Хорошее общение — это источник энергии для каждой организации, каждой компании, каждой компании. Именно коммуникативные навыки человека, то, насколько хорошо он может отправлять и получать различные типы информационных сообщений, во многом определяют его успех в работе и в личной жизни.
Проблемой коммуникации (её видов, причин и результатов) интересовались представители самых разных наук: социологи, филологи, философы, биологи и даже программисты. Но до сих пор мало исследователей, которые действительно смогли дать собственное определение феномена коммуникации.
Коммуникативная составляющая общения выражается в обмене информацией, мнениями, переживаниями, соображениями, желаниями и т.д. Все это ведет не только к распространению информации, но и к совершенствованию и обогащению знаний, информации и мнений, которыми люди обмениваются.
Процесс выработки соглашения в процессе общения может стимулировать стремление партнеров к достижению взаимоприемлемого результата. Межличностные отношения, в которых возникают доверие, взаимопонимание, дружелюбие и уважение, способствуют тому, что каждый новый коммуникативный акт происходит более спокойно, эффективно, с меньшими затратами умственной энергии.
Установленные доверительные межличностные отношения благотворно влияют на процесс корпоративного общения, повышают уровень взаимопонимания, сглаживают возможные противоречия и предотвращают развитие конфликтов. Замечено, что партнёр пойдёт на уступки охотнее при решении делового вопроса с тем человеком, с которым у него установились комфортные отношения, нежели с тем, в отношениях с которым нет должной теплоты, взаимопонимания [6, с. 13].
Поэтому одна из основных составляющих в управлении деятельностью определяется именно коммуникативным общением между партнерами, которое будет рассмотрено в данной работе.
Коммуникативные процессы в управленческой деятельности
Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Практически все, что делают лидеры для достижения целей организации, требует эффективного общения. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют ни работать вместе, ни формулировать цели, ни достигать их.
Общение — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов, каждый из которых необходим для того, чтобы наши мысли были понятны другому человеку.
Согласно исследованию, менеджеры проводят от 50 до 90% своего рабочего времени в процессе общения. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свою роль в межличностных отношениях, информационном обмене, процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией, все основные виды управленческой деятельности, коммуникации — это процесс их связи.
Процесс организации делопроизводства в общеобразовательной школе
... работы с документами в современных условиях, защиты документированной информации, терминологии, истории делопроизводства, правового обеспечения документирования деятельности управленческого аппарата, влияния новых информационных технологий на организацию ... - изучить процесс организации делопроизводства в общеобразовательной школе ... в Российской Федерации". Регулирует отношения в сфере организации ...
Поскольку основные функции лидера направлены на формулирование целей организации и их достижение, качество коммуникации может напрямую влиять на степень достижения этих целей. Это означает, что эффективное общение необходимо для успешной организации работы частных лиц и предприятий.
Хотя роль коммуникации широко признана, опросы показали, что 73% американских руководителей, 63% британцев и 85% японцев видят в коммуникации главное препятствие на пути к эффективности своих организаций. Эти данные свидетельствуют о том, что коммуникация — одна из самых сложных проблем в организациях.
Эффективные лидеры хорошо понимают суть процесса коммуникации, обладают навыками устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
Когда мы говорим о коммуникациях в организациях, мы обычно подразумеваем процесс личного общения между сотрудниками или встреч, разговоров по телефону или чтения и написания заметок, писем, отчетов. Хотя эти случаи представляют собой большую часть обмена информацией в организации, коммуникация носит всеобъемлющий и сложный характер.
В процессе коммуникации обмен информацией между его участниками осуществляется как вербально, так и невербально.
К ведущим невербальным средствам общения относят:
1. Визуальные:
- а) движение мышц лица (мимика);
- б) движение рук, ног (жесты);
- в) движение туловища, особенности походки и др.;
- г) пространственно-временная организация общения (взаиморасположение партнёров, временные задержки начала общения и др.);
- д) направление взгляда, система контакта глазами;
- е) кожные реакции – покраснение, бледность, потливость.
2. Аудиальные:
- а) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность, ритм, громкость);
- б) экстралингвистические (паузы, плач, смех, хлопанье, кашель).
3. Тактильные средства общения включают всё, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие рук, объятия, хлопки по плечу и др.).
4. Ольфакторные:
- а) приятные и неприятные запахи окружающей среды;
- б) естественные и искусственные запахи человека.
