Охрана труда как институт трудового права

Курсовая работа

История возникновения института охраны труда, обеспечивающего безопасные условия для различных видов юридической деятельности, имеет давнюю историю. Некоторые его элементы, первичные проявления известны с древних времен, точнее с начала определенного разделения труда, стремления как можно дольше эксплуатировать раба, пленного, наемного работника. Как и любой другой правовой институт, институт охраны труда постепенно эволюционировал из отдельных элементов, положений, разработанных и принятых различными государствами. В своем развитии он прошел три основных этапа: этап зарождения, разработки и совершенствования.

Трудовое право в современной России в контексте развития рыночных отношений, в том числе рынка труда, приобретает огромное значение. Отношения в сфере труда нуждаются в правовом регулировании. Право человека на труд относится к основным, конституционно-закрепленным правам человека, и состояние законодательства, реальное положение дел в области реализации данного права, является одним из важнейших показателей цивилизованности и эффективности того или иного общества.

Труд и здоровье людей в РФ охраняются государством — это провозглашено в ст.7 Конституции РФ. Из содержания Конституции РФ следует, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст.7), что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены… (п.3 ст.37).

Конституция Российской Федерации также провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2).

Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, государство обеспечивает охрану труда и здоровья работающего населения, осуществляя соответствующие функции.

Следует подчеркнуть, что защите рабочих мест не уделялось должного внимания в ходе экономических преобразований последнего десятилетия. Вскоре это проявилось в большом количестве травм и несчастных случаев на работе, часто со смертельным исходом. известно, что охрана труда тесно связана с состоянием экономики, техническим состоянием производства и сферой социальной поддержки в государстве. В неблагоприятных условиях медленно решаются проблемы охраны труда.

4 стр., 1946 слов

Органы чувств и равновесия. Поведение и психика человека

... условие полноценной жизни человека. Поведение и психика, Потребности. Поведение и психика Нормальная жизнедеятельность организма ... определения направления звука. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса ... волны. Частота вибрации барабанной перепонки тем больше, чем выше звук. наковальню, ... еды. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка - на вкусовых рецепторах. Разные ...

В качестве теоретической основы исследования подвергнуты анализу труды Гусова К.Н., Ершова В.В., Ершовой Е.А., Киселева И.Я., Молодцова М.В., Паниной А.Б., Шептулиной Н.Н., и других, также в работе было использовано законодательство Российской Федерации, в том числе Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации. Однако в науке о трудовом праве не все аспекты проблем института охраны труда исследованы и исследуемая тема требует дальнейшего изучения и анализа.

Целью курсовой работы

Для раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:

Øраскрыть понятие и содержание охраны труда;

Øизучить нормативные требования по охране труда;

Øрассмотреть обеспечение охраны труда в организации.

Предмет исследования:, Структура курсовой работы.

охрана труд работник работодатель

1. Охрана труда как правовой институт

1.1 Понятие и содержание охраны труда

Конституция Российской Федерации предусматривает право каждого на работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст.7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Работник пользуется правом на охрану труда при приеме на работу. В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле этого слова.

В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Приведенное в широком смысле понятие охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме того, защита труда с учетом этого определения подразумевает рассмотрение этой проблемы в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом и, наконец, в юридическом аспекте, который составляет правовую защиту труда.

Значительная роль в системе этих мероприятий принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в трудовом процессе, их действия применяются независимо от сферы экономической деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций. В широком смысле охрана труда нужна везде (в том числе и при отбывании наказания по приговору суда) в период работы в организациях. Только охрана труда в ее широком понимании способна сохранить жизнь и здоровье рабочих в процессе труда. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Например, на грязных работах не созданы душевые, санитарно-гигиенические помещения или превышены в несколько раз допустимые нормы производственных вредностей и т.п.

16 стр., 7536 слов

Источники правового регулирования охраны труда. : «Охрана труда ...

