Политическая культура в рамках политического менеджмента

Курсовая работа

В данной работе исследуется проблема взаимосвязи политической культуры с политтехнологиями в рамках политического менеджмента.

Хочу отметить, что подобных исследований было проведено очень мало из-за того, что политические дисциплины, особенно узкоспециализированные, такие как политический менеджмент или сравнительная политология, только развиваются.

Однако это не умаляет актуальности темы исследования, а, наоборот, открывает безграничные возможности для исследований и сопоставлений всех видов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что политический процесс в современной

Россия имеет многоуровневый и «многожанровый» характер и находится под давлением различных факторов. Среди наиболее активных — политическая культура, которая является модификатором политического процесса. Будучи компонентом политической системы, политическая культура активно влияет на ее функцию — политический процесс, во многом предопределяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику целей социального развития, путей их достижения, степень устойчивого развития общества.

Политическая культура как сложное явление рассматривается в данной работе с точки зрения политического и технологического процесса. Политическая культура как отражение результатов коммуникативной активности информационного процесса является предметом исследования. Цель исследования — продемонстрировать прямую связь между объектами политического управления и политической культурой как результат политического и технологического процесса.

В первой главе рассматривается понятие политического менеджмента, его основные аспекты и характеристики, дается понятие политического и технологического процесса с точки зрения коммуникативной деятельности в ходе политических событий. Во второй главе непосредственно рассматривается фаза политической коммуникации как центральной части политического и технологического процесса, приводятся примеры такой деятельности и основные методы достижения целей в результате коммуникации. Описывается роль СМИ в политическом процессе.

В третьей главе описывается политическая культура, ее понятие и роль в жизни общества, приводятся основные подходы к описанию классификации политической культуры, ее сущности и места в политическом процессе.

26 стр., 12839 слов

«Совершенствование процесса подготовки и реализации управленческих ...

... органы власти в сфере культуры не всегда являются юридическими лицами. Согласно законодательству о местном самоуправлении местная администрация имеет права юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом ... 21 июля 2014 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединения, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и ...

В работе использованы материалы конференций, учебные пособия.

Междисциплинарный характер темы работы повлиял на формирование ее теоретико-методологической основы. Используются диалектический, историко-системный, онтологический подходы, совокупность принципов сравнительного, структурно-функционального, поведенческого, генетико-эволюционного, типологического анализа. Автор определяет политическую систему как исходный параметр единства и нераздельности политической культуры и политического процесса: политическая культура — его органическая составляющая, политический процесс — функция. Исследование основано на научной традиции политических, социально-философских, культурных и социологических наук, рассматривающих мир как единое целое в его взаимозависимости, преемственности, развитии и взаимосвязанности. также использовался синтез методов политологии, социологии, философии, культурологии, политической психологии, аксиологии и теории коммуникации.

Глава 1. Политический менеджмент как форма управления

1.1 Понятие политического менеджмента

Политические процессы происходят в контексте неопределенных событий, начиная с избирательных кампаний, когда основы демократического общества создают основу для честной конкуренции. Скорее всего, это стабильные события, но они даже не гарантируют возможность избрания кандидата. В истории человечества никто не может гарантировать будущее, есть только опыт прошлого. И даже когда тот или иной кандидат выиграл выборы, полагаясь на гарантии реализации своих возможностей и обещаний, изложенных в его предвыборной программе, он может их не реализовать по одной простой причине: отсутствие действенного механизма их реализации. Политический менеджмент включает в себя определенные принципы неопределенности и отличается от других сфер управления. Развитие институтов местного самоуправления в государственной системе России с использованием технологий политического управления позволяет более полно использовать человеческие ресурсы как администрации, так и населения данной территории.

Изучение политического менеджмента в настоящее время проводят политологи, социологи, психологи. У каждой из перечисленных групп ученых есть своя сфера научной деятельности. Политологи рассматривают политический менеджмент как прикладную политологию, как то направление, в котором теория и практика политической жизни напрямую связаны. Социологи склонны рассматривать политическое управление как частный случай социального взаимодействия и готовы использовать для его изучения более богатую методологию, разработанную в последние десятилетия. Даже психологи не могли игнорировать политический менеджмент, поскольку последний — это частный случай психологического воздействия на человека. И управленческие науки, которые недавно приобрели самостоятельный статус, также занимаются проблемами политического управления.

