Профессиональный стандарт педагога – Доклад : “Профессиональные стандарты педагога”

Курсовая работа
Содержание скрыть

Доклад на тему: “Профессиональные стандарты педагога”

Доклад

«Профессиональный стандарт педагога»

Выполнил учитель первой категории:, Назаргулов А.М.

2017 г

Лев Толстой сказал: «Если учитель любит только свое дело, он будет хорошим учителем. Если учитель любит только ученика, как отец, мать, он будет лучше, чем учитель, который прочитал все книги, но не любит ни работу, ни учеников. Если учитель сочетает в себе любовь к работе и к ученикам, он идеальный учитель».

Российская система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные с изменением модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы ни проводились в системе образования, в конечном итоге они так или иначе привязаны к конкретному исполнителю: школьному учителю. это учитель — главная фигура в практическом воплощении основных нововведений в русской школе. Как реализует педагог нововведения. Что он делает в школе, чтобы достичь результатов.

В быстро меняющемся открытом мире главное профессиональное качество, которое преподаватель должен постоянно демонстрировать своим ученикам, — это способность учиться. Готовность к изменениям, мобильность, способность к нестандартным рабочим действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к учителю. Работа учителя должна быть свободна от мелких правил, без тотального контроля. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени. Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В дальнейшем планируется расширить сферу профессионального стандарта учителя за счет введения специальностей: учитель дополнительного образования и учитель системы профессионального образования. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, предъявляет новые требования к квалификации учителя. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта учителя неизбежно должно привести к изменению стандартов его подготовки и переподготовки в высших учебных заведениях и высших учебных заведениях.

7 стр., 3485 слов

Менеджмент в образовании дипломные работы. Менеджер в образовании ...

... по реализации продукции, работ, услуг. Управление развитием персонала дошкольного менеджмент в образовании дипломные работы образовательного учреждения — дипломная работа. Однако на сегодняшний ... профессиональной деятельности. Изменения, происходящие в обществе, настолько глобальны, что на этот раз уже невозможно обойтись простой реорганизацией работы. Например, в одной из школ города Осака учитель ...

Расширяя границы свободы учителя, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своей работы, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии его оценки. С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения

профессионального стандарта педагога. Различается не только квалификация учителей, но и условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, например).

  • Профессиональный стандарт учителя — первый уровень, учитывающий специфику работы педагогов дошкольных, начальных, базовых и высших учебных заведений.

  • Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

  • Профессиональный стандарт учителя отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, оно, по сути, полно психолого-педагогических навыков, призванных помочь учителю решать новые возникающие проблемы? Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Профессиональный стандарт учителя выполняет функции, направленные на преодоление технократического подхода в оценке работы учителя.

  • Обеспечить согласованный рост свободы учителя и ответственности за результаты своей работы.

  • Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт педагога:

1. Область применения.

Сфера дошкольного, начального и общего среднего

образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

2 стр., 860 слов

Дипломная работа профессиональная деформация сотрудников овд

... условия наступления профессиональной деформации у сотрудников ОВД. Предмет исследования: факторы и психологические характеристики эмоционального выгорания и профессиональной деформация сотрудников ОВД. Цель ... профессионального развития, дезинтеграция профессионального сознания и как следствие - нереалистичные цели, ложные смыслы работы, профессиональные конфликты; низкая профессиональная ...

  • а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
  • в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
  • г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения

2.1. Определите необходимую квалификацию учителя, которая влияет на результаты обучения, образования и развития ребенка.

2.2. Обеспечить необходимое обучение учителя для достижения высоких результатов его работы.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность учителя о требованиях к нему.

2.4. Содействовать вовлечению учителей в решение проблемы повышения качества образования.

3. Содержание профессионального стандарта педагога

3.1. Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальных школах, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания студентов, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ- компетенциями

3.2. Часть вторая: воспитательная работа

Педагог должен:

1. Осваивать формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Осваивать методы музейной педагогики, используя их для расширения кругозора студентов.

4. Эффективно регулируйте поведение учащихся, чтобы обеспечить безопасную учебную среду.

5. Эффективно управлять классами, чтобы вовлекать учеников в учебно-воспитательный процесс, мотивируя их учебную и познавательную деятельность. Ставьте образовательные цели, способствующие развитию учащихся, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно ищите педагогические пути их достижения.

