2.2 Организация управления качеством продукции в ОАО «Хлебозавод №2»
В ОАО «Хлебозавод № 2» нет специального органа, занимающегося управлением качеством продукции, как и самого отдела маркетинга. Этими вопросами занимается специалист из экономического отдела. Однако в ближайшее время на предприятии планируется создание отдела маркетинга, в который войдет штатное подразделение специалиста по управлению качеством продукции.
При определении органов контроля качества продукции необходимо исходить из того, что менеджмент качества является органической составляющей общего управления производством, его отраслью, его функцией. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством разрабатывается и осуществляется в рамках существующего аппарата управления и состоит из более четких и хорошо организованных действий по выявлению потребностей, созданию, производству и обслуживанию продуктов.
На уровне компаний и ассоциаций управление качеством организовано двумя способами. Первый — это четкое распределение функций и задач по управлению качеством продукции между существующими отделами и сотрудниками, периодический анализ функций и задач и их распределение с целью повышения производительности. При этом не создается никакого специализированного органа — отдела менеджмента качества.
Второй предполагает, помимо первого, наделение общей координационной функцией и создание специального органа — отдела менеджмента качества. Этот отдел отвечает за многие специальные функции по управлению качеством продукции.
У каждого из этих двух вариантов есть свои преимущества и недостатки.
Таким образом, преимущества первого варианта заключаются в том, что за качество несут ответственность все участники производственного процесса. У вас не возникает ощущения, что кто-то несет за них эту ответственность и должен решать все вопросы качества. Недостатком является то, что никто не выполняет ряд координационных функций, никто не выносит организационно-методических вопросов общего характера.
Второй вариант лишен указанного неудобства, но с другой стороны, у сотрудников предприятия часто возникает ощущение, что на предприятии есть специально отобранные люди, которые отвечают за качество, поэтому им приходится решать все проблемы, связанные с качеством.
В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
В Следственном отделе Следственного управления Следственного ...
... работников Следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ. Недостатков учебного процесса по отношению к практике я не заметил. В заключение отчета отмечаю, что, во-первых, производственная практика ... проведении различных следственных действий. В частности, в ходе расследования уголовного дела в отношении Н. присутствовала при допросе его в качестве подозреваемого, осмотре ...
На ОАО «Хлебозавод № 2» планируется создание системы менеджмента качества по первому варианту.
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции
Планирование повышения качества продукции на ОАО «Хлебозавод № 2» основано, прежде всего, на тщательном изучении текущего и будущего спроса на его продукцию, на анализе отзывов потребителей о его поведении в эксплуатации, на ‘составление договоров с заказчиками.
В планах повышения качества учитываются результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и спецификаций, результаты научных исследований, запатентованные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.
Плановые задачи и обязательства по повышению качества продукции согласованы с другими разделами планов ОАО «Хлебозавод №2», а также обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение качества собственной продукции и услуг, предприятие требует от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции.
Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции в ОАО «Хлебозавод №2» обычно выделяют:
- внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование качества продукции;
- планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;
- планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;
- планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;
- планирование качества продукции в договорах и контрактах.
В последние годы одним из важнейших направлений планирования повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.
Планирование улучшения качества продукции внутри компании дополняется производственным планированием. При этом используются обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по видам (перспективное, текущее) и по уровням (предприятие, цех, отдел).
При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению в ОАО «Хлебозавод № 2» исходят из уровня показателей качества, утвержденных в плане предприятия. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики ставятся конкретные задачи по повышению качества продукции и качества работы.
Наряду с планами повышения качества продукции для цехов и секций, составляются соответствующие планы для функциональных отделов и служб.
Следует отметить, что объектом внутрипроизводственного планирования может быть качество продукции и качество работы.
Совершенствование управления качеством продукции на кондитерской ...
... изучение теоретических аспектов и разработка практических предложений по совершенствованию системы менеджмента качества продукции в производственном процессе на ООО «Мак-Иваново». Реализация ... планирования системы менеджмента качества промышленного предприятия // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 11 (67). С. 32-33. 43. Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения качества: ...
