Обучение речевому этикету на х