Научное знание о политическом менеджменте предполагает исследование факторов, подталкивающих людей воспроизводить данный вид политического управления в обществе, а также изучение особенностей этого взаимодействия, тенденций его развития и условий эффективности, в том числе применительно к конкретной ситуации.

В процессе становления и развития политического менеджмента стало появление специалистов, менеджеров, которые обладают специальными знаниями, умениями и навыками решения задач, направленных на повышение авторитета государственных и политических деятелей, на формирование в общественном мнении позитивного образа политических организаций, на проведение лоббистских акций, на достижение политических союзов и выход из конфликтных ситуаций. Появление профессионалов в этой области стало возможным благодаря а) повышению значения политико-технологического управления, что привело к росту спроса на соответствующих специалистов; б) «эмпирической революции в науке», позволившей на качественно новой основе готовить таких специалистов1.

9 стр., 4270 слов

Типология политического лидерства

... решить их проблемы. Следовательно, лидерство - это отношения и взаимодействие, которые развиваются между лидером и его последователями. Понятие и природа политического лидерства Политика, ее задачи, цели ... типа, способного эффективно действовать на самых высоких и самых ответственных точках политического процесса. Политическое лидерство - это социальная функция, обусловленная способностью человека ...

Другими словами, политический менеджер — это связующее звено между политиком — субъектом — и населением — объектом. Процесс, в котором участвуют эти три стороны, называется политико-технологическим процессом.

1.2 Политико-технологический процесс

Управление, даже если с его помощью решается какая-то весьма конкретная задача, всегда представляет собой процесс, т.е. определенную последовательность действий людей, вовлеченных в разработку, принятие и реализацию управленческого решения. Политический менеджмент не является исключением, он имеет все общие характеристики процесса управления, но в то же время он также имеет некоторые свои особенности. Политико-технологический процесс — это последовательность взаимодействий, в которой, с одной стороны, сознательно входит субъект управления, определенные цели, а с другой — объект, от действий которого зависит достижение поставленных целей. Политический и технологический процесс сам по себе влияет на политический процесс, который происходит вокруг него, а также под влиянием других внешних факторов. Во-первых, культура, в которой человек вырос и развивался, традиции, в том числе политические, экология, экономика, географические факторы и пр.

Политико-технологический процесс — это, прежде всего, взаимодействие субъекта и объекта политических отношений во времени и во времени. Эти взаимодействия могут носить непосредственный характер. Например, личные встречи с избирателями, и пр. Часто взаимодействие между контролирующим лицом и объектом его влияния происходит не в форме прямого контакта, а косвенно, например, в форме телевизионной рекламы, газетных публикаций и слухов. Отсутствие прямого контакта не меняет сути воздействия на объект — в любом случае преследуется конкретная цель, которая так или иначе достигается.

Специфика управленческого взаимодействия заключается в том, что субъект играет в нем активную роль. вовлечь во взаимодействие определенные слои населения или социальные группы, предпринимая для этого различные усилия. Однако управление в политике никогда не ограничивается актом взаимодействия. Это определенная последовательность взаимодействий разного характера, поскольку достижение политических целей требует от субъекта многогранных действий, без которых обычно невозможно добиться изменения поведения объекта в желаемом направлении. Основным стержнем в модели политико-технического взаимодействия является процесс коммуникации: это то, что указывается причинами мотивации объекта, выражает его действия и направлено на достижение цели посредством информации и доведения ее до объекта. Следовательно, процесс коммуникации является одним из важнейших в политике — вы должны уметь его выстраивать и донести основные идеи до вашей целевой аудитории. именно обмен информацией способен создавать стабильные и предсказуемые отношения между субъектом и объектом контроля.

8 стр., 3883 слов

Функции, принципы и методы управления предприятием

... принципов управления. Функции управления - это набор действий, часто повторяющихся в процессе управления, с определенным направлением и характером. Рассмотрим основные функции управления и виды операций, на ... обеспечение взаимодействия всех людей и выполнение действий, направленных на достижение ... мы рассмотрим принципы управления по Файолу и современный взгляд на эту тему. Принципы — основные, ...

Рассмотрим подробнее коммуникативный процесс в политике: основные моменты его построения.