Требуемый уровень качества продукции устанавливается совместно ОАО «Хлебозавод № 2» и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, гарантии и контроля уровня качества продукта в различных типах соглашений и контрактов регулируются современным законодательством нашей страны.
Уровень качества продукции, требуемый в контрактах и контрактах, может быть определен следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проспектам продаж, которые являются неотъемлемой частью контракта.
В исследуемой компании качество продукции указывается стандартами и образцом. При этом в соответствующей статье соглашения сказано: «Качество соответствует стандартам, установленным в« Российской Федерации».
При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукта. Если потребителя устраивает качество того или иного образца, он становится эталоном. При этом в договор, как правило, включается информация о количестве отобранных проб и порядке их сравнения с поставленными товарами.
Гарантии качества продукции обычно указываются в отдельной статье контракта или включаются в раздел, связанный с приемкой и доставкой товаров. Стороны контракта обычно согласовывают условия гарантии, обязательства сторон в течение гарантийного периода, порядок подачи жалоб и разрешения претензий, а также все случаи, не охватываемые гарантией.
Однако в ОАО «Хлебозавод № 2» нет специального структурного подразделения или отдельных сотрудников, которые профессионально занимались бы планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества и обнаруживаются методические недостатки.
Такие же планы по улучшению качества продукции вытекают из контрактов, заключенных на поставку продукции. Таким образом, ОАО «Хлебозавод № 2» имеет значительные резервы для улучшения планирования качества продукции.
Субъектами контроля качества в ОАО «Хлебозавод №2», различающимися по уровню управления и по видам контроля являются: директор предприятия, заместитель директора по производству, начальники цехов, инженеры по сбыту и снабжению, менеджер по кадрам, юрист-консульт, рабочие основного и вспомогательного производства, кладовщики, а также заказчики и потребители продукции.
Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством.
Операции по контролю качества, проводимые сотрудниками компании, являются неотъемлемой частью технологического процесса изготовления продукции, а также ее последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потребителям. Без проведения работниками предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства или по завершении отдельных этапов обработки изделий последние не могут считаться полностью изготовленными и поэтому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль контроля качества в процессах реализации изготовленной продукций и формировании прибыли ОАО «Хлебозавод №2».
Повышение качества продукции предприятия ООО «Мостерм». Часть
... качество продукции на персонал отдела контроля качества предприятия, что снижает ответственность непосредственных исполнителей за качество их продукции. ... производство; приемо-сдаточные испытания – испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику; ... оценки качества, поэтому необходимо управлять контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. Работы по обеспечению ...
Сущность самоконтроля как одной из функций управления качеством продукции на рабочем месте исполнителя заключается в осуществлении им всех предусмотренных операций контроля качества изготовляемых деталей, узлов и изделий в полном соответствии с требованиями контрольной документации.
Необходимость существенного повышения качества выпускаемых изделий в современных рыночных условиях предопределила основные направления дальнейшего развития принципов бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции, нашедшие свое выражение в увеличении масштабов использования, углублении и совершенствовании различных форм самоконтроля в ОАО «Хлебозавод №2».
При правильной организации самоконтроля на производстве большая часть контрольных операций переносится на ранние стадии процесса формирования качества продукции. Одно из главных преимуществ самоконтроля основных производственных рабочих ОАО «Хлебозавод №2» заключается, таким образом, в возможности повсеместного внедрения на его основе наиболее оперативных методов и приемов технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению или изоляции брака.
На предприятии, когда коллектив работает по методике самоконтроля, формируется коллективная ответственность за качество продукции, что способствует своевременному выявлению дефектов и усилению взаимного контроля членов коллектива. Необходимыми предпосылками внедрения бригадного самоконтроля служат: стабильная номенклатура изделий, выпускаемых бригадой; достаточно высокая квалификация всех рабочих бригады; коллективная ответственность членов бригады за качество изготовления и достоверность контроля выпускаемых изделий.
