Административная школа управления

Курсовая работа

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Институт управления, бизнеса И ТЕХНОЛОГИЙ

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Курсовая работа

«Административная школа управления»

Выполнил: студент 1 курса,

группа М-1

Колесникова Дарья Андреевна

Проверил: Платонова Т.А.

Калуга 2015

Создание в России принципиально новой системы управления, адаптированной к рыночным отношениям, является неотъемлемой частью построения новой компании.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. В фундаментальном оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как «способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица.[6,3].В отечественной литературе и практике понятие менеджмента стало широко использоваться в 1990-х годах в связи с переходом к системе управления, основанной на рыночных отношениях. Этот термин подчеркивал ориентацию коммерческих организаций, предприятий на получение максимального эффекта от своей деятельности с помощью квалифицированного планирования, организации, мотивации, регулирования и контроля.

В начале двадцатого века, с развитием капиталистического общества, менеджмент был определен как особая область знаний. Как и любая наука, менеджмент в основном основан на использовании исторического метода. Как показывает предыдущий опыт развития многих стран мира, именно в критические периоды жизни, гибельные для общества, в моменты поиска выхода из сложившейся ситуации, новых путей развития, часто обращающихся к истории. очевидно, что анализ прошлого позволяет нам избежать ошибок, лучше понять настоящее, чтобы предсказать будущую эволюцию. Вся история менеджмента была связана с двумя подходами к ведению бизнеса. Первый ориентирован на управление производственной деятельностью, техническую сторону производственного процесса, другой — на управление трудовыми ресурсами, в основном изучая психологические факторы, мотивацию, стимулирование деятельности человека.

В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:

1. рационалистическая школа управления;

2. классическая (административная) школа;

3. школа человеческих отношений;

4. бихевиористская школа;

10 стр., 4813 слов

Школы менеджмента

... менеджмента в школах менеджмента. 2. Характеристика школ менеджмента Полагаю, что, несмотря на определенное разнообразие в выделении школ и направлений, можно выделить четыре основные сложившиеся школы4: 1. Школа научного управления. 2. Административная или классическая школа. ...

5. школа принятия управленческих решений.

На каждом этапе становления управленческой мысли открывались новые идеи, выявлялись закономерности; акценты переносились с технологических процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался и как элемент системы, и как уникальный человек со своими социальными потребностями и проблемами. Но в самом начале становления управленческой науки внимание исследователей было сосредоточено на процессе управления бизнесом в целом. Созданная А. Файолем, административная школа менеджмента, отвечающая требованиям времени, изучала управление бизнесом как систему, сделав администрирование объектом научного внимания.

Целью данной работы является подробное изучение исследований представителей административной школы; рассмотрение основных концепций теории администрации, их значение и актуальность в настоящее время.

1.1 Концепции Файоля

Классическая, или, как ее еще называют, административная, школа в управлении развивалась в период с 1920 по 1950 г. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841 — 1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В 19 лет Файоль окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене.

В отличие от школы научного менеджмента, которая в основном занималась рациональной организацией труда отдельного работника, представители классической школы начали разрабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Ф. Гилбрет начинал как обычные рабочие, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена в крупных корпорациях. Так, Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протяжении 30 лет (1888—1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время Первой мировой войны.

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство).

Файоль был награжден Орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

Файоль и другие представители классической школы принадлежали к администрации организаций, поэтому классическую школу часто называют административной.

Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного работника классическая школа начинает разрабатывать общие принципы управления организацией. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. В то же время классическая школа придерживалась мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

А. В своих исследованиях Файоль исходил не из американского опыта, а из европейского, в частности французского, в организации и управлении производством. Его основное внимание было сосредоточено непосредственно на самом процессе управления, который он рассматривал как административную функцию, призванную помочь административному персоналу в достижении целей организации.

35 стр., 17367 слов

Специфика управления персоналом школы

... целом. Основными задачами выпускной аттестационной работы являются: - изучить научную, методологическую литературу по данному направлению; - определить место и роль управления персоналом школы; - выявить специфические методы управления персоналом школы; - определить психологические элементы управления персоналом в школе. Методологическую основу ...

