Конкурентная политика

Курсовая работа

Проблемы монополизации экономической жизни населения, конкуренции на рынках товаров и услуг в настоящее время привлекают внимание не только специалистов в этой области, но и широких слоев населения. С развитием монополий стало ясно, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны.

Исходя из этого, можно сказать, что антимонопольное законодательство и антимонопольная политика являются важнейшими основами структурной перестройки в различных сферах государственной экономики. Успех таких структурных преобразований во многом зависит от взвешенной и выверенной концепции государственного регулирования монополистических процессов и конкурентных отношений.

Антимонопольная политика непосредственно влияет на социально-экономическое развитие государства: количество произведенной продукции, производительность труда, цены, прибыли компаний и их налоговые отчисления, объемы капиталовложений, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что большое значение придается роли государства в поддержке конкуренции, что немыслимо без интенсивной антимонопольной политики, способствующей развитию и функционированию экономики.

Целью курсовой работы является изучение антимонопольной политики в России.

В соответствии с целью курсовой работы мной были выдвинуты задачи:

изучить теоретические основы антимонопольной политики;

определить понятие и сущность монополии;

проанализировать антимонопольную политику в современной России;

выявить проблемы и установить путь усовершенствования антимонопольной политики России на современном этапе.

11 стр., 5118 слов

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике

... антимонопольной политики - одна из важнейших экономических функций современного государства. Эта функция характеризует деятельность не только тех государств, в которых уже существует социально ориентированная рыночная экономика, ... конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. ... экономики, как, например, Россия. 1. Конкурентный и монопольный рынки Рыночная экономика ...

Объектом курсовой работы является антимонопольная политика.

Предмет исследования проблемы антимонопольной политики и перспективы ее развития в России на современном этапе.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются теоретические основы монополии, ее сущность, виды и характеристики.

Во второй главе анализируется процесс монополизации российских рынков товаров и услуг. Изучены цели и задачи антимонопольной политики России, антимонопольного законодательства и функции антимонопольных органов.

В третьей главе рассмотрена современная антимонопольная политика Правительства РФ и направления ее совершенствования.

При написании диссертации использовались следующие методы: анализ литературных источников, сравнительно-сравнительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.

Информационной основой работы послужила современная научная литература в области государственного регулирования экономики и антимонопольной политики.

1 Теоретические основы монополизации рынка

  • Сущность монополии, виды и механизм функционирования

На каждом этапе развития рыночных отношений в той или иной форме существовали монополистические образования.

Монополии начали формироваться в экономике отдельных стран в конце 19 — начале 20 вв.

Наиболее точное толкование монополии заключается в том, что это такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. [3, с. 15] Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли.

Причины возникновения монополий:

Крупные научно-технические открытия;

Усилить процессы концентрации и централизации капитала в результате развития производительных сил общества.

9 стр., 4113 слов

Российский рынок акций: анализ и перспективы развития

... курса. Для дальнейшего изучения российского фондового рынка считаю целесообразным вкратце рассмотреть сущность акций, их типы. 1.2 Сущность акции и виды акций Под акцией обычно понимают ценную ... анализа фондового рынка используются различные оценки стоимости акций. В практической деятельности различают виды: номинальная стоимость; бухгалтерская (балансовая, книжная) стоимость; рыночная (курсовая) ...

Появление новых форм собственности, особенно акционерных.

Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны, монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в экономике страны. Монополии могут усиливать неравенства в доходах. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны, продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная компания может проводить исследования и разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.

Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным ценам монополия получает высокую монопольную прибыль.

В современной экономической теории употребляют понятие чистой монополии, под которой понимают конкурентную рыночную обстановку, имеющую следующие особенности:

-на рынке товаров и услуг существует одна компания, которая производит данный продукт, поэтому поведение фирмы-монополистa aналогично поведению всей области в общем;

-отсутствуют абсолютные заменители — предприятие имеет возможность выпускать однородную и дифференцируемую продукцию, для которой, исходя из убеждений потребителей, нет заменителей;

-фирма-монополист воздействует на цену. Монополист устанавливает ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль;

-вход на рынок ограничен жесткими барьерами.

