На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются — чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Несмотря на трудности социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее время серьезное внимание уделяется вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На сегодняшний день создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи по спасению населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако текущее состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они пока не дают полного решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Главной задачей развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.
Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.
Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения — за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Учитывая изложенное, механизм практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий должен быть программно-ориентированным.
Высшего профессионального образования пятигорский государственный
... органами ,обеспечивающими безопасность государства ,являются: федеральные органы безопасности, Вооруженные Силы, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, государственной ... деятельности органов ФСБ России, в частности правовой статус ФСБ и ее органов, ... органы, таможни, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы ...
Все это говорит об актуальности выбранной темы и необходимости ее исследования.
Целью данной работы является изучение организации управления в естественных и искусственных ситуациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Сначала дайте общую характеристику состояния защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Во-вторых, исследовать вопрос подготовки органов управления в природных и техногенных ситуациях.
В-третьих, рассмотрим одну из программ по снижению рисков и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации.
Глава 1. Общая оценка состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.1. Катастрофы сопутствуют человечеству
Наибольший экономический ущерб от стихийных бедствий приходится на развитые доктора географических наук С.М. Мягкова, в первой половине XX в. он возрастал медленнее, чем объем промышленного производства, но с 1960-х гг. перегнал промышленный рост (рис. 1).
Частота возросла с 1970-х гг. на порядок по сравнению с предшествующими пятью десятилетиями1. Опережающий рост ущерба от катастроф означает, что снижается защищенность производства от различных опасностей и увеличивается доля труда, требующегося на «ремонт» техносферы (рис. 2).
В таблице 1 приведены сравнительные величины риска и потерь от природных и иных опасностей в развитых гг.2.
Рис. 1. Рост населения (1), промышленного производства (2) и прямого экономического ущерба от стихийных бедствий (3) в мире в XX в., в процентах относительно величин 1920-1930 гг. |
Таблица 1 | |||
Сравнительные величины риска и потерь от природных и иных опасностей в Японии, Западной Европе (ФРГ,Франции и Великобритании) и США в 1960-1990-х гг. |
|||
Показатель | Япония | Западная Европа | США |
Число стихийных бедствий на единицу площади | 1 | 0,5 | 0,3 |
Плотность населения | 1 | 0,5 | 0,1 |
Число жертв стихийных бедствий на 1 млн. человек | 1 | 1,8 | 7,7 |
Валовой национальный продукт на единицу площади | 1 | 4,1 | 0,1 |
Прямой экономический ущерб от стихийных бедствий на единицу площади | 1 | 0,41 | 8 |
Число убийств на 1 млн.
чел. в 1990-х гг. |
1 | 50-100 | 200-250 |
Как видно из таблицы, величина ущерба от стихийных бедствий сопоставима с объемом производства валового национального продукта развитых Япония, имеющая наивысшую плотность населения и производства, также имеет и наивысшую повторяемость стихийных бедствий на единицу площади, При одинаковой защищенности от природных опасностей наивысшей потери от природных следовало бы ожидать в «стране восходящего солнца» Но этого не происходит — самые высокие потери от природных стихий несут США а самые низкие (из развитых Ущерб от каждого стихийного бедствия в Японии в среднем ниже, чем Е Западной Европе и США. Причина этого находится, по мнению С.М. Мягкова, в социокультурном факторе, который определяет отношение общества к риску (не только к природному, но и к техногенному и социогенному).
Кроме того, готовность общества идти на риск также определяется стабильностью государства. Она периодически снижается после военных поражений, во время внутренних социальных конфликтов и теряется при распаде национальной культуры и государства. По мнению американского социолога Б. Берри, для современной японской культуры характерна сильная ориентация на коллективизм неопределенностей в повседневной жизни, в то время как культура США — противоположное, а культура Западной Европы — промежуточное отношение.
Рис. 2. Среднее годовое число техногенных чрезвычайных ситуаций в России в 1990-1993гг.в расчете на 1 млн. чел. городского населения: 1 — менее 3.3; 2 — 3.3-6.2;3 — 6.3-12.5; 4 — более 12.5. Среднее по России значение равно 6.3.
Помимо этого, существуют и экономические причины роста природного (и техногенного) риска, обусловленные необходимостью сокращения срока окупаемости капиталовложений в производство (следствие научно-технического прогресса).