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева.

Концепция Файоля была основана на предположении, что в каждом предприятии есть два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, второй означает отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль стремился обосновать необходимость и возможность создания специальной науки об управлении людьми в рамках общей доктрины управления бизнесом.

Управлять, утверждал Файоль, означает вести бизнес к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.

По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

1) техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

2) коммерческую (закупка, продажа, обмен);

3) финансовую (привлечение капиталов и эффектное управление ими);

4) охранную (охрана собственности и физических лип);

5) учетную (инвентаризация, балансовые издержки производства, статистика);

6) административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Файоль позвонил в общее руководство перечисленными операциями. Однако не все шесть групп операций стали предметом его внимательного изучения. Он сосредоточился на административных операциях, содержанием которых является умение управлять персоналом.

Органом и орудием административной функции является лишь формирование общественного строя. В то время как прочие функции (первые пять из шести вышеперечисленных. ) оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал .

Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия.

Файоль заинтересован в технических, коммерческих, финансовых и других сделках только потому, что они подвержены влиянию административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

По словам Файоля, в значительной степени успех менеджмента зависит от опыта, навыков и таланта лидера. Файоль считал, что процесс управления нарушает строгие правила. При этом процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

1.2 Пять обязательных общих функции Файоля

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению конкретным предприятием (организацией).

Файоль рассматривал менеджмент как особый вид бизнеса, которым раньше никто не занимался. Он считал, что реальная управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п.

26 стр., 12859 слов

Организация управления кризисным предприятием. управление предприятием ...

... работа , добавлен 20.01.2012 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Основные цели дисциплины – дать студентам теоретические знания в области антикризисного управления на малых предприятиях, ... Тенденции формирования, развития информационных систем управления. Совершенствовать методы разработки информационных систем в управлении международным бизнесом. дипломная работа , добавлен 02.02.2015 Определение цели ...

Однако, несмотря на это, он обязательно должен включать в себя все пять вышеперечисленных функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и методы их выполнения.

1. Предвидение (планирование) — разработка программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, форсайт — важнейшая часть управления. «Предвидеть —… означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать».

Главное место в дальновидности отводится разработке программы действий, с помощью которой он понимал «конечную цель, ориентир поведения, этапы предстоящего путешествия и средства, которые будут приведены в действие». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, но грядущие события можно проработать достаточно подробно.

Для разработки программы действий необходимо знание:

  • ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);
  • ведущих направлений развития предприятия;
  • возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

  • искусства управлять людьми;
  • известного нравственного мужества;
  • большой активности;
  • достаточной устойчивости;
  • известной компетенции в производственной области;
  • наличия достаточного опыта в делах.

2. Организация.

Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение всем необходимым для работы. Он различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный орган должен уметь выполнять все операции, необходимые для реализации производственного процесса в компании.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

  • установление программы действий, определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;
  • наблюдение за выполнением программы;
  • осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;
  • правильный подбор административного аппарата;
  • точное определение функций;
  • согласование усилий для выполнения намеченной работы;
  • ясное, отчетливое и точное формулирование решений;
  • поощрение ответственности и инициативы;
  • справедливое вознаграждение за труд;
  • предупреждение ошибок и недоразумений;
  • обязательное соблюдение дисциплины;
  • подчинение личных интересов интересам предприятия;
  • единство распорядительства;
  • всеобщий контроль;
  • борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми и в настоящее время.

14 стр., 6661 слов

Предприятие, цели создания и принципы функционирования. Внешнеэкономическая ...

... функций по производству и распределению товаров и услуг.…Фирма - это организация, которая владеет и ведёт хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя у большинства предприятий ... ведении, оперативном управлении которой находится обособленное имущество и отвечает по своим ... предприятие трактуется как экономический субъект, в принципе, в рамках юридических наук определение предприятия ...

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

3. Распорядительство.