К работе по контролю качества задействованы все основные отделы и подразделения предприятия. За ними закреплены четко ограниченные специфические объекты контроля:
- контроль качества материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и покупного инструмента — заместителю директора по производству, инженерам по сбыту и снабжению;
- контроль качества технологической оснастки, приспособлений и инструмента собственного изготовления — начальникам цехов;
- проверка соблюдения технологической дисциплины и контроль точности оборудования — заместителю директора по производству;
- контроль соответствия образовательного уровня и квалификации рабочих сложности выполняемых работ — менеджеру по кадрам, руководителям соответствующих подразделений;
- межоперационный контроль деталей и узлов — основным производственным рабочим и ремонтным, вспомогательным рабочим;
- контроль качества хранения и транспортирования готовых изделий, а также материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на складах предприятия — заведующему складом, кладовщикам, инженерам по сбыту и снабжению;
- контроль и анализ поступления и рассмотрения рекламаций потребителей продукции — юридической службе предприятия;
- разработку и контроль выполнения мероприятий, направленных на повышение качества изделий — менеджеру по планированию, руководителям цехов и отделов;
— Таким образом, на исследуемом предприятии осуществляется планирование качества продукции, под которым понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества. Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла продукта. Однако в ОАО «Хлебозавод № 2» нет специального структурного подразделения или отдельных сотрудников, которые профессионально занимались бы планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества и обнаруживаются методические недостатки. Такие же планы по улучшению качества продукции вытекают из контрактов, заключенных на поставку продукции. Таким образом, ОАО «Хлебозавод № 2» имеет значительные резервы для улучшения планирования качества продукции.
Управленческий учет в системе организационных функций предприятия
... следует рассмотреть функции, которые должна выполнять система управленческого учета (рис. 1). Рис. 1. Система управленческого учета на функциональной Поскольку управленческий учет является частью системы управления, функции управленческого учета должны соответствовать функциям управления. В некоторых публикациях, посвященных проблемам управленческого учета, функция означает, ...
К работе по контролю качества задействованы все основные отделы и подразделения предприятия. Самоконтроль качества широко используется в деятельности рабочего коллектива ОАО «Хлебозавод №2». Развитие и совершенствование самоконтроля по указанной схеме способствует более комплексному использованию его основных преимуществ в ОАО «Хлебозавод № 2» для повышения качества работ, продукции и услуг и повышения эффективности производства. Однако в компании нет органа по координации персонала, выполняющего контрольные функции. Такой орган (отдел) или инженер по техническому контролю должен осуществлять координацию и организационно-методическое руководство всеми работами по контролю и управлению качеством продукции.
3.1 Создание системы менеджмента качества
Организация работы по управлению качеством продукции на предприятиях предполагает создание системы качества и принятие необходимых мер для обеспечения их эффективного функционирования. Поэтому мы предложим ОАО «Хлебозавод № 2» создание системы менеджмента качества, соответствующей рекомендациям стандарта ISO 9000.
Под созданием систем качества понимается их разработка и внедрение в хозяйственную деятельность. Создание систем качества может быть инициировано руководством компании или заказчиком.
выше уже было отмечено, что система качества — это совокупность структур, которые выполняют функции управления качеством и обеспечения качества с помощью установленных методов. Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала определить, какие структуры следует включить в систему качества и какие функции они должны выполнять, чтобы обеспечить требуемое качество продукции, а затем разработать все необходимые нормативные документы для выполнения этих функций.
Внедрение системы качества включает в себя проведение внутренних аудитов системы и, при необходимости, их доработку, чтобы все подразделения могли четко выполнять свои функции.
После создания система качества оценивается посредством сертификации независимым органом для подтверждения того, что система соответствует стандартам ISO 9000.
На ОАО «Хлебозавод № 2» рекомендуется создавать системы качества в следующей последовательности.
