Экологическое образование в современной начальной школе — не более чем забота о подрастающем поколении, для граждан новой России. Это связано с отрицательной ролью человека в процессе преобразования природы, что вызывает негативные, а иногда и катастрофические изменения в окружающей среде.
Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения нового миропонимания, а именно замены представления старой системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа-общество».
Научно-техническая революция, мощное усиление технического вооружения человека в жесткой форме обнаруживает его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта ситуация должна быть в центре внимания и учителя, и обучаемых. нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за рамки традиционных рамок биологической экологии.
Цели и задачи экологического образования в современных школах должны быть направлены не только на обучение школьников основам экологических знаний, но и на формирование их экологического видения.
Экологическое образование должно воспитывать граждан, способных к практической экологической деятельности, обладающих бережным отношением к природе и активно участвующих в решении и предотвращении экологических проблем, что создаст необходимые условия для устойчивого развития нашей страны. [27]
Однако далеко не всегда дети получают конкретное представление о природе, часто не замечая предмета природы или не обращая внимания на существенные его детали, отсюда следует, что для ознакомления с природой учащегося мало показать ему то или иное явление или предмет, необходимо руководить познавательным процессом и направлять ребёнка.
Педагоги с древних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное», в основе которого преподавание, и «учение активное» — посредствам собственного опыта (термины К.Д. Ушинского).
Несмотря на разногласия по поводу самой возможности разделения обучения на «пассивное» и «активное», невозможно не заметить, что это два принципиально важных режима обучения. В разное время их взаимоотношения в практике обучения существенно менялись. На первый план выходил то один, то другой метод.
В настоящее время одним из таких практических приемов является проектная деятельность учащихся в процессе обучения в начальной школе.
Проектная деятельность занимает важное место в образовании детей. Содержание основных понятий, классификация и типология проектов были рассмотрены такими авторами как Л.С. Выготский, Д. Дьюи, А.С. Макаренко, А.И. Савенко, М.Н. Скатин, С.Т. Шацкий и др.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В ...
... (монопроект, межпредметный). Наибольшее значение для организации проектной деятельности в начальной школе имеет классификация проектов по ведущему виду деятельности (см. таблицу 1). Таблица 1 ... Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся 1.1. Проектная деятельность учащихся и психолого-педагогические основы ее организации Одна из основных задач обучения в контексте реализации ...
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшихся активно использовать методики проекта в педагогической практике.
Проекты используются в образовательных целях, а понятие «проектное обучение» включает в себя набор дидактических, психологических, педагогических и организационно-управленческих инструментов, позволяющих формировать проектную деятельность студентов.
Поэтому проектный метод необходим в образовательной деятельности, а его применение для формирования у студентов экологических знаний эффективно в учебном процессе.
тема исследования:
Задачи : Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме, познакомиться со спецификой метода проектов. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрывается сущность системы экологического образования. Изучить применение проектного метода в области экологического образования детей младшего школьного возраста. Разрабатывать и преподносить уроки из внешнего мира, используя метод проекта, чтобы повысить экологические знания у младших школьников. : учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира. : организация и методика применения метода проектов как способа формирования экологических знаний младших школьников на уроках окружающего мира. мы предполагаем, что экологическое образование младших школьников будет более эффективным, если будет использоваться метод проектов в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
1.Изучение психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Наблюдения за учащимися на уроках и внеклассных занятиях. Анкетирование и тестирование учащихся. Анализ результатов педагогического эксперимента. Структура выпускной квалификационной работы: введение, теоретические и практические разделы, заключение, библиография.
Первая глава
окружающий школьник экологический урок
1.1 Проектная деятельность младших школьников
Современная начальная школа активно обновляет содержание и методы образования, целевые установки и педагогические средства обучения, ориентируясь не только на усвоение определенного объема знаний учениками, но и на личностное развитие их познавательных и созидательных способностей, формирование активной жизненной позиции.
проектно-исследовательская деятельность
·проектное обучение. исследовательское обучение. В образовательных целях они часто объединяются в «обучение проектным исследованиям», а иногда и идентифицируются. Однако специалисты в области исследовательского поведения детей рекомендуют различать их. Эти два понятия представляют собой разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре обучения.
Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...
... или методов исследования, согласовывается с преподавателем и включается в задание. 2.3 Задание на выполнение курсового проекта (работы) разрабатывается ... процессов, функций, систем и методов организации деятельности. Содержание практического решения (проекта) должно включать разработку конкретных ... разделяются пробелами. Пункты и подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 1.1 ...
I.Проект
Во-первых, проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи, т.е. человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он занимается решением реальной проблемы, вставшей перед ним. Разрабатывая план чего-либо, человек может представить себе конечный продукт, поэтому он знает, что он получит в результате.
Во-вторых, работа над проектом — это творческое занятие, всегда направленное на создание какого-либо нового продукта:
- ·стенгазета;
- книжка — малышка;
- сувенир — поделка;
- фотоальбом;
- сказка;
- сценарий праздника, утренника, спектакля и. т. п.;
- гербарий;
- коллекция;
- экологический плакат;
- презентация предметов и явлений живой и неживой природы.
Исследование, в отличие от проекта, основано на любопытстве и не подразумевает получение конечного продукта, его результатом являются новые знания.
III.Отличие исследования от проекта
Отличие проектной от исследовательской деятельности состоит в том, что в проекте создается то, чего нет . Метод проекта можно назвать одним из способов реализации исследовательского обучения. — это совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, которые направленны на достижение результата, а именно создание проекта в процессе разработки. — это деятельность учащихся, которая предполагает организацию процесса выработки новых знаний и связанна с решением учащимися исследовательской, творческой задачи с неизвестным, непредсказуемым решением, результатом которой является формирование исследовательского стиля и мировоззрения в целом. [10] Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать такие компетенции, как:
- ·быть коммуникативным;
- быть мобильным;
- научиться принимать решения;
- самостоятельно заниматься проектной деятельностью. Проектная деятельность способствуют развитию следующих качеств личности:
- ·ответственности;
- самостоятельности;
- целеустремленности;
- инициативности;
- настойчивости;
- толерантности;
- способности адаптироваться к современным условиям жизни. деятельности учащихся, направленные на решение этой проблемы. обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. . при наличии определенных условий. Центральная идея проектно-исследовательской деятельности — это точка опоры учебно-познавательной деятельности на результат, полученный при решении практической, теоретической, но всегда личностной и социальной проблемы. Этот результат называется проект. [14] Рассмотрим составляющие проектной деятельности: Анализ проблемы;
- Постановка цели;
- Выбор средств достижения цели;
- Поиск и обработка информации;
- Оценка полученных результатов и выводов. Целью проектной деятельности является понимание и применение студентами знаний, навыков и умений, которые они приобрели при изучении различных предметов.
Принципы организации проектной деятельности следующие:
1.Проект должен быть посильным для выполнения. Создать необходимые условия для успешного выполнения проекта. Вести подготовку учащихся к выполнению проектов. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов. Обсуждение выбранной темы и плана работы. Если проект является групповым, каждый из студентов показывает свой вклад в реализацию группового проекта, и каждый участник получает индивидуальную оценку. Обязательная презентация результатов работы в той или иной форме. Исходные теоретические положения проектного обучения: основное внимание уделяется студенту, способствующему развитию его творческих способностей. Учебный процесс построен не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личное значение для ученика, что повышает его мотивацию к обучению. Индивидуальный темп работы над проектом гарантирует, что каждый ученик достигает своего уровня развития. В проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
Стратегический анализ деятельности предприятия: содержание и ...