Во всем мире возрастает влияние транснациональных корпораций, на долю которых приходится половина всего мирового производства. Растущая конкуренция вынуждает предпринимателей сокращать непроизводственные затраты. В итоге надежная защита от природных опасностей вводится (поддерживается) для все меньшего числа объектов и на все меньший срок, а непредотвращенные потери все больше восполняются посредством
Как и в 2003 году, в течение года в Российской Федерации сохранилась тенденция небольшого уменьшения общего количества чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, увеличились масштабы последствий и размеры ущерба от них. К наиболее тяжелым социально-экономическим последствиям привели чрезвычайные ситуации связанные сезонным шинными природными явлениями (паводки, наводнений, землетрясения и торфяные пожары)1.
Проблемы обеспечения технологической безопасности остаются актуальными. Значительную опасность представляли аварии на потенциально опасных сооружениях, на транспорте, в электроэнергетических системах и системах жизнеобеспечения. Возникновение техногенных аварий связано с физическим износом основных производственных товаров, нарушениями установленных норм и правил эксплуатации опасных объектов, снижением аккуратности и личной ответственности должностных лиц за эти нарушения.
Анализ развития природных процессов и явлений, состояния техносферы, прогнозов потенциальных опасностей и угроз свидетельствуют, что на территории субъектов Российской Федерации сохраняется высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
В 2003 году на территории Российской Федерации произошло 838 чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадал 15631 человек, из них 1161 человек погиб.
Общее количество чрезвычайных ситуаций по сравнению с 2002 годом уменьшилось на 26,43 %, в том числе: биолого-социальных — на 55,9 %, техногенного характера — на 36,4 %. Количество чрезвычайных ситуаций природного характера возросло на 2,51 %1.
При этом число погибших в чрезвычайных ситуациях снизилось с 2151 до 1161.
1.2. Способно ли МЧС снизить природные и техногенные риски в
России?
За 10-15 лет наблюдательная гидрометеорологическая сеть Земли сократилась вдвое из-за недостаточного финансирования. Значительно сократился объем информации о природных процессах, происходящих в труднодоступных местах, в основном в горах, более подверженных различным стихийным бедствиям. Поэтому прогнозированием опасных природных явлений занимается не только сильно постаревшая Гидрометслужба России (постаревшая в прямом смысле — более 90% ее сотрудников — люди пенсионного возраста), но и Министерство чрезвычайных ситуаций России.
Мониторинг и контроль за чрезвычайными природными ситуациями осуществляется специалистами Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия»).
В этот Центр входит и Служба наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК), которая осуществляет мониторинг опасных природных и техногенных ситуаций на основе анализа наблюдений более чем 7 тысяч станций различных министерств и ведомств. Специалистами Центра с привлечением других министерств и ведомств в 2001 г. была проведена проверка готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях СНЛК четырех субъектов Российской Федерации — Амурской, Архангельской, Кемеровской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. Проверено 81 учреждение СНЛК: поведомственных Минздраву России — 27, Минсельхозу России — 21, Росгидромету — 5, другим министерствам, ведомствам и акционерным обществам — 28.
Для оценки практической готовности учреждений СНЛК к выполнению задач в 2001 г. было подготовлено и выдано 892 контрольные пробы на радиоактивные (РВ), отравляющие (ОВ) и другие химические опасные вещества (ХОВ) и имитаторы биологических веществ, содержащих возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний. Высокую практическую готовность проявили специалисты учреждений СНЛК Кемеровской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Процент правильно идентифицированных проб составил, соответственно, 90 и 91%. Несколько хуже в целом справились с задачей по идентификации проб специалисты учреждений СНЛК Амурской области (70%)1.
В том же году проверена готовность бактериологической и химической лабораторий учреждений СНЛК к действиям в чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами. В целом готовность бактериологических и химических лабораторий, соответственно, составила в Дальневосточном — 56 и 55%, Приволжско-Уральском — 82 и 49%, Северо-Западном — 83 и 78%, Северо-Кавказском (Южном) — 64 и 70%, Сибирском — 51 и 51% и Центральном регионе — 78 и 62%, в Москве — 100 и 33%. Проверка показала, что укомплектованность учреждений СНЛК специалистами в среднем составляет 92.4%, в основном это люди с высшим и средним образованием. Обеспеченность приборами, оборудованием и специальной техникой учреждений СНЛК составляет в среднем 80%. В то же время наблюдается большой износ оборудования, особенно в учреждениях, подведомственных Минсельхозу России. Многие устройства устарели физически и морально, больше не соответствуют современным требованиям. Низкая укомплектованность приборами и оборудованием отмечается в учреждениях СНЛК Приморского края (60-67%), Алтайского края (60%) и Республики Бурятия (55%).