6. Установить четкие правила поведения на уроках в соответствии с уставом школы и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации органов студенческого самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

21 стр., 10183 слов

Реферат управление развитием муниципального образования

... управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Проблемы развития муниципальных образований начали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления ...

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Умение строить образовательную деятельность с учетом культурных различий детей, пола, возраста и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ученика).

16. Уметь анализировать реальное положение дел на уроках, поддерживать доброжелательную деловую атмосферу в детском коллективе.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Сохранять образ жизни, атмосферу и традиции школьной жизни, внося в них положительный вклад.

3.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принимать разных детей, независимо от их реальных образовательных навыков, поведенческих характеристик, психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,

связанные с особенностями их развития.

3. Возможность оказания адресной помощи ребенку собственными педагогическими приемами.

4. Готовность взаимодействовать с другими специалистами в контексте психологического, медицинского и педагогического консультирования.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Возможность разработать вместе с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальной техникой, позволяющей проводить корректирующие и развивающие работы.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических закономерностей периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в своей работе психологические подходы: культурно-исторические, деятельностные и развивающие.

12. Способность создавать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь предотвращать различные формы насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными методами психодиагностики личностных и возрастных характеристик студентов, мониторинг личностных характеристик студента совместно с психологом.

10 стр., 4885 слов

Изменения в нормативно-правовой базе образования детей с ОВЗ материал

... законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ. При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также ... программы или услуги. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в ...

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных особенностей и возраста учеников.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и моделей развития.

20. Знание основных законов семейных отношений, что позволяет эффективно работать с родительским сообществом.

СТАНДАРТ — это перечень требований, предъявляемых работодателем при приеме на работу.

СТАНДАРТ служит инструментом оценки качества работы учителя при аттестации.

СТАНДАРТ определяет основные требования к подготовке будущих педагогов

kopilkaurokov.ru

Доклад Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития кадров

Лев Толстой сказал: «Если учитель любит только свое дело, он будет хорошим учителем. Если учитель любит только ученика, как отец, мать, он будет лучше, чем учитель, который прочитал все книги, но не любит ни работу, ни учеников. Если учитель сочетает в себе любовь к работе и к ученикам, он идеальный учитель».

Российская система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные с изменением модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы ни проводились в системе образования, в конечном итоге они так или иначе привязаны к конкретному исполнителю: школьному учителю. это учитель — главная фигура в практическом воплощении основных нововведений в русской школе. Как реализует педагог нововведения. Что он делает в школе, чтобы достичь результатов.

В быстро меняющемся открытом мире главное профессиональное качество, которое преподаватель должен постоянно демонстрировать своим ученикам, — это способность учиться. Готовность к изменениям, мобильность, способность к нестандартным рабочим действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к учителю. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации,

освобожден от тотального контроля. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя,

обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени. Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В дальнейшем планируется расширить сферу профессионального стандарта учителя за счет введения специальностей: учитель дополнительного образования и учитель системы профессионального образования. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, предъявляет новые требования к квалификации учителя. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта учителя неизбежно должно привести к изменению стандартов его подготовки и переподготовки в высших учебных заведениях и высших учебных заведениях.

18 стр., 8818 слов

Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной ...

... педагогу: · психологическая, психофизиологическая и физическая готовность; · научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма. Профессиональный стандарт учителя ... является гармоничное развитие личности, которое включает ... Педагог является ключевой фигурой в реформировании образования. В нашем быстро меняющемся мире умение учиться становится главным профессиональным ...

Расширяя границы свободы учителя, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своей работы, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии его оценки. С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения

профессионального стандарта педагога. Различается не только квалификация учителей, но и условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе,

моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, например).

  • Профессиональный стандарт учителя — первый уровень, учитывающий специфику работы педагогов дошкольных, начальных, базовых и высших учебных заведений.

— Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

— Профессиональный стандарт учителя отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, оно, по сути, полно психолого-педагогических навыков, призванных помочь учителю решать новые возникающие проблемы.? Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Выполняет ли профессиональный стандарт учителя функции, предназначенные для:? Преодоление технократического подхода в оценке работы учителя.

  • Обеспечить согласованный рост свободы учителя и ответственности за результаты своей работы.
  • Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт педагога

1. Область применения.

