Целью данной работы является изучение профессиональной этики библиотекаря и рассмотрение основных современных потребностей.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение библиотечной профессии и профессиональных требований в настоящее время;
- анализ этических проблем обслуживания современного пользователя.
Объектом исследования являются сотрудники библиотеки, объектом исследования — характеристика профессии и требования библиотекаря.
Актуальность исследований в области библиотечной этики связана с тем, что в современных условиях глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета: значимость человека, уважение его прав, приоритеты отношений морали между людьми. Фундаментальные преобразования, происходящие в нашем обществе, по сути, направлены на установление этого измерения личности и заставляют нас уделять особое внимание системе ценностей, идеалов и общечеловеческих моральных принципов. Этические проблемы сегодня неизбежно возникают во всех сферах общественной жизни: политике, культуре, экономике, образовании. Пока не будет признана фундаментальная важность культуры и образования, а также этических норм поведения и деятельности, которые они производят, общество не может стать ни гражданским, ни демократическим. Библиотека, работа которой основана на моральных принципах, на моральных принципах, сформированных в профессии библиотекаря, во многом способствует духовному совершенствованию людей.
1. Основные понятия этики
1.1 Кодекс этики библиотекаря
Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос).
Изначально этос задумывался как место сосуществования, дом, жилище, логово животных, птичье гнездо. Затем стали обозначать в основном устойчивый характер какого-либо явления, темперамента, обычая, характера.
Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел прилагательное «этический» для обозначения особого класса человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Следовательно, этические добродетели — это свойства человеческого характера, его темперамента, духовных качеств.
При этом можно учитывать черты характера: умеренность, смелость, щедрость. Чтобы обозначить систему этических добродетелей как особую область знания и выделить это знание как самостоятельную науку, Аристотель ввел термин «этика».
Этическая и моральная стороны работы социального педагога
... этического поведения социального педагога Стандарты этического поведения социального педагога и социального работника устанавливают нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты исчерпывающего характера ... моральные ... этики - определить основные права и обязанности, вытекающие из характеристик профессиональной ...
Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный).
Он сформировал его из слова «mos» (mores — множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.
Слова, которые означают то же, что и термины «этика» и «мораль». В русском языке этим словом стало, в частности, «мораль», в немецком — «Sittlichkeit». Эти термины повторяют историю возникновения понятий «этика» и «мораль» от слова «темперамент».
Итак, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «мораль» — это три разных слова, хотя они и были термином.
Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере раскрытия своеобразия этики как области знания, этим словам начинают придавать разные значения.
Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) — изучаемый ею предмет.
Профессиональная этика — это система моральных принципов, норм и правил поведения специалистов различного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами и правилами поведения [8, с. 23].
Библиотечная этика — это совокупность этических отношений, возникающих в процессе выполнения библиотечной деятельности и их отражение в теории библиотеки.
Библиотечная информация и этика — это совокупность этических отношений, которые возникают в процессе выполнения библиотечной деятельности для обеспечения доступности информации.
Кодекс библиотечной этики — совокупность этических норм и постулатов, выраженных в систематизированной документальной форме и принятых библиотечным сообществом с целью регулирования этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления библиотечной деятельности [5, с. 117].
Библиотечное дело и его первоначальная этическая концепция возникли одновременно с основанием первых библиотек. Уже в монастырских библиотеках существовали этические нормы для «издателей книг», которые изначально «защищали» книги. Потребовалось несколько столетий для того, чтобы нормы этического поведения сформировались в первые кодексы профессиональной этики [8, с. 27].
Сегодня, с точки зрения ИФЛА, этический кодекс вместе с уставом и политикой развития является необходимым документом для деятельности профессиональных библиотечных организаций. В настоящее время существует более 180 национальных общественных и профессиональных библиотечных ассоциаций и 380 специализированных.
В настоящее время в связи с расширяющимися информационно-коммуникационными сетями, в т.ч. В Интернете можно даже говорить о некоторой насыщенности личности информацией. Растет и профессиональная ответственность информационных брокеров, в первую очередь библиотекарей. Библиотечные работники пришли к размышлениям об этической ответственности в последней четверти XX в., столкнувшись с некоторыми неизбежными проблемами, связанными с информатизацией общества. Появляются такие международные документы, как «Резолюция о роли библиотек в современном обществе» (Европарламент, 1998), где провозглашен «свободный доступ к информации для всех граждан»; «Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» (ИФЛА, 1999), где ИФЛА «призывает библиотеки и их сотрудников придерживаться принципа интеллектуальной свободы, неограниченного доступа к информации и свободы выражения, а также уважать частную жизнь пользователя библиотеки» [8, с.30].
Этика и культура профессиональной деятельности. Профессиональная ...
... - это деловое общение и профессиональная этика работников. 2.2 К ое-что о профессиональной этике Различные виды деятельности имеют свою специфику, иногда очень значительную, которая проявляется в области этики и культуры поведения. Профессиональная этика - это единое ...
Таким образом, с одной стороны, согласно этим документам, библиотеки обязаны придерживаться принципа интеллектуальной свободы как учреждения, предназначенные для ее защиты, поскольку они были созданы с целью хранения и распространения информации. Однако, с другой стороны, основным объектом деятельности библиотеки является человек, и библиотекарь несет моральную ответственность перед своим читателем.
На современном этапе в центре внимания находятся ключевые проблемы, регулируемые принципами информационной этики, такие как проблемы цензуры, доступности информации и конфиденциальности информации для потребителей.