... детальное рассмотрение всех пунктов правового регулирования охраны труда. Также выделили основные задачи в этой контрольной работе: 1. Гарантии права работника на охраны труда; 2. Особые нормы по охране труда женщин, лиц моложе 18 лет ...

Полная защита работы будет обеспечена только при одновременном соблюдении всех ее аспектов.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении. Кроме того, строго говоря, охрана труда понимается как правовой институт трудового права, который объединяет правила, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм:

правила по технике безопасности и производственной санитарии;

специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;

нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

Эти правила, объединенные единой целью, могут быть приняты как на местном, так и на централизованном уровне.

Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий и возможности их устранения и нейтрализации, а также регламентировать деятельность органов надзора — единых органов в рамках государства. Правила, регулирующие планирование и организацию работы в области охраны труда, в большинстве случаев носят локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.

Особый характер имеют правила, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также включены в институты других отраслей права, поскольку предусмотренные за соответствующие преступления взыскания содержатся не только в трудовой, но и в административной, и даже в уголовном праве. Таким образом, эта группа норм является комплексной, а не отраслевой.

С учетом содержания норм этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:

8 стр., 3618 слов

Система управления охраной труда в Республике Беларусь

... охраны труда на территориальном уровне. Службы охраны труда созданы при облисполкомах и горисполкоме города Минска, специалисты по этому вопросу есть в большинстве горисполкомов. Во многих регионах внедрены системы управления охраной труда, ... численности специалистов по охране труда на предприятиях. Трудовым кодексом введена также норма, устанавливающая право работника на отказ от выполнения ...

стандарты безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);

санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности);

правила по охране труда и инструкции по охране труда.

В любом случае защита рабочих мест является одним из важнейших элементов трудовых отношений между работником и работодателем. Он состоит из обязанности работодателя обеспечить безопасные условия труда на рабочем месте работника, предоставить необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты, а также обязанности работника соблюдать требования защиты и безопасности на рабочем месте.

Свод правил, регулирующих отдельные отношения в области охраны труда, представляет собой самостоятельный институт охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается и другими нормами трудового законодательства: о праве на труд и его гарантиях, рабочем времени и времени отдыха, нормировании труда и его оплате и т.д.

Таким образом, охрана труда как институт трудового права представляет собой свод правил, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, и обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами.

Трудовой Кодекс Российской Федерации определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Таким образом, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отношений, но и включает комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников. С этой точки зрения можно оценивать указанное определение как соответствующее ч.3 ст.37 Конституции РФ и ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

1.2 Государственные нормативные требования по охране труда

В соответствии со ст.211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Помимо федеральных законов, государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, порядок их разработки, утверждения и пересмотра определен Правительством РФ. Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды нормативных актов, содержащих в своем содержании государственные нормативные требования по охране труда.

9 стр., 4383 слов

Управление безопасностью труда персонала в организации (на примере ...

... изучение основ управления охраной труда в организации. Целью данной работы является изучение системы управления безопасностью рабочих мест в организации и ... по повышению безопасности труда на предприятии, а также практические навыки работников по охране труда. При написании работы ... для человека. Поэтому при несоблюдении санитарно-гигиенических правил охраны труда все вредные и опасные факторы в ...

Во-первых, межотраслевые правила по охране труда, которые призваны обеспечить безопасность работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих межотраслевой характер, например газосварочных работ, а также при применении оборудования и машин в отдельных отраслях экономики. Межотраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы, они утверждаются Минздравом РФ.