Глава 2. Управление процессами коммуникации в политике

2.1 Политическая коммуникация

Политическая коммуникация — это совокупность процессов и явлений воздействия и взаимодействия информации в сфере политики, связанных с конкретной исторической деятельностью политических акторов в обществе. Это некий процесс обмена информацией в социуме. Связь происходит, когда есть информация, у которой есть источник и получатель. Коммуникация направлена ​​на управление существующими или запланированными политическими процессами.

Любой тип управления предполагает общение, когда субъект управления обычно выступает в роли коммуникатора. Его способность организовывать поток информационных потоков в конечном итоге влияет на успешность задач, решение которых было целью информации, исходящей от него. В настоящее время политическое и технологическое управление основано на цивилизованных методах манипулирования, основным из которых является коммуникативный процесс. Следовательно, именно он получает смысл поведения и имиджа политика. Рассмотрим подробнее модель коммуникативного взаимодействия субъекта и объекта политических отношений.

Информация, планируемая к передаче, должна быть отфильтрована и нести определенную смысловую нагрузку. Он должен быть нацелен на результат, а его содержание во многом зависит от объектов направления воздействия. Если коммуникатор хочет добиться определенного эффекта, то он должен четко понимать, о чем он хочет сообщить. В политической управленческой деятельности этот этап самый ответственный, потому что именно на этой ступени, субъект управления, выступающий в роли коммуникатора, должен не только знать, что он хочет (например, победить на выборах), но и способ достижения поставленной цели (как провести избирательную кампанию).

Содержание его информационных сообщений должно быть направлено не только на достижение поставленной цели, но и на обзор проблем, решение и рассмотрение которых может заинтересовать потенциального участника политической акции, избирателя, на которого направлена информационная деятельность, повлиять на его мотивацию.

Часто коммуникатор хочет скрыть свои истинные цели и намерения. При этом, чтобы скрыть истинные намерения, выбор тем для раскрытия информации проводится с большой осторожностью. В любой серьезной политической кампании за содержание информации, предназначенной для передачи в массы, отвечает не один человек, а целая группа специалистов.

Готовая информация предоставляется целевой аудитории в двух формах: вербальной и невербальной. Вербальная форма подачи информации происходит в речевой форме, невербальная — с помощью различных знаков, символов и звуков. Часто используется смешанный поток вербальной и невербальной информации, например видеопоследовательность, сопровождаемая речью.

15 стр., 7307 слов

Политический риск: сущность, уровни. Управление политическими рисками

... Таблица3[8] Рейтинговая таблица политического риска стран мира (1997г.). Место, занимаемое в рейтинге политического риска ста стран мира Наименование Рейтинг политического риска (наилучшая сумма баллов составляет ... вырос интерес к глобальному риску. Об этом свидетельствует, в частности, тематика дискуссий на ежегодных конференциях Международного совета по управлению бизнес-рисками. Это отражается ...

Вербальное общение более естественно для человеческого сообщества, сама мысль человека есть не что иное, как выражение его чувств, его желаний на словах. Однако превращение информации из содержательной идеи в сообщение требует определенных усилий. Информация должна быть представлена ​​на языке, понятном целевой аудитории. Например, речь, полная конкретных терминов, больше подходит для опытной аудитории, которая знает определение терминов и может легко понять суть речи. Если мы говорим о массовом слушателе, то вам следует использовать общую лексику.

Индивидуальная информация изначально имеет чрезвычайно сложную структуру и не может укладываться в рамки привычных для обывателя понятий. Следовательно, оборачивая информацию в устное сообщение, отправитель устанавливает рамки для своей аудитории или прибегает к дополнительным невербальным средствам, чтобы сделать достижение цели более эффективным.

Но даже некоторые очевидные словосочетания могут совершенно по-разному трактоваться людьми. Так, например, Фонд «Общественное мнение» решил выяснить, что понимается под словосочетанием «партия власти», столь популярного у различных политиков и телекомментаторов. Оказалось, что 47% опрошенных не знают, что такое «партия власти». Подавляющее большинство имеет неверное представление. И только 6% опрошенных приблизились в своих определениях к тому содержанию, которое вкладывают в это понятие те, кто его изобрел и пустил в ход, — «партия, на которую опирается власть», «власть поддерживающая», «которая поддерживает президента»2. В этом случае мы сталкиваемся не просто с отсутствием политической образованности основной массы населения, но и с отсутствием общей информированности людей. Кто виноват и что делать в данной ситуации сказать сложно – никто не может обязать граждан смотреть новости или интересоваться политикой – в этом случае имеет место быть незаинтересованность в политической жизни собственной обуславливается различными факторами, такими как нежелание политических деятелей принимать участие в просветительской деятельности, отсутствие информационной культуры у политических акторов – выступление большинства которых воспринимается несерьезно. В итоге, все эти факторы приводят к отсутствию политической активности в обществе, а значит, к выводу о скудности и ограниченности политической культуры общества.