«Разработка финансовой стратегии предприятия и способы ее ...
... Целью данной дипломной работы является изучение аспектов формирования финансовой стратегии предприятия на основе анализа его финансово-экономического состояния Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы разработки финансовой стратегии в ...
1. Информационное совещание.
Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую следующие сведения:
- роль и значение системы качества для обеспечения успешной деятельности предприятия;
- сравнение существующей системы в работе по качеству с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000;
- основные обязанности и ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе;
- системы качества и принцип ее функционирования;
- и функции службы качества и ее статус;
- процедура создания и сертификации системы качества.
В то же время, как показывает практика, руководство предприятия гораздо лучше воспринимает указанную информацию, когда о ней говорят приглашенные извне специалисты, особенно иностранцы. Правило «нет пророка в своем отечестве» действует здесь в полной мере. Поэтому, даже если в компании есть свои специалисты, которые могут предоставить такую информацию, в интересах компании лучше всего соблюдать это правило, даже если оно кажется действительно нерациональным и требует значительных затрат.
2. Принятие решения о создании системы качества.
назначается представитель руководства, ответственный за создание и функционирование системы качества;
- формируется служба качества, как правило, в составе ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы, отдела стандартизации и центральной заводской лаборатории;
- устанавливаются основные этапы, исполнители и сроки разработки и внедрения системы качества.
3. Разработка плана-графика создания системы качества.
разработка политики в области качества;
- определение функций и задач (элементов) системы качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000 и особенностей предприятия;
определение состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества,
разработка структурной и функциональной схем системы качества;
- определение состава и состояния документации системы качества;
- разработка новых и корректировка действующих нормативных документов системы качества и выпуск «Руководства по качеству»;
- внутренние проверки системы качества в процессе ее внедрения и доработка системы по результатам проверок.
4.
Определение функций и задач (элементов) системы качества.
На этом этапе необходимо предварительно провести тщательный анализ процесса создания продукта и представить его в виде подробного списка этапов работы. Основу этого списка составляют фазы жизненного цикла продукции, характеристики конкретного предприятия. Полный цикл включает проектирование, производство, установку, тестирование продукта и обслуживание во время эксплуатации.
Чтобы организовать эффективное управление качеством, список этапов должен быть достаточно подробным, чтобы ни одна из них не оставалась без воздействия системы качества.
5. Определение состава структурных подразделений системы менеджмента качества.
После определения этапов создания продукции и функций (элементов) системы качества нужно определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции.
Для этого необходимо проанализировать функции существующих отделов и сравнить их со списком функций, принятым для создаваемой системы качества с учетом рекомендаций ISO 9000.
Система государственного и муниципального управления
... элементов. Научно-техническая подсистема системы государственного и муниципального управления раскрывает теорию государственного управления, социальный механизм формирования и осуществления государственного управления. Научно-техническая подсистема системы государственного и муниципального управления обеспечивает правильное использование закономерностей ...
Соответственно, устанавливаются исполнители каждой функции, и каждый исполнитель своих новых функций официально включается в функциональные задачи. В состав исполнителей, кроме подразделений службы качества, входят, как правило, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование (обеспечение) качества продукции. После определения исполнителей и их функций система качества принимает очень конкретную форму, которую можно представить на двух диаграммах: структурной и функциональной.
6. Разработка структурной схемы системы качества.
7. Разработка функциональной схемы управления качеством.
В отличие от структурной схемы, показывающей «устройство» системы качества, построение функциональной схемы позволяет наглядно представить «работу» системы качества — процесс управления качеством. Такая схема строится в виде петли качества.
При разработке функциональной схемы необходимо учитывать все этапы производства и все управленческие функции, приведенные на петле качества: политику и планирование качества, организацию работ, обучение и мотивацию персонала, контроль качества, информацию, разработку мероприятий, принятие решений и внедрение их в производство, а также — взаимодействие с внешней средой.