Во-вторых, можно выделить отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики. Отраслевые правила охраны труда также заранее направляются на рассмотрение и утверждение в Федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзы на федеральном уровне. Отраслевые правила по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минздравом РФ. На основе межотраслевых и отраслевых правил охраны труда разрабатываются стандартные межотраслевые и отраслевые инструкции по охране труда. Межотраслевые и отраслевые инструкции по охране труда также направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзы федерального уровня, межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минздравом РФ, а отраслевые — соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В-третьих, нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования по охране труда, являются строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Перечисленные нормативные акты сначала направляются на рассмотрение и согласование в соответствующие профсоюзные органы федерального уровня. Указанные акты также принимаются федеральным органом государственной власти по согласованию с Минздравом РФ. Несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры согласования названных актов также позволяет требовать их признания недействующими в Верховном Суде РФ.

Продление срока действия законодательных актов в области охраны труда не лишает работодателей, работников, их уполномоченных представителей права обжаловать их в суде. Кроме того, при рассмотрении заявления о признании недействительным нормативного акта, срок действия которого продлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, должна быть дана оценка и аргументы о необходимости его изменения. Признание таких актов недействительными влечет за собой возникновение у федерального органа исполнительной власти обязанности пройти процедуру согласования при его новом утверждении. Частичное признание нормативного правового акта недействующим влечет за собой возникновение у полномочного федерального органа исполнительной власти обязанности по прохождению процедуры согласования при изменении этого акта в части, признанной в судебном порядке недействующей.

19 стр., 9391 слов

Бухгалтерский учет и анализ расчетов с персоналом по оплате труда ...

... своевременностью расчетов с работниками предприятия по заработной плате; контроль за расходованием фонда заработной платы (оплаты труда) и выплатой премий и т.д. Рациональная организация труда и учет заработной платы способствует сознательному отношению к работе. Важное ...

Таким образом, государственные нормативные требования по охране труда могут стать предметом судебной проверки. Из ч.1 ст.211 ТК РФ следует, что нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, могут быть приняты не только на федеральном, но и на региональном уровне. Однако акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда не могут ухудшить положение работников в отношении федерального законодательства, в частности, в отношении нормативных актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти. Законодательные акты об охране труда, принятые на региональном уровне, могут быть обжалованы в суде соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе на предмет их несоответствия федеральному законодательству.

2. Обеспечение охраны труда в организации

2.1 Службы по охране труда в организации

Обеспечение конституционного права на работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены для работников всех категорий в соответствии с трудовым законодательством, является обязанностью работодателя. Реализация этой обязанности требует от работодателя выполнения всего спектра мероприятий, входящих в охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности (ст.212 ТК РФ).

При создании безопасных условий труда упор делается на статью 217 ТК РФ, в которой говорится, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Служба охраны труда организации создается в виде самостоятельного структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю организации или по его распоряжению одному из его заместителей. Структуру и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера и условий труда, степени опасности производств с учетом Межотраслевых нормативов численности работников служб охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России № 10 от 22.01.2001 г. Так, согласно п.3.1.1 в организациях со среднесписочной численностью до 500 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

Служба охраны труда в вашей организации создана для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации. Служба охраны труда может сообщить о нарушении требований охраны труда в государственную инспекцию труда. Это сообщение должно быть рассмотрено в установленный законом срок.

31 стр., 15264 слов

Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...

... в пределах их компетенции . 1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других , ... лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации . правовой нормативный охрана труд 2.1 Требования и организация охраны труда Согласно части 1 статьи 219 ТК ...

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляют руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Руководитель службы и его сотрудники несут ответственность за результаты работы службы охраны труда.

Для осуществления ряда функциональных задач службы охраны труда в организации можно создать оборудованный кабинет (уголок) по охране труда. Основными направлениями деятельности кабинета (уголка) охраны труда являются оказание помощи в решении проблем безопасности труда и информирование работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, о принятых нормативных актах по безопасности и охране труда. Как правило, под кабинет охраны труда отводится помещение, состоящее из одной или нескольких комнат, которое должно быть оборудовано необходимыми техническими средствами, учебными пособиями и информационными материалами.