Его цель — извлечь максимальную пользу и выгоду от подчиненных руководителю сотрудников в интересах предприятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

  • знать в совершенстве подчиненных ему работников;
  • увольнять неспособных работников;
  • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
  • подавать положительный пример;
  • периодически проводить инспектирование социального организма предприятия;
  • проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
  • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
  • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

4. Координирование.

Его основная цель — добиться согласованности и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда входят связи между самим производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потреблением, с другой.

Управление предприятием через функцию координации призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и улучшения.

5. Контроль.

Задача контроля — проверить его выполнение в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществляться диспетчером, который отвечает следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимая позиция по отношению к контролируемому объекту, осмотрительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Проверка должна быть проведена вовремя и иметь конкретные последствия.

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Файоль отметил, что нет возражений против включения таких функций, как прогнозирование, организация, координация и контроль, в область управления. Однако это не относится к функции «управления», которую можно изучить отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами: 1) с распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления; 2) тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление».

Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; координировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

8 стр., 3777 слов

Совершенствование управления закупочной деятельностью организации ООО «Контрейд»

... закупочную деятельность, подчеркивается значимость этого процесса, развитие и совершенствование его в исследуемой организации. Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации позволят усовершенствовать систему управления закупками, повысят эффективность процессов снабжения организации. Структура ...

Файоль выделил шестую функцию, административную, которая отличается от остальных пяти функций управления. Административная функция касается только персонала компании. В то же время Файоль предостерег от возможности путать административную функцию с понятием «правительство». Под управлением он имел в виду движение компании к поставленным целям, основанное на оптимальном использовании всех ее ресурсов. Совет предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Файоль считал управление шестой функцией, которую должен гарантировать совет. При этом он не поставил знака равенства между административной функцией и советом.

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. Файоль отметил, что принципы не всегда требуют строгой реализации. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т.д.

1.3. 14 принципов управления Файоля

1. Разделение труда. Цель разделения труда — выполнять работу большего объема и лучшего качества с такими же затратами усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип применим как к сфере производства, так и к управленческой работе. Разделение труда эффективно до определенного момента, при достижении которого не приносит желаемых результатов.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Подотчетность — это обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное выполнение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина. Дисциплина подразумевает выполнение договоренностей, заключенных между компанией и ее сотрудниками, в том числе послушание. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

Файоль считал, что дисциплина необходима как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4. Единоначалие {единство распорядительства).

Сотрудник должен получать приказы и инструкции от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

3 стр., 1448 слов

Организация логистической деятельности на предприятии

... - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013. - 145 с. 25. Рейфе, М.Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке. // Управление предприятием. М.Е. Рейфе, 2012. - 22-27 с. 26. Савицкая, Г.В. Анализ ...

Формулируя этот принцип, Файоль вступил в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться различным функциональным лидерам.

5. Единство направления (дирекции).

У каждой группы, действующей в соответствии с какой-либо целью, должен быть план и лидер. Если существует несколько групп для координации своей деятельности, требуется единый план, утвержденный высшим руководством. Файоль подчеркнул: «Лидер и план серии операций с общей целью».

6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы сотрудника или группы сотрудников должны быть направлены на удовлетворение интересов всего предприятия и не должны преобладать над ними. В случае противоречий в интересах задача лидера — их примирить.

7. Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую заработную плату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8. Централизация. Компания должна достичь определенного соответствия между централизацией и децентрализацией, которое зависит от ее размера и от конкретных условий деятельности.

У малого бизнеса высокая степень централизации, у крупного — меньше. Выбор правильного баланса между централизацией и децентрализацией дает наилучшие результаты.

9. Склярная цепь (иерархия).

Склярная цепь — это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена).

Склярная цепь определяет подчинение работников. иерархическая система управления нужна, но если она вредит интересам бизнеса, то ее нужно улучшать.

Рациональная структура управления организацией требует наличия горизонтальных связей с иерархией.

10. Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». У каждого сотрудника должно быть собственное рабочее место, оборудованное всем необходимым. Для этого лидер должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Вкратце этот принцип можно сформулировать так: «Для всего одно место и все на своих местах».

11. Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий к себе справедливое отношение, испытывает преданность фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12. Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13. Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14. Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

27 стр., 13154 слов

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В ...

... Наибольшее значение для организации проектной деятельности в начальной школе имеет классификация проектов по ведущему виду деятельности (см. таблицу 1). ... начальных классов в организации проектной деятельности младших школьников. Разработать и протестировать серию проектов для второклассников по теме «Окружающий мир». методы исследования Практическая значимость Выпускная квалификационная работа ...

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее считал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

После А. Файоля многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием управленческой деятельности, функций управления. Однако все они в конечном счете были только последователями, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

файоль рациональный бюрократия урвик

Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Он считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По его мнению, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению прогноза и плана. Он указал на необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования в каждой организации, а также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества в большей или меньшей степени нуждается в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным положением для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу — научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

2 стр., 784 слов

Управление как вид деятельности человека

... организация; мотивация. Функции связаны с управлением определенной сферой, сферой деятельности организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление ... предложений по управлению организацией, выделяют принципы управленческой деятельности, формулируют ...

Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен следующий перечень качеств:

  • здоровье и физические качества;
  • ум и интеллектуальные способности;
  • моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и т.д.);
  • хорошее общее образование;
  • способность управлять людьми (предвидение, умение разработать план действий, организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство общения, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);
  • знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;
  • подлинная компетентность в деятельности конкретного предприятия.

Взгляды Файоля и Тейлора имеют принципиальное отличие. У Тейлора рабочий является одним из элементов производства наряду с предметами труда и орудиями производства. Файоль же рассматривает рабочего как «социально-психологического индивида». Он выдвигал на первый план «социально-организационную задачу», у Тейлора же она растворяется в задаче общеорганизационной.

Файоль во многом пошел дальше Тейлора. В частности, он предпринял попытку с теоретических позиций исследовать «социальный организм» предприятия, в то время как Тейлор практически все свои усилия направлял на рационализацию «материального» организма.

Следует отметить, что позднее в американской практике, а за нею и в других странах тейлоризм и файолизм слились в единую концепцию, известную как школа «научного менеджеризма».

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Ф. Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни, А. Рейли, А. П. Слоун.

2.1 Принципы построения формальной организации Л. Урвика

Английский исследователь Л. Ф. Урвик — автор примерно 40 работ и многочисленных статей по вопросам организации управления производством. Он внес значительный вклад в развитие классической школы управления. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Ряд лет Урвик был директором Международного института по управлению в Женеве, а затем вице-президентом Британского института управления.

Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. К ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Следует отметить, что указанные функции до сих пор используются в качестве основных в многочисленных исследованиях зарубежных авторов.

Урвиком разработаны следующие принципы построения формальной организации, не утратившие своей актуальности до настоящего времени.

1. Соответствие людей структуре. Считалось, что вначале следует детально разработать структуру организации, а затем приступить к подбору специалистов в полном соответствии с требованиями структуры.

2. Создание специальных и «генерального» штабов. Урвик указывал на необходимость наличия в организации двух видов штабов: специальных и «генерального». Основной функцией специальных штабов должна быть разработка рекомендаций для руководителя организации. Задачей «генерального» штаба является подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности штабных специалистов. Необходимость «генерального» и специальных штабов вытекает из возрастания сложности управления и усложнения в связи с этим функции координирования.

3. Сопоставимость прав и ответственности. Этот принцип говорит о том, что любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности.

4. Диапазон контроля. Урвику принадлежит формулировка принципа «диапазон контроля», под которым понимается количество лиц, которыми эффективно может управлять руководитель. Норма управляемости определялась им в количестве не более пяти—шести человек. Диапазон контроля не может быть твердо установлен, так как зависит в каждом конкретном случае от индивидуальных качеств руководителя.