При этом для каждой функции на схеме целесообразно указать структурные подразделения, которые будут их выполнять на всех этапах производства. Например, функцию контроля качества на этапе разработки будут выполнять экспертная комиссия и научно-технический совет, а на этапе изготовления отдел технического контроля, а также — технологический и конструкторский отделы, осуществляющие контроль за соблюдением технологической дисциплины и авторский надзор за изготовлением продукции в цехах.
8. Определение состава и состояния документации системы качества.
После определения состава и взаимосвязи структурных подразделений и их функций в системе качества следующий этап — определение состава нормативно-методических документов системы качества. В самом деле, определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, какими методами это должно делаться, по какой документации.
Для этого отделу управления качеством совместно со службой стандартизации необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения функций (элементов), указанных в первой графе таблицы. При этом для выполнения большинства функций потребуется, как правило, несколько документов.
9.Разработка нормативных документов и «Руководства по качеству».
После определения состава и состояния документации системы качества следующий этап — разработка и корректировка конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества. Это будет этап наполнения системы качества внутренним содержанием.
Для выполнения этих работ отделу управления качеством потребуется составить, утвердить у руководства и отслеживать план-график разработки конкретных документов с указанием исполнителей и сроков работ.
При этом нужно обратить внимание на то, чтобы исключить возможное дублирование документов, разрабатываемых разными исполнителями.
Система органов государственного управления в РФ
... субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями в системе государственного управления. также можно выделить систему исполнительной власти, которая состоит из совокупности государственных органов, обозначенных в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ...
Наиболее распространенными документами системы качества являются стандарты предприятия. Но кроме них могут использоваться инструкции, предписания и другие нормативные документы.
«Руководство», как правило, служит не только для внутреннего использования, но и для представления заказчикам при заключении контрактов, а также — независимым экспертам при проверках системы качества с целью ее сертификации.
После выполнения перечисленных этапов работ можно считать, что система качества разработана, и в ней учтены рекомендации стандартов ИСО 9000.
10. Внедрение системы качества.
После разработки системы качества необходимо проверить ее функционирование и если потребуется, провести ее корректировку. Для этого проводятся внутренние проверки системы качества.
По результатам проверок, как правило, проводится корректировка системы, с тем, чтобы устранить выявленные недостатки для обеспечения ее четкого функционирования.
Само собой разумеется, что решение проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как она функционирует, т.е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции
Функционирование системы качества — это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена.
При этом в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи.
В связи с этим возникает необходимость выполнения вспомогательных задач для «обслуживания» самой системы качества. К таким задачам относятся: проведение внутренних проверок и совершенствование системы, координация и методическое обеспечение работ подразделений в системе качества, организация деятельности кружков качества, а также — сертификация продукции и системы качества.
Весомость содержательной деятельности по отношению к деятельности по «обслуживанию» самой системы показывает, насколько рационально организована система качества. Поэтому следует опасаться чрезмерного разрастания вспомогательной деятельности. В социологии это явление известно как «вырождение бюрократии», когда какая-либо система замывается на самообслуживании, в ущерб выполнению тех функций, для которых она была создана.
В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и отвечать за ее эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью системы качества и объединяющая отдел управления качеством, отдел технического контроля, метрологическую службу, центральную заводскую лабораторию и службу стандартизации.
В обязанности службы качества входит как выполнение содержательных функций, так и вспомогательных задач. Среди основных задач службы качества:
1. Организация работы по качеству — разработка и совершенствование системы качества.
2. Разработка политики и планирование качества.
Системный подход. Система государственного и муниципального управления. Том
... сознание, идеи, традиции, мировоззрение людей, работающих в системе государственного управления. Сущность системного подхода применительно к сфере публичного управления сводится к следующему. Во-первых , ... механизма поддержания социального порядка. В качестве конкретных механизмов, которыми система государственного администрирования поддерживает баланс интересов в обществе и обеспечивает добровольное ...
3. Контроль качества разработки, изготовления и испытаний готовой продукции.
4. Метрологическое обеспечение производства.
5. Проведение работ по стандартизации и нормоконтролю.
6. Ведение претензионной работы.
7. Подготовка мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества, контроль и анализ их выполнения.
8. Проверки функционирования системы качества.
9. Организация работ по сертификации продукции и системы качества.
10. Методическое руководство при обучении персонала вопросам качества.
11. Методическое обеспечение и координация работ подразделений в системе качества.
12. Организация деятельности «кружков качества».
Обратим внимание на проведение проверок и совершенствование системы качества, а также на организацию кружков качества.
Проверки функционирования системы качества могут проводиться самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).
О внутренних проверках системы качества в процессе ее внедрения мы уже говорили.
Внутренние проверки действующей системы качества необходимы руководству предприятия для того, чтобы постоянно оценивать ее эффективность и принимать меры для ее совершенствования.
Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок, обычно на год.
Для каждой проверки предусматривается инспекционная группа (комиссия), как правило, под руководством работника службы качества (аудитора) с участием квалифицированных специалистов. Для объективности проверок к ним привлекаются специалисты, непосредственно не занятые в проверяемой деятельности.
Комиссия может проверять как выполнение функций (элементов) системы качества, так и отдельных нормативных документов.
Для проведения проверки составляется программа (чек-лист), где указывается основание для проверки, проверяемое подразделение, содержание проверки, а также нормативные документы.
По результатам проверки составляется акт, в котором приводятся итоги проверки. При проверках чаше всего выявляется несоблюдение отдельных положений нормативных документов и несовершенство самих документов. Для устранения недостатков в акте устанавливаются сроки и исполнители работ. Акт утверждается руководством предприятия и рассылается всем заинтересованным подразделениям.
Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как правило, перед заключением контрактов. Назначение этих проверок состоит в том, чтобы заказчик получил дополнительную гарантию стабильности качества продукции, убедившись, что у поставщика есть система в работе по качеству (система качества), отвечающая требованиям стандартов ИСО 9000.
Для этого перед проведением проверки заказчик, исходя из рекомендаций соответствующего стандарта серии 9000, направляет поставщику перечень вопросов, на которые тот должен дать аргументированные ответы во время проверки.
При представлении заказчику действующей на предприятии системы качества нужно быть готовым объяснить специфику предприятия и системы качества, особенно в случае отступления от рекомендаций стандартов ИСО 9000.
В процессе проверки заказчик может потребовать, что на его изделия были разработаны программы обеспечения качества, а также оговорить особые условия контроля, испытаний и приемки продукции.
После проверки заказчик представляет отчет, в котором дается оценка системы качества на соответствие стандарту ИСО 9000 и приводятся предложения по улучшению организации работ.
Проверки системы качества независимой «третьей стороной» проводятся, как правило, либо с целью выдачи поставщику сертификата на продукцию или систему качества, либо для подтверждения ранее выданного сертификата. При наличии у поставщика сертификата на систему качества, выданного авторитетным независимым органом, объем проверок системы качества заказчиками обычно значительно сокращается.
Совершенствование системы качества, как правило, предусматривает;
- проведение изменений в организации работ;
- внедрение более эффективных методов контроля и испытаний;
- применение новых форм и методов мотивации персонала;
- активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;
- развитие сферы услуг;
- более тесное сотрудничество с поставщиками материалов;
- корректировку нормативных документов системы качества и «Руководства по качеству».
Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что факт проведения этой работы легко проверяется по частоте внесения изменений в документы системы качества.
Совершенствование системы качества по результатам внутренних проверок и самооценки предприятия — непременное условие эффективного функционирования системы в изменяющихся условиях.
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
В соответствии со стандартом ISO 9000: качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин – «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).
Управление качеством продукции является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества.