Основная цель любого монополиста — получение максимальной прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, монополист использует неценовые факторы для влияния на рыночный спрос, такие как реклама, улучшение качества продукта и его внешнего вида, расширение спектра предлагаемых услуг и дифференциация.

Возможность получения монопольной прибыли за счет особого положения на рынке неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает сильную конкуренцию между монополистом и аутсайдерами.

Конкурентный рынок признан эффективным институтом современной экономики. Однако функционирование ряда рынков на конкурентной основе невозможно или неэффективно, и для них естественна высокая степень монополизации. Это естественные монополии, которые существуют, когда эффект масштаба настолько велик, что компания может поставлять товары на весь рынок по более низким ценам, чем у конкурирующих компаний. Монополистическая организация этих рынков обусловлена ​​технологическими особенностями.

3 стр., 1304 слов

Формы общественной организации производства

... теоретические знания по данной теме на практике. Глава І. Предприятие в системе общественной организации производства 1.1 Специализация и кооперирование предприятий: понятие, виды, формы, показатели уровня В системе форм общественной организации производства большое значение имеет ...

Различают три вида монополии, изображенных на рисунке 1.

Виды монополий

Закрытая монополия

Открытая монополия

Естественная монополия

Рисунок 1 – Основные виды монополий [3]

–закрытая монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;

–открытая монополия — одна компания, как минимум на конкретное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкурентной борьбы. В подобном положении часто находятся фирмы, в первый раз вышедшие на рынок с новейшей продукцией;

–естественная монополия — отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком.

Механизмы функционирования монополии, как правило, рассматриваются с двух сторон. Во-первых, монополия трактуется как случайность, не свойственная рыночной экономике. Что касается другой позиции, то монопольные образования определяются как естественные. Один из последователей данных взглядов английский экономист А. Пигу. [4, с.118] Он уверен в том, что монополистическая власть не возникает случайно, она выступает логическим завершением стратегий предприятия.

Еще один механизм действия предпринимателей в этом направлении — закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем выступает конкурентная борьба. Кроме того, среди среднего и малого бизнеса выделяются многие более крупные. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей появляется альтернатива: или продолжить убыточную конкурентную борьбу, или заключить соглашение относительно масштаба производства, цен, рынков сбыта и т.п. Как правило, они отдают предпочтение второму варианту, который ведет к сговору друг с другом, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, следует вывод, что появление предприятий-монополистов объясняется прогрессом производительных сил, реализацией преимущества крупной компании над малой

Следует отметить, что монопольное положение желанно для любого предпринимателя, поскольку оно позволяет, во-первых, избегать конкурентных рисков; во-вторых, занимать привилегированное место на рынке, концентрируя в своих руках определенную власть. И, наконец, у монополистов есть возможность влиять на других участников рынка с позиции силы, навязывать им свои условия.

3 стр., 1014 слов

Внедрение бережливого производства в деятельности предприятия

... видов затрат. Цель работы - комплексное исследование бережливого производства на предприятиях. Поставленная цель достигается решение следующих задач: рассмотреть бережливое производство и его инструменты; изучить экономическую эффективность и возможные потери внедрения бережливого производства; проанализировать существующую практику ...

  • Основные формы монополий

Эволюция форм монополий отражает рост обобществления производства.

Существует много форм монополистических объединений, ряд из них относится к простейшим формам монополистических объединений:

Пулы

Ринги

Конвенции

Существуют и другие, более современные формы монопольных объединений. По сравнению с простейшими они имеют более устойчивую форму организации, изображенную на рисунке 2.

Формы монополистических

объединений

Картель Синдикат Трест Концерн Конгломерат

Рисунок 2 — Формы монополистических объединений [3]

Картель — это ассоциация, в которой члены этой ассоциации не теряют ни производственной, ни коммерческой независимости. Родина картелей – Германия. Объединение происходит для реализации целей картеля:

– Установление на продукцию единой цены.

– Оговариваются единые условия найма рабочих.

– Устанавливаются квоты на производство продукции

– Договариваются о разделе рынков сбыта.

Профсоюз — это форма объединения фирм из отрасли для контроля над продажей продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия. Отличительной чертой картеля и союза является сохранение производственной и правовой независимости, но при этом теряется коммерческая независимость. Вся продукция, производимая членами профсоюзов, продается через офисы профсоюзов. Офисы профсоюзов часто покупают сырье для членов профсоюзов, если их можно купить по сниженным ценам.

