков //Финансы. 2001. №1. С.57-67.
- Чернышева Ю. Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. С.443.
- Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. М. : ИНФРА-М, 2013. С.216.
Скачать: