Философское значение идей Макса Вебера

Сочинение
Философское значение идей Макса Вебера 1 содержание Философское значение идей Макса Вебера 3далее

Учения Макса Вебера в основном касаются политической экономии и истории социологии. Однако связь идей Макса Вебера с философией и их влияние на философию XX в. столь велики, что представляется необходимым хотя бы кратко рассказать о жизни и сочинениях М. Вебера и его идеях.

Макс Вебер (1864 — 1920) с 1892 г. преподавал в Берлине, с 1894 г. был профессором национальной экономии во Фрайбурге в Брейсгау, с 1896 г. — в Гейдельберге, с 1918 г. — в Вене, с 1919 г. — в Мюнхене. Его произведения посвящены проблемам истории экономики и социально-экономических эпох, взаимодействия религии и истории общества. Наиболее известное сочинение М. Вебера — «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905).

Далее будут кратко рассмотрены основные идеи М. Вебера, до сих пор сохраняя свое социально-философское, философское, историческое и методологическое значение.

1. Научное знание и знание ценностей, по словам Вебера, существенно отличаются друг от друга. Научное знание должно изучать то, что есть; оно обращается к фактам. Из знания фактов приходит знание средств, которые следует применять во имя достижения определенных целей. Наука должна быть, согласно Веберу, свободна от ценностей. Царство ценностей — это сфера долга, где суждения людей по одному и тому же вопросу меняются по необходимости. Наука — сфера истины, которая едина и обязательна для всех людей. Вебер, однако, не утверждает, что наука может полностью освободиться от ценностных «перспектив». Но он настаивает на том, чтобы максимальная свобода от ценностей стала безусловной нормой отношения ученого к своему предмету. удовлетворять эту потребность в науках об обществе и о человеке особенно сложно, но также и принципиально необходимо.

21 стр., 10389 слов

Научная деятельность и ее структура

... принципы, закономерности, законы и категории философии к анализу и синтезу различных сторон объективной реальности, конкретно-научного знания, практической деятельности, работать с книжными знаниями. Таким образом, работа над рефератом, не ограничиваясь получением ...

2. Вебер проводит тщательное различение двух понятий — «объяснение» (Erklaren) и «понимание» (Verstehen).

Внимание к ним обусловлено влиянием Г. Риккерта и В. Дильтея. Вебер считает естественные науки преимущественно объяснительными, а культурологические науки — всеобъемлющими. Главный социологический труд Вебера «Экономика и общество» имеет подзаголовок: «Основы понимания социологии». Предмет социологии — это, прежде всего, понимание общих правил социального действия. Но это также понимание субъективных мотивов, взглядов, намерений, целей человека (2)">целей людей, действующих в обществе. Методам и процедурам понимания в социологии придается решающее значение; методы объяснения не исключаются, но и они поставлены в зависимость от понимания. Понятие «действия» (Handlung) индивида — также основополагающее в веберовской социологии. Если естествознание занимается «немотивированными событиями», то социология занимается мотивированными действиями.

3. Большое значение для социологии, философии, вообще для наук об обществе и человеке, считал Вебер, имеет и понятие «идеальный тип». Это означает, что какой-то фрагмент реальности не соответствует ряду обобщающих научных понятий и, являясь своего рода моделями, они служат формальными инструментами мышления в науке. Таково, например, понятие homo oeconomicus, «экономический человек». В действительности не существует «экономического человека» как особой реальности, отдельной от других человеческих качеств. Но экономические дисциплины или социология — в целях анализа — создают такой «идеальный тип».

4. Макс Вебер конституирует свою социологию с помощью четырех «чистых» типов действия (идеальных типов): а) действие может иметь рациональную ориентацию, руководствуясь данной целью (целе-рациональное действие); б) действие может иметь рациональную ориентацию, относясь к абсолютной ценности (ценностно-рациональное действие); в) действие может быть определено некоторыми аффектами или эмоциональным состояниями действующего лица (аффективное, или эмоциональное, действие); г) действие может быть определено традициями или прочными обычаями (действие, ориентированное на традицию).

В реальном человеческом действии эти моменты, конечно, не отделены друг от друга: действие сочетает в себе рациональность цели с рациональностью ценностей, с привязанностями и ориентацией на традиции. Но каждый из этих моментов может преобладать в определенных действиях. Более того, для целей анализа идеальные типы могут быть выведены из этих аспектов, подвергнув ту или иную сторону вопроса специальному исследованию.

5. М. Вебер предполагал, что существуют сферы деятельности и исторические эпохи, в которых и когда на первый план выдвигаются рациональные действия цели человека. Такие сферы деятельности — экономика, управление, право, наука. «Рационализация» и «модернизация» весьма характерны для европейской истории последних столетий. В частности, менеджмент компании требует все больше и больше расчетов, плана, полного охвата деятельности государства и компании. С этим связана тщательно исследованная М. Вебер — это тенденция к бюрократизации, которую он считает общим для развития цивилизации во всем мире. Бюрократизация может и должна, по словам Вебера, вводиться в рамках правил, при условии тщательной проверки, но устранить эту тенденцию практически невозможно. Вебер различает два типа государственной власти: традиционное или харизматическое господство и правовое господство. Авторитет неограниченной власти в прежних обществах заменяется легитимностью — другими словами, опорой на законы, на рациональные основания для действий бюрократии, на расчет и контроль, на гласность при обсуждении всех действий государственной власти. В то же время процедуры рациональной и легитимной бюрократии могут использоваться для различных целей, как во имя совместной работы всех членов общества, так и во имя угнетения народа.

13 стр., 6038 слов

Экономическая социология

... понятий «человек Раздел 1. Социально- Устный ответ, Тренинги R1 экономический», «человек экономическая система. реферат, доклад, моделирования социальный», «собственность Собственность и трудовые эссе; социально в экономическом смысле отношения ... Экономическая социология в предпринимательство», трудовых отношениях. основных характеристик Экономическая социология социально-экономической ...

6. М. Вебер ставит такой философско-исторический вопрос: как случилось, что определенные явления духа и культуры — рациональность, модернизация, легитимность — впервые пробили себе дорогу в странах Запада и именно здесь получили универсальную значимость? Ответ на него и дается в знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». Вебер уверен, что с эпохи Возрождения рациональность стала общекультурным феноменом на Западе: она проникает не только в науку, философию, но и в теологию, литературу, искусство и, конечно же, в повседневную жизнь общества и общества. Специализация и профессионализм — отличительные черты этого процесса.

Понятие «капитализм», заимствованное им из предшествовавшей литературы, М. Вебер поясняет следующим образом. Стремление к максимальной прибыли известно всем возрастам и существовало во всех странах мира. Однако только в западном мире развилась общественная система, основанная на формально свободном наемном труде, допускающая рациональный расчет, широкое применение технического знания и науки, требующая рационально-правовых оснований действия и взаимодействия. Эту систему он, следуя Марксу, называл «капитализмом». Но в отличие от Маркса Вебер не верил, что с социализмом придет лучшая и более справедливая система. Он считал, что форма рациональной организации, созданная капитализмом, — несмотря на все ее недостатки и противоречия — принадлежит будущему. По сути, Вебер использовал слово «капитализм» для обозначения набора типов гражданского действия, которые, по сути, родились на заре современности и без которых не могла и не может обойтись ни одна социальная система. (Вебер, кстати, нередко употреблял и понятие «цивилизация»).

Интерес к типам действия обусловил особое внимание к тем духовным факторам, процессам сознания, благодаря которым рационально-объективный тип действия, если не полностью заменен, вытеснил традиционалистское.

В центре исследований в вышеупомянутой работе Вебера находятся процессы в Европе, совпадающие с Реформацией. Благодаря новой этике, новой системе ценностей — этике протестантизма — новый образ жизни и новый тип поведения были узаконены и санкционированы. Речь шла о том, чтобы направлять человека к тяжелой работе, бережливости, осмотрительности, самоконтролю, уверенности в себе, достоинству, строгому соблюдению прав и обязанностей человека. Конечно, сознательной целью Лютера или Кальвина было отнюдь не проложить путь «духу капитализма». Они были озабочены реформированием религии и церкви. Но протестантизм глубоко вторгся в сферу жизни вне церкви, в совесть и поведение мирян, прописывая в качестве божественных заповедей именно то, что требовалось наступающей капиталистической эпохе. «Внутримировая аскеза», которую проповедовал протестантизм, была эффективным идейным средством воспитания новой личности и новых ценностей. Это привело к выводу, что страны, не испытавшие социального и образовательного воздействия чего-то вроде Реформации и протестантской этики, не смогут успешно развиваться по пути рациональности и модернизации. Правда, Вебер не утверждал, что все дело только в протестантской этике. К возникновению капитализма причастны и другие условия.

7. Из концепции целе-рациональности Вебер вовсе не хочет сделать вывод, будто общество в XX в. будет развиваться по рациональному пути. Рациональность Пеле — одна из исторических возможностей, средство, которое можно использовать для разных целей. Мы также должны учитывать тот факт, что в сфере ценностей, по Веберу, рациональность может быть затенена. Здесь борются разнородные, а иногда и противоположные ценности, и выбор между ними может определяться совершенно нерациональными причинами. Вебер пессимистично оценивал перспективы развития компании.

Пессимизм особенно усилился после первой мировой войны. Вебер предсказывал: может случиться, что недовольство людей направленностью рационализации и бюрократизации заставит их отдать предпочтение харизматической (т.е. основанной на воздействиях сильной личности) «демократии фюреров».

Учение Макса Вебера оказало глубокое влияние на философию и социологию XX в.

Философское значение идей Макса Вебера 5 содержание Философское значение идей Макса Вебера 7далее

Предпочитаете заниматься перепихоном в обществе разной индивидуалки? Интим сайт предписывает воспользоваться услугами наироскошнейших индивидуалок, которые готовы даже на опыты в .