10 стр., 4744 слов

Анализ рынка молочной продукции и молока в России

... рынков молока и молочных продуктов1. ТИПЫ ОТРАСЛЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ Производственный сектор - это совокупность бизнес-объединений, которые характеризуются единством экономического назначения продукции, общей технической базой производства ... используемая для анализа границ формации и экономики. Несовершенная конкуренция представлена отраслями чистой монополии, монополистической ...

Когда процесс монополизации распространяется именно на сферу производства, возникают формы монополистических объединений, которые являются наиболее сложными. На этой основе имеют место высшие формы монополии: доверие и забота.

Трест – монополистическое объедение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объедение производства и сбыта, финансов и управления. Другими словами, трест — это акционерное общество. Родина треста — США. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения.

Концерн представляет собой монополистическое объединение компаний из разных секторов под единым финансовым контролем. Причина возникновения беспокойства — межотраслевая конкуренция. Родина – Япония. Слияние компаний происходит на основе финансовой зависимости путем покупки акций более крупными компаниями.

Холдинговые компании, финансово-промышленные группы и интегрированные группы предприятий считаются типичными современными компаниями.

Конгломераты

— монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно-отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Конгломерат менее стабилен, чем концерн, потому что в конгломерат входят фирмы, не имеющие единой технологической цепочки. Быстро возникают, но и так же быстро распадаются.

Разница между концерном и конгломератом, с точки зрения самостоятельности принятия важных управленческих решений, заключается в том, что в концерне только наиболее крупные предприниматели имеют право на участие в общем финансовом контроле, который осуществляется главной фирмой или банком. В конгломерате право участвовать в общем управлении имеет даже более ограниченное число участников, чем у фирмы.

Кроме различных форм монополий, существуют их отдельные типы. Существует три основных типа монополий: монополия отдельного предприятия; монополия как договоренность, или соглашение; монополия, основанная на дифференциации продукта над ценой.

Более распространенным является второй тип монополии — как договоренности или соглашения (гласного или негласного) нескольких крупных фирм, дающего им возможность быстро занять господствующее положение на рынке и получать высокие прибыли. [2, с.15] Такую ситуацию в производстве и на рынке называют олигополией. Олигополия всегда скрывает опасность превращения в монополию, поскольку она имеет некоторые характеристики монополии, например, проведение единой ценовой политики. Олигополию иначе называют групповой монополией.

14 стр., 6518 слов

Совершенствование ассортиментной политики предприятия (на примере ...

... политика торгового предприятия 1.1Понятие, классификация и показатели торгового ассортимента Ассортиментная политика фирмы - это система стратегических мер, направленных на создание модели конкуренции, обеспечивающей устойчивое положение фирмы на рынке ... провести анализ ассортиментной политики ЧТУП «ДакоТрейд»; рассмотреть основные направления совершенствования ассортиментной политики ЧТУП « ...

Если монополия осуществляется только продавцом, а не производителем товара, возникает монополия. В этой сфере деятельности чаще всего встречается олигопсония — наличие небольшой группы покупателей того или иного товара или услуги.

Третий тип монополии связан с дифференциацией товаров, наличием у них определенных свойств, благодаря которым покупатели отдают предпочтение тому или иному товару. Такими монополиями могут стать и малые предприятия.

  • Особенности современных монополий

Монополистические тенденции в национальной экономике сегодня отличаются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. [11, с.182] За счет совершенствования всей системы производительных сил научно-техническая революция привела к значительному снижению материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости производства и уменьшению масштабов высокоэффективных предприятий в некоторых отраслях. Вышеупомянутые процессы привели к тому, что не только монополистические объединения, но и средние и некоторые малые предприятия стали попадать в категорию высокоэффективных прибыльных предприятий. Научно-техническая революция также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или иной монополии, выводя на рынок новый продукт вместо традиционного. Поток научных открытий и инноваций подрывает устойчивость позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации национальной экономики является ее межэтнический характер, усиление роли транснациональных компаний, особенно межотраслевых. В рамках диверсифицированных транснациональных компаний создается своего рода «управляющий холдинг», который передает экономическое управление производством, реализацией продукции своим подразделениям, филиалам, то есть повышает их независимость.

Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 1980-х годов наблюдалось постепенное увеличение степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно идет не только в сфере промышленности, но и за ее пределами: в розничной торговле, в сфере общественного питания, в сфере услуг, в том числе социальных, в сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

11 стр., 5181 слов

Конкуренция и ее влияние на осуществление коммерческой деятельности

... основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предусматривает обновление правового инструментария, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. В соответствии ...

Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, передела собственности. Основную выгоду получают владельцы добавочной монополии. Это увеличивает монополизацию собственности, способствует ее вовлечению в развитие производительных сил, то есть структурным изменениям в экономике. характерно, что такие процессы происходят в основном на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации привели к значительным изменениям в социальной и экономической жизни общества. Они вызвали изменение экономического механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное появление крупных экономических структур, координация деятельности в масштабах промышленности и межотраслевого пространства расширяют сферу планомерного развития экономики. [11, с.193] Монополия, используя фактор массового производства, приводит к экономии затрат на производство, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Поэтому монополии на текущем этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, осознавая преимущества крупномасштабного производства, экономят на общественных издержках производства и обращения. С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительную прибыль для монополистов и в то же время накладывают своего рода «плату» на потребителя в их пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам выше, чем на конкурентном рынке. При этом рост цен в основном наблюдается на внутреннем рынке, и создается ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Чтобы укрепить эту позицию, монополисты создают искусственный дефицит товаров и услуг. Следовательно, наиболее очевидным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирующего инфляционные процессы. Еще один негативный фактор наличия монополий — сдерживание ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические условия, ограничивающие внедрение инноваций в производство. Монопольное положение и связанные с этим выгоды сводят на нет стимулы к постоянному совершенствованию производства и повышению эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

2 Анализ процессов монополизации российских рынков

2.1 Сущность антимонопольной политики РФ на современном этапе

Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Как видно из вышеуказанного понятия, антимонопольная политика охватывает полный перечень решений, направленных на развитие экономики, повышения конкурентоспособности продукции и услуг производимых либо оказываемых на территории Российской Федерации. [7, с.43] Здесь антимонопольные органы участвуют в экономической политике государства по направлениям, которые непосредственно влияют на конкурентную структуру рынка.

Цели и направления по антимонопольному регулированию общие во всех государствах мира и заключаются в:

обеспечении и сохранении конкуренции;

контроле над хозяйствующими субъектами-монополистами;

контроле за процессом концентрации капитала (слияние, поглощение и т.д.);

защите интересов потребителей;

защите и поддержании малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулирования, исходя их сложившейся на рынке ситуации, делят на чрезвычайные или повседневные, запретительные или ограничительные, поощрительные и прочие. [1, с.62] Главные меры антимонопольного регулирования заключаются в:

1.Изучение рынка. Оценивается доля предприятия на рынке (доля в общих объемах продаж), определяется число фирм в отрасли; показатель компании возводят в квадрат и все данные суммируют. Если общий показатель меньше 20%, значит монополия не имеет места.

2.Дифференцированный подход, когда оставляют только то, что выгодно, т.е. естественные монополии;

3.Жесткий контроль над процессами слияния, методами административного контроля цены и качества;

4.Сочетание антимонопольной политики правовых норм и организационных механизмов через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии;

5. Демонополизации и либерализации цен;

6.Развитие и укрепление рыночной структуры, противостоящей монополиям: снижение таможенных пошлин, поддержка малых предприятий, упрощении лицензирования;

7. Разгосударствление — денационализация, приватизация, снижение бюджетных дотаций, отмена льгот;

8. Принятие специальных законов об ограничении монополистической деятельности на товарных ранках.

Главный инструмент антимонопольного регулирования антимонопольное законодательство. Оно является одной из форм прямого вмешательства страны в рыночные отношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что политика антимонопольного регулирования основывается на законодательстве о конкуренции и антимонопольном законодательстве, содействующих развитию рыночных структур в рамках государств и ограничению монопольной власти.

2.2 Э кономические цели, методы и принципы реализации

антимонопольной политики в России

Основной целью всякой антимонопольной политики выступает пресечение монополистических злоупотреблений. [8, с.28] Относительно к естественным монополиям данные цели достигают посредством прямого вмешательства государства в их деятельность, принудительного установления цен. Цели, методы и направления антимонопольной политики представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Цели, методы и направления антимонопольной политики [8]

Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. В связи с этим стратегической задачей государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил.

В качестве приоритетных задач антимонопольной (конкурентной) политики согласно Росстат на 2016 – 2020 г. выделяют [15]:

–Антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;

–модернизация законодательства о развитии и защите конкуренции, о естественных монополиях и рекламе;

–контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

–содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

–защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг инженерной подготовке земельных участков под застройку;

–расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;

–интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;

–разработке механизмов активного адвокатирования конкурентной политики России;

–усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей;

В связи с этим, основными экономическими целями антимонопольной политики являются [10]:

–Оптимизация экономической структуры рынка;

–Воздействие на экономическое поведение субъектов: предупреждение, пресечение;

–Корректировка экономических результатов;

Достижение этих целей отражено на рисунке 4.

Рисунок 4 — Экономические цели антимонопольной политики.

Современная конкуренция является регулируемой. Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами. [9, с.24]

Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта (предприятия, освоившие крупные серии выпуска продукции и создавшие сбытовые сети, имеют преимущества в издержках); защищенная патентами технологическая монополия; контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок, т.е. финансовые препятствия; устойчивый потребительский выбор (покупатели предпочитают продукцию какой-либо фирмы, и, чтобы конкурировать с ней, нужны крупные затраты на рекламу).

Во многих странах государственная администрация, отвечающая за исполнение антимонопольных законов, осуществляет постоянный мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации. Конечно, количественные показатели концентрации довольно условные, так как связь между размерной структурой рынка (отрасли) и поведением предприятий – их ценами выпуском продукции, рентабельностью – далеко не всегда прямая. Тем не менее, в некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои.

Индексы рыночной концентрации применяются для регламентации слияний предприятий, независимо от того, каким способом осуществляются слияния. [13, с.36] Слияния предприятий устраняют конкуренцию более жестко, чем сговоры о ценовой и сбытовой политике.

Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

–правительственные заказы;

–налоги;

–проценты;

–государственные субсидии.

Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.

Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательской активности фирм. Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, Правительство выступает, прежде всего, как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.

Следует отметить, что антимонопольная политика ориентирована на создание условий добросовестной конкуренции и предотвращение монополизации рынка. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, поскольку создает условия роста конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом. Проблематичность практического осуществления антимонопольной политики связывают с тем, что она применяет, главным образом, экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяют, прежде всего, развитостью национальных рынков и объективностью государственной экономической политики.

2.3 Антимонопольное законодательство и его функции

Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды. Антимонопольное регулирование дает возможность не только предотвращать недобросовестную конкуренцию на национальном рынке, но и оказывает влияние на экономические процессы в других странах.

В 2004 г. в рамках административной реформы госорганов управления в РФ была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Задачей ФАС выступает не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие политики поддержки конкуренции. На сегодня очевидна необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере конкуренции.

Исходя из этого, в июле 2006 г. приняли Федеральный закон «О защите конкуренции». [14] Основным достоинством этого закона стало соединение в одном правовом акте норм, которые регулируют поведение предприятий на товарном и финансовом рынках. Принятие этого закона в 2006 г. было существенным шагом в развитии антимонопольного регулирования, между тем, оно не решило всех существующих проблем.

Очевидно, что, несмотря на позитивные сдвиги в выработке мероприятий антимонопольной политики, по мере усовершенствования и развития антимонопольного регулирования, требуются изменения в законодательстве о конкуренции.

В июле 2012 г. ФАС России утвердила проект «Стратегии развития антимонопольного регулирования в РФ на период 2013 — 2024 гг. ». [6] Основные цели антимонопольной политики в соответствии с данной Стратегией заключаются в:

–приведении законодательства РФ согласно нормам ВТО и ЕС;

–расширении области использования новых правовых институтов предупреждений и предостережений;

–упрощении контроля за экономической концентрацией для дальнейшего снижения нагрузки на бизнес;

–ускоренном проведении массовой приватизации госимущества;

–внедрении конкурентных правил в процедуры государственных закупок, а также в процедуры продаж госимущества и др.;

–реализации отраслевых мер по защите и развитию конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ (редакция от 23.04.2018) «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: [14]

–Обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

–Выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

–Предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

–Осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией.