... методы проведения стратегического анализа предприятия. В современных условиях в теории и практике стратегического планирования и управления до сих пор нет единой общепринятой классификации методов и моделей стратегического анализа. ... структуру стратегии включают: долговременные цели (планы, программы), определяющие деятельность организации на перспективу (стратегические цели); технологии, с помощью ...
·Мотивационный этап Учитель: заявляет общий замысел и создает положительный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
·Планирующий этап Определяются тема и цель проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
·Информационно-операционный этап Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
Студенты: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект.
·Рефлексивно-оценочный этап Учитель: участник коллективной оценочной деятельности.
Студенты: представляют проекты, участвуют в мозговом штурме и значимой оценке результатов, выполняют устную и письменную самооценку.
1.2Сущность и роль метода проектов на уроках окружающего мира
Вопрос о том, как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни является одним из основных вопросов в педагогической деятельности учителя и, наверное, каждый учитель задает себе его. Чтобы человеку стать успешным, ему необходимо развиваться, узнавать что-то новое, ставить перед собой цели и достигать их.
Но для достижения целей необходимо спланировать пути их достижения, выбрать для этого необходимые средства и освоить необходимые методы, на пути к цели я корректирую свои действия.
Поэтому задача школы — научить детей действовать другими способами, которые будут более эффективными и приведут к достижению целей.
Этот метод представляет собой применение проектного метода как в учебной, так и во внеучебной деятельности благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения.
В соответствие с требованиями ФГОС НОО для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, деятельность учителя должна быть направленна на создание:
- ·положительной мотивации учащихся;
- самостоятельного овладения знаниями;
- творческого подхода в обучении. Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы студентов, которые направлены не только на применение имеющихся и приобретенных знаний, но и на получение на их основе новых. К ним относится и метод проектов.
Главная идея проектно
Исходя из позиции учащегося проект — деятельность, позволяющая проявить себя, возможность сделать что-то самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности по максимуму, пробовать свои силы, прикладывая при этом свои знания, и показать публично достигнутый результат.
Информационные технологии в профессиональной деятельности» : ...
... 1887 г ) до первой ЭВМ ENIAC (1945 г.) Предпосылками создания проектов данного этапа явились как необходимость проведения массовых расчетов (экономика, статистика, управление и планирование, ... автоматическую передачу старшего разряда. Первая механическая машина была описана в 1623 г. В. Шиккардом, реализована в единственном экземпляре и предназначалась для выполнения четырех арифметических операций ...
Если рассматривать учебный проект с позиции учителя, то проект — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы.
Метод проекта — это система образовательных и познавательных приемов, позволяющих решить конкретную задачу в результате самостоятельных и коллективных действий студентов и обязательного представления результатов своей работы.
Данный метод является универсальным средством развития человека, т.к. он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Проект (от лат. «Project») — брошенный вперед.
1.План создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и т.п. Предварительный текст документа выносится на обсуждение, согласование. Замысел чего-либо. В педагогике проект представляет реализацию цели, которая принята и осознанна учащимися и является актуальной и интересной для них. В его основе — художественная самодеятельность детей, пошаговое движение к поставленной цели в конкретном творческом процессе.
Метод проектов является уникальным в педагогической деятельности и рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающего рядом отличительных особенностей: метод проектов предполагает взаимодействие педагога, учащихся и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения практических постепенно усложняющихся заданий по достижению поставленной цели и получения продукта деятельности; метод проектов является способом достижения дидактической цели посредствам детальной разработку проблемы, в завершении которой будет представлен вполне реальный, ощутимый, практический результат в определенной форме. [12]
Рассмотрим учебный проект по следующему плану:
·Типология проектов Выбор темы проекта Структура проекта Требования к проекту
Классификация проектов в начальной школе поливалентна, ее знания помогут учителям в разработке проектов, в их структуре, в координации деятельности учеников в группах.
Проекты можно классифицировать:
1По доминирующему виду деятельности:
·Практико — ориентированные; Исследовательские; Информационные; Творческие; Ролевые. Монопредметные; Межпредметные; Внепредметные.
·Проекты, выполняемые на уроках в классе; После уроков в школе; Домашние проекты; Смешанные проекты.
·проекты (1 урок или менее); Краткосрочные проекты (2-4 урока); Длительные проекты.
·Индивидуальные; Групповые; Парные; Классные. [17,14] образным мышлением, интерес, любопытство, тяга к исследованию окружающего мира подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
1.Тема проекта должна выбираться учащимися полностью самостоятельно или из предложенных учителем тем, следовательно, тема должны быть интересна детям и выполняться на добровольной основе, что будет являться залогом качественного выполнения проекта и способствовать получению должного эффекта.
Инновационный проект: этапы функционирования и реализации
... сочетания различных видов финансирования и различных источников на различных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на: снижение риска за счет его ... и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в ...
2.Аргумент должен быть правдоподобным, его решение должно быть полезно участникам проекта. Задача учителя — подтолкнуть учеников к проблеме, к решению, которое они хотят найти, реализовать свой потенциал, раскрыть себя как исследователей. Принимая во внимание интересы детей, педагог должен придерживаться той области, в которой он разбирается лучше всего. Тема должна быть оригинальной, включать элементы неожиданности, оригинальность следует понимать как умение нестандартно смотреть на традиционные явления и предметы. Аргумент должен соответствовать типу проекта с точки зрения продолжительности, а также быть таким, чтобы работа над проектом могла быть завершена относительно быстро. Способность младших школьников долго и целенаправленно работать в одном направлении ограничена. Тема должна быть доступной и соответствовать возрастным характеристикам младших школьников, это правило касается не только выбора темы проекта, но и постановки и отбора материала для его исследования. Одна и та же проблема может быть решена по-разному в разных возрастных группах на разных этапах обучения. Сочетания желаний и возможностей. При выборе тематики проектов, которые преподаватель предложит студентам, он должен учитывать наличие средств и необходимых материалов: исследовательская база. Отсутствие исследовательской базы ставит под угрозу сбор необходимых данных, что приводит к поверхностному решению проблемы. Это препятствует развитию критического мышления, основанного на доказательном мышлении и твердых знаниях.
Несмотря на то, что результатом проекта является продукт исключительно для детей, дети не могут работать самостоятельно в долгосрочной перспективе без участия взрослых, их помощи, поддержки, анализа и указания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и лидерства проектной организации младших школьников назначается не 3 ступени, как в старших классах, а 4,5 или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любой проект состоит из нескольких этапов:
1.Первый этап включает в себя выбор темы и задачи проекта. На этом этапе студенты формулируют задачу проекта, определяют ее тип, согласовывают характер взаимодействия участников. Второй этап — разработка идеи, которая будет в центре проекта. На этом этапе происходит «мозговой штурм», каждый из студентов свободно выражает свои мысли и предлагает свои идеи. Выбор лучшей идеи проекта. В процессе «мозгового штурма» учитель записывает высказанные идеи на доске, с целью того, чтобы учащиеся отсеяли идеи, которые их не привлекают и выбрали самую интересную на их взгляд идею, которая будет реализована в конечном продукте проекта. На этом этапе, который заключается в выборе лучшей идеи для проекта, задача учителя — помочь студентам в процессе оценки и отбора идей. Для оценивания студенты создают собственную систему критериев, после установления системы критериев студенты начинают выбирать лучшую идею. Четвертый этап — планирование проектного задания. Этот этап включает в себя распределение ответственности, ресурсов, методов выполнения отдельных операций. Пятый этап — изготовление проекта учащимися. На этом этапе студенты приступают к реализации проекта, начиная с индивидуального, группового или коллективного выполнения задания. На данном этапе задача преподавателя — поддерживать мотивацию младших школьников, координировать их деятельность и развивать деловые контакты. Шестой этап включает в себя оценку проекта, важно, чтобы учащиеся сами могли оценить свои проекты, выделив то, что не получилось и обдумать перспективы улучшения своего проекта, на данном этапе учитель должен помочь учащимся произвести самооценку проекта и оценку процесса проектирования, подготовиться к защите проекта. [17] самостоятельности можно представить в следующей таблице: Первый этапУЧИТЕЛЬ-ученикВторой этапУчитель-УЧЕНИКТретий этапУчитель-УЧЕНИКЧетвертый этапУЧИТЕЛЬ-ученик Из данной таблицы видно, что роль учителя, несомненно, велика, это связанно с тем, что ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали и исследовали, образовать связь со следующей темой, перейти к неожиданным умозаключениям, на которые способен учитель, имея за плечами богатый житейский опыт и научный кругозор.