Сфера дошкольного, начального и общего среднего

38 стр., 18967 слов

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром

... на определенном этапе развития общения. Формирование языковой деятельности - это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими его людьми, осуществляемый с помощью материальных и языковых средств. Слово ... съездах по дошкольному образованию задача всестороннего образования детей ставилась в тесной связи с жизнью, с настоящим. Развитие умения ориентироваться в окружающей среде было тесно ...

образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

  • а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
  • в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
  • г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения

2.1. Определите необходимую квалификацию учителя, которая влияет на результаты обучения, образования и развития ребенка.

2.2. Обеспечить необходимое обучение учителя для достижения высоких результатов его работы.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность учителя о требованиях к нему.

2.4. Содействовать вовлечению учителей в решение проблемы повышения качества образования.

3. Содержание профессионального стандарта педагога

3.1. Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальных школах, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания студентов, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ- компетенциями

3.2. Часть вторая: воспитательная работа

Педагог должен:

1. Осваивать формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Осваивать методы музейной педагогики, используя их для расширения кругозора студентов.

4. Эффективно регулируйте поведение учащихся, чтобы обеспечить безопасную учебную среду.

5. Эффективно управлять классами, чтобы вовлекать учеников в учебно-воспитательный процесс, мотивируя их учебную и познавательную деятельность. Ставьте образовательные цели, способствующие развитию учащихся, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно ищите педагогические пути их достижения.

6. Установить четкие правила поведения на уроках в соответствии с уставом школы и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации органов студенческого самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

43 стр., 21316 слов

Развитие исследовательских умений младших школьников в проектной ...

... уровень развития исследовательского потенциала младших школьников. Выявить эффективность проделанной работы. Методы исследования:, Гипотеза исследования:, База исследования: Глава 1. Основы формирования исследовательских навыков школьников в проектной деятельности. 1.1. Понятие «исследовательские умения», их ...

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Умение строить образовательную деятельность с учетом культурных различий детей, пола, возраста и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное положение дел на уроках, поддерживать доброжелательную деловую атмосферу в детском коллективе.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Сохранять образ жизни, атмосферу и традиции школьной жизни, внося в них положительный вклад.

3.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принимать разных детей, независимо от их реальных образовательных навыков, поведенческих характеристик, психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,

связанные с особенностями их развития.

3. Возможность оказания адресной помощи ребенку собственными педагогическими приемами.

4. Готовность взаимодействовать с другими специалистами в контексте психологического, медицинского и педагогического консультирования.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Возможность разработать вместе с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальной техникой, позволяющей проводить корректирующие и развивающие работы.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических закономерностей периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в своей работе психологические подходы: культурно-исторические, деятельностные и развивающие.

12. Способность создавать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь предотвращать различные формы насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

14 стр., 6542 слов

Исследовательская деятельность в работе учителя. Основы исследовательской ...

... деятельности; итоговая оценка Проекта. Ожидаемые результаты реализации проекта: Развитие исследовательской компетенции педагогов и обучающихся; Личностный рост педагогов и лицеистов; Повышать навыки и умения ... науки». Под руководством 11 педагогов все 15 ... Исследовательская деятельность в системе работы учителя и классного руководителя с одарёнными детьми». На лицейских обучающих семинарах педагоги ...

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных особенностей и возраста учеников.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и моделей развития.

20. Знание основных законов семейных отношений, что позволяет эффективно работать с родительским сообществом.

СТАНДАРТ является перечнем требований, выдвигаемых работодателем при

приеме на работу.

СТАНДАРТ служит инструментом оценки качества работы учителя при

аттестации.

СТАНДАРТ определяет основные требования к подготовке будущих

педагогов

www.metod-kopilka.ru

Доклад по теме “Профессиональный стандарт педагога”

РМО учителей истории

Тема: Проект профессионального стандарта педагога.

Подготовила:

Горошко А.Н., учитель истории

МОАУ «Подольская СОШ»

I квалификационная категория

2013г.

Государством было сформулировано поручение Министерству образования РФ о разработке нового профессионального стандарта учителя.

В идеале новый профессиональный стандарт учителя должен вырасти из потребностей каждого образовательного учреждения.

Задачи выступления:

профессиональный стандарт педагога

Это – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Он является перечнем требований, выдвигаемых работодателем при приеме на работу, служит инструментом оценки качества работы учителя при аттестации.