Подведомственные Минздраву РФ учреждения СНЛК отличаются лучшим оснащением оборудованием и приборами для действий в чрезвычайных ситуациях1.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23.03.2000 № 86-рп, в 2001 г. разработано и согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минздравом, Минатомом, Минприроды, Минобороны, Минэнерго, Росгидрометом, Госгортехнадзором и Госстроем России) Положение о Системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эта Система позволяет повысить оперативность и качество мониторинговой и прогностической информации, необходимой для решения задач в области снижения рисков и последствий природных и техногенных
Основными задачами Системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) являются:
- оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и практической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья (в соответствии с «Положением о СНЛК»);
- разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению чрезвычайных ситуаций;
- разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;
- информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других информационных продуктов.
В 2001 г. при МЧС России создана сеть региональных и территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ближайшем будущем будут созданы и региональные и территориальные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, создан информационный банк нормативных и методических документов, что обеспечит эффективный межведомственный информационный обмен и взаимодействие всех служб, осуществляющих мониторинг опасных природных и техногенных ситуаций.
1.3. Прогнозирование и смягчение последствий стихийных бедствий При сравнении прогнозов Центр «Антистихия» МЧС России использует данные Росгидромета, Авиалесоохраны, Минздрава России, Минсельхоза России и Российской академии наук. На основе собранной информации Центр готовит прогнозов:
долгосрочный планирования (прогноз на год);
- долгосрочный циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период;
- долгосрочный циклических чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним снеготаянием;
- долгосрочный прогноз ситуаций, обусловленных пожарами;
- среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на месяц;
- краткосрочный декадный прогноз чрезвычайных ситуаций;
- оперативный ежедневный прогноз;
- экстренное предупреждение1.
Показатели предсказуемости прогнозов и предотвращения стихийных бедствий представлены в таблице. 2.
Таблица 2 | |||||
Показатели оправдываемости прогнозов и предупрежденноести чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и природно-техногенного характера | |||||
Федеральный округ | Достоверность долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных весенним снеготанием,% | Оправдываемость среднесрочного прогноза ЧС на месяц,% | Оправдываемость краткосрочного прогноза ЧС,% | Оперативный ежедневный прогноз | |
Оправдываемость,% | Предупреждаемость,% | ||||
Дальневосточный | 90 | 73 | 81 | 83 | 72 |
Сибирский | 87 | 69 | 72 | 87 | 73 |
Уральский | 91 | 63 | 90 | 85 | 71 |
Приволжский | 86 | 65 | 89 | 87 | 67 |
Южный | 96 | 72 | 65 | 69 | 72 |
Северо-Западный | 95 | 67 | 92 | 91 | 60 |
Центральный | 76 | 64 | 78 | 84 | 80 |
В среднем по РФ | 90 | 68 | 81 | 84 | 71 |
В соответствии с прогнозами Центра «Антистихия» МЧС России на 2000-2001 гг. ожидалось увеличение количества значимых (редко повторяющихся) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. Прогноз оправдался — период 2000-2001 гг. был отмечен опасными и редкими чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Достаточно вспомнить катастрофу селевого потока в Кабардино-Балкарии и разрушительное наводнение на Лене, аномальные снегопады в Краснодарском крае, огромные катастрофические лавины на проезде в республике Северная Осетия — Алания.
Как показала практика, эффективность информационного взаимодействия между подразделениями министерств и ведомств, работающих в области мониторинга и прогнозирования источников чрезвычайных ситуаций, становится наиболее актуальной при возникновении чрезвычайной ситуации федерального уровня, аналогичной сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) в период прохождения весеннего половодья в мае 2001 г.
На основе комплексного анализа информации, полученной от Росгидромета, Министерства природных ресурсов России, региональных центров МЧС России и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) субъектов Российской Федерации, Центром «Антистихия» в марте-апреле 2001 г. были сделаны долгосрочные прогнозы о высокой вероятности развития чрезвычайных ситуаций федерального уровня, обусловленных прохождением половодий в ряде регионов, прежде всего в Республике Саха (Якутия).
При этом было отмечено, что механизм аномального развития наводнений на территории республики будет явлением затора, поскольку сложились редкие по частоте и параметрам условия для образования заторов. Повторяемость складывающейся ситуации оценивалась на уровне один случай в 50-70 лет.