5. Специализация. Возможны три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операций, типу потребителя или географическому признаку. Однако в чистом виде подобное разделение весьма затруднительно, поэтому необходимо выбирать в каждом случае комплексный критерий.

6. Определенность. Определенности в деятельности организации можно добиться, если для каждой должности письменно определены права, обязанности, ответственность и взаимосвязи с другими работниками.

Сравнивая взгляды Урвика и Файоля, следует отметить, что Урвик глубже формулировал основные принципы построения формальной организации. Особое внимание Урвик уделял соотношению полномочий (прав) и ответственности. В отличие от Файоля, который рассматривал ответственность изолированно, Урвик отмечал, что обязанности должны соответствовать полномочиям (правам).

Л. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, уделив особое внимание работе с кадрами.

2.2 М. Вебер: теория рациональной бюрократии

Одним из видных представителей классической школы, ее направления «человеческих отношений» является немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864—1920), который развивал свои взгляды примерно в одно время с Ф. Тейлором. Поэтому его концепция включает в себя основные положения тейлоризма, в частности, то, что принято называть «организационным подходом».

Основное внимание в своих работах Вебер уделял изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Вебер различает три типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:

1) харизматический;

2) традиционный;

3) идеальный (или бюрократический).

Харизматический тип организации возникает тогда, когда ее возглавляет руководитель с исключительными, привлекательными личными качествами, т.е. харизматический лидер. Согласно мнению западной социологии харизматический тип лидера был характерен для докапиталистических организаций.

Традиционный тип организации непосредственно связан с харизматическим. В случае смены в организации руководителя все работники организации по традиции подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера.

Идеальный (бюрократический) тип организации основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Бюрократический тип организации вызван появлением особого социального слоя бюрократии, специализирующейся на управлении. Бюрократия зародилась в недрах рабовладельческого строя, ее развитие непосредственно связано с разделением труда.

В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт и административные навыки. Бюрократия определяет вертикальную иерархию в организации и опирается, как правило, на административные методы управления. Она занимает привилегированное положение, ключевые позиции как в обществе, так и в отдельной организации. Наличие бюрократии требует создания в организации административных служб, специализирующихся на управленческих функциях. Без этого крупные организации не могут рационально функционировать и развиваться.

По мнению Вебера, только бюрократический тин организации способствует достижению ею наибольшей эффективности производства, именно этому типу организации Вебер уделял значительное внимание в своей концепции.

Главное место в такой организации занимают различные «бюро», основные функции которых остаются неизменными и не зависят от перемещения и взглядов отдельных работников лих подразделений.

В своей основной работе «Теория социально-экономической организации» Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации». К ним относятся следующие:

1) вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями;

2) каждый руководитель наделяется формально закрепленными властью, авторитетом и правами, которые действуют только внутри организации. Организация строится на соблюдении принципа иерархии; каждый член организации подчиняется должностному лицу, занимающему вышестоящее положение по служебной лестнице;

3) разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации;

4) любой руководитель должен быть одинаково справедливым по отношению к своим клиентам и подчиненным и в то же время должен сохранять необходимую «социальную дистанцию»; исключается использование эмоций и личных соображений;

5) в организации должна существовать определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование деятельности ее членов. Каждый работник должен занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий. На материальное вознаграждение не должна оказывать влияния личная жизнь работников;

6) в организации должна действовать четкая система контроля и санкций.

Среди выделенных Вебером признаков организации положительной оценки заслуживают такие признаки, как необходимость разделения труда и его формальное закрепление, которые используются и в настоящее время.

Вебер считал недопустимыми любые отступления от формально установленных структур, процедур, стандартов и правил. По его мнению, неформальные отношения не могут оказывать положительного действия на результаты деятельности организации. Впоследствии ученые пришли к выводу, что часто неформальные отношения способствуют эффективности деятельности организации.

По Веберу, организация представляет собой закрытую, жесткую модель, соответствующую стадии машинного производства. Такой организации соответствует бюрократия как наиболее общая форма управления.