Проект инновационной деятельности
... научно-техническим развитием страны. Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс внедрения нововведений, совокупность документов. Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных ...
В современной педагогике проектный метод не используется вместо систематического преподавания предметов, но вместе с ним является составной частью системы образования.
Как замечает И.С. Сергеева, работа по проектной методике — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют лишь наличия традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту абсолютно особые: [41]
1.значимой задачи — исследовательской, информационной, практической. Реализация проекта начинается с планирования действий по решению проблемы, с разработки самого проекта, а также с определения типа продукта и формы представления. Самая важная часть плана — это пошаговая разработка проекта с указанием конкретных действий, выводов, распределения задач между участниками проекта и сроков. Исследовательская работа должна присутствовать в каждом проекте, поиск информации, которая будет в дальнейшем понятна и представлена, является обязательной составляющей проектной деятельности. Результатом работы над проектом является конечный продукт. Подготовленный продукт должен быть презентован. Из ранее изложенного можно говорить о том, что проект представляет собой пять «П»:
·Проблема Планирование Поиск информации Продукт Презентация [14] В требованиях нет ничего сверхъестественного, главным из них является то, что темы должны быть посильны для понимания учеников. Проекты в разных классах различаются: чем меньше ребенок, тем проще проект, это связано с тем, что маленькие дети могут делать только простые проекты.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка: Выбери тему исследования. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты хотел бы найти ответы. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. Поработай с источниками информации. Сделай выводы. Оформи результат своей работы. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
1.Существует значимая проблема. Существует значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение проекта происходит поэтапно.
1.Развитие мышления: Творческого; Критического. Умение работать с информацией. Коллективную работу, взаимодействие участников проекта. Коммуникацию.
Организация проектной деятельности учащихся по средствам телекоммуникаций
... имеющихся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, сегодня принадлежит проектному методу. В основе методики проектов лежит представление о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, получаемый при решении той ...
·При выполнении проекта существует опасность переоценить его результат и недооценить процесс; При выполнении проекта существует опасность превратить его в реферат; При организации системы проектов в школе содержательное единство тем удается обеспечить далеко не всегда; Младшие школьники владеют низкой техникой чтения, что существенно затрудняет работу с большими объемами информации; Младшим школьникам плохо сразу удается правильно выбрать главную, наиболее значимую информацию; Ученики слабо владеют компьютером, что позволяет осуществлять только простые операции при его помощи. развитых детей. Кроме того, проектное обучение является прямым условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирования их навыков и умений. Умение использовать проектный метод является показателем высокой квалификации учителя и еще раз следует отметить, что работа с проектным методом — педагогическая деятельность высокого уровня.
Технологии дизайна относятся к технологиям 21 века, нового поколения, века, которые, в первую очередь, предсказывают способность адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе.
Применение метода проектов на практике позволило сделать вывод, что в начальных классах эффективна последовательность его модификаций: от монопредметных мини — проектов к межпредметным длительным проектам, от индивидуальных проектов к групповым и классным. Метод проекта используется как в аудиторных, так и во внеклассных занятиях. По учебникам Плешакова А.А. предлагается выполнение следующих проектов, рассчитанных на курс начальной школы:
Ø1 класс: «Моя малая родина»
«Моя семья»
«Мой класс и моя школа»
«Мои домашние питомцы»
Ø2 класс: «Родной город (село)»
«Красная книга или возьмем под защиту»
«Профессии»
Ø3 класс: «Богатства, отданные людям»
«Разнообразие природы родного края»
«Школа кулинаров»
«Кто нас защищает»
«Экономика родного края»
«Музей путешествий»
Ø4 класс (выборочно): «Путешествие без опасности»
«Всемирное наследие в России»
«Красная книга России»
«Заповедники и национальные парки России»
«Всемирное наследие за рубежом»
«Международная Красная книга»
«Национальные парки мира»
«Как защищают природу»
«Экологическая обстановка в нашем крае»
«Красная книга нашего края»
«Охрана природы в нашем крае»
«Мой атлас — определитель» «Мои зеленые страницы»
«Чему меня научили уроки экологической этики»
«Путешествие по городам мира»
«Имя на глобусе»
«Открытие берестяных грамот»
«Правители Древней Руси»
«В дворянской усадьбе»
«В крестьянской избе»
«День горожанина: начало 20 века»
«Новые имена советской эпохи»
«Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки»
«Календарь праздников моей семьи»
«Наш город в годы Великой Отечественной войны»
«Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов»
«Инженерно — технические сооружения родного края»
На данном этапе развития нашего общества основной целью экологического образования является подготовка нового человека с экологическим сознанием.
Перспективы развития управления проектами
... как методология и инструментарий Управления Проектами. Конечно, в России уже пора обратить серьезное внимание на этот вопрос в контексте решения проблемы совершенствования государственного управления и социально-экономического развития страны. В основном, деятельность организаций ...
Создание правильного отношения к природе представляет собой не только социально — техническую и экономическую задачи, но и нравственную. Она следует из необходимости воспитывать экологическую культуру формировать правильное отношение к природе, которое основывается на неразрывной связи между природой и человеком. Одним из средств решения данной задачи является экологическое воспитание, где в широком смысле слова подразумевается образование, развитие и воспитание. является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. В свою очередь такое отношение к окружающей среде предполагает:
- ·соблюдение нравственных и правовых принципов использования природы;
- пропаганду идей оптимального использования природных ресурсов;
- активную деятельность в отношении изучения и охраны своей местности. Принцип непрерывности и преемственности является одним из важных принципов экологического образования. Этот принцип подразумевает, что экологическое образование должно осуществляться на всех ступенях системы непрерывного образования, первая из которых — дошкольное образование. На этой ступени у детей дошкольного возраста происходит формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды.
В начальных классах происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, которые школьники получают в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго и логично, так же обязательны образные формы обучения, обращение к искусству и художественной литературе. Именно в этом возрасте у детей закладываются основы экологической культуры, целостное представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, происходит осознание того, что ее нужно охранять, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологических действий. В осуществлении экологического образования младших школьников участвует каждый из предметов (русский язык, рисование, технология и др.), по-новому раскрывая природоведческий материал, обогащая и способствуя развитию навыков общения с природными объектами. [45]
На среднем школьном этапе (11 — 14 лет) главная роль в экологическом образовании отводится «Естествознанию» с привлечением задач по экологии, присутствуют игры и некоторые виды экологического общения с природой. В этих классах рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, которые доступны подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста является формирование позитивного отношения к окружающей среде, которое происходит на уроках биологии, географии, физики, литературы.
В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов: «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» происходит закрепление и совершенствование нравственной ориентации школьника по отношению к природе, так же закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека.
Кроме того именно на этом этапе формируется современное мировоззрение, платформой для которого служат интегрированные знания об окружающем мире, которые находят свое проявление в ответственном, деятельном поведении, основанном на убежденности школьников в том, что охрана окружающей среды является необходимой. Экологическая практика на данном этапе является обязательной.