Наиболее существенный вклад в разработку проблем в сфере библиотечной этики внесли специалисты Г. А Алтухова, И. Г. Моргенштерн, М.Я. Дворкина, Ю. П. Мелентьева, В. Р. Фирсов и другие. В данной работе мною были использованы статьи И. А. Трушиной [8, 9, 10], Б. Н. Бачалдина [2], В. Н. Соловьева [5], Ю. Н. Столярова [6, 7]. Из современных публикаций особое доверие заслуживает труд И. А. Трушиной «Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. Опыт разных стран» [8].
В группу разработчиков «Кодекса» вошли: Ю.П. Мелентьева, Г.А. Алтухова, М.Я. Дворкина, О.В. Шлыкова (МГУК), Е.М. Гриб (публичная библиотека № 39, г. Москва), Г.П. Диянская (Российская государственная библиотека для слепых), О.Л. Кабачек (РГДБ),Л.М.Степачев (ВГБИЛ) [8, с. 84].
Как отмечает Ю.П. Мелентьева, при работе по созданию кодекса был изучен опыт Франции, Германии, Великобритании и США [8, с. 84]. Что касается американского библиотечного опыта, необходимо отметить, что в целом на развитие библиотечного дела в России в период 1990-х гг. он оказал значительное влияние, в т.ч. на разрабатываемый кодекс
Для выявления особенностей в содержании и в процессе формирования российского кодекса и для того, чтобы увидеть его в контексте кодексов библиотечной этики различных стран, автор анализирует положения кодекса по 4 совокупностям этических взаимоотношений, в которые вступает библиотечный работник в своей деятельности:
- «библиотекарь — социум»;
- «библиотекарь — пользователь»;
- «библиотекарь — коллеги»;
- «библиотекарь — я сам» [8, с. 89].
Взаимоотношения «библиотекарь — социум»
В Российском кодексе декларируются следующие обязанности перед обществом:
«Библиотекарь:
- обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;
- рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;
- противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цензуры) на запрашиваемые документы;
- признает авторские права на интеллектуальную собственность».
Три из этих четырех положений посвящены принципу доступности информации. Поэтому, согласно кодексу, российский библиотекарь видит основную цель своей деятельности в предоставлении информации. В то же время «центральность информации» кажется не только доминирующим содержанием, но и единственным направлением деятельности библиотек. Определенная абсолютизация информационной функции библиотек сегодня характерна для большинства стран мира. Вместе с тем, богатейшие традиции просветительской деятельности библиотек России — одна из характерных черт отечественного развития [8, с. 90].
Выбор систем контроля и управления доступом
... вариант системы с «тачмемори»считывателями. 2. СКУД «Проходная1» - это система контроля и управления доступом с одной точкой входа через турникет, основанная на программном комплексе TSS2000Profi. Система ... ключа звуковым или речевым сообщением типа: «Внимание, гость! Просьба забрать ключ». Информация о событиях, вызванных предъявлением карточек, может быть использована в дальнейшем для получения ...
Взаимоотношения «библиотекарь — пользователь»
Отношению к пользователю в российском кодексе библиотечной этики посвящены три позиции:
- не несет ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;
- строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и ее информационным потребностям;
- охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством)».
Из процитированных абзацев следуют присущие всем кодексам принципы отношения к читателю: уважение, соблюдение конфиденциальности.
2. Этические проблемы обслуживания современного пользователя
2.1 Проблема доступа к информации
Основными проблемами современной библиотеки и информационной этики сервиса для пользователей являются проблемы доступности информации, соблюдения принципа конфиденциальности информационной деятельности, цензуры.
Принципы свободы доступа к информации, свободы слова и выражения, провозглашаемые «Всеобщей декларацией прав человека» (ст. 19), казались универсальными. Однако с развитием Интернета проблемы цензуры снова стали актуальными. Безлимитный доступ к Интернет-ресурсам оказался иллюзией. Очевидно, что там тоже есть цензура, и все чаще информация поступает к пользователю в неполном виде, пройдя через системы фильтрации и блокировки. также очевидно, что не все веб-ресурсы могут быть приняты некоторыми слоями общества, некоторые из которых занимают активную позицию в навязывании своего рейтинга другим. Каковы же предпосылки возникновения феномена цензуры в Сети? Появление различных систем фильтрации и блокирования информации вызваны такими опасениями общественности, как: угроза национальной безопасности и безопасности крупных корпораций в связи с действиями хакеров; распространение информации непристойного характера; посягательства на интеллектуальную собственность; использование Интернета экстремистскими политическими группами для публичного распространения своей идеологии; доступность или распространение информации о наркотиках, оружии и т. д.; широко распространенные в мире опасения террористических актов [4, с. 206].
Для решения проблем, связанных с противоречивым и сомнительным содержанием информации в Интернете, кроме нормативного регулирования, сегодня применяются системы фильтрации информации (или системы рекомендации) и присвоение информационным ресурсам оценочной категории. Однако это только часть распространяющейся в настоящее время тенденции присвоения всем интернет-материалам метаданных, т.е. данных, представляющих краткое описание и оценку материала. Они доступны и облегчают фильтрацию материалов. Сегодня существуют и такие разновидности фильтрации, как фильтрация в целях рекомендации — в помощь пользователю при отборе информации, а также фильтрация с целью ее блокирования [10, с. 31].
Совершенствование деятельности мфц диплом
... услуг». Целью исследования является разработка указаний по совершенствованию деятельности Увельского Увельского муниципального района МФК по оказанию ... систему оказания услуг невозможно без межведомственного обмена информацией. К иным проблемам оказания государственных услуг в службах ... старались обеспечить комфортные условия ожидания в помещениях МФЦ, очереди остаются, потому что лиц, имеющих право ...