В организациях с численностью сотрудников менее ста человек, а также в структурных подразделениях крупных организаций рекомендуется создавать уголки охраны труда, например, в виде информационного стенда, витрины. Стенд может содержать приказы и инструкции по организации охраны труда, информацию о проводимых в этом направлении работах, инструкции по охране труда, а также перечень соответствующей нормативно-правовой литературы.

Организация работы кабинета (уголка) охраны труда и осуществление контроля за его деятельностью возлагаются на должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации ответственным за охрану труда.

Оборудование и оснащение кабинета (уголка) охраны труда должны отвечать условиям труда, специфике и технологическим процессам выполняемых в организации работ. Его тематическая структура включает общий и специальный разделы. Общий раздел содержит законы и правовые акты по охране труда федерального уровня, локальные нормативные акты организации, а также общие сведения о вредных производственных факторах, о средствах коллективной и индивидуальной защиты, правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. Специальный раздел должен содержать конкретный перечень опасных и вредных факторов производства и соответствующих средств индивидуальной и коллективной защиты, информацию о характеристиках технологических процессов предприятия, о принятых на производстве сигналах безопасности. Кроме того, в специальном разделе отражен порядок действий сотрудников при возникновении пожара, в экстренных ситуациях, порядок подачи сигналов тревоги, предусмотрены номера телефонов для вызова пожарной части и других экстренных служб.

25 стр., 12321 слов

Социальное страхование в Российской Федерации

... работе или профессионального заболевания называется профессиональным риском. Мировой опыт показывает, что защита от определенных видов социальных рисков ... ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. ... работ или услуг. Государственное социальное обеспечение назначается определенной категории населения за особые заслуги перед государством (ветераны войн, ветераны труда ...

Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинета (уголка) охраны труда, составляют план работы кабинета охраны труда, включающий конкретные мероприятия и называющий ответственных за них лиц, организуют оборудование и оснащение кабинета, и проведение плановых мероприятий. Одним из основных требований к деятельности Управления по охране труда является доступность для сотрудников организации и возможность получения достоверной информации по вопросам, касающимся охраны труда.

В кабинете по охране труда могут проводиться следующие мероприятия:

вводный инструктаж со всеми лицами, вновь поступающими на работу или принятыми в порядке перевода от других работодателей, а также с лицами, проходящими производственную практику;

консультации для руководителей, специалистов и рабочих, а также профсоюзного актива в области охраны труда;

первичные, периодические и внеочередные проверки знаний руководителей, специалистов и рабочих по вопросам охраны труда;

изучение безопасных приемов труда, обеспечивающих работу без производственного травматизма и нарушений требований охраны труда;

семинары, лекции, демонстрации видео — и кинофильмов, наглядных пособий по охране труда.

Поэтому цель службы охраны труда — создание условий для сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

2.2 Обязанности и ответственность работника и работодателя в области охраны труда

В соответствии со ст. 214 ТК РФ, работник обязан:

соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

проходить обучение, инструктаж по безопасным приемам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры;

немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Кроме того, сотрудники обязаны работать честно и добросовестно, выполнять приказы администрации, соблюдать требования по охране труда и правила внутреннего трудового распорядка.

За нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работники организаций могут быть привлечены к дисциплинарной, а в соответствующих случаях материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5 стр., 2008 слов

Охрана труда в российской федерации диплом

... производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) ... специализированной организации, привлекаемой для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) ...

Работодатель обязан в полной мере знать законодательство о труде и охране труда, поскольку он несет юридическую и моральную ответственность за жизнь, здоровье и благополучие своих сотрудников с момента их зачисления в штат организации.

Ст. 212 ТК РФ, регламентированы обязанности работодателя.

В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, т.е. обеспечить:

режим труда и отдыха;

обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;

предварительный при поступлении на работу и периодически (внеочередные) медицинские осмотры работников;

выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих;

информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре с работниками, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др.

Рабочие места должны быть созданы или приведены в соответствие с требованиями действующих нормативных актов, стандартов здравоохранения и других нормативных документов.