Развитие субъективного отношения к природе происходит на разных этапах обучения:
1.Дошкольник считает различные природные объекты субъектами, способными думать и чувствовать, не различает границы между «человеческим» и «нечеловеческим», что является прямым следствием эгоцентризма дошкольника. Еще одна характерная черта мышления дошкольника — артификализм — представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми и предназначены для их собственных целей. Данная особенность приводит к формированию у дошкольников прагматического отношения к природе. Характер взаимодействия дошкольника с природными объектами зависит от уровня развития у них познавательной сферы. характерно изменение отношения к природе. Преодолевая эгоцентризм в процессе социализации, ребенок перестает считать природные объекты субъектами, которые наделены способностью думать и чувствовать, последовательно у ребенка происходит понимание сфер «человеческого» и «нечеловеческого». В этом возрасте антропоморфизм дошкольников сменяется субъектификацией — переходом к доминированию функционального и установочного аспекта на оппозиции «равное — неравное». Как и у дошкольников у младших школьников отношение к природе проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют следующие факторы:
- ·Значимость в их жизни учебной деятельности;
- Приобретённое умение читать, следовательно, возможность получать ответы при получении информации;
- Практический компонент, который приобретает все более важное значение;
- Присутствие поступочного компонента. Таким образом, младший школьный период является весьма важным этапом для воспитания экологической позиции.
3.У подростков начинает преобладать поступочный компонент. В старшем школьном возрасте происходят кардинальные изменения в субъективном отношении к природе: разрушается субъектное восприятие природных объектов, несмотря на то, что субъектификация еще сохраняется, она перестает быть ведущим фактором, который определяет отношение к природным объектам. Кроме того, повышение количества «нигилистов» по сравнению с «фанатами» так же является характерным для этого периода. Хотя именно в старшем школьном возрасте происходит резкий рост степени выраженности экологических установок прагматического типа. Прагматизм подростков находит реализацию в их практической сфере. В основе деятельности, связанной с природой могут лежать: подражание прагматической практической деятельности взрослых; мотивация получения какого-то поощрения, повышающего статус среди сверстников; возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в данном возрасте.
Однако у большого количества людей данной возрастной группы сохраняется непрагматический характер модальности.
4.Объектный характер модальности отношения к природе окончательно закрепляется в юношеском возрасте. Возрастает число «фанатов» и падает число «нигилистов», так же параллельно падает степень выраженности экологических установок прагматического типа и склонности выбирать прагматический тип взаимодействия с природой. Таким образом, важнейшим этапом, ступенью в системе непрерывного экологического образования выступает начальная школа, это обусловлено тем, что именно на этом этапа закладываются важнейшие принципы и ученики получают базовые знания, которые конкретизируются на дальнейших этапах экологического образования и воспитания школьников.
Но ответственное отношение к природе является сложной характеристикой личности, здесь подразумевается понимание законов природы, определяющих жизнь человека, поскольку природа понимается не только как внешняя среда по отношению к человеку, природа включает в себя человека.
Условием такого обучения и воспитания является организация взаимосвязи деятельности учащихся, направленной на улучшение отношений между природой и человеком:
- ·научной;
- нравственной;
- правовой;
- эстетической;
- практической. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде выступает нравственная забота о будущих поколениях.
Формирование экологического образования достигается путём решения таких задач, как : [20] образовательная, которая включает в себя формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях разрешения этих проблем; Воспитательная — эта задача подразумевает формирование мотивов, потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности; Развивающая — развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, состоянию и улучшению окружающей среды, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
1.Соблюдения принципа непрерывности и преемственности. Присутствия последовательности и логичности. Присутствия образных форм обучения. Раскрытия природоведческих знаний с позиции других предметов, изучаемых в школе. Использования различных педагогических технологий. Использования экологических игр. содержательную область, развитие коммуникативных навыков, внеклассную деятельность.
Опытно — исследовательская работа проводилась на базе ГБОУ школы №875 г. Москвы с целью того, чтобы доказать вышеизложенную гипотезу о том, что экологическое образование младших школьников будет более эффективным, если будет использоваться метод проектов в процессе изучения предмета «Окружающий мир». В данном исследовании приняли участие учащиеся 2 «Б» класса, в количестве 29 человек. В классе 16 девочек и 13 мальчиков, возраст учащихся составляет 8-9 лет.
Изучения окружающего мира во 2 «Б» классе осуществляется по программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМК «Школа России»).
Учебно — методический комплект данной программы включает в себя: Учебник «Окружающий мир» Рабочая тетрадь (печатная) «Окружающий мир» определитель А.А. Плешакова Рабочая программа УМК «Школа России» Методическое пособие по проведению уроков Аудиодиск Основным методом исследования являлся экспериментальный метод, состоящий из следующих этапов:
ØКонстатирующий этап Формирующий этап Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление уровня экологических знаний у учащихся 2 «Б» класса, в связи с чем были применены следующие методы: наблюдения, анкетирования и тестирования учащихся. Тестирование учащихся на данном этапе включало вопросы упрощенного содержания. эксперимента был направлен на создание и апробацию проектной деятельности на уроках окружающего мира, направленной на формирование экологических знаний младших школьников при помощи метода проектов. эксперимента был направлен на выявление динамики процесса формирования экологических знаний у учащихся 2 «Б» класса, и так же на оценивание эффективности разработанной системы проектной деятельности, направленной на формирование экологических знаний младших школьников, в связи с чем повторно был применен метод анкетирования учащихся и метод тестирования по тем же темам, с той разницей, что вопросы, выбранные для тестирования были усложненные. На каждом из данных этапов применялись свои, более частные методы исследования:
1.Эмпирические методы, которые включали в себя анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся. Статистические методы, которые включали в себя регистрацию данных при помощи таблиц. Графические методы, которые включали в себя диаграммы.
·Анкета №1, метод проектов Анкета №2, экологическое воспитание 2. Тестирование учащихся. Для тестирования был составлен тест №1, направленный на выявление экологических и природоведческих знаний учащихся, включающий упрощенные вопросы. было проведено анкетирование учащихся 2 «Б» класса. Анкетирование проводилось с целью выявления у учащихся знаний о понятии «проект» и выявления отношения учащихся к методу проектов. Анализ результатов ответов на анкету №1 показал, что:
Вопрос №1. На вопрос о том, знают ли учащиеся, что такое проект, 24 ученика ответили, что знакомы с понятием «проект», 5 человек выбрали отрицательный ответ.
Вопрос №2. 27 учеников ответили, что они выполняли проекты, 2 ученика ответили, что не выполняли проекты.
Вопрос №3. На вопрос о том, какие проекты учащиеся выполняли, ответил 21 ученик («Про родину», «Веселая переменка», «Животные из пластеина» и т.д.), 8 учеников не смогли ответить на заданный в анкете вопрос.
Вопрос №4. 23 ученика ответили, что им нравится выполнять проекты, 6 учеников ответили отрицательно на поставленный вопрос или не ответили вообще.
Вопрос №5. На вопрос, о том, в каких бы еще проектах по окружающему миру учащимся хотелось бы принять участие, 15 учеников написали названия проектов, среди которых следующие темы: «Про зверей», «Природа и человек», «Про собак» и др., 14 учеников в ответах не изъявили желания принимать участие в проектах / не смогли сформулировать тему желаемого проекта.