Использование блокирующих программ на уровне поставщиков информационных услуг обычно основано на принципе исключения определенных слов, веб-сайтов и графических изображений определенного информационного значения. Из-за простоты методов отбора информации в таких программах довольно ценные материалы часто блокируются.
Присвоение рейтинговых категорий Интернет-материалам осуществляется специализированными службами по сопоставлению рейтингов и присвоению рейтингов информационному ресурсу либо самими авторами или распространителями сайта. Например, разработанная Консультационным Советом по развлекательным компьютерным программам (RSAC) система RSACi оценивает материал с точки зрения содержания по шкале от 0 до 4 по категориям: насилие, изображение обнаженного тела, секс и язык [10, с. 31]. Совет Европы, выражая свою позицию в «Руководящих принципах для европейской культурной политики», допускает использование метаданных об информации, содержащих присвоение последней определенной категории или ее оценку, в местах общественного доступа к Интернету для облегчения пользователю выбора. Данная рекомендация имеет прямое отношение к библиотекам.
Если раньше использование цензуры электронных коммуникаций было открытым, по крайней мере, в демократических государствах, технические возможности Интернета позволили ввести анонимность цензуры: пользователь часто не знает, кто фильтрует или блокирует информацию. Интернет допускает тотальную слежку, и в этом смысле он все чаще считается атрибутом тоталитарного общества.что касается доступности веб-ресурсов «сомнительного» характера с точки зрения общественности, библиотекарь, имеющий подключение к Интернету, несет определенную ответственность за предоставление своим читателям доступа к нему. И он должен основываться на профессиональных принципах, закрепленных в этических кодексах многих стран мира.
Так, профессиональные организации библиотекарей Австралии, Великобритании, Гонконга, Израиля, Италии, Канады, Литвы, Малайзии, Мексики, Португалии, России, Словении, США, Украины, Филиппин, Хорватии, Швейцарии, Швеции, Шри-Ланки, Японии признают в качестве основной обязанности библиотекаря обеспечение пользователям доступа к информации и документам без ограничений, если последние не были предварительно установлены законами [10, с. 32].
Однако при этом на практике возникает этическая дилемма. С одной стороны, библиотекари обязаны придерживаться принципа интеллектуальной свободы, поскольку представители учреждения призваны защищать ее. С другой стороны, библиотеки — это гуманистические институты, основным объектом которых является человек, читатель, перед которым библиотекари несут моральную ответственность, и для них первостепенное значение имеет ценность человеческой жизни. Однако, как они должны поступать в случае запроса в Интернет-зале библиотеки информации, например, о методиках убийства, получении взрывчатых веществ и др.
В документе Совета Европы «Руководящие принципы для европейской культурной политики» в пункте 5.2. записано: «Персонал не должен осуществлять постоянный общий контроль за работой пользователей с выраженным намерением проследить использование незаконной или непристойной информации. Однако если их внимание привлекают именно к такому использованию, персонал обязан потребовать прекращения пользователем работы с информацией незаконного характера и посоветовать пользователю воздержаться от открытой работы с информацией непристойного характера» [10, с. 32].
Профессиональные качества и характеристики менеджера библиотеки ...
... и концепциях менеджмента изучались элементы профессиональной деятельности менеджеров: экономические и социальные функции (Э. Мейо [10 с.100]); неформальные моменты осуществления властных полномочий и лидерства (“школа межличностных отношений”); проявление личностных качеств в работе ...
Таким образом, как показывает практика, возможны различные подходы к проблеме доступности интернет-ресурсов. Однако здравый смысл подсказывает, что цензуры здесь не избежать. Но проблемы доступа к информации в Интернете сегодня решаются в российских библиотеках стихийно, часто на техническом уровне. Решения о фильтрации интернет-информации или, наоборот, о свободном доступе принимают сотрудники отделов автоматизации, менеджеры интернет-комнат, системные администраторы библиотечного сервера. Опыт же зарубежных библиотек свидетельствует, что регулирование свободы доступа осуществляется ими на основании законов (например, в библиотеках США устанавливаются фильтры по закону CIPA), хартии Попечительского совета, внутренней нормативной документации, моральных норм этических кодексов.
2.2 Проблема конфиденциальности информационной деятельности
Еще одна проблема, с которой сталкивается специалист нашего сектора, имея в наличии полную информацию о запросах пользователя, — это вопрос его конфиденциальности.
Посетитель Интернета вступает на дорогу виртуальной жизни инкогнито. Бывает, что при этом он неосознанно корректирует собственный имидж, используя метод самопрезентации в глобальных сетях в своих интересах, и в результате ожидает анонимности своей деятельности. Это стремление к неузнаваемости характерно для большинства участников интернет-коммуникаций. Однако «анонимный обмен огромным объемом информации с партнерами, адреса электронной почты которых хорошо известны, неизбежно порождает желание получить представление об их внешности и обстоятельствах. Таким образом, анонимность провоцирует злоупотребление, которому благоприятствуют высокие технические возможности» [9, с. 8].
В решении проблемы конфиденциальности информации библиотекари могли бы опираться на российский закон о библиотечном деле, в соответствии с которым не допускается «использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания». Однако, поскольку из этого положения не следует однозначно, что с этой точки зрения можно и необходимо рассматривать работу в Интернете пользователя библиотеки или его сотрудника, в настоящее время в наших учреждениях не соблюдается конфиденциальность информации. Более того, такого рода сведения могут использоваться в чьих-либо субъективных интересах [9, с. 8].