Проект состоит из 6 частей и приложений к документу.

(см Приложение к выступлению «Проект»)

1-3 пункты вы можете просмотреть подробнее в Интернете.

Я остановлюсь на содержании профессионального стандарта педагога.

1. Часть первая: обучение.

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальных школах, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания студентов, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

2. Часть вторая: воспитательная работа.

Педагог должен:

1. Осваивать формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Осваивать методы музейной педагогики, используя их для расширения кругозора студентов.

4. Эффективно регулируйте поведение учащихся, чтобы обеспечить безопасную учебную среду.

5. Эффективно управлять классами, чтобы вовлекать учеников в учебно-воспитательный процесс, мотивируя их учебную и познавательную деятельность. Ставьте образовательные цели, способствующие развитию учащихся, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно ищите педагогические пути их достижения.

6. Установить четкие правила поведения на уроках в соответствии с уставом школы и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации органов студенческого самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Умение строить образовательную деятельность с учетом культурных различий детей, пола, возраста и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное положение дел на уроках, поддерживать доброжелательную деловую атмосферу в детском коллективе.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Сохранять образ жизни, атмосферу и традиции школьной жизни, внося в них положительный вклад.

3. Часть третья: развитие

(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принимать разных детей, независимо от их реальных образовательных навыков, поведенческих характеристик, психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Возможность оказания адресной помощи ребенку собственными педагогическими приемами.

4. Готовность взаимодействовать с другими специалистами в контексте психологического, медицинского и педагогического консультирования.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Возможность разработать вместе с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальной техникой, позволяющей проводить корректирующие и развивающие работы.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических закономерностей периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в своей работе психологические подходы: культурно-исторические, деятельностные и развивающие.

12. Способность создавать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь предотвращать различные формы насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных особенностей и возраста учеников.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и моделей развития.

20. Знание основных законов семейных отношений, что позволяет эффективно работать с родительским сообществом.

Неотъемлемой частью проекта являются методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

1.Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога со способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

3. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

4. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита).

Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

5.Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

Психолого-педагогические требования к квалификации учителя

Настоящее Приложение относится к требованиям, которые установлены в пунктах 4.3–4.5 профессионального стандарта педагога.

1. Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:

  • Гражданская и социальная идентичность.
  • Уважение прав и свобод личности.
  • Система ценностей личности.
  • Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.
  • Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития.
  • Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
  • Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
  • Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.
  • Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.
  • Формирование детско-взрослых сообществ.
  • Становление картины мира.

Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

Шаг первый — открытое обсуждение и принятие широкого рамочного общенационального профессионального стандарта учителя.

Шаг второй — проблемно-ориентированный анализ ситуации с педагогическими кадрами в регионах.

Шаг третий — внутренний аудит учреждений общего образования и педагогических вузов на предмет готовности к выполнению этих задач.

Шаг четвертый — формирование внутренних стандартов учреждений общего образования и соответствующих их запросам внутренних стандартов педагогических вузов.

Шаг пятый — создание на базе известных педвузов 3—4 пилотных площадок для апробации поддержанного педагогическим сообществом варианта профессионального стандарта учителя.

infourok.ru

Доклад на тему “Профессиональный стандарт педагога”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ЧАЙКОВСКОГО

МОУ-СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО

Тема педсовета:

«Профессиональный стандарт педагога»

23.11.2016

Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога.

Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.

По мнению авторов стандарта, это означает соединение в лице педагога ещё и психолога, и дефектолога, и тьютора, и социального работника.

  1. Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ

Педагог должен:

  • Иметь высшее или среднее специальное образование

  • Демонстрировать знание предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной образовательной программы

  • Уметь планировать и анализировать работу

  • Владеть формами и методами обучения

  • Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля

  • Владеть ИКТ-компетенциями

  1. Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ

  • Владеть формами и методами воспитательной работы

  • Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство

  • Устанавливать чёткие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в ОУ, эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды

  • Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

  • Уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, возрастных и индивидуальных особенностей

  • Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребёнка

  1. Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ

  • Готовность принять разных детей, вне зависимости от их учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния здоровья

  • Способность оказать адресную помощь ребёнку своими педагогическими приёмами

  • Умение проектировать безопасную и комфортную образовательную среду

  • Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения

  • Знание общих закономерностей развития личности, возрастных особенностей учащихся

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу начальных классов, так как его работа в начальной школе имеет определенную специфику.