В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечить аттестацию рабочего места с последующей аттестацией работ по охране труда в организации, а также обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Статьей 362 ТК РФ предусмотрено, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Применение любого типа юридической ответственности зависит от характера нарушения трудовых прав работника, тяжести нарушений и некоторых других обстоятельств. Поэтому за нарушение трудового законодательства предусмотрены различные виды юридической ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная (ст.419 ТК РФ).

Административная ответственность заключается в применении к виновным административных взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным. Административная ответственность может наступить за ряд нарушений трудового законодательства, в том числе правил охраны труда. Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выражается в применении к ним мер дисциплинарного характера в виде наложения дисциплинарных взысканий, таких как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренных ст. 192 ТК РФ. Должностные лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вышестоящими в порядке подчиненности должностными лицами, как по собственной инициативе, так и по представлениям органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе органов Федеральной инспекции труда РФ.

За наиболее грубые нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, наступает уголовная ответственность. Статья 143 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Мерой наказания определен штраф в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Статья 145 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Указанные действия влекут наложение штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов. В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения этого ущерба. Так, вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессионального заболевания и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права. В гл.38, 39 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником и работника.

Статья 277 ТК РФ предусматривает ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков (в случаях, предусмотренных федеральным законом), при котором расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

Заключение

Итак, на наш взгляд, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что охрана труда — это действительно огромный правовой институт, решающий важные государственные вопросы, т.к. охрана жизни и здоровья работников — первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об охране труда следует рассматривать в совокупности с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Институт охраны труда находится в постоянном противостоянии с главным целевым предназначением коммерции, производственной деятельности, а именно получением прибыли. Стремление получить прибыль любой ценой порождает желание экономить абсолютно на всем, и чаще всего на защитно-охранных мероприятиях, предназначенных для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности субъектов трудовых правоотношений. Этап совершенствования института охраны труда сопровождается требованиями конкретизации защитных действий со стороны работников различных сфер к работодателям в различных государствах мирового сообщества, и несмотря на принимаемые меры, обстановка в стране с охраной труда и техникой безопасности по-прежнему остается напряженной.

Многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде предприятий, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются случаи скрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом. В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в организациях РФ продолжает оставаться крайне тревожным.

Таким образом, автор считает, что государственную политику по охране труда стоит развивать, определив конкретные механизмы реализации трудовых прав граждан, а также необходимо систематизировать нормы, регулирующие особенности отдельных категорий населения. Необходимо чтобы и для руководителей всех предприятий соблюдение правил охраны труда стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осуществлялось по остаточному принципу. Чтобы многие незначительные несчастные случаи не скрывались порой в угоду «хорошей» статистике.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/istoriya-organizatsii-ohranyi-truda-v-rf/

Нормативно-правовые акты:

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс. 2014.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 16.05.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014.

.Постановление Минтруда России от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (ред. от 12.02.2014) // СПС Консультант Плюс. 2014.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/istoriya-organizatsii-ohranyi-truda-v-rf/

.Буянова М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2009. С.175.

.Гусов К.Н. Трудовое право Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Приоритет, 2009.С. 199

.Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М.: Юристъ., 2010 С.471.

.Ершов В.В., Ершова Е.А. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право // Трудовое право. 2008, № 5. С.12-19

9.Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М.: Юридическая литература, 2003. С.178.

10.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под. ред. С.А. Панина. М.: Новый Юристъ, 2009. С.255

11.Коршунов Ю.Н. Об охране труда. М., 2010. С.163.

.Луговой А. Защитить человека труда может только закон // Человек и труд. 2009, №3. С.66-74

.Миронов В.И. Законодательство о труде: теория и практика: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2011. С.241

.Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М.: Норма, 2011. С.325.

.Панина А.Б. Проблемы трудового права. М.: Новый Юристъ, 2012. С.112

.Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы. — М.: Новый юрист, 2012. С.248