Состояние людей, их отношения, намерения, характерологические особенности наглядно проявляются в мимике, жестах, позах, походке и т.д. Человек не осознает невербальные сигналы или почти не осознает их и поэтому оказывается для руководителя важнейшим источником достоверной информации, необходимой для выбора правильного общения с конкретными подчиненными. С помощью невербальных средств можно проверить внимание и статус сотрудников.
Психологи выяснили, что в процессе человеческого взаимодействия от 60 до 90% коммуникаций осуществляются с использованием невербальных средств выражения. В этом случае вербальный канал в основном используется для передачи информации, а невербальные сигналы служат выражением межличностных отношений и в некоторых случаях могут использоваться вместо вербальных сообщений.
Анализ маркетинговых коммуникаций ООО «Каприз-Хет»
... целью в дипломе были последовательно поставлены следующие задачи: раскрыть роль маркетинговых коммуникаций на предприятии, выявить основные функции и принципы построения системы маркетинговых коммуникаций. рассмотреть основные методы определения эффективности маркетинговых коммуникаций и влияние ...
Количество и качество невербальных сигналов зависят от возраста человека (у детей они читаются легче), пола, национальности (сравните, например, жестикуляцию итальянцев и шведов), типа темперамента, социального статуса, уровня профессионализма (чем выше социально-экономическое положение и профессионализм человека, тем меньше развита у него жестикуляция и беднее телодвижения) и других показателей.
Судить следует не по отдельным жестам (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а по их совокупности.
Жесты нельзя трактовать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные на груди руки) на переговорах может означать скованность, нежелание участвовать в обсуждении проблем, возможно недоверие, а человек, стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке, наверняка просто замёрз.
Так же следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации, т. к. один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно разные значения.
Когда человек только формулирует мысль, он часто смотрит в сторону, когда мысль выражается — на собеседника. Когда дело касается сложных вещей, они меньше смотрят на собеседника, при легком разговоре — больше. Тот, кто в данный момент говорит реже, смотрит на своего партнера, просто чтобы проверить его реакцию и интерес. Слушающий чаще смотрит в сторону говорящего. При возбуждении, поднятии зрачки глаз расширяются намного больше, чем в нормальном состоянии, а при злых, хмурых — сужаются.
При деловом взгляде глаза собеседника сосредотачиваются на треугольнике, образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Этот взгляд передает собеседнику предпринимательский дух и статусный характер общения.
Есть и другие факторы, влияющие на интерпретацию жестов. Это может быть состояние здоровья. К примеру, у близоруких зрачки всегда расширены, а у дальнозорких сужены. Больной полиартритом предпочитает избегать рукопожатия из-за боязни боли в суставах.
Яркость света также влияет на ширину зрачка; желание избежать рукопожатия — это профессия. Последнее касается художников, музыкантов, хирургов и людей других профессий, которым требуются чувствительные руки.
М. Эриксон установил: когда человек смотрит вверх и налево, он обращается к визуальной памяти; когда глаза направлены вверх и направо – это свидетельствует о конструировании зрительного образа; если глаза находятся преимущественно в горизонтальном положении – значит, идёт аудиальный процесс; глаза вниз и налево – кинестетический ввод информации; глаза вниз и направо – внутренний диалог и, как следствие, контроль речи человека.
Знание основного способа получения информации позволяет руководителю согласовать процесс общения с подчиненными. При общении необходимо говорить на языке, который воспринимает собеседник. Визуалист понимает информацию через образы, кинестетик — через конкретную деятельность. Выбор слов у человека также связан с его ведущей модальностью. Визуалист употребляет слова «видеть», «рисовать», «красочный», и т.д., аудиолист – «говорить», «кричать», «громче» и т.д., кинестетик – «трогать», «касаться», «мягко», «грубо» и т.п.
Роль информации в управлении
... или второстепенность поступающей информации; уметь упорядочивать коммуникационный процесс и обмен информацией в рамках предприятия; обладать хорошо развитой способностью устного и письменного общения. Менеджер должен быть ... оценкой, рекомендациями по управлению и созданием стратегических баз данных. Информационные службы чаще всего включают отделы научно-технической информации, технические архивы и ...
Также на эффективность общения руководителя с собеседниками оказывает влияние межличностное Выделяют такие зоны общения: интимная (до 50 см); личная (от 50 до 1,2 м); социальная (от 1,2 м до 3,5); общественная (более 3,5 м).