Вместе с тем следует отметить, что Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь некоторые ее элементы. В этом заключается узость его подхода к анализу деятельности организации. Однако характеристики идеальной (бюрократической) организации, рассмотренные Вебером, позволили акцентировать внимание на определенных параметрах организации и определить направления формализации ее деятельности.

Вклад Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке теории бюрократического построения организации и, в частности, системы управления. В отличие от Тейлора, который стремился к тому, чтобы рабочий работал, как машина, Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала, как машина. С этой целью разрабатывались права и обязанности каждого работника, правила и процедуры поведения в любой ситуации. Процедуры и правила регламентировали все направления деятельности организации и каждого работника в ней, а также порядок принятия конкретных решений.

Вебер считал, что в организации должна быть хорошо разработанная система распределения власти. Он изучал различные механизмы власти, например власть, основанную на контроле и команде; экспертную власть. Однако, не сумев четко провести различия между ними, Вебер сформулировал систему власти, соответствующую «идеальному» типу бюрократии. В веберовской концепции организации отсутствовала личность, не было личностного начала и в межличностных отношениях.

Вебером и его последователями были разработаны такие важные принципы управления, как «скалярный» принцип передачи команд и распоряжений по «скалярной цепи», принципы «единства распоряжения», «исключения рутинных проблем» и др. Все эти принципы в известной мере ограничивали власть руководителей над подчиненными, заставляли их действовать в рамках установленных процедур и правил. Права управляющих строго регламентировались должностными инструкциями, от которых они не могли отступать. Многие теоретики менеджмента считают такую «деперсонализацию власти» главным достижением внедрения бюрократических моделей в практическую деятельность организаций.

Бюрократические модели построения организаций получили распространение в 1930—40-е гг. В дальнейшем увлечение использованием этих моделей привело к созданию громоздких управленческих структур, не отвечающих потребностям предпринимательства и требующих гибкости и оперативности управленческой работы.

2.3 Г. Черч структурные вопросы производства и управления на предприятии

Один из представителей классической школы — Г. Черч. В своей работе «Основы управления производством» он основное внимание уделял структурным вопросам производства и управления на предприятии, а также пытался внести свой вклад в разработку общих правил организации труда, включая принципы его разделения, координации, вознаграждения и т.п. Однако в этой области он повторял других авторов и не внес в принципы организации труда ничего нового.

Черч пытался разработать основы управления любым производственным предприятием, т.е. предприятием вообще. Свои идеи Черч изложил в книге «Наука и практика управления», которая в СССР была впервые издана в 1927 г. в сокращенном виде под названием «Основы управления производством».

Черч делит весь производственный процесс на ряд функций, необходимых для осуществления конечной цели — производства продукта. «Производство, — писал он, — есть синтез проектирования, оборудования, распорядительства, учета и оперирования»

Проектирование определяет формы, размеры и свойства продукции, т.е. его задачей является проектирование конструкции изготовляемых изделий. В нашем понимании сегодня — это техническая подготовка производства.

Функция оборудования включает в себя оснащение предприятия основными фондами — зданиями, сооружениями, оборудованием, механизмами, транспортными средствами и т.д., а также построение генерального плана предприятия, технику безопасности, размещение оборудования.

Под распорядительством Черч понимал координирование всех прочих функций, а также наблюдение за их выполнением. К этой функции он относил координирование действий всего административного персонала предприятия и наблюдение за рабочими.

Учет есть функция отражения всего происходящего на предприятии. Черч выделял два вида учета: технический и счетоводный (бухгалтерский).

Задачей оперирования является осуществление самого процесса производства, т.е. превращение сырья и материалов в готовую продукцию. «Оперирование есть непосредственная техническая работа резки, штамповки, сверления, ткачества, плавки, сборки и т.д., исполняемая над материалами и трансформирующая их. Кроме этой непосредственной работы, в определение ничего не входит».

Основное внимание Черч уделял более глубокому изучению и анализу указанных функций. В каждой функции были выделены составляющие элементы и этапы ее осуществления.