На развитие вопроса о конфиденциальности личной информации большое влияние оказало принятие в ряде стран антитеррористического законодательства после событий 11 сентября 2001 г. [8, с. 129].
26 октября 2001 г. вступил в силу USA PATRIOT Act, утвержденный Конгрессом США, с целью обеспечить федеральные власти соответствующими инструментами для борьбы с терроризмом.
Закон внес поправки в более, чем 15 федеральных законов, включая законы о процедурах расследования преступлений, компьютерного мошенничества и злоупотреблений, эмиграции, сведениях об иностранных гражданах, конфиденциальности личных дел студентов и др. Эти поправки предоставляют ФБР США право получать доступ к сведениям коммерческого характера, медицинским, образовательным и библиотечным записям, включая хранящиеся электронные данные, перехватывать телефонные соединения с Интернетом и электронными коммуникациями без каких-либо судебных санкций [8, с. 130].
Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современный период
... в информации, культуре и досуге. Объект: детские библиотеки. Предмет: культурно-досуговая деятельность в детских библиотеках. Цель: рассматривать детскую библиотеку как культурно-досуговое учреждение. Задачи: 1) определить роль и место культурно-досуговой деятельности в деятельности детских библиотек. ...
Один из разделов Закона, — п. 215 затрагивает непосредственно интересы библиотек и их пользователей. В соответствии с текстом п. 215, ФБР получает право доступа к информации о читательской деятельности в библиотеке, т.е. к записям использования Интернета, традиционных документов, а также регистрационной информации о читателях. При этом сотрудник ФБР не обязан объяснять причину доступа к конфиденциальной информации, поскольку его личное доверие к связи информации или лицу, запросившему ее, с терроризмом является достаточным основанием. Кроме того, по данному закону библиотекам воспрещается сообщать пользователю о том, что информация о нем и его запросах была передана в ФБР, или что он является объектом внимания ФБР [8, с. 130].
Этот закон не только нарушает право пользователя на конфиденциальность личной информации, но также влияет на свободу выбора при чтении, поскольку пользователи, имея приблизительное представление о том, что может интересовать ФБР, сознательно подвергают себя цензуре. В этом случае антитеррористическое законодательство нарушает фундаментальное право человека на свободу информации и свободу выражения, провозглашенные «Всеобщей декларацией по правам человека» ООН [8, с. 130].
перенести мировой опыт на деятельность домашних библиотек невозможно. В России они издавна были духовными учреждениями, институтом просвещения и оплотом нравственности. Возможно, именно в силу этого, а не только дефицита технических средств наши коллеги, почти не задумываясь, устанавливают фильтры на сайты, содержащие порнографию, пропаганду насилия и другие одиозные сведения [10, с. 33].
Поэтому главными проблемами библиотечно-информационной этики сегодня являются доступность информации и конфиденциальность информационной деятельности. Этические проблемы конфиденциальности ставят библиотекаря перед дилеммой: с одной стороны, следует придерживаться комплекса социальных обязанностей, а с другой — защищать интеллектуальную свободу читателей [1, с. 62]. Цензура, фильтрация информации применяется в большинстве библиотек стран СНГ, которые предоставляют своим читателям доступ в Интернет. Как правило, фильтруется информация порнографического характера, пропагандирующая насилие, развлекательные сайты, сайты с азартными играми, чаты и т. п. Подобная практика характерна для большинства европейских библиотек, однако принципиальное отличие от российских и казахстанских библиотек в том, что за рубежом содержание фильтрации становится объектом нормативного (или административного) регулирования и находит отражение в обязательном информировании читателей. Особенностью библиотек СНГ в этом вопросе является решение ограничить доступ к информации на техническом уровне, не закрепляя это в нормативно-правовых актах. Только этические принципы сотрудников библиотек, их представления о добродетели и благочестии определяют решение вопросов доступа к информации, содержание информационного обслуживания в целом [10, с. 33].
«Что такое школьная библиотека»
... предоставления открытого и полного доступа к информации. Основные функции библиотеки:, Образовательная, Информационная, Культурная Основные направления деятельности библиотеки: *работа с читателями *формирование фонда *пропаганда книги * ... с педагогами. Союз учителя и библиотекаря можно рассматривать как объединение усилий по формированию у ребенка культуры чтения. Учитель владеет информацией об ...
3. Требования к профессии и личности библиотекаря
3.1 Требования к личности библиотекаря
Проблему привлечения и удержания молодых специалистов по библиотечному делу можно смело назвать международной: эта проблема актуальна и жизненно важна и для казахстанских библиотек. Кадровую ситуацию в библиотеках страны Библиотечная ассоциация Республики Казахстан характеризует сегодня тремя основными показателями: старение, текучесть, «вымывание».
Заработная плата библиотечных работников традиционно низкая, некомфортные условия работы зачастую приводят к тому, что из библиотек уходят молодые, но уже опытные сотрудники. Система доплат действует в основном в отношении тех, кто имеет стаж работы не менее 5 лет. Существует реальная необходимость в разработке комплекса мер по социальной защите и созданию условий для творческого и карьерного роста молодых библиотечных специалистов. Старение штата руководителей библиотек, заведующих отделами требует создания резерва руководителей среднего звена, привлечения к управленческой работе творчески активной, деятельной молодежи.
По результатам «Аналитического обзора деятельности библиотек системы МКИ РК в Казахстане за 2007 год » в библиотеках в последние годы отмечается старение кадров, слабое обновление кадрового потенциала. Процент специалистов с библиотечным образованием в возрасте до 30 лет ничтожно мал, молодежь не видит своего будущего в библиотечной сфере.