В последнее время все чаще используются невербальные коммуникации — это узнаваемые в социуме звуки, символы и знаки. К невербальным коммуникациям относятся также мимика, жесты, позы, способные передать внутреннее эмоциональное состояние человека. Невербальные коммуникации нередко позволяют передавать значительно больше информации, чем хотелось бы. К примеру, жесты могут дать дополнительную информацию о темпераменте, культуре и здоровье человека и т.д.

Основная проблема коммуникативного взаимодействия заключается в том, что получаемая объектом информация зачастую отличается от исходной. Имеет место быть искажение информации, посторонние шумы. В теории информации явление, связанное с искажением информации, называется шумом.

Для искажения информации может быть несколько причин.

Во-первых, искажение или прерывание поступления информации может быть следствием воздействия объективных внешних факторов – технического сбоя, неблагоприятной экологической ситуации, некомфортная обстановка, которая может препятствовать сосредоточению слушателей и пр.

8 стр., 3736 слов

Политическое лидерство и политические лидеры

... уровнях управления Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические ...

Во-вторых, в искажении информации может быть повинен сам отправитель, к примеру, если он оказался неспособным адекватно и понятно донести ее до получателя или выбрал не те каналы трансляции, не те печатные издания и пр.

В-третьих, препятствием может служить личность получателя информации. Утомленность, ценностные ориентации, эмоциональные переживания, ограниченный словарный запас, отсутствие интереса — все это может помешать восприятию информации и все труды свести к нулю.

Коммуникативное взаимодействие становится более эффективным, если между отправителем и получателем информации устанавливается обратная связь. В этом случае идет отдача информации, что показывает насколько корректно она дошла до получателя. Однако при проведении больших политических кампаний, когда информация предназначается для широких масс и распространяется при помощи технических средств, организация обратной связи выглядит очень проблематичной, ведь речь идет о миллионных аудиториях. Социологические опросы, мнения экспертов лишь отчасти позволяют уловить реакцию населения на ту или иную информацию.

Рассмотренная нами модель коммуникативного взаимодействия позволяет понять общую логику развития коммуникационных процессов, связывающих субъекта и объект политического управления. Знание этой логики помогает в выявлении задач, которые необходимо уметь решать субъекту управления, чтобы обеспечить максимальную эффективность политико-технологического процесса.

В политико-технологическом процессе субъект управления лишен права приказывать, принуждать. Он должен убеждать, склонять к определенному мнению, побуждать к действию, а для этого необходимо подкреплять основные идеи политической кампании аргументами, фактами. Вот почему следующим шагом в управлении коммуникационными процессами является разработка выбранных тем. Этот процесс можно сравнить с разветвлением растущего дерева, когда от ствола (тема) начинают отрастать многочисленные ветви (сюжеты).

Например, если одна из тем предвыборной кампании – честность кандидата, то разработка сюжетной линии означает поиск или создание конкретных примеров, подтверждающих указанное качество кандидата. Такими примерами могут быть: отказ кандидата от участия в акции, подготовленной лицами с сомнительной репутацией; разоблачение им взяткодателя; публикация сведений о его доходах, его отказ участвовать в незаконной приватизации и т.п.

Итак, для политического деятеля, основные задачи во время организации своего выступления сводятся к предварительной работе над речью – грамотному ее составлению, подбору лексики, использованию невербальных способов, выбора средства подачи информации. Обеспечение обратной связи в политико-технологическом процессе также имеет очень важную роль. Во-первых, именно получая ответ на коммуникативную деятельность можно получить информацию об ее эффективности, во-вторых, только организуя связь с объектом влияния можно получить информацию политических симпатиях, установках, намерениях тех социальных групп, в отношении которых предпринимается информационное воздействие. Коммуникационные процессы по своей природе носят двусторонний характер – иначе они теряют всякий смысл.