1.4. Информационное обеспечение чрезвычайных ситуаций
Основу системы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при решении текущих задач составляют органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (органы управления по делам ГОЧС) МЧС России: центральный аппарат Министерства, региональные центры (РЦ) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также республиканские, краевые, областные, городские и районные органы управления по делам ГОЧС1.
Для непосредственного управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций на базе органов гражданской защиты и управления чрезвычайными ситуациями создаются внештатные органы управления — оперативные отделения и группы.
Управление силами и средствами по ликвидации естественного и искусственного осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям республик, краев, областей, городов и районов с мест постоянной дислокации или с мобильных пунктов управления.
Для современного этапа развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов этого развития в направлении от задач экстренного реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения последствий природных и техногенных приоритеты нашли свое отражение в федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098.
Постоянным органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и реализует мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на федеральном и региональном уровнях.
В 2001 г. МЧС России осуществляло оперативное информирование общественности и средств массовой информации о возникающих чрезвычайных ситуациях, а также по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации аварий и катастроф, преодоления их последствий, защиты жизни и здоровья людей, проведения работ особого назначения1.
В средствах массовой информации регулярно публиковались информационные материалы МЧС России по основным темам его деятельности, в том числе по реформе министерства, также была организована работа журналистов непосредственно в зонах чрезвычайных ситуаций.
Важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения процессов управления РСЧС является их автоматизация. С этой целью создается и разрабатывается автоматизированная информационно-управляющая система АИИС РСЧС, которая должна максимально полно удовлетворять современным требованиям.
Глава 2. Подготовка органов управления в природных и техногенных ситуациях
Особенности управления чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Закон определяет полномочия государственных и местных органов власти по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная их направленность — предупреждение таких ситуаций.
Непосредственное государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются неотъемлемой частью их компетенции и выполняются в нормальных условиях. По отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т. д1.
В экстренных ситуациях выполняются спасательные и другие неотложные работы.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) — МЧС России – является специальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Он образует территориальные органы соответствующего подчиненного профиля.
Закон также определяет права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Особенности управления определяются именно аварийными ситуациями и необходимостью их устранения.
Таким образом, при возникновении чрезвычайных ситуаций Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным законом, может ввести чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее населенных пунктах. Он может принимать решение об участии Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной помощи населению, в результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов, можно подразделить на две группы:
- а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. В целом они ориентированы на решение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.
В 2004 году Федеральным агентством и жилищно-коммунальному хозяйству были разработаны организационно-методические указания по подготовке органов управления сил и средств функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального агентства по и жилищно-коммунальному хозяйству на 2005 год.
Главной задачей по подготовке органов управления, сил и средств функциональной подсистемы РСЧС Федерального агентства по и жилищно-коммунальному хозяйству на 2005 год является совершенствование их навыков и умений по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, действенному осуществлению государственного пожарного надзора, повышению уровня защищенности критически важных для государства объектов инфраструктуры и населения.
Руководители подведомственных организаций, подразделений центрального аппарата Агентства, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организовывают подготовку органов управления, сил и средств РСЧС в 2005 году основным направлениям:
- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – обеспечение эффективной работы и повседневной готовности функциональных подсистем и звеньев РСЧС, их органов управления, сил и средств в решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации тушения пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе соблюдения норм законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, принципов сотрудничества и невмешательства в исключительную компетенцию друг друга при осуществлении совместной деятельности;
— в области обеспечения пожарной безопасности – реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в городах и населенных пунктах, совершенствование технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики1.
Основные усилия по обеспечению реализации указанных основных направлений подготовки в 2005 году сосредотачиваются на:
- совершенствовании ведомственной правовой и методической базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечении в подведомственных организациях, независимо от организационно-правовых форм собственности, дальнейшей реализации положений федеральных законов от 21 декабря 1994 г.