По результатам анкетирования №1 была построена круговая диаграмма №1:
Результаты анкетирования №1
Круговая диаграмма №1 была составлена исходя из следующих соотношений названия уровней и оценок, которые им соответствуют:
·Повышенный уровень — «5» — 5/5 верных ответов Высокий уровень — «4» — 4/5 верных ответов Базовый уровень — «3» — 3/5 верных ответов Низкий уровень — «2» — 2/5 верных ответов Анализ анкеты №1 и круговой диаграммы №1 показал: 1. Повышенный уровень знаний — 6 человек (21%) 2. Высокй уровень знаний — 16 человек (55%)
- Базовый уровень знаний — 5 человек (17%) 4. Низний уровень знаний — 2 человека (7%)
На основе данных результатов можно сказать о том, что в классе преобладают учащиеся с высоким уровнем знаний о методе проектов и положительным отношение к проектам, большинство учащихся знакомы с понятием «проект» (вопрос №1), практически все учащиеся ответили, что они выполняли проекты (вопрос №2), большинству учащихся нравится выполнять проекты (вопрос №4), более половины учащихся ответили на вопрос о том, какие проекты они выполняли (вопрос №3), вопрос, на который большинство учащихся не смогли ответить, заключался в написании тем проектов, которые бы они хотели выполнить (вопрос №5).
После анкетирования №1, с учащимися 2 «Б» класса было проведено анкетирование №2 направленное на выявление уровня их экологического воспитания (отношение учащихся к природе).
Было проанкетировано 29 учащихся.
Анализ ответов учащихся по Анкете №2 показал, что: Вопрос №1. Всем ученикам нравится бывать на природе.
Вопрос №2.23 ученика ответили, что им приходилось оказывать помощь животным или растениям, 6 учеников отрицательно ответили на данный вопрос.
Вопрос №3. 10 учеников считают, что человек может влиять на природу, как положительно, так и отрицательно, 9 учеников, что человек отрицательно влияет на природу, 6 учеников ответили, что человек влияет на природу положительно и 4 учеников ответили, что человек не имеет влияния на природу.
Вопрос №4. На вопрос о том, приходилось ли ученикам наблюдать случаи отрицательного воздействия людей на природу, 19 учеников ответили, что приходилось, 17 из них описали конкретную ситуацию и так же ответили, что описанное ими влияние людей на природу вызывает у них негативные эмоции, 10 учеников ответили, что им не приходилось наблюдать случаи отрицательного воздействия людей на природу.
Вопрос №5. На вопрос о том, что ученики сделают, если увидят, что их друзья разоряют птичьи гнезда, все ученики ответили, что нужно как-то повлиять на своих друзей, отогнать, поговорить, следовательно, все ученики отметили, что разорение птичьих гнезд — недостойный поступок.
Вопрос №6. Все ученики всегда стремятся относиться к природе бережно.
Вопрос №7. Все ученики совершали хорошие поступки по отношению к природе.
Вопрос №8. 23 ученика ответили, что не совершали плохие поступки по отношению к природе, 6 учеников ответили, что совершали плохие поступки по отношению к природе.
Вопрос №9. Все ученики ответили, что нужно охранять природу.
Для проведения тестирования №1 были выбраны темы: «Дикие и домашние животные», «Комнатные растения», «Животные живого уголка», «Про кошек и собак», «Красная книга», «Будь природе другом», фрагменты этих тем были изучены учащимися на уроках окружающего мира в первом классе, вопросы, выбранные для данного тестирования, были облегченного уровня.
Было протестировано 29 учащихся. По результатам тестирования №1 была построена таблица №1:
Таблица №1
Ф.И. /№ вопроса1234567891 0111 21 31 4Полина Б.ВВВНВНВВННВВВВГерман Б.ВВВНВВВВННВВВВСаша Б.ВВВВВВВВВВВВВВЛола Б.ВВВНВВВВВВВВННМаша Б.ВВВВВВВВВВВВВНМаша В.НВВНВНВВНВНВНВТаисия В.ВВВВВВВВНВВВВВЯнис Г.ВВННННВНННВВННМаша Д.ВВВВВНВВНВВВВВАлена Ж.ВВВВВВВВВВВВВВАлеша Ж.ВВВВВВВВВНВВННВика К.ННВНВВВВНВВВНВДенис К.ВВВНВВВВНВВВВВСаша К.ННВНВВВВНВВВВВМиша К.ВВВВВНВННВВВВНДенис Л.ВВВВВВВВНВВВВНУльяна Л.ВВВВВВВВНВВВВВКсения Л.ВВВНВНВВВВВВВВМатвей М.ННВНВВВНННВВННЛиза М.ВВВНВНВВНВВВВНЛиза Н.ННВВВВВВНВВВНВМарина Н.НВННВНВВНВВВННМиша О.ВВВВВНВВНВВВННЯна П.ВВВВВНВВНВВВВВМаша Р.НВВНВВВВНВВВВВВова Р.ННВНВВВННВВВННИван Р.ННВНВВВВНВВВНВСаша Ш.ВВВВВВВВНВВВВНАнджей Ш.НВВНВНВВННВВНН
Условные обозначения, использованные в Таблице №1: В-верно
Н — неверно
По результатам таблицы №1 была построена круговая диаграмма №2:
Результаты тестирования №1
Круговая диаграмма №2 была составлена исходя из следующих соотношений названия уровней и оценок, которые им соответствуют:
·Повышенный уровень — «5» — 14/14 верных ответов Высокий уровень — «4» — 11/14 верных ответов Базовый уровень — «3» — 7/14 верных ответов Низкий уровень — «2» — 6/14 верных ответов Анализ таблицы №1 и круговой диаграммы №1 показал:
1Повышенный уровень знаний — 3 человека (10%) — «5» Высокй уровень знаний — 13 человек (45%) — «4» Базовый уровень знаний — 11 человек (38%) — «3»
Низний уровень знаний — 2 человека (7%) — «2»
На основе данных результатов можно сказать о том, что у учащихся нет четких знаний тем, вопросы на которые были предложены в тесте №1, к примеру, практически все учащиеся знают, что собака выражает радость, виляя хвостом (вопрос №11), и все учащиеся знают, что попугай — птица, которую содержат в клетке (вопрос №7), но на вопрос о том, какое животное человек приручил первым, большинство учащихся выбрали неверный ответ (вопрос №9).
Если знания, применяемые в первых двух вопросах (вопросы №7 и №11) могут базироваться на личном опыте учащихся, наличии собаки, попугая в доме или контакте с животными, то о том, кого человек приручил первым, требует четких знаний.
Исходя из этого и так же учитывая тот факт, что тестирование №1 выявило достаточно большой процент базового уровня и наличие низкого уровня, мы решили, что при изучении данных тем целесообразно будет использовать метод проектов.
2.2 Организация и применение метода проектов во 2 «Б» классе на уроках окружающего мира
Определенную роль ФГОС отводит такому предмету, как «Окружающий мир», данный предмет является одним из ключевых предметов, преподаваемых в начальной школе. Одной из главных задач этого предмета, изучаемого во втором классе, является формирование компетенций, которые обеспечивают экологически правильное поведение учащихся по отношению к природе, осознание учащимися целостности и ценности мира, его многообразия.
Данный, формирующий этап был направлен на создание и апробацию проектной деятельности на уроках окружающего мира, направленной на формирование экологического образования младших школьников при помощи метода проектов. Учащиеся 2 «Б» класса занимаются по программе «Окружающий мир» для 2-го класса А.А. Плешакова УМК «Школа России». На данном этапе опытно-исследовательской работы со 2 «Б» классом было проведено 2 экскурсии и 6 уроков по предмету «Окружающий мир», по которым были выполнены проекты, темы проведенных уроков следующие:
1.«Дикие и домашние животные» «Комнатные растения» «Животные живого уголка» «Про кошек и собак» «Красная книга» «Будь природ другом» За время прохождения данных тем, учащимися были выполнены следующие проекты. Темы проектов были заранее предложены учащимся в начале практики.