Люди, в отношении которых предпринимается управленческое воздействие, являются источниками важной для субъекта управления информации, без которой невозможно выработать эффективную политической кампании, предпринять конкретные шаги по ее реализации. Однако сами люди, как источники нужной субъекту политиго-технологического управления информации, обычно пассивны, да и не обладают возможностями для публичного выражения своих ценностных ориентаций, стереотипов и убеждений, поэтому для получения обратной связи субъекту управления приходится предпринимать особые усилия3.

31 стр., 15492 слов

Политическая наука (политология)

... политической системы и политической культуры личности и общества раскрываются в главе XIII («Политическая культура»). В главах XIV («Политический процесс») и XVI («Международный политический процесс») характеризуется процесс взаимодействия (противодействия) субъектов и участников политики ...

Процесс организации обратной связи подчинен желанию, цели субъекта управления получить вполне определенное знание об объекте. Поэтому управленческие усилия направляются на то, чтобы дать возможность индивидам высказать и довести до сведения управляющего субъекта нужную ему информацию. Для этого создаются каналы для передачи такой информации, а также оказывается помощь в ее кодировании, т.к. нередко люди испытывают затруднения при передаче смысла своих ощущений, бессознательных импульсов.

Однако искусство управления обратной связью заключается не столько в создании разветвленной коммуникационной сети, сколько в умении получать нужную информацию своевременно. В ходе электоральных кампаний, например, неоднократно фиксировалось, что симпатии избирателей могут меняться, и если информация об этих колебаниях запаздывает, не доходит вовремя до кандидата, то многие его тактические приемы просто перестают срабатывать.

Следует также учитывать и то, что внутри объекта политико-технологического управления складываются и развиваются собственные коммуникационные процессы. Люди общаются между собой, делятся новостями, рассказывают о своих политических симпатиях и антипатиях, по-своему интерпретируют телевизионные передачи и газетные статьи, передают слухи. Эти коммуникационные процессы неподконтрольны субъекту политико-технологического управления, и даже хорошо налаженная обратная связь не позволяет уловить всех их особенностей и нюансов. Они создают особое шумовое поле, нередко причудливым образом искажающее, распространяемую субъектом управления, информацию. В этом случае политико-коммуникативный процесс становится просто захламленным.

Основным источником политико-коммуникативного процесса, который включает в себя этапы политико-технологического управления, обратную связь, элементы политического маркетинга, являются наиболее развитое информационное средство – Средства массовой информации (СМИ).

Это могут быть печатные издания, радио, телевидение, а также реклама, которая окружает нас сегодня всегда и везде.

2.2 Роль СМИ в политико-коммуникативном процессе

СМИ являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Один человек или отдельная группа людей не может ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, ни покупать все рекламируемые товары, ни соглашаться со всеми предлагаемыми мнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга.

Несомненно, совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние на формирование общественного мнения, но не штампует его.

Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами.

10 стр., 4648 слов

Политическая элита и политическое лидерство

... на некоторые универсальные моральные принципы. Моска анализирует проблему формирования (рекрутирования) политической элиты и ее специфические качества. Важнейшим критерием формирования правящего класса является способность ... политической жизни не элиты, а группы интересов. Различия между элитой и массами в основном основаны на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ к лидерству ...

Телевидение или газета — лишь один из многих элементов, связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная форма политической системы, политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д4.

Главной особенностью развернувшейся в настоящее время информационной, или телекоммуникационной, революции стала замена односторонней связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, о чем говорилось выше, обеспечивающей новые возможности для участия в информационном обмене. Диалоговая связь организует обратную связь, делает коммуникативный обмен информацией доступным.

Взаимоотношения правительства и средств массовой информации варьируется стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство находится в данный период времени у власти, какие проблемы стоят в центре внимания, какова ситуация в мире, в стране и т.д. Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные ценности, идеалы, идейно-политические ориентации, установки. Необходимо отметить, что для получения информации по важнейшим вопросам государственной политики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно руководителям партий, государств и правительств являющихся источником информации «из первых рук». Неудивительно, что подавляющая часть журналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточена в столицах развитых капиталистических

В то же время, СМИ достаточно активно используются в различных политических играх, в политических баталиях и дискуссиях, при проведении политических выборов с целью политагитации и пр.

В этом случае, СМИ выступает в роли локомотива, который продвигает вперед те или иные идеи, за которые заплачены деньги.