важно, чтобы ведущий не только правильно выбирал расстояние между ним и собеседником, но и учитывал компактность и конфигурацию позиционирования слушателей в зависимости от цели и формы общения. Рассредоточенная в большом зале аудитория значительно меньше поддаётся влиянию говорящего, легче уходит от общения [4, с. 132–136].
Что касается вербального общения, то можно сказать, что способность говорить является важным компонентом авторитета и эффективности менеджера в достижении целей организации.
Речь — это раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует так же, как и физическая активность. Поэтому впечатление о руководителе (особенно первое) в значительной степени складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом. («Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал». Саади).
Требования, которым должна соответствовать речь лидера, разнообразны. Здесь важны простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и др.
Коммуникация отличается тем, что в ее процессе информация не только передается, но также формируется, уточняется и модифицируется. Каждый менеджер заинтересован в том, чтобы информация, которую он адресует собеседнику, была не просто им принята, но и достигла главной цели [8, с. 97–98].
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми. Но он не всегда так эффективен, как следовало бы, т.е. на деле люди общаются между собой менее эффективно, чем им это кажется.
Например, возьмем факт, проиллюстрированный Ренсисом Ликерто при изучении работы мастеров и их подчиненных в одной из государственных служб. В то время как 85% руководителей чувствовали, что их подчиненные чувствуют себя комфортно при обсуждении деловых вопросов, только 51% подчиненных действительно испытывали это чувство свободы. В другом исследовании руководитель отдела записывал или сообщал решения в 165 особых случаях. По записям подчиненных, им было известно только около 84 таких сообщений. Кроме того, во многих случаях переданное сообщение понимается неправильно, и, следовательно, обмен информацией неэффективен.
Джон Майнер, выдающийся исследователь в области менеджмента, отмечает, что, как правило, только 50% обмена информацией приводит к обоюдному согласию коммуникаторов. Чаще всего причина низкой эффективности кроется в забвении того факта, что общение — это обмен. В ходе обмена обе стороны играют огромную активную роль. Например, если вы как менеджер объясняете одному из подчиненных, как сменить работу, это только начало обмена. Чтобы общение было эффективным, ваш подчиненный должен рассказать вам, как он понимает ваше задание и ожидания относительно результатов его деятельности. Настоящий обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает её.
Для осуществления успешного процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:
- отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее её;
- сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;
- канал – средство передачи информации;
- получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов:
Информационный менеджмент как процесс управления людьми, обладающими информацией
... понять, насколько важна информация и, что более важно, менеджмент играет важную роль в нашей жизни. 1) Информационный менеджмент - как процесс управления, людьми обладающими информацией 1.1)Предмет информационного менеджмента Объект моего ... ежедневно получают сотни рекламных сообщений. Эти сообщения мы получаем из рекламы, которую мы слышим по радио, когда едем на работу или возвращаемся с нее, ...
- Зарождение идеи;
- Кодирование и выбор канала;
- Передача;
- Декодирование.
вам необходимо составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны понимали и разделяли исходную идею. Это сложно, потому что каждый этап одновременно является точкой, в которой значение может быть искажено или полностью потеряно. Вот простая модель процесса коммуникации:
Отправитель
Формулирует или отбирает
Идея
Кодирует и выбирает канал
Сообщение
Передаёт по каналу
Получатель
Декодирует
Понята ли идея
Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какой содержательной идеей или сообщением следует поделиться. К сожалению, многие попытки обмена информацией на этом этапе прерываются, потому что отправитель не тратит достаточно времени на обдумывание идеи.
При этом следует помнить, что идея еще не превратилась в слова или не приобрела иную форму, в которой она будет служить для обмена информацией. Отправитель только решил, какую концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Для эффективного выполнения процесса необходимо учитывать множество факторов. Например, руководитель, желающий поделиться информацией об аттестации, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как они могут улучшить свою работу. Идея не может быть нечеткой общей похвалой или критикой поведения подчиненных.
Этот пример отражает также связь между восприятием и коммуникацией. Менеджер, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, что означает, что им нужна информация с оценкой результатов их работы, скорее всего, найдет разумные положительные идеи для обмена информацией по существу темы.
Еще один пример потенциальных проблем на начальных этапах реализации идеи исходит от менеджера магазина, который только что получил сообщение от высшего руководства о том, что компании необходимо увеличить производство видеоигр на 6% без увеличения оплаты сверхурочных. Если начальник магазина отправит это сообщение подчиненным точно в том виде, в каком оно было получено, могут возникнуть недоразумения, поскольку работники поймут только тот факт, что изменения необходимы. Если же руководитель обдумывает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти заключениям:
Рабочие должны точно понимать, какие изменения необходимы: увеличение производства на 6% без дополнительных сверхурочных.
Коммуникации в управлении (на примере китайской компании)
... относится к угрозам организации с помощью внутренних коммуникаций. 1.2 Разновидность и функциональные особенности коммуникации в управлении Специалисты по социальной психологии и социологии обычно выделяют следующие типы информации: вербальную и невербальную. ...
Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения. В противном случае они могут прийти к выводу, что компания пытается больше выжить и платить меньше, и восстать.
Рабочие должны понять, каким образом следует осуществить изменения – качество продукции и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объёма производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своём сообщении высшее руководство.
Лидеры не могут удовлетворительно обмениваться информацией, потому что так к ним относится руководство. Дело в том, что руководители высшего звена часто служат образцом для подражания в поведении подчиненных. Однако вы находитесь в ином положении, чем ваше начальство. Поэтому совсем не обязательно действовать в том же духе, даже если это достаточно эффективно. Что вам действительно нужно сделать, так это понять, какие идеи необходимо сообщить перед публикацией, и убедиться, что ваши идеи подходят и подходят для конкретной ситуации и цели.
Кодирование и выбор канала
Перед тем как передать идею, отправитель должен использовать символы для ее кодирования, используя для этого слова, интонацию и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель также должен выбрать канал, совместимый с типом символов, используемых для кодирования. Известные каналы включают передачу устных и письменных материалов, а также электронные коммуникации, включая компьютерные сети, электронную почту, видеозаписи и видеоконференции.
Если канал не подходит для физической реализации символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону.
Подобным образом может быть неосуществимым одновременный разговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки, предваряющие собрания небольших групп, для обеспечения понимания сообщения и приобщения к проблеме.
Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективным.
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Желательно использовать два или больше средств в коммуникации в сочетании. Исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно параметры ситуации. Однако никоим образом каждый информационный обмен не должен быть письменным, иначе потоки бумаг станут неуправляемыми.
Передача
На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи ил совокупности идей) получателю. Речь идёт о физической передаче сообщения, которые многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
Декодирование
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его.
Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.
Если не требуется реакции на идею, процесс обмена информацией на этом завершается [1, с. 238–242].
Роль коммуникаций в управлении
... Объект исследования - коммуникация в управлении в ОАО «Башкирэнерго». Целью курсовой работы является изучение коммуникации в сфере менеджмента. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие ... коммуникаций в управлении. Практически все, что делают лидеры, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного общения. Если люди не смогут обмениваться информацией, ...
Выделяют коммуникаций:
1) формальные (определяется организационной предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов).
Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;
2) неформальные (например, канал распространения слухов);
3) вертикальные (межуровневые) – сверху вниз и снизу вверх;
4) горизонтальные – обмен информацией между различными отделами, для согласования действий;
5) межличностные – устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.
Рассмотрим модели межличностной коммуникации, отражающие различие исследовательских подходов.
Линейная модель изображает коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определённый вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.).
Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Эта модель показывает, как «шум», помехи различного рода могут исказить сообщение.
Можно выделить два типа «шумов», блокирующих коммуникацию: физический и психологический. В первом случае речь идёт о физических помехах – например, шумное, наполненное сигаретным дымом помещение, в котором трудно сосредоточиться, утомление. Примерами помех второго типа могут быть сильное эмоциональное возбуждение или крайне заниженная самооценка, что не позволяет человеку быть достаточно точным при восприятии отправленного ему сообщения.
Интерактивная модель в качестве обязательного элемента коммуникативного процесса вводит обратную связь, наглядно демонстрируя кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняется местами.
Трансакционнаю модель представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. В каждый конкретный момент мы способны получать и декодировать сообщения другого человека, реагировать на его поведение, и в то же самое время другой человек получает наши сообщения и отвечает на них. Таким образом, коммуникация представляет собой процесс, в котором люди формируют отношения, взаимодействуя друг с другом.
Для сбора, передачи и обработки информации предназначена система организационного общения.
В системе организационного общения различают несколько потоков: восходящий, нисходящий и горизонтальный. Каждый из них выполняет специфическую функцию в организации.