Число молодых специалистов в библиотеках Казахстана до 30 лет составляет около 926 человек; от 40 лет и старше составляет 5 801 человек. Соответственно высок и процент работников со стажем работы от 10 до 20 лет и более 25 лет.
Перед молодыми сотрудниками не видна перспектива карьерного роста. Руководящие должности занимают специалисты старшего возраста, тормозя естественную сменяемость (обновляемость) и карьерные передвижения перспективных молодых сотрудников. Очевидна ситуация стагнации профессионального роста. В отрасли необходима разработка политики преемственности кадров.
Повышение квалификации несет основную нагрузку по адаптации библиотекарей к выполнению новых обязанностей связанных с повышением социальной роли библиотек в местном сообществе. Поствузовское образование восполняет недостаток знаний выпускников учебных заведений, вызванного разрывом между образовательным процессом и динамично развивающейся библиотечной Планируется проведение курсов повышения квалификации и организация семинаров на базах республиканских и областных тренинговых центров. Новая, нацеленная на качество библиотека зависит от молодых лидеров, которые создают внутренние условия успеха. В республиканских центра развития библиотек необходимо запланировать организацию выездных семинаров-тренингов по развитию психологической компетентности и обучению основам управления и лидерства.Формирование резерва руководителей среднего звена из числа молодых специалистов также является требованием времени. Будет выявлены молодые специалисты, из числа желающих и имеющих реальный потенциал для вхождения в резерв на выдвижение и сформирована база данных «Золотой запас». Выявленная группа будет целенаправленно обучаться современным принципам управления в библиотеке. Будет предоставлена возможность применения полученных знаний, умений и навыков из области управления на практике: работа дублером заведующей своего или другого структурного подразделения.
Проектная деятельность библиотеки по поддержке чтения
... заниматься дизайном. Программная и проектная деятельность библиотеки позволяет им освоить наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Работа библиотек над программами и проектами ... для развития библиотек. Там, где библиотеки вдумчиво и творчески подходят к разработке библиотечных программ и проектов, есть реальные результаты. А у библиотекарей появляется ...
Информационное и методическое обеспечение специалистов
Профессиональный рост не возможен без самообразования, следовательно необходимо сделать доступными для молодых специалистов как можно более широкий круг профессиональных изданий через подписку не только на печатные периодические издания, но и на подписные полнотекстовые научные базы данных для библиотекарей.
Молодой специалист должен уверенно ориентироваться в развитии библиотечной отрасли в стране, быть в курсе всех инновационных проектов, знать историю библиотек Казахстана, знать имена специалистов старшего поколения, внесших весомый вклад в развитие библиотечного дела Казахстана. С этой целью необходимо инициировать создание таких баз данных, как «Кто есть кто в библиотеках Казахстан», «Успешные проекты библиотек Казахстана», «100 молодых». При этом, молодые специалисты сами должны администрировать эти базы данных, собирать и обрабатывать сведения для заполнения баз данных — то есть выполнять всю организационно — методическую работу.
Кроме того, необходимо поручить молодым специалистам участие в выпуске библиотечной газеты, где молодые специалисты из разных регионов страны могли бы выступать собственными корреспондентами.
Привлечение молодых библиотекарей в процессы работы по администрированию библиотечных сайтов, баз данных, выпуску газет, проведению профессиональных чатов и видеоконференций, ведению блогов (виртуальных дневников) на профессиональные темы даст возможность молодежи почувствовать свою востребованность, научиться принимать решения, разрабатывать видение проектов, брать ответственность на себя, расти профессионально.
Следующим этапом нашей работы стали анкеты: «Библиотекарь XXI века. Каким он должен быть?».
Когда библиотекари ЦБС разрабатывали эти анкеты, то предполагали, что отвечать на них будут исключительно взрослые читатели (вопросы нам показались сложными), но на практике оказалось, что детям, начиная с 5-го класса, это тоже было любопытно и вполне по силам. Ответы читателей были очень интересны, показали неординарное мышление многих наших пользователей, их заинтересованность, стремление ответить на поставленные вопросы.
Анкетирование «Библиотекарь XXI века. Каким он должен быть?» ставило своей целью выявить отношение современных детей к профессии библиотекаря, какие качества и какие знания и навыки необходимы библиотекарю наших дней и будущего, какие из них со временем будут утрачены, отомрет ли наша профессия в будущем и если да, то когда.
Результаты анкетирования оказались совершенно неожиданными: для детей не так важны наши профессиональные и деловые качества («Стремление нести культуру в массы», «Работоспособность», «Систематичность в работе и умение структурировать информацию»), хотя у библиотекаря будущего они должны быть выше («Ум», «Эрудированность», «Знание литературы и английского языка», «Навыки работы на компьютере», «Самосовершенствование», «Многофункциональность» и др.).
Самое важное для ребенка, приходящего в библиотеку, — это наши человеческие качества, которые в том или ином виде назвал практически каждый из отвечавших на вопросы анкеты («Доброта, доброжелательность» — 57 %, «Любовь к детям и книгам» — 21 %, «Терпение, тактичность» — 19 %, «Чувство юмора» — 11 % и т.д.).
Это свидетельствует о недостатке гуманного отношения к детям, а именно это они зачастую ищут, в том числе и в библиотеке, но в то же время опасаются, что именно эти качества со временем будут утрачены людьми нашей профессии.
Все респонденты понимают, что будущее библиотечного дела связано в том числе и с автоматизацией и компьютеризацией («Знание компьютеров», «Умение работать в Интернете», «Знание современных технологий»,- 39 %).