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
— совершенствовании подготовки (переподготовки) вновь назначенных председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, их заместителей, а также работников, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для реализации главной задачи:
- в функциональных подсистемах подведомственных Агентству, отраслевых и объектовых звеньях РСЧС при изменении организационно-штатной форм собственности подведомственных организаций, обеспечивается сохранение управленческого аппарата должностей работников, специально уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в качестве постоянно действующих органов управления подсистемы (звеньев) РСЧС;
- подготовка руководителей и специалистов органов управления функциональных подсистем и звеньев РСЧС, аварийно-спасательных формирований организовывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также программами обучения, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации;
- обеспечивается реализация мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения в соответствии с решениями совместного заседания совета безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол № 4 от 13 ноября 2003 г.), а также федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098;
- упорядочивается информационное обеспечение в подведомственных организациях в соответствии с приказами Минпромэнерго России от 2 сентября 2004 г. № 89 «Об организации работы по сбору и обмену оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Минпромэнерго России, в подведомственных федеральных агентствах и организациях, находящихся в их ведении» и Федерального агентства по и жилищно-коммунальному хозяйству от 22 октября 2004 года № 134 «О предоставлении в Минпромэнерго России оперативной и текущей информации о чрезвычайных ситуациях на объектах жизнеобеспечения населения»;
- обеспечивается своевременное представление информации в вышестоящие органы управления функциональной подсистемы РСЧС Агентства о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, принятых мерах по ликвидации их последствий;
- повышается уровень готовности центрального диспетчерского отдела Агентства, дежурно-диспетчерских и иных служб отраслевых подсистем и звеньев функциональной подсистемы РСЧС Агентства, обеспечиваются их рабочие места современной техникой и аппаратурой для сбора, обработки и передачи информации;
- в функциональных подсистемах Агентства продолжается работа по созданию локальных систем оповещения персонала и населения в районах размещения потенциально опасных объектов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р;
- подготовка специалистов органов управления РСЧС всех уровней обеспечивается по вопросам создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. С этой целью активизируется работа по накоплению материальных и финансовых ресурсов в указанных резервах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- в подведомственных организациях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г.
№ 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол № 4 от 18 декабря 1997 г.), создаются аттестационные комиссии и активизируется их работа по аттестации аварийно-спасательных служб, формирований и спасателей. Обеспечивается укомплектованность сил постоянной готовности функциональных подсистем подведомственных организаций личным составом, техникой, материально-техническими средствами (специальной аппаратурой);
- продолжается наращивание усилий по поддержанию аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями и чрезвычайными ситуациями на потенциально опасных объектах отраслей промышленности, ликвидации последствий террористических актов;
- полнее используется потенциал научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на решение проблем защиты производственного персонала, прогнозирования, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
— надзорная и контрольная деятельность за работой подведомственных организаций организовывается в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Методическими рекомендациями по проверке деятельности функциональных подсистем федеральных агентств Минпромэнерго России, утвержденными заместителем Реусом (письмо от 28 июня 2004 г. № АР-524).
При проведении проверок функциональных подсистем подведомственных организаций практикуется одновременная проверка и оказание методической помощи одному или двум объектам, находящимся в их ведении1.
Основной задачей руководителей подведомственных организаций по оперативной подготовке на 2005 год является повышение готовности органов управления и войск РСЧС к действию и выполнению заданий в соответствии с планом. Основными формами обучения для них определяются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, проводятся с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Главные цели проводимых мероприятий:
- совершенствование знаний, практических навыков руководителей и специалистов в принятии решений и планировании действий сил и средств;
- оценка реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- отработка вопросов взаимодействия в работе органов управления и сил различных уровней2.
При проведении оперативной подготовки студенты получают самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценка ситуации и разработка решений осуществляется на основе оперативных расчетов с обязательным использованием автоматизированных систем управления, моделей и методов решения оперативных задач.
Тематика командно-штабных, тактико-специальных (специальных) учений, командно-штабных (штабных) тренировок определяется с учетом вида и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций, прогнозируемых на соответствующей территории. Кроме того, на соответствующих территориях, которым присущи чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, предусматривается по согласованию в установленном порядке с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отработка вопросов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов1.
Подготовка председателей, заместителей председателей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности подведомственных организаций планируется и проводится на учебно-методических сборах и семинарах в соответствии с планом основных мероприятий Федерального агентства по и жилищно-коммунальному хозяйству по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год.
Подготовка аварийно-спасательных формирований проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и программами обучения.
Практические занятия считаются основой для обучения аварийно-спасательных формирований, с особым вниманием к приобретению и совершенствованию навыков реагирования на чрезвычайные ситуации, соблюдению мер безопасности и способности оказывать самостоятельную и взаимную помощь.
Центральной ведомственной, отраслевым и объектовым аттестационным комиссиям при аттестации аварийно-спасательных формирований следует особое внимание обращать на знание правил, норм