Глава 3. Политическая культура как отражение политико-коммуникативной реальности

3.1 Понятие политической культуры

Политическая культура представляет собой комплекс исторически сложившихся устойчивых отношений в обществе, которые воплощают в себе опыт предыдущих поколений, установок, политических убеждений, моделей поведения в рамках политического процесса. Эти отношения обеспечивают функционирование и преемственность политической жизни общества. Политическая культура определяет политическое общества, способствует формированию политического мнения в обществе. Хотя и сам термин политической культуры появился лишь в прошлом веке, с древних времен идет формирование этого понятия. Все время существование политической власти в каком бы то ни было обществе сопровождалось потребностью в изучении поведения руководимого общества – и во многом наличие или отсутствие ответной реакции на тот или оной тип правления являлось результатом целенаправленной деятельности политического лица, направленной на общество.

Политическая культура — это не просто явление в обществе, это величина измерения политической активности общества, которая выполняет определенные функции:

3 стр., 1456 слов

Политическое лидерство

... уровнем политической культуры. А это тем более требует внимательного анализа действительности и изучения имеющегося опыта. Выводы Литература [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/referat/teoriya-politicheskogo-liderstva/ Абашкина Е. Косолапова Ю. О теориях лидерства ...

  • ценностно-ориентационную (интерпретация смысла политических значений);
  • нормативно-поведенческую (определение «рамок» политического поведения);
  • интеграционную (сплочение определенной социальной общности);
  • коммуникационную (осуществление взаимодействия субъектов и институтов на основе символов и стереотипов);
  • воспитательную (формирует определенный тип политического поведения, адекватный данной политической системе).

Многие исследователи по разному подходят к определению классификации политической культуры. Трактовка политической культуры обладает широким спектром мнений, формулировок, разного рода определений:

Так, к примеру, психологический подход Г. Алмонда рассматривает политическую культуру как набор психологических ориентаций на социально – политические объекты и процессы, другими словами – как отношение общества к политическому процессу – оно может быть активным, участным или бзучастным. Это наиболее распространенная точка зрения на политическую культуру.

Комплексный подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Дитмер) политической культуре приписывает все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политическим отношением, но своего содержания не имеет.

Объективистская (нормативная) трактовка (Д. Пол).

Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.

Эвристическая концепция С. Хантингтона понимает под политической культурой гипотетическую нормативную модель желательного поведения.

Социологический подход (Р. Карр, Д. Гарджер, Ю. Тихомиров) определяется политическую культуру как установочную поведенческую матрица, в пределах которой функционирует политическая система.

Все эти подходы к определению политической культуры имеют место быть, прежде всего, по причине того, что все они описывают поведение и реакцию общества в рамках политического процесса.

Политическая культура отдельной правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т.д. Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д.

В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству и развитию российской цивилизации5.

Другая причина, которая может объединять все эти подходы заключается в том, что политическая культура является реакцией на политическую деятельность и отражает политико-коммуникативную реальность. В этом состоит та тонкая грань, которая разделяет две стороны – политиков-акторов – которые в рамках своего продвижения используют технологии политического менеджмента и объектов их информационного влияния – общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Рассмотрим это подробнее.

Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами: политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни6.

В настоящее время политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, в которой преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистско-го типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования. Это состояние легко объяснит тем, что с точки зрения политического режима и смены власти – России пришлось пройти сложный и тернистый путь от монархии до демократии за короткий срок. Мало кто заботился о сохранении «политического здоровья» нации, когда власть можно было взять практически голыми руками.

В результате, нам приходится нуля, сегодня в основном ориентируясь на западную модель общества. Политическая культура любого государства – это, прежде всего, набор составных элементов, которые составляют общую целостность и ценность.

Ценностные элементы политической культуры воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; политическую самооценку. Т.е. все перечисленные элементы политической культуры отражают ту или иную политическую деятельность.

Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.