Нисходящий информационный поток – коммуникативный поток, движущийся от верхнего уровня в группе или организации к более низкому уровню. Наиболее характерным примером такого коммуникативного потока служит общение начальника со своими непосредственными подчинёнными. Этот поток общения выполняет функции передачи приказов, указаний а также мотивирования и оценки сотрудников.
Также помимо приказов и нисходящее общение может включать в себя информацию об организационных целях, правилах, ограничениях, стимулах, привилегиях и т.д. Кроме того, это канал обратной связи, так как подчинённые получают информацию о том, как они справляются со своей работой.
Восходящий информационный поток – движение информации в организациях от более низкого к более высокому уровню. Основная функция восходящего потока общения состоит в получении руководством информации о деятельности персонала на низовых уровнях. Этот поток может включать: отчёты о выполнении работ, предложения, рекомендации, мнения, жалобы и просьбы о поддержке и помощи. Поднимаясь к более высоким уровням управления, информация фильтруется, приобретая сжатый, обобщённый вид. Наиболее частыми средствами восходящего общения выступают производственные совещания, письменные записки и общение в часы приёма и по телефону. Некоторые организации также используют анкетные опросы, регулярные и представителями профсоюзов, интервьюируют работников, покидающих организацию, внедряют системы подачи жалоб и т.д.
Специфика маркетинговых коммуникации в организации на примере компании Unilever
... Объект исследования. Объектом исследования данной дипломной работы является маркетинговые коммуникации Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является специфика маркетинговых коммуникаций в организации Unilever. Цель выпускной квалификационной работы – выявить специфику маркетинговых коммуникаций организации (на примере компании Unilever). Эта ...
Горизонтальный информационный поток – общение происходит среди членов одной и той же группы, среди руководителей или персонала одного уровня. Общение на горизонтальном уровне – это обмен информацией между людьми, которые находятся на одинаковых, иерархических ступенях.
Горизонтальные потоки общения в организации, как правило, загружены значительно больше, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более расположены говорить свободно и открыто с равными по статусу, чем с руководством.
Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников одного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущих сверху вниз, – приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию о производственной деятельности на исполнительском уровне.
Рассмотрим типы коммуникационных сетей в организации. Сеть общения оказывает влияние и на организационную деятельность, и на организационные процессы, и на организационный климат.
Сеть, в которой общение среди членов группы ограничено несколькими каналами, и основной поток информации проходит через ключевую позицию в сети.
В таких сетях лицо, занимающее центральное положение в группе, имеет преимущественный доступ к информации и контролирует её распределение. Фактически, этот индивид выступает субъектом информационной власти и имеет большие основания для того, чтобы быть лидером группы, играть главную роль в принятии решений и нести ответственность за них.
В децентрализованной сети для всех членов группы доступно большее количество информационных каналов, и никто не имеет преимущественного доступа или монополии на информацию.
Централизованные сети обеспечивают сообщениями с меньшим количеством ошибок в простых, задачах, имеющих однозначное правильное решение, которое может быть найдено систематическим анализом доступной информации и использованием наличного опыта. В ситуациях со сложными задачами и множеством возможных решений лучше справляются группы, имеющие децентрализованные сети общения. Децентрализованные сети позволяют шире использовать знания и навыки всех членов группы. Существует больше возможностей для обратной связи и исправления ошибок, для синтеза разнообразных идей и точек зрения [2, с. 163–170].
Роль персонала в стабильности и жизнеспособности организации, в достижении её рыночных успехов сегодня сложно переоценить. Как известно, эффективность современной рыночной экономике только на одну треть зависит от оборудования и сырья, всё остальное определяется духовно-интеллектуальным потенциалом, как менеджеров, так и рядовых сотрудников. Поэтому самое главное сегодня в управлении организацией – формирование у каждого сотрудника гордости за то, что именно в этой организации, с этими людьми и под руководством этого начальства он работает.
Коммуникации в системе стратегического управления организацией
... смысле) для человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения" 2 Классификация, виды коммуникационных процессов и коммуникационных барьеров в управлении организацией Коммуникации внутри руководства ...
Изменения деловой среды ведут к изменениям концепции коммуникации с персоналом. Время, когда работник приходил в организацию и приобретал стабильное место работы и пожизненную занятость, прошло. Это означает, что сегодня работники менее защищены, менее уверены в стабильности своего положения и поэтому менее лояльны по отношению к организации, чем их предшественники. Снижение лояльности занятых – первый фактор роста значимости внутриорганизационных коммуникаций [7, с. 139].