Большинство читателей не верят, что профессия библиотекаря отомрет в обозримом будущем («Профессия библиотекаря не отомрет» — 50 %, «Отомрет через 100-200 лет» — 11 %, «Отомрет в 2999 году — 2 %»).
Результаты анкетирования, возможно, не могли оказать реального влияния на нашу непосредственную работу, но они показали, каким видят взрослые и дети библиотекаря, показали тот идеал, к которому мы должны стремиться.
В развитии библиотеки, ориентированной на пользователя. Особое значение приобретает кадровая политика. Стержнем хорошего управления персоналом является побуждение сотрудников к тому, чтобы они захотели включиться в ориентированный на пользователя подход.
Библиотекарь должен не только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровыми и тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачи приобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь ему проникнуть в ткань сложного текста.
Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.
Служа другим — растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работает не над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.
Профессия библиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается в стране, — это кровное дело библиотекарей.
Высокое педагогическое мастерство — профессиональная черта библиотекаря. Как педагог, он должен прежде всего любить людей, помогать читателям выработать систему знаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывать особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с тем настойчивости.
Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» — основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.
Для настоящего библиотекаря читатель — это не статистическая единица, а человек с индивидуальными особенностями и запросами.
Специфической чертой библиотечного специалиста является знание книги. Он должен воспринимать книгу в ее взаимосвязях, а главное — представлять, кому она предназначена. Потому библиотекарь должен постоянно работать над собой. Систематическое, организованное, последовательное чтение является профессиональной чертой библиотечного работника. Профессия требует и развития организаторских качеств. Библиотекарю необходимо знать основы управления, прогнозирования.
Сегодня работа с читателями предъявляет к специалисту определенные коммуникативные требования: контактности, общительности, эмоциональности, умения понимать и слушать, находить нужный тон в разговоре. Работа на абонементе, в читальном зале позволяет проявить эти качества.
Какими же этическими чертами должен обладать библиотекарь, работающий на абонементе, и что он должен знать? В первую очередь он должен пропагандировать лучшую литературу, находить подход к каждому читателю, понимать его запросы и интересы, уметь рассказать о книгах, давать сравнительный анализ источников. Кроме того, работник абонемента должен проводить различные массовые мероприятия; хорошо ориентироваться в потоке литературы; оперативно вести библиографические разыскания; знать фонды и каталоги; организовывать информационную работу; проводить библиографические обзоры, дни информатора; устраивать выставки-просмотры.
Чтобы все это делать, специалисту необходимо методами агитационно-пропагандистской, справочно-библиографической и информационной работы; методами изучения читателей (индивидуальной и массовой работы с ними); методологией библиотековедческих исследований; техническими средствами.
Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.
Личность человека, есть культура, общая эрудиция, умение хорошо излагать свои мысли, вести дискуссию… Часто эти черты библиотекаря оказывают решающее воздействие на интересы читателей, способствуют более глубокому восприятию смысла общения.
Контакт с читателем должен быть неформальным, доверительным. Не случайно за советом в выборе книг читатель предпочитает обращаться к одному и тому же библиотекарю. Положительное отношение к специалисту возникает не только потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседы, охотно помогать в выборе книг. поэтому настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, осознание индивидуальной неповторимости другого человека. Даже выбор литературы должен соответствовать настроению читателя. Дать читателю книгу, необходимую именно ему в нужный момент, — вот задача библиотекаря. Порой нужны и советы, и рекомендации. Поэтому требуется определенная степень близости и взаимопонимания с читателем.
Проблемы культуры общения особенно значимы, ибо контакты с людьми разных возрастов, вкусов, профессий должны занимать большую часть времени библиотекаря. Так, например, в разговоре с подготовленным читателем требуется быстрая реакция. К людям старшего возраста лучше обратиться по имени-отчеству.
Очень важен доверительный стиль, взаимопонимание. Не новость для библиотекарей, что в «часы пик» устаешь и не всегда контролируешь свои эмоции. Поэтому необходимо формировать у себя навыки кртического анализа психологических ситуаций, возникающих в библиотечной повседневности.
Общение с читателем — это обмен информацией. Не многие знают, что 40 % информации передается интонацией речи. А многие ли помнят, что помимо текста существует подтекст? Иногда «открытие» этих истин приходит в конфликтных ситуациях.
Огромную роль играет тон разговора. В отказе «нет» читатели порой чувствуют подтекст… «Как вы все мне надоели».
Общение с читателем не сводится только соблюдению определенных правил этикета. Контакты предполагают владение психологической культурой. Начинается она с постижения человека, мира его чувств и мыслей. Знания эти помогают библиотекарю точно определить ролевые позиции читателя и в соответствии с этим построить свою тактику общения.
Каждому библиотекарю надо выработать у себя культуру общения. Следует помнить, что без готовности работать для людей общение будет бессодержательным. Содержательное общение — это всегда творчество, в котором нравственные и педагогические аспекты переплетаются, взаимопроникают.
Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится не только важным, но и профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Библиотекарь постоянно должен работать над своей дикцией, образностью и выразительностью речи. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при поставке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.
Наблюдательность крайне важна для библиотекаря. Без нее он не заметит, удобно ли в библиотеке читателю, как он работает с каталогами, как реагирует на манеру общения с ним, обращает ли внимание на выставки, стенды, не портит ли книги и т.д.
Библиотекарь должен быть внутренне собран. Способность к длительной работе без ухудшения ее качества и снижения темпа — не только волевое качество, но и признак выносливости, физического здоровья. Библиотекарь должен уметь длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость.