Каждый элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества. Можно сказать, что политическая культура – это широко распространенные представления о политике, управлении и правительстве, образцы ориентации по отношению к политическим объектам. Понимание этого представления приходит в общество из информации, которая поступает из СМИ. Мы можем судить о политической деятельности по поступкам и выполненным обещаниям тех политических деятелей, которых мы выбрали в момент, когда осуществлялся процесс коммуникативного управления нашим выбором. А значит, последствия этого выбора являются отражением действия политических менеджеров. Наиболее удачные достигли своей цели и теперь формируют наше представление о власти. Но не стоит забывать о том, что есть обратная связь и она как молот может качнуться обратно. Недобросовестные политики за всю истории России принесли множество негативных моментов в современную политическую культуру российского общества. Именно благодаря потери веры в политическую справедливость на протяжении многих лет была низкая политическая активность у населения – было ощущения безнадежности голосования и выборов как института вообще, поскольку была распространена информация о фальсификации выборов и подсчета голосов. Эта ситуация пугающая во многом – и не исключено, что неактивность населения была тоже чей-то запланированной PR-компанией. Эта ситуация ушла в прошлое – и это к лучшему. Потому что нет ничего страшнее для государства, чем отсутствие веры в него людей.

Однако, не стоит путать гражданскую и политическую культуру. «Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены».7 Поэтому будет функциональной известная степень пассивности и неучастия граждан в политической жизни.

Понятно, что политическая культура является достаточно сложным феноменом, и ее нельзя сводить только лишь к пониманию поведения электората. Но в рамках раскрытия нашей темы, можно считать, что рассмотренная область является следствием воздействия определенных факторов влияния политических информационных технологий.

3.2 Роль политической культуры в политико-технологическом процессе

Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, «технологию» ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтому политическую культуру нельзя рассматривать только лишь как совокупность некоторых знаний и ценностей, опыта, традиций и степени активности субъектов политики. Она выступает также как процесс, способ реализации конкретных политических интересов людей, который находит выражение в целях, средствах и результатах их действий8.

Политическая культура — это не только один из важнейших институтов, составляющих общественное сознание. Это одновременно и система ценностей, формирующих идентичность нации, единство российского государства, это феномен, влияющий на все сферы государственного и гражданского бытия. Анализ политической культуры как фактора развития политического процесса позволяет найти ответы на ряд вопросов, имеющих значение для объективной оценки хода реформ, уточнения тактики развития

Наибольшее влияние на формирование политической культуры, оказывают те ценностные установки, которые органично сочетают в себе традиционные, общечеловеческие, внеклассовые, внекорпоративные ценности и новую группу ценностей, носителями которых являются различные ассоциации, в том числе политические партии. Через систему выборов ценностные ориентации политических партий выносятся на суд электората, что содействует «отбору» аксиологических компонентов политики.

Изменения в системе ценностей, в политической культуре во многом предопределены социально-экономическими преобразованиями в обществе. В социуме доминирует идеологический подход к оценке экономических явлений, что противоречивый характер социально-экономического и политического процессов. С одной стороны, утверждение плюрализма собственности и расширение условий для предпринимательской деятельности способствует формированию и закреплению в социуме компонентов политической культуры гражданского участия, с другой, — расслоение населения по уровню доходов и отношению к собственности порождает повышенную конфликтность политического процесса, замедляет процесс становления политической культуры гражданского согласия. Экономическая детерминация развития политической культуры проявляется в возникновении политических субкультур. В этом случае, политическая культура выступает в роли почвы для возникновения конфликтов. С другой стороны. Эти конфликты могут быть тем переломным моментом, который сподвигнет власти на действия, что может привести к смены направления развития политической культуры в целом.

Также стоит отметить, что сложившиеся в России культура политического управления (политико-организационная характеристика управленческой деятельности) и политическая культура управления (политико-аксиологическая характеристика) воздействуют на выработку принципов управленческой деятельности, обеспечивают адаптацию собственно управления по отношению к социальной системе. Демократические традиции и ценности, утверждающиеся в основании политической культуры общества, модифицируют характер политического управления, выполняют роль своеобразного социального регулятора.

Как мы рассмотрели – политическая культура может быть отражением протекающего политико-технологического процесса. Но поскольку этот процесс протекает в сильной зависимости от окружающей среды – от культуры, от состояния общества и т.п., то можно также отметить, что этот процесс и развивается в рамках существующей политической культуры. Получается, что политическая культура не только впитывает в себя результаты политико-технологического процесса, но и сама порождает их. Мы имеем дело с взаимозависимостью политических методик друг от друга, что естественно в рамках развития современного общества, где все взаимосвязано.

Политический процесс в современной России развивается под воздействием ряда факторов, важнейшим из которых является политическая культура. Будучи компонентом политической системы, она материализуется в политическом участии и оказывает модифицирующее воздействие на

политический процесс, являющийся функцией