Учитель начальной школы должен осуществлять следующие трудовые функции:

  • Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной.

  • Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе.

  • Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования.

  • Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

  • Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника.

  • Корректировка учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек.

  • Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе.

Иметь необходимые умения:

  • Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы.

  • Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.

  • Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования

Знать:

  • основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов;

  • ФГОС и содержание примерных основных образовательных программ;

  • дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;

  • существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях;

  • особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования.

«Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России», – считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. «Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек – уверен эксперт. – Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах».

Профессиональный стандарт педагога должен стать стандартом его развития. Молодой специалист, получивший диплом, дающий ему право называться учителем, еще не есть профессионал. Это право он должен заслужить. С другой стороны, есть множество опытных педагогов, которые, увы, профессионально непригодны, но при этом считают, что их педагогический стаж дает им все основания считать самих себя настоящими профессионалами.

В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны начальства, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения.

требования

  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;

  • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;

  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

  • работать с девиантными , зависимыми , социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни.

«Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил»

Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации

multiurok.ru

Профессиональный стандарт педагога доклад на педсовете

Тема: «Профессиональный стандарт педагога»

Выступление руководителя ШМО учителей начальных классов Ихсановой Л.Г. на Педагогическом совете 14.01.2015 г.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования (слайд №2).

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В быстро меняющемся открытом мире главное профессиональное качество, которое преподаватель должен постоянно демонстрировать своим ученикам, — это способность учиться. Готовность к изменениям, мобильность, способность к нестандартным рабочим действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к учителю. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В дальнейшем планируется расширить сферу профессионального стандарта учителя за счет введения специальностей: учитель дополнительного образования и учитель системы профессионального образования.

Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.

Расширяя границы свободы учителя, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своей работы, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии его оценки.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога (слайд№3)

— В первую очередь, стандарт – это повышения качества образования, объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями (слайд№4)

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога(слайд№5), Стандарт должен:

  • Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
  • Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
  • Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

Характеристика стандарта (слайд№6)

  • Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

— Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

  • Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

— Профессиональный стандарт учителя отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, оно, по сути, полно психолого-педагогических навыков, призванных помочь учителю решать новые возникающие проблемы.

— Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога, Область применения.

  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений

Цель применения (слайд№8)

Определите необходимую квалификацию учителя, которая влияет на результаты обучения, образования и развития ребенка.

Содержание профессионального стандарта педагога(слайд№9), Часть первая: обучение, Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальных школах, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.( слайд№10 )

6. Уметь объективно оценивать знания студентов, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями

Часть вторая: воспитательная работа(слайд№11), Педагог должен:

1. Осваивать формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

3. Умение строить образовательную деятельность с учетом культурных различий детей, пола, возраста и индивидуальных особенностей.

Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) ( слайды №12,13)

1. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

2. Готовность взаимодействовать с другими специалистами в контексте психологического, медицинского и педагогического консультирования.

3. Возможность разработать вместе с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

4. Владение специальной техникой, позволяющей проводить корректирующие и развивающие работы.

5. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

6. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога (слайды №14,15)

  • Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

  • Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

  • Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Заключительные положения (слайд№16)

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

infourok.ru

Доклад на тему “Профстандарт педагога”

Слайд № 1

С 01.01.2017 г должен применяться «профессиональный стандарт педагога» работодателями при:

Слайд № 2

  • при приеме на работу в образовательное учреждение;

  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

  • при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

(Новогодний подарок от правительства).

Слайд № 3

Что же это такое?

На экране несколько я скажу одно, прочитайте.

Профессиональный стандарт педагога – рабочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Слайд № 4

Для чего вводят «профстандарт?»

Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить непростые задачи по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учетом актуальных требований. Но получить для применения на практике разработанные документы по обеспечению внедрения профстандарта педагога образовательные организации смогут только после завершения работы экспертов.

Дмитрия Ливанова,. «Нельзя требовать с учителей прямо сейчас то, чему их не учили ни в студенческие годы, ни в системе повышения квалификации, – отмечает министр. – Надо, исходя из требований этого стандарта, перенастроить систему повышения квалификации, чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями».

Слайд № 5

Что должен уметь «педагог»?

Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу учителя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.

  1. Иметь высшее образование.

  2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

  3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

  4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Слайд № 6

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания студентов, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

Слайд № 7

1. Осваивать формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Осваивать методы музейной педагогики, используя их для расширения кругозора студентов.

4. Эффективно регулируйте поведение учащихся, чтобы обеспечить безопасную учебную среду.

Слайд 8

5. Эффективно управлять классами, чтобы вовлекать учеников в учебно-воспитательный процесс, мотивируя их учебную и познавательную деятельность.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации органов студенческого самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

Слайд № 9

9. Умение строить образовательную деятельность с учетом культурных различий детей, пола, возраста и индивидуальных особенностей.

10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Слайд № 10

12. Готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

13. Способен в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

14. Способен оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

Слайд № 11

15. Готов к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

16. Уметь читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

17. Уметь составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

18. Владеть специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

19. Уметь отслеживать динамику развития ребенка.

Слайд № 12

20. Уметь защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

21. Знать общие закономерности развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

22. Уметь использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

23. Уметь проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ.

Слайд № 13

24. Владеть элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществлять совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

25. Уметь (совместно с психологом и другими специалистами) составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

26. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Слайд № 14

27. Уметь формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

28. Владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Слайд № 15

29. Уметь формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

30. Знать основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью

Слайд № 16

Что изменится?

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога будет производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Слайд № 17

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

Слайд № 18

Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Слайд № 19

Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.

Слайд № 20

  • система оплаты труда должна исходить из выполнения стандарта.
  • за несоответствие ему могут уволить.

– Но сначала это несоответствие нужно установить. Сделать этого не могут ни управляющий совет школы, ни директор — только аттестационная комиссия. Если она установит, что учитель не соответствует стандарту, его можно уволить по пункту 3 статьи 81 Трудового кодекса России (несоответствие занимаемой должности).

Однако работодатель должен предложить учителю другую работу, соответствующую его квалификации, если есть такие вакансии, и учесть мнение представителя первичной профсоюзной организации (профкома), если учитель в ней состоит.

Уволить учителя за несоответствие стандарту можно только в том случае, если школа обеспечила условия для его реализации. Так, если в принятом стандарте указано, что учитель должен пользоваться современными компьютерными технологиями, но в школе нет ни нужного программного обеспечения, ни компьютеров, то уволить учителя за «несоответствие» уже нельзя, если он не применяет эти технологии».

Слайд № 21

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь».

В.О.Ключевский

infourok.ru

Доклад “Профессиональный стандарт педагога”

Концепция и содержание

В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

  • Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

  • Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями

  • Работа с одаренными учащимися.

  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Характеристика стандарта

  • Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

  • Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Область применения

  • при приеме на работу ;

  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

  • при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Содержание профессионального стандарта педагога, Часть первая: обучение

  • Педагог должен :

  • 1) Высшее образование

  • 2) Знание предмета

  • 3) Проводить, анализировать уроки

  • 4) Различные формы и методы обучения

  • 5) Спец. подходы к обучению «одаренных»

  • 6) Объективная оценка знаний учеников

  • 7) ИКТ-компетенции

  • Часть вторая: воспитательная часть

  • Педагог должен :

  • 1) Владеть формами и методами ВР

  • 2) Методы организации походов

  • 3) Методы музейной педагогики

  • 4) Регулировать поведение

  • 5) Помощь при организации органов самоуправления

  • 6) Признавать достоинство детей

  • 7) Учитывать культурные различия детей

Часть третья: развитие

1. Готовность принять разных детей

2. Способность выявлять разнообразные проблемы

3. Оказать адресную помощь ребенку

4. Взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

5. Умение читать документацию специалистов

6. Умение составлять программу индивидуального развития ребенка

7. Отслеживать динамику развития ребенка

8. Защищать тех, кого в детском коллективе не принимают

9. Знать закономерности развития личности

10. Психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

11. Проектировать безопасную образовательную среду

12. Владеть приёмами психодиагностики

13. Умение составить психологическую характеристику личности

14.Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития

15. Формировать и развивать УУД

16. Владение психолого-педагогическими технологиями

17. Знать основные закономерности семейных отношений

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

  • Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

  • Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители.

  • Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме.

Начало действия стандарта 1 января 2015 года

infourok.ru