В ОАО «Хлебозавод №2» осуществляется планирование качества продукции, под которым понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества. Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла продукта. Однако в ОАО «Хлебозавод № 2» нет специального структурного подразделения или отдельных сотрудников, которые профессионально занимались бы планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества и обнаруживаются методические недостатки. Такие же планы по улучшению качества продукции вытекают из контрактов, заключенных на поставку продукции. Таким образом, ОАО «Хлебозавод № 2» имеет значительные резервы для улучшения планирования качества продукции. К работе по контролю качества задействованы все основные отделы и подразделения предприятия. Самоконтроль качества широко используется в деятельности рабочего коллектива ОАО «Хлебозавод №2». Однако в компании нет органа по координации персонала, выполняющего контрольные функции. Такой орган (отдел) или инженер по техническому контролю должен осуществлять координацию и организационно-методическое руководство всеми работами по контролю и управлению качеством продукции.
Организация работы по управлению качеством продукции на предприятиях предполагает создание системы качества и принятие необходимых мер для обеспечения их эффективного функционирования. Поэтому ОАО «Хлебозавод №2» было предложено создание системы менеджмента качества, соответствующих рекомендациям стандартов ИСО 9000.
Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы и, при необходимости, ее доработку для того, чтобы все подразделения могли четко выполнять свои функции. После создания система качества оценивается посредством сертификации независимым органом для подтверждения того, что система соответствует стандартам ISO 9000.
Функционирование системы качества — это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена.
Таким образом, в ходе выполнения работы были изучены теоретические и практические аспекты управления качеством продукции; дано понятие и определены функции управления качеством; изучена современная концепция менеджмента качества; рассмотрен порядок сертификации продукции и систем качества; проанализирован менеджмент качества ОАО «Хлебозавод №2»; предложены рекомендации по созданию и обеспечению эффективности системы менеджмента качества на исследуемом предприятии.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание. — М.: Юридическая литература, 1998.
2. Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. №5154-1.
3. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5153-1 (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 г. № 211- ФЗ, от 02.03.98 г. № 30-ФЗ, от 31.07.98 г. № 154-ФЗ).
4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.96 г. № 2-ФЗ, от 17.12.99 г. №212-ФЗ).
5. Багаутдинова Н. Формирование системы менеджмента качества. // Проблемы теории и практики управления. – 2006. — №1. – с.17 — 21.
6. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004.-216 с.
7. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы систем в управлении качеством. // Проблемы теории и практики управления. – 2005. — №4. – с. 18 – 23.
8. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 207 с.
9. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. — 160 с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Изд-во МГУ, 2005. -252с.
11. Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. — М.: Прогресс, 2004.-312 с.
12. Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. — 423 с.
13. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -318 с.
14. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 256 с.
15. Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. – М.: Новости, 2004.
16. Ляшецкий А. П. Управление качеством продукции. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
17. Мазур И. И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Омега-Л, 2005.
18. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.М. Румянцевой. — М: ИНФРА-М, 2005. — 432 с.
19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2004.-432 с.
20. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Том 1,2.- М.: Внешторгиздат, 2003. — 522с.
21. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 2003. -896 с.
22. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие. — М.: Логос, 2004. — 220 с.
23. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 2005.-750 с.
24. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник // Под ред. Проф. В.А. Швандера. — М.: 2005. — 248 с.
25. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товаров. — М.: АО «Бизнес-школа», 2005. -408 с.
26. Ханжина В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления – 2004. — № 6. — С. 118-122.
27. Хорев А.И. и др. Мониторинговый анализ как информационная основа социально-экономического управления предприятием (на примере Воронежской области) // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 3. — С. 39- 55.
28. Черкасский С. ISO-9000: кому это нужно? // Новые рынки. – 2005. — №1. – с. 14 – 16.
29. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. — СПб.: Специальная литература, 2005. — 411 с.
30. Янг М., Рюэгг-Штюрм И. Значение новых сетеобразных организационно-управленческих форм для динамизации предприятий // Проблемы теории и практики управления. -2004. -№ 6. -С. 106-112.