В марте 2004 года была создана Федеральная антимонопольная служба, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. В случае нарушения антимонопольного законодательства предусмотрена система штрафов, изображенная на рисунке 5.

Нарушение

Штраф для руководителя или ИП

Штраф для юридического лица

Нарушение законодательства о рекламе

4 000 — 20 000 руб.

100 000 — 500 000 руб.

Проявление недобросовестной конкуренции

12 000 — 20 000 руб.

100 000 — 500 000 руб.

Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом

20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 руб)

Игнорирование предписания ФАС

8 000 — 20 000 рублей

100 000 — 500 000 руб.

Рисунок 5 Распространенные штрафы ФАС

Таким образом, в настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти — Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ, а также рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Современная антимонопольная политика Правительства РФ

3.1 Проблемы антимонопольной политики РФ и пути их решения

Антимонопольное регулирование в России на сегодняшний день переживает период бурного развития. При общей положительной оценке укрепления значимости антимонопольного регулирования специалисты выделяют комплекс проблем в данной области. [16] Эти сложности в России связывают, в первую очередь, как с уровнем утверждаемых в данной сфере нормативно-правовых актов, так и с качеством правоприменительной деятельности отсутствием единых процедур по рассмотрению антимонопольных дел, низким уровнем процессуальных гарантий, отсутствием разработанного стандарта доказывания, широких полномочий антимонопольных органов, создающих почву для злоупотреблений.

Как правило, Законом «О защите конкуренции» запрещено не само действие, а тот эффект, к которому действия могут приводить. Неудивительно, что такое строение антимонопольных норм приводит к большим трудностям и для субъектов хозяйствования, и для судей, персонала антимонопольных органов и практикующих юристов, которые привыкли к формальной определенности правовых норм.

Главная сложность в применении норм антимонопольного права заключается в том, чтобы корректно определить те действия, которые могут негативно влиять на состояние конкуренции. Без понимания того, какое именно действие может приводить к нарушениям конкурентной среды и попадать под антимонопольный запрет, деятельность предпринимателей не является нормальной. В этой ситуации субъект хозяйствования почти лишается возможностей запланировать свое поведение производить оценку его допустимости/недопустимости и связанные с этим риски.

Особой проблемой в системе контроля за монополистическими структурами выступает регулирование естественных монополий. [5] Здесь не всегда понятна роль, которой государство наделяет естественные монополии. Ориентированы ли такие предприятия на социальное обеспечение или же они должны представлять собой эффективные бизнес структуры. Представители компаний – естественных монополистов сетуют на необходимость единого документа, который бы определял цели, функции и задачи естественных монополий на долгосрочную перспективу. Сегодня такие предприятия не могут эффективно планировать свой бизнес, так как они лишены какого-либо представления о возможных изменениях на рынке. Усложняет долгосрочное прогнозирование и отсутствие документов, определяющих долгосрочную политику государства в сфере тарифообразования. Необходимость моделирования будущей деятельности естественных монополий обусловлена длительностью их инвестиционных циклов. Документ долгосрочного планирования, своеобразный Госплан, должен давать ответы на вопросы, касающиеся показателей экономической эффективности, ставить перед монополиями социальные, геополитические и иные цели и задачи. [6, с.2] Этот же документ должен давать ответ на главный вопрос регулирования естественных монополий: естественные монополии – это бизнес или «собес». Если бизнес, то какова должна быть норма рентабельности? Если во главу угла ставится необходимость социального обеспечения, то какие KPI необходимо ставить менеджменту? Единственное возможное решение, способное наладить регулирование естественных монополий, – это реализация долгосрочного подхода, определяющего цели и задачи развития каждого хозяйствующего субъекта – естественного монополиста, максимально учитывающего их интересы в долгосрочном периоде.