Психологические препятствия на пути адекватного информационного обмена между партнёрами по общению можно назвать коммуникативными барьерами в общении.
Различают барьеров.
Барьер «авторитет» – человек обычно делит окружающих на авторитетных для себя и неавторитетных и первым доверяет больше, чем вторым, независимо от качества передаваемой ими информации.
Барьер «избегание» – человек уклоняется от контакта, если же уклониться невозможно, то он принимает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение. Основной показатель здесь – невнимание. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, можно преодолеть данный барьер.
Барьер «непонимание» – здесь можно выделить несколько барьеров: фонетический, когда говорят на иностранном языке или используют много специальных либо иностранных слов, говорят невнятно. Семантический барьер непонимания возникает, когда значения слов неясны собеседнику из-за наличия разных смысловых значений и различных смысловых «полей» у людей. Стилистический барьер возникает при несоответствии между формой сообщения и его содержанием. Главное в преодолении этого барьера – правильно передаваемую информацию. Логический барьер непонимания заключён в том, что человек отказывается воспринимать сообщение, если оно не логично с его точки зрения. Необходимо учитывать логику и жизненную позицию собеседника, а также правильно аргументировать свои рассуждения.
Существуют правила структурирования информации в общении. Правило рамки основано на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом. рамку в общении создаёт начало и конец разговора, которые сохраняются в памяти человека лучше, чем середина. В начале беседы целесообразно указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора – подвести итоги. В первичном общении более важно начало разговора, а при неоднакратном деловом общении – конец.
Э. Мерманн определила свои предпосылки успешной коммуникации:
1-е правило: представьте себя на месте своего партнёра по коммуникации. Активно слушайте, проявляйте заинтересованность. Постарайтесь понять мысли, чувства и переживания человека, который нуждается в Вашей помощи! Обдумывайте и экономьте свои высказывания.
2-е правило: говорите спокойно, медленно, взвешенно, аккуратно. Этим Вы можете привнести в беседу спокойствие и дать понять собеседнику, что у Вас есть для него время. Не бойтесь пауз в разговоре. Ваш собеседник замечает, когда Вы стараетесь его понять. Частое молчание – ценная часть беседы.
3-е правило: обращайте внимание на то, что скрывается за словами. Попытайтесь понять эмоции Вашего партнёра по коммуникации. Делитесь с ним Вашими впечатлениями и говорите, что Вы при этом чувствуете.
4-е правило: принимайте отрицательные чувства Вашего партнёра по коммуникации без всяких ограничений. Он не должен боятся выражать свои чувства, когда радуется, грустит, боится, разочарован и т.д., не должен думать о том, что это может разозлить Вас. Не бросайтесь сломя голову защищать человека, но и не преувеличивайте его отрицательные чувства. Вместо этого покажите, что Вы понимаете его ситуацию. Конечно же, это не означает, что Вы должны во всём соглашаться с Вашим партнёром по коммуникации.
5-е привило: обращайте внимание на невербальное поведение – жестикуляцию, мимику, на атмосферу беседы.
6-е привило: позвольте другим существовать в их собственном мире и не оценивайте этот мир. Даже если высказывания Вашего собеседника, его представления о жизни кажутся или вызывают отчуждение, не в коем случае не поучайте его, воздержитесь от «миссионерской деятельности» или каких-либо других попыток влияния на партнёра по коммуникации.
7-е правило: будьте сдержаны в рекомендациях и советах. В конце концов, Вы не можете решать проблемы другого человека. Постарайтесь создать условия, чтобы человек сам смог решить свои проблемы и сам смог за это ответить.
8-е правило: старайтесь создавать тёплую атмосферу. Но при этом не демонстрируйте фальшивое сочувствие или проявление симпатии. Будьте искренни.
9-е правило: старайтесь говорить просто и понятно. Иногда о самом сложном лучше сказать просто. Используйте силу образов и метафор [3, с. 140–142].
Таким образом, можно сказать, что коммуникация – это длительный процесс, который включает в себя ряд этапов, звеньев, моментов движения информации.
Информатором информационного сообщения, его источником является руководитель, субъект управления – не только отдельный человек, но и организация, например министерство, банк и др.
Субъект управления не только обеспечивает содержание информации, но и