В функции проектирования были выделены следующие этапы: разложение проектируемой продукции на детали, наиболее удобные для осуществления процесса производства; выбор методов обработки каждой детали и операций, входящих в эту деталь; координация работ по проектированию продукции; экономия труда; выбор наиболее подходящих материалов; спецификация рабочих приемов; организация конструкторского бюро. Другими словами, в функцию проектирования Черч включал то, что в настоящее время понимается под технической подготовкой производства.

Рассматривая функцию оборудования, Черч отмечал, что организация нового производства требует продумывания таких вопросов, как организация складов, определение сколько и каких материалов, полуфабрикатов и готовой продукции будет на них храниться. Одновременно определялось количество элементов труда, которое будет проходить через обработку. Это, по мнению Черча, давало возможность установить виды необходимого оборудования для обработки намеченного количества предметов труда и его пропускную способность. Далее, как и в отношении функции проектирования, Черч намечал этапы осуществления функции оборудования.

Функцию распорядительства Черч рассматривал с двух сторон: со стороны установки и со стороны административной. Установка создает определенную схему обязанностей, административная — подбирает людей, которые должны будут исполнять обязанности, и организует их работу. Этой функции Черч уделял наибольшее внимание, подробно описывал содержание составляющих ее элементов и этапов.

Аналогично рассматривались им функции учета и оперирования.

В своей книге Черч изложил общие принципы организации управления предприятием, уделив особое внимание проектированию структуры производства и управления, а также работе аппарата управления предприятием. Особое значение Черч придавал анализу и синтезу, которые он называл «основными орудиями» управления. Им разработаны основы системного анализа как составного элемента науки управления.

Разработанные Черчем теоретические положения не утратили актуальности и в настоящее время. Кроме того, они сыграли заметную роль в период становления науки об организации управления производством.

2.4 Принципы организации Дж. Муни и А. Рейли

Заметный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А Рейли. В 1939 г. ими была опубликована работа «Принципы организации», в которой они дали общее определение понятию организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса. Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно прежде всего считать своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников. Выполнение основной задачи требует безукоснительного соблюдения таких принципов организации, как скалярный (т.е. иерархия власти), функциональный (разделение труда по функциям) и координация.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на ч е т ы- р е х главных принципах:

1) четкое функциональное разделение труда;

2) передача команд и распоряжений по «склярной цепи» сверху вниз;

3) единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

4) соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и поныне, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

Классическая модель организации создавалась в условиях авторитарного стиля руководства, которому были подчинены и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры выполнения работ, исключающие какой-либо творческий подход работников к выполнению возложенных на них функций.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Основатели административной школы менеджмента руководствовались задачей создания универсальных принципов управления, следование которым позволяет достичь максимального эффекта деятельности любого предприятия. Несомненно, Файоль и его последователи достигли своей цели.

Определив управление как процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством.

Уроки собственного опыта Файоль суммировал в перечне «Основных принципов менеджмента». Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация, единство руководства, единоначалие, скалярная цепь (иерархия).

Принципы процесса — это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу.

Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Однако даже специальное образование вряд ли поможет развить административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии решений, способность управлять людьми и др. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной деятельности.

Очевидно, что и доныне многие успешные компании и индивидуальные предприниматели для эффективной работы малых и крупных предприятий используют принципы, разработанные более ста лет назад представителями административной школы менеджмента. В этом и состоит незаменимый вклад А. Файоля и его последователей в развитие науки управления.

1. «Социальный менеджмент» — Валова Д.В. , Академия труда и социальных отношений, 1999г.

2. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.,1972

3. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.

5. Ермакова Л.И. и др. Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом. — М.: мир, 1994. — 365 с.

6. История менеджмента: Учеб. пособие/ Под ред. Д.В. Валового. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.

7. Кузнецов Б.Л. Менеджмент в машиностроении: Учебное пособие. — Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 1999.-341 с.

8. Мардас А.Н., Мардас О.А. Краткий курс практического менеджмента. — СПб:Изд. Дом «Литера», 202. — 160 с.

9. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 222с

10. Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1991 — 388 с.