Еще одним препятствием в достижении эффективного контроля за монополиями является несоответствие законодательства реальной практике антимонопольного регулирования. Необходимо реформирование существующей законодательной базы с целью её расширения. К примеру, чёткое разграничение дел, к которым могут быть применены санкции уголовного характера, позволит избежать путаницы и устранить существующие противоречия. Следует изучить опыт зарубежных стран по совершенствованию антимонопольного законодательства и провести структурную реформу, которая исключит все неточности и противоречия, существующие сегодня.

Система антимонопольного регулирования в РФ была создана совсем недавно и сегодня только проходит путь становления. [2, с.18] Поэтому именно сейчас необходимо придать ей тот вектор развития, который будет способствовать совершенствованию деятельности бизнеса в России, защищать отечественную экономику от негативных последствий высокого уровня монополизации рынка и обеспечивать честную конкуренцию на всех рынках.

При проведении антимонопольной политики имеет смысл полностью использовать арсенал «невидимых регуляторов». К ним относятся: хорошее информационное обеспечение сферы регулирования и личные контакты властей с хозяйствующими субъектами. Таким образом, информационная открытость страны и готовность чиновников к личным контактам и позитивному диалогу с предпринимателями являются «невидимыми» для общества, но очень важными и эффективными способами современного регулирования разных сторон экономической жизни.

В этой связи было бы целесообразно российскому антимонопольному органу отслеживать всю информацию о деятельности потенциальных монополистов и вступать с ними в конструктивный диалог по поводу возможной корректировки их деятельности. Договорившись по определенным вопросам с монополистом, государство может оказывать такое влияние на соответствующий рынок, которого оно никогда не добьется при высокой конкурентности этого рынка. Данный фактор не стоит выпускать из виду.

В заключение следует добавить, что роль государства также важна в проведении общей экономической политики, поскольку реструктуризация субъектов естественных монополий не может рассматриваться в отрыве от промышленной политики государства, энергетической стратегии и общеэкономической программы развития на перспективу. Считаю необходимым реформирование естественных монополий осуществлять преимущественно через частичную, косвенную приватизацию, путем повышения эффективности управления государственными акционерными компаниями. Крупные сетевые инфраструктурные объекты естественных монополий целесообразно сохранить в государственной или долевой (государственно-частной) форме собственности как основу госсектора страны.

3.2 Перспективы развития антимонопольной политики РФ

На сегодняшний день трудно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, о ее экономике как целостной системе, которая бы поддавалась объективному количественному анализу. Еще довольно сложно спрогнозировать возможности по созданию эффективных механизмов саморегуляции в экономике. В процессе экономических преобразований в России создают только отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в будущем должны формироваться механизмы саморегуляции. Среди важнейших элементов по регулированию конкуренции на отраслевых рынках, созданных в РФ, нужно отметить образование таких госорганов, как Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, различные ассоциации товаропроизводителей и пр. [16, с.8]

Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика. Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках. В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (далее — Стратегия). [6, с.2] Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций.

Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Главной концепцией государственного регулирования конкуренции должна быть структурная политика. Основу ее должны составлять избирательная поддержка отраслей, которые обеспечивают производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, рост уровня жизни и благосостояния народа. Механизмы антимонопольной политики не являются раз и навсегда данными и неизменными. Их развитие предопределяется потребностями в технологическом развитии и экономическом росте, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, уровнем развитости рыночных отношений хозяйствования. Государство эффективно тогда, когда поддерживает те области, которые не регулируют или слабо регулируют рыночные механизмы, здравоохранение, образование, макроэкономическую стабильность, защиту неимущих и т.д.

Также в рамках работы в целях совершенствования антимонопольной политики предлагается реализовать новый подход к государственному регулированию субъектов естественных монополий. [15] Он подразумевает как ценовые, так и неценовые (нетарифные) методы регулирования.

К ценовым методам относят:

регистрацию цен (тарифов);

предварительное декларирование цены;

установление единых правил по расчетам и применениям тарифов;

утверждение цен на уровне лучших стандартов в отрасли.

Нетарифные методы заключаются в:

введении типовых форм договоров со стандартными условиями по обслуживанию покупателей;

утверждении правил заключения публичных договоров и их исполнении; привязке цены товаров и услуг к их качеству;

установлении публичных обязательств относительно социально приоритетных групп покупателей;

обеспечении информационной прозрачности в ценообразовании, введении стандартов раскрытия данных;

регулировании равного доступа к услугам экономического значения.