Таблица №2
№Тема урокаТема проекта1«Дикие и домашние животные»«Я — писатель о животных»2«Комнатные растения»«Мое комнатное растение»3«Животные живого уголка»«Мой домашний питомец»4«Про кошек и собак»«Кошки и собаки: За и Против»5«Красная Книга»«Страницы Красной книги»6«Будь природе другом»«Будь природе другом!» «Я тебя не боюсь!» «Столовая для птиц»
1)малышка «Мое комнатное растение» — сообщение с фотографиями «Мой домашний питомец» — сообщение с презентацией фотографий и рисунков «Кошки и собаки: За и Против» — компьютерная презентация «Страницы Красной книги» — сообщение с рисунками или коллажом «Будь природе другом!» — экологический плакат Экскурсия в Дарвинский музей — сочинение «Я тебя не боюсь!» Экскурсия «В гости к зиме» — изготовление и развешивание кормушек. Помимо этого учащиеся 2 «Б» класса посетили Дарвинский музей. Затем была организована экскурсия «В гости к зиме» в рамках одного из проектов. Хочется отметить, что темы всех выполненных учащимися проектов были выбраны в соответствии с изучаемыми темами.
Краткое описание уроков и проектов, которые были выполнены учащимися:, Урок №1 по теме: «Дикие и домашние животные»
·На данном уроке у учащихся сформировалось представление о диких и домашних животных, так же об их различии и сходстве, учащиеся узнали о том, какую пользу человеку приносят домашние животные, так же научились классифицировать диких и домашних животных, на уроке учащиеся проявляли активность и интерес. малышки. На уроке они зачитывали свои рассказы или сообщения, была сделана выставка, дети дружно обсуждали книжки и присуждали номинации некоторым книжкам: «Самая интересная книжка», «Самая аккуратная книжка», «Самое удивительное животное». Хотелось бы отметить, что ученикам очень понравилось выполнять данный проект, они делали свои книжки с энтузиазмом, положительные эмоции у них вызвала и сама идея того, что каждый из них может создать свой личный продукт проектной деятельности, при этом почувствовав себя в роли настоящего автора книги, которую ученики презентовали всему классу на этапе презентации результатов.
Урок №2 по теме: «Комнатные растения»
На данном уроке у учащихся сформировалось полное представление о комнатных растениях, учащиеся научились классифицировать растения, узнавать и называть их, узнали о правилах ухода за комнатными растениями и их роли в жизни человека.
тема проекта
Урок №3 по теме: «Животные живого уголка»
·На данном уроке учащиеся усвоили понятие «Живой уголок», познакомились с обитателями живого уголка, с правилами ухода за ними осознали уровень ответственности при уходе за животными живого уголка. «Мой домашний питомец», ученики должны были подготовить сообщение о своем домашнем животном или о том животном, которое они хотели бы завести. Ученики хорошо выполнили проект, ими были представлены сообщения об абсолютно разнообразных животных, начиная от кроликов и до собак и ягуаны, защищая его, ученики рассказали об особенностях своих питомцев, об их рационе, о правилах ухода за ними.
Урок №4 по теме: «Про кошек и собак»
На данном уроке учащиеся познакомились с определенными породами кошек и собак, узнали о том, какую пользу приносят человеку эти животные, об их роли в жизни людей, осознали степень ответственности при уходе за этими животными.
Учащимся была заранее предложена тема проекта «Кошки и собаки: За или Против». Цель данного проекта заключалась в том, чтобы рассмотреть преимущества и возможные недостатки кошек и собак в жизни человека. Проект «Кошки и собаки: За или Против» был выполнен учениками в виде компьютерной презентации, ученики выполняли его в парах.
Ребята выбирали определенный пункт, относительно «плюсов» и «минусов» кошек и собак и рассматривали его с двух сторон, находя плюсы и минусы, а так же способы решения проблем (аллергия на кошку — минус, решение проблемы: завести кошку породы сфинкс, поскольку она не имеет шерсти).
Хочется отметить, что данный проект вызвал огромный интерес у учеников, они учились работать в коллективе, договариваться, обмениваться интересной информацией, слушать и уважать мнения друг друга. Проект «Кошки и собаки: За или против» вызвал у учеников много положительных эмоций. Так же детьми были выбраны темы, в которых приводилось сравнение больших и маленьких собак, пушистых кошек и кошек, не имеющих шерсти.
Урок №5 по теме: «Красная книга»
На данном уроке учащиеся основательно познакомились с понятием «Красная книга», расширилось представление учеников о том, как классифицируются животные и растения на страницах Красной книги, учащиеся научились выявлять причины исчезновения растений и животных и меры, необходимые для их охраны, осознали важность и значимость сохранения природы и роли человека в этом.
После данного урока учащимися был выполнен проект «Страницы Красной книги». Каждый из учеников выбирал себе страницу и животное или растение, которое ей соответствует (черная страница Красной книги — Дронт и т.д.).
Ученики самостоятельно искали животных или растения для своей страницы, благодаря чему узнали много нового о выбранных ими животных и растениях, рисовали и вырезали картинки и приклеивали их на свои страницы вместе с найденной информацией.
Помимо того, что проект вызвал интерес у учеников, он так же способствовал закреплению классификации страниц Красной книги на высоком уровне.
Урок №6 по теме: «Будь природе другом»
Целью данного занятия являлось рассмотреть взаимосвязь человека и природы, выявить роль природы в жизни человека. На данном занятии у учащихся сформировалось представление о влиянии деятельности человека на природу и о последствиях этого влияния, так же данный урок способствовал формированию знаний правил поведения на природе.
Учащимся был предложен проект «Будь природе другом», в рамках которого учащиеся выбрали создание экологического плаката со «своими» экологическими знаками. Учащиеся рисовали как положительные экологические знаки, указывающие на то, как нужно вести себя по отношению к природе (выбрасывать мусор в специальные мусорные баки), так и отрицательные, указывающие на то, как нельзя вести себя по отношению к природе (ломать деревья), после этого ученики вырезали свои экологические знаки и приклеивали их на ватман, подписывая рядом с каждым знаком его обозначение, так же ученики полностью оформили плакат, написав название.
Экскурсия №1 в Дарвинский музей.
Тема данной экскурсии была «Я тебя не боюсь!», на экскурсии ученики узнали о животных, чьи виды сейчас населяют нашу планету, об их образе жизни и о способах их маскировки.
Продуктом проектной деятельности, в результате данной экскурсии, являлось сочинение учеников на выбранную ими тему: «Я тебя не боюсь!»
Экскурсия №2 «В гости к зиме»
Экскурсия «В гости к зиме» проходила в лесу, вблизи школы и способствовала закреплению знаний учащихся о том, какие изменения в природе происходят зимой и о том, как они отражаются на жизни обитателей леса, кроме того одной из ведущих целей данной экскурсии было осознание учащимися важности бережного отношения к природе, воспитание любви к ней. Данная экскурсия была объединена с проектом
«Столовая для птиц». Ученики сделали кормушки для птиц и повесили их в лесу, наполнив их крошками хлеба и семечками.
Хочется подчеркнуть, что ученики были очень рады тому, что они могут таким образом поучаствовать в жизни птиц, помочь им, тот факт, что эти кормушки действительно будут нужны птицам, вызвал у детей множество положительных эмоций.
Во время формирующего этапа уроки прошли интересно, дети были подготовлены, а так как темы проектов были даны заранее, они подходили ко мне, советовались, показывали свои наброски, результаты формирующего этапа хорошо видны на заключительном этапе эксперимента.
2.3Анализ результатов опытно-исследовательской работы
На заключительном — контрольном этапе эксперимента, направленном на выявление динамики процесса формирования экологических знаний у учеников 2 «Б» класса и на оценку эффективности разработанной системы проектной деятельности, направленной на формирование экологического образования младших школьников было проведено:
1.Повторное анкетирование учащихся. Повторное тестирование учащихся с усложненной системой вопросов, относительно тестирования на констатирующем этапе. было проведено анкетирование №3, целью которого было выявить, изменилось ли отношение учащихся 2 «Б» класса к проектной деятельности. В анкетировании №3 принимало участие 29 учащихся.
Анализ результатов ответов на анкету №3 показал, что:
Вопрос №1. На вопрос о том, знают ли учащиеся, что такое проект, 27 учеников ответили, что знакомы с понятием «проект», 2 человек выбрали отрицательный ответ.
Вопрос №2. Все ученики ответили, что они выполняли проекты.
Вопрос №3. 27 учеников ответил на вопрос о том, какие проекты они выполняли («Столовая для птиц», «Про кошек и собак», «Книжка-малышка» и т.д.), 2 ученика не смогли ответить на заданный в анкете вопрос.
Вопрос №4. 24 ученика ответили, что им нравится выполнять проекты, 5 учеников ответили отрицательно на поставленный вопрос или не ответили вообще.
Вопрос №5. На вопрос о том, в каких бы еще проектах по окружающему миру ученикам хотелось бы принять участие, 17 учеников написали названия проектов, среди которых: «Про деревья», «Маленькие животные»,
«Наша планета» и др., 12 учеников в ответах не изъявили желания принимать участие в проектах / не смогли сформулировать тему желаемого проекта.
По результатам анкетирования №3 была построена круговая диаграмма №3:
Результаты анкетирования №3
Анализ анкеты №3 и круговой диаграммы №3 показал: 1. Повышенный уровень знаний — 12 человека (41%) 2. Высокй уровень знаний — 13 человек (45%) 3. Базовый уровень знаний — 4 человек (14%)
Сравним результаты констатирующего этапа (круговая диаграмма №1) и контрольного этапа эксперимента (круговая диаграмма №3):
Результаты анкетирования №1 Результаты анкетирования №3
Используя данные круговых диаграмм №1 и №3, мы составили сравнительную таблицу №3.
Таблица №3
Уровни знаний о методе проектов и отношения к проектамКонстатирующий этапКонтрольный этапПовышенный6 человек (21%)12 человек (41%)Высокий16 человек (55%)13 человек (45%)Базовый5 человек (17%)4 человек (14%)Низкий2 человека (7%)
Анализ результатов исследовательской работы на данном этапе свидетельствует о том, что присутствует положительная динамика:
ØУчащихся с низким уровнем не стало Число учащихся с базовым уровнем сократилось с 5 человек до 4 человек Число учащихся с высоким уровнем сократилось с 16 человек до 13 человек Число учащихся с повышенным уровнем заметно повысилось с 6 человек до 12 человек было проведено тестирование №2. Цель тестирования — выявить уровень знаний учащихся по пройденным темам после формирующего этапа. Было протестировано 29 учащихся. По результатам тестирования №2 была построена таблица №4:
Таблица №4, часть 1
Ф.И./№ вопроса1234567Полина Б.ВВВВВВВГерман Б.ВВВВВВВСаша Б.ВВВВВВВЛола Б.ВВВВ/НВВВМаша Б.ВВВВВВВМаша В.ВВ/НВВ/ННВВТаисия В.ВВВВВВВЯнис Г.ВВ/НВВВНВМаша Д.ВВВВНВВАлена ЖВВВВВВВАлеша Ж.ВВВ/НВВВВВика К.ВВ/НВВ/ННВВДенис К.ВВВВВВВ/НСаша К.ВВВВ/НВВВМиша К.ВВВВНВВДенис Л.ВВВВНВВУльяна Л.ВВВВВВВКсения Л.ВВВВВВВМатвей М.В/НВВВНВВЛиза М.ВВВВНВВЛиза Н.ВВВВВВВМарина Н.В/НВВВ/НВВВМиша О.ВВВВВВНЯна П.ВВВВВВВМаша Р.ВВВВВВВ/НВова Р.ВВ/ННВ/НВВВИван Р.ВВВ/НВ/ННВНСаша Ш.ВВВВВВВАнджей Ш.ВВ/ННВ/ННВВ
Таблица №4, часть 2
Ф.И./№ вопроса891011121314Полина Б.ВВВВВВВГерман Б.ВВВВВВВСаша Б.ВВВВВВВЛола Б.НВВВВ/НВВМаша Б.ВВВВВ/НВВМаша В.НВВВ/НВ/НВВТаисия В.ВВВВВВВЯнис Г.НВВВ/НВ/НВВ/НМаша Д.ВВВВВВВАлена Ж.ВВВВВВВАлеша Ж.ВВВВВВВВика К.НВВВ/НВ/НВВ/НДенис К.ВВВВВ/НВВСаша К.НВВВВВВ/НМиша К.НВВВВВВДенис Л.ВВВВВ/НВВУльяна Л.ВВВВВВВКсения Л.ВВВВВВВМатвей М.НВВВВ/НВВ/НЛиза М.НВВВВВВЛиза Н.ВВВВ/НВВВМарина Н.НВВВ/НВ/НВВМиша О.ВВВВВ/НВВЯна П.НВВВВВВМаша Р.НВВВ/НВВВВова Р.ВВВВВ/НВВИван Р.НВВВ/НВ/НВВСаша Ш.ВВВВВВВАнджей Ш.НВВВВ/НВВ
Условные обозначения, использованные в таблице №4: В-верно
Н — неверно
По результатам тестирования №2 была построена круговая диаграмма №4:
Результаты тестирования №2
Анализ таблицы №4 и круговой диаграммы №4 показал:
·Повышенный уровень — 11 человека (38%) — «5» Высокий уровень — 12 человек (41%) — «4» Базовый уровень — 6 человек (21%) — «3» Мы видим следующие результаты: Сравним результаты констатирующего этапа (круговая диаграмма №2) и контрольного этапа эксперимента (круговая диаграмма №4):
Результаты тестирования №1 Результаты тестирования №2
Используя данные круговых диаграмм №2 и №4, мы составили сравнительную таблицу №5.
Таблица №5
Уровни природоведческих знанийКонстатирующий этапКонтрольный этапПовышенный3 человека (10%)11 человек (38%)Высокий13 человек (45%)12 человек (41%)Базовый11 человек (38%)6 человек (21%)Низкий2 человека (7%)
Анализ результатов исследовательской работы свидетельствует о том, что присутствует положительная динамика:
ØУчащихся с низким уровнем природоведческих знаний не стало. Число учащихся с базовым уровнем сократилось с 11 человек до 6 человек Число учащихся с высоким уровнем осталось практически неизменным Число учащихся с повышенным уровнем заметно выросло с 3 человек до 11 человек Анализируя проведенную работу, отметим, что примененный нами метод проектов помог достичь следующих результатов:
·Вырос интерес учащихся к предмету «Окружающий мир» Коммуникативные навыки учащихся повысились Повысилась активность учащихся на уроке Повысился уровень проявления самостоятельности учащихся Необходимо отметить, что участие, которое дети принимали в различных проектах на уроках окружающего мира, было воспринято ими с большим интересом, они с энтузиазмом принимались выполнять проекты, общаясь и договариваясь между собой, так же стоит подчеркнуть, что ученики очень ответственно подошли к защите своих проектов. Исходя из ответов детей в повторном анкетировании, проведенном на контрольном этапе и выраженной заинтересованности учащихся в выполнении проектов, можно сделать вывод о том, что существует необходимость продолжения работы с учащимися в данном направлении.
Мы уверенны, что данная проведенная работа в начальной школе и метод проектов в целом поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни, поскольку метод проектов не только развивает такие качества, необходимые для взрослой жизни, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, толерантности, но и способствует развитию способности адаптироваться к современным условиям жизни.
Тем более, что при разработке ФГОС приоритетом начального общего образования становится деятельно — ориентированное обучение, поскольку именно оно помогает решить задачу формирования общих учебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ, решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.
Заключение
В процессе проделанной работы была проанализирована научно — педагогическая литература. экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Главной идеей данной работы являлась идея — показать важность и эффективность применения метода проектов для формирования у детей экологического образования при изучении предмета «Окружающий мир».
В соответствии с темой ВКР был подобран методический материал, на основе которого были подобраны темы для проектов младших школьников, была проведена полезная и заинтересовавшая детей работа, дающая результаты, на основе чего можно сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы. Цель опытно — исследовательской работы достигнута. При проведении педагогического эксперимента нами было доказано, что при обучении детей необходимо максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделав тем самым процесс обучения более интересным и эмоциональным, уделить время поиску активных форм и методов обучения. Это позволит пробудить у учеников начальной школы интерес к новому и желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, поможет им лучше и легче усваивать учебный материал.
Деятельность, которую мы при этом осуществляем, является креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнения каждого здания при разработке проекта.
Совместная работа над проектом — неотъемлемая часть коллективного взаимодействия учащихся как участников проекта. Проектная деятельность является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.
Тема, выбранная для проекта, может быть связна с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. Главным результатом, показывающим успешную работу над проектом, будут актуализация имеющихся знаний учащихся и приобретение новых знаний, умений и навыков, их творческое применение в новых условиях.
Метод проектов требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследования и коммуникативного взаимодействия.
Именно поэтому мы считаем, что большое внимание учитель должен уделять проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время. Подведение итогов опытно — экспериментальной работы показало, что занятия проектной деятельностью помогают достичь следующих результатов: Ответственное отношение к природе формируется практически на протяжении всей жизни у человека, но наилучшим временем для заложения основ экологического образования является начальная школа. Окружающая среда — естественный источник для детей, из которого они черпают свои впечатления о природе. То, насколько сильным будет интерес ребенка к природе, как и сам уровень экологического образования детей, зависит не только от учителя, но и от тех методов и приемов, которые он будет использовать на уроках и во внеурочной деятельности для достижения этих целей.
В ходе своего исследования мы пришли к выводу: проектная деятельность вызывает глубокий интерес у учащихся младшего школьного возраста. На уроках учащиеся проявляют большую активность при внедрении метода проектов. Данный метод помогает им быть успешными и способствует развитию множества полезных качеств не только н уроках окружающего мира, но и в жизни в целом. Нужно приучать учащихся одновременно пользоваться новыми методами, предоставляя им возможность чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект будет максимальным.
Итак, в первой главе мы рассмотрела вопросы, посвященные основным понятиям темы, и пришли к выводу, что проблема исследовательского обучения достаточно хорошо освящена в работах известных ученых, раскрыта особая роль проектной деятельности младших школьников по курсу «Окружающий мир»
Экспериментальное исследование применения метода проектов в учебной деятельности, проведенное во второй главе, показало, что в ходе нашей совместной работы, повысился уровень познавательной активности и творческих способностей детей.
Подводя итоги опытно — исследовательской работы, можно сделать следующие выводы: На констатирующем этапе исследования уровень знания учащихся о проектах и уровень природоведческих знаний и экологического образования у младших школьников был средним. На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована система проектов для учащихся 2 класса. На контрольном этапе исследования, после проведения повторного анкетирования и повторного тестирования было выявлено повышение знаний учащихся о проектах и уровня знаний природоведческого и экологического характера у младших школьников. Изменение данного показателя обусловлено именно реализацией системы проектов на уроках окружающего мира.
1Аквилева Г.Н., Клипинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе — М.:Владос, 2001. — 240 с.
2Аквилева Г.Н., Клипинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе — М.:Академия, 2013. — 336 с.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в начальной школе — М., Аркти, 2006. — 163 с.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». — М.:Вако, 2008. — 256 с.
Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. — М.: Владос, 2004. — 192 с.
Бычков А.В. Метод проектов в современной начальной школе — М,:Из-во Моск. ун-та, 2000. — 47 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения 1-4 классы — М.:Вентана — Граф, 2005. — 240 с.
Воронцов, Заславский, Егоркина. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
10Господникова М.К., Полякова Н.Б., Самохвалова Е.И., Родионова Ю.А., Эктова О.Ю., Гордиенко Т.А., Силаева Т.Е. Проектная деятельность в начальной школе. — Волгоград: Учитель, 2014. — 131 с.
11Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. — М.: Владос, 2008. — 253 с.
12Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. — М.:Баласс, 2012. — 80 с.
13Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсии. — М.ЦРИБ Турист, 2006. — 96 с.
Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю., Полянина Н.Б., Андреева Е.А., Щербакова С.Г., Шавейко О.А. Метод проектов в начальной школе: система реализации — Волгоград: Учитель, 2016. — 135 с.
Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования — М.: Знание, 1980-96 с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа 2005. — №9
Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования. — М.:РУДН, 2009. — 99 с.
Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. — М.:Юрайт, 2015. — 506 с.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения метода проектов в начальной школе. // нач. школа, 2004, №2
Иванова Н.В. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. — М.:2003. — 56 с.
Карелина И.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира // Психология, социология и педагогика. 2012, №11
22Клепинина З.А., Край Московский: Мир природы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы — М.:Ювента, 2006. -240 с.
Курбеко И.В. Прогулки и экскурсии в режиме группы продленного дня. — Волгоград: Учитель, 2013. — 170 с.
Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология — М.: Кнорус, 2009. — 345 с.
Миронова А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах — М.:Педагогическое общество России, 2002 — 252 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников — М.: Академия, 2001-184 с.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей — М.:Академия, 2002. — 336 с.
Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров — М.:Юрайт, 2016. — 583 с.
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. — сост. Г.И. Осипова. — Волгоград, 2007. — 154 с.
30Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно- исследовательской работе / Начальная школа, 2007, №3.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Методические рекомендации — М.: Просвещение, 2014. — 96 с.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник в 2 ч. Ч. 1. — М.: 2013. — 224 с.
Плешаков А.А. От земли до неба: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2015. — 224 с.
А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений — М.:Посвещение, 2008. — 233 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 576 с.
37Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя — М.:Просвещение, 2011. — 192 с.
38Пономарева О.Н., Давыдова Т.Г. Групповая работа на уроках природоведения // Начальная школа. — 2000 №6
Разагатова Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно- исследовательскую деятельность // Известия Самарского научного центра РАН, №3 — 2006.
Романовская М.Б. Метод проектов в начальной школе. — М.: Центр Педагогический поиск, 2014 — 80 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.:АРКТИ, 2008. -80 с.
Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии — М.: Академия, 2000. — 512 с.
Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками — Волгоград: Учитель, 2009. — 189 с.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: природоведение. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 235 с.
Тарасова Т.И., Калашникова П.Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений — Борисоглебск: 2002. — 146 с.
46Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. // Начальная школа — 2004, №12
47Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего образования http:// минобрнауки. рф/документы/922
48Хотынцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность — М.: Академия, 2004. — 480 с.
49Шатохина Л.Ф. Проектный метод в обучении здоровью: пособие для учителей и преподавателей — М., 2005. — 104 с.
50Ягодина Г.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: курс лекций для учителя — М.:2008. — 351 с.
Яценко И.Ф. Контрольно — измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс — М.:ВАКО, 2015. — 96 с.