Общительность, личное обаяние, приятная внешность — эти черты так же необходимы библиотекарю. Хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность, чувство юмора, эмоциональность, чувство коллективизма.
Высокий уровень работы с читателями, творческая атмосфера в библиотеке находятся в прямой зависимости от таких качеств библиотекаря, как дисциплинированность, аккуратность, деловитость, творческий подход к делу.
Итак, можно определить личностные качества которыми должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей. Во-первых, способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбирать из общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы; во-вторых, быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в-третьих, обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу; в-четвертых, обладать коммуникативными качествами: уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить до читателя свои мысли, находить нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей читателей, и, наконец, в-пятых, грамотно говорить, связно и логично излагать свои мысли.
Таким образом, библиотекарь — это высокообразованный человек, владеющий основами психологии читателей, педагогическим мастерством, ориентирующийся в многообразии издательской продукции, умеющий использовать технические средства в работе, знающий основы информатики, пропагандист, организатор.
Библиотекарь не имеет права быть равнодушным, заносчивым, злопамятным, излишне горячим, фамильярным, сварливым, консервативным, неряшливым, слишком экстравагантным.
В библиотечной прессе все отчетливее звучит мысль о влиянии личных качеств библиотекаря на удовлетворенность читателя и, следовательно, на образ библиотеки в общественном сознании. Так, один специалист-филолог из США, работая во многих библиотеках и архивах Франции, пришел к достаточно, может быть, банальному но очень важному выводу: низкое качество обслуживания и особенно плохая доступность имеющихся в фондах документов чаще всего связаны исключительно с произволом и недобросовестностью библиотечного персонала.
Отношение к работе — это проблема, которая существует во многих сферах деятельности. Американская библиотечная ассоциация уделяет систематическое внимание профессиональной этике библиотекаря с 1939 г. В кодексе этики 1981 г. закреплены принципы, обязывающие библиотекарей обеспечивать высокий уровень обслуживания, противостоять попыткам цензуры библиотечных материалов, оберегать право пользователей на сохранение тайны получаемой информации, не допускать получения выгоды за счет пользователей, коллег или библиотеки. Российским специалистам известны также пять библиотечных постулатов Ш. Ранганатана, которые в определенной степени можно считать кодексом профессиональной этики. Этическая сторона библиотечного труда связана с правами на интеллектуальную свободу и доступ к информации, что отмечается во многих публикациях. Этический и профессиональный уровень библиотекарей нередко довольно низок: они не всегда предупредительны, терпимы и внимательны к посетителям и пользователям, время читателей ценят меньше, чем собственное, отстает от современных требований справочно-библиографическое обслуживание, минимальны знания иностранных языков, порой не хватает знаний и в области библиотечного дела.
Интересно, что профессиональная этика библиотекаря рассматривается в широком социальном и морально-нравственном контексте. Замечено, например, общее снижение уровня трудовой морали. Которое произошло от однозначно сформулированности мировоззренческих позиций. Этические ценности сместились в сторону моральной индифферентности. Равнодушие к потребителю, читателю стало, к сожалению, нормой, результатом чего является во многом социальная невостребованность библиотек.
Кодекс профессиональной этики должен закрепить изменения в социальном статусе библиотек и библиотекарей. Этические нормы библиотечной профессии сегодня должны формироваться с пониманием того, что в нынешней трудной жизненной ситуации люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения для восстановления душевного комфорта.
Таким образом, вполне очевидно, что меняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу.
библиотекарь этика кодекс квалификация
3.2 Профессиональные требования к библиотекарю
Кардинальные технологические изменения в библиотеках выдвигают важнейшее профессиональное требование к программистам по непрерывному библиотечному образованию обеспечение постоянного обновления и расширения знаний в области использования новых технологических средств и информационных технологий. Переходя на 12-летнее образование Казахстан ставит целью педагогического образования — содействие развитию компетентного педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления 12-летнего образования.
Новая модель образования, ориентированного на результат, потребует и новых способностей, более широкого круга профессиональных компетенций. В связи с этим информационно-методические потребности работников образования существенно изменились, их образовательные запросы стали более индивидуальными, более многообразными. Нам, библиотекарям, нужно будет работать в соответствии с базовыми программами, новыми требованиями, в связи с этим нужно будет уметь прогнозировать запросы всех членов педагогического коллектива, разрабатывать особую стратегию своей деятельности, начиная с планирования и заканчивая анализом. Здесь обязательно возникнет необходимость непрерывного библиотечного образования всех библиотекарей. Выход из сложившейся ситуации многие исследователи (Э.Б. Сукиасян, А.Н. Ванеев, И.М. Суслова, Е.Б. Артемьева, Е.Б. Соболева и др.) видят в рациональной организации системы непрерывного библиотечного образования, частью которого является система повышения квалификации и переподготовки кадров. В исследовании системы непрерывного библиотечного образования и повышения квалификации библиотекарей, учитывая условия перехода на 12-летнее образование, основное внимание уделяется современным требованиям к учебным программам, соотношению традиционного и инновационного содержания, методике обучения, инфраструктуре непрерывного образования. Теоретики считают необходимым провести разграничение понятий «повышение квалификации» и «переподготовка», закрепить эти термины в справочной профессиональной литературе и регламентирующей документации.
Казахстанские специалисты рассматривают непрерывное профессиональное образование библиотекарей как:
- метод ликвидации разрыва между текущими навыками сотрудников и современными квалификационными требованиями к должности;
- средство построения корпоративной культуры;
- метод мотивации персонала;
- способ реализации миссии библиотеки.
Республиканская научно-педагогическая библиотека разработала для учебных библиотек Казахстана систему повышения квалификации библиотекарей, направленную на обновление общего 12-летнего образования, в которой определила основные пути повышения квалификации кадров, структуру и организацию работы системы, функции и задачи методических центров различного уровня, ответственность за организацию работы. Основными формами переподготовки библиотекарей были названы научно-практические конференции, семинары, курсы, стажировки, профессиональное чтение.
Разработчики системы в качестве концептуальных положений определили основные принципы системы:
- всеобщность (т.е. необходимость повышения квалификации всех сотрудников библиотек);
- непрерывность (т.е. обеспечение постоянного процесса совершенствования профессионального уровня библиотекарей);
- разносторонность (т.е. повышение квалификации в трех направлениях — профессиональном, теоретическом и общекультурном)
многообразие (использование форм и методов обучения, взаимодополняющих друг друга).
Для реализации выдвинутых положений методистами должны быть разработаны учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации библиотекарей организаций образования. Для библиотекарей, при переходе на 12-летнее образование, основной формой профессиональной переподготовки определены курсы повышения квалификации при областных институтах повышения квалификации педагогических кадров. Ежегодно две-три группы библиотекарей должны проходить на таких курсах переподготовку. В республиканских курсах принимать участие должны 1-2 школьных библиотекаря из каждой области. По возвращению они делятся полученными знаниями со своими коллегами. В основном новые профессиональные знания, новые методики библиотечные специалисты должны получать на семинарах и совещаниях, которые проходят внутри методических объединений библиотек. Как показывает опыт, богатый информационный, технологический и методический потенциал библиотек Казахстана в решении проблем развития профессиональной компетенции библиотекарей пока не используется. Такой опыт есть в Научной библиотеке Павлодарского государственного педагогического института, он показывает, что организационные вопросы проведения курсов библиотекарей решаются через факультет повышения педагогических кадров, который имеется в структуре ПГПИ. Для проведения занятий на библиотечных курсах привлекаются авторитетные преподаватели кафедр, наиболее опытные специалисты научной библиотеки, имеющие навыки работы с аудиторией. В институте имеется центр методической помощи библиотекарям, вузовская библиотека стремиться к созданию условий для перехода от периодического к непрерывному профессиональному обучению библиотечных кадров. Организация курсов повышения квалификации на базе областных методических центров предусмотрена Положением о Республиканской системе повышения квалификации библиотечных кадров системы образования Казахстана:Утв. Респ. библиотечно-информационной комиссией 26 мая 1997г. В связи с этим положением должны быть разработаны программы курсов для различных категорий библиотекарей Программы курсов должны быть ориентированы на:
- профессиональную адаптацию начинающих работников библиотек;
- совершенствование мастерства сотрудников, имеющих профессиональное образование;
- специализацию отдельных групп библиотекарей в связи с внедрением новых технологий и методик, инновацию опытных специалистов в области организации библиотечной деятельности.
В условиях перехода на 12-летнее образование, программы должны предусматривать изучение основ организации работы учебной библиотеки и библиотечного менеджмента, современные методики создания традиционного аппарата библиотеки и электронного каталога, организации работы по формированию информационной культуры пользователей и другие темы. По окончании курсов слушатели должны написать контрольные работы и рефераты по темам, имеющим практическое значение для их конкретной работы. Цель письменных заданий — закрепить у слушателей навыков организаторской, аналитической, самостоятельной деятельности.
Дальнейшей ступенью, профессиональной учебы, способствующей приобретению более высокой квалификации библиотекаря при переходе на 12-летнее образование, является организация творческих лабораторий на базе лучших библиотек региона. Лаборатории профессионального мастерства и творческие лаборатории являются современной формой Школ передового библиотечного опыта, активно использовавшихся в методической работе в 70-80 годы прошлого столетия. Для них были характерны конкретность тематики, избирательность в подборе участников, тщательность подготовки обучающих занятий. Современные лаборатории профессионального мастерства способны внести дух творчества, метод живого показа эффективных методов и приемов библиотечного труда в определенном направлении деятельности библиотеки. При определении базы тематических творческих лабораторий специалисты методического центра должны опираться на имеющийся в библиотеках опыт работы и способность сотрудников библиотек участвовать в процессе методической помощи коллегам из учебных библиотек. Занятия на базе таких лабораторий дадут возможность проследить процесс воплощения библиотечных инноваций, достижений библиотечной теории и практики. Опыт работы советских школ передового опыта доказывает, что организация подобных лабораторий способствует распространению передового опыта, содействует развитию творческой инициативы сотрудников базовых библиотек, укрепляет общественный имидж библиотеки и ее сотрудников в педагогическом коллективе организации образования. Здесь можно использовать опыт работы библиотеки ФМЛ, где мы видели применение электронных технологий. Наступление эры электронной коммуникации неизбежно и неотвратимо. Но эту эру не нужно идеализировать и надеяться, что умные машины выполнят все библиотечные работы. К ней нужно серьезно готовиться, искать возможности преемственности и сотрудничества электронной и документальной коммуникации, не поддаваясь соблазнительным иллюзиям. Мы видим усложнение информационных потребностей современного человека и современного общества; библиотечное дело вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее результатов. Обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющими навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей. Опыт работы многих библиотекарей свидетельствует о том, что компьютер и книга не антагонисты. Компьютерные технологии, активное использование Интернет-ресурсов, разработка медиоуроков только способствуют активизации чтения.