Система антимонопольного регулирования в РФ была создана совсем недавно и сегодня только проходит путь становления. Поэтому именно сейчас необходимо придать ей тот вектор развития, который будет способствовать совершенствованию деятельности бизнеса в России, защищать отечественную экономику от негативных последствий высокого уровня монополизации рынка и обеспечивать честную конкуренцию на всех рынках. В статье были предложены некоторые меры, реализация которых может способствовать достижению указанных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрены сущность и виды монополии, антимонопольное законодательство, органы посредством которых государством осуществляется антимонопольное регулирование и взаимодействие.

На основе проведенного исследования, можно сделать выводы.

Антимонопольная политика выступает целенаправленной деятельностью государственных органов управления, противодействующей неограниченной власти монополии, нездоровой и недобросовестной конкуренции и направленной на создание и поддержание честной конкуренции.

Антимонопольная политика государства имеет огромное развитие в экономике. Для Российской Федерации с ее достаточно динамично развивающейся рыночной экономикой это один из ключевых факторов роста.

Процессы по становлению и развитию законодательства о конкуренции в России были довольно долгими и непростыми. Не раз изменялись концепции и принципы конкурентного законодательства. Нормы о конкуренции непрерывно дополнялись и дорабатывались, в результате из-за чего в 2006 г. приняли работающий на сегодняшний день Закон «О защите конкуренции». Однако и его принятие не разрешило множество вопросов по российскому антимонопольному законодательству. Очевидно, что состояние законодательства о конкуренции прямо зависит от ситуации в экономике. В связи с этим по мере изменений тех или иных условий в экономике, появляются и новые требования к нормативно-правовой базе, регулирующей конкурентные отношения.

Важным фактором, с точки зрения развития конкуренции, стало принятие Программы развития конкуренции в Российской Федерации, особенностью которой является, с одной стороны, ее комплексность, а с другой стороны — реализация ее принципов и задач на всех уровнях государственной власти.

Основной концепцией государственного регулирования конкуренции должна стать структурная политика. Основу ее должны составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение уровня жизни и благосостояния народа.

Таким образом, без надлежащей результативной антимонопольной политики Российская экономика не сможет эффективно развиваться, завоевывать новые внешние и внутренние рынки. Требуется большая открытость конкурентной политики ко всем участникам рынка: государственные органы, которые отвечают за разработку экономической политики, должны изначально учитывать положения конкурентных нормативно-правовых актов и целей антимонопольного регулирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/konkurentnaya-politika/

Авдашева, С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко, Е.Н. Калмычкова // Экономический журнал ВШЭ. — 2011. — № 4. — С. 562-609. Авдашева, С.Б. Конкурентная политика / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко // Современная конкуренция. — 2013. — №3. — С. 15-21. Антосик, Л.В. Формы проявления монопольной власти на региональных рынках / Л.В. Антосик // Региональная экономика. — 2012. — №3. — С. 15-22. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М: ЮРИСТ, 2001 Воронеж: издательство Борисова, 2010 – 118 с. Доклад «О состоянии конкуренции в РФ» за 2014 год // [электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: http://fas.gov.ru/. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 15.05.2015).

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФАС на 2015-2017 гг. // [электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: http://fas.gov.ru/. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 15.05.2015).

Князева И.В. Антимонопольная политика России: учебное пособие/И.В. Князева – 4-е издание, испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.- 493с. Мигитко, О. Цели, задачи и проблемы антимонопольного регулирования / О. Мигитко // Правила для бизнеса. – 2016. – С. 28-34. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой / Н.М. Розанова // Экономический журнал. — 2011. — №2. — С. 24-48. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы (Татаринова, С.С.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Тамбовцев, В.Л. Теории государственного регулирования экономики. Учебное пособие. − М.: Инфра-М, 2012. – 182 с. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 21.07.2014) (с изм. вступ. в силу с 01.05.2015) // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (часть 1).

— ст. 3434; 2014 г. — № 30 (часть 1).

— ст. 4266. Якунин, В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. — 2015.-№5.-С.36-44. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/a4a407e0d555b9194cf0870682233390d4e80238/ http://www.gks.ru https://cyberleninka.ru/article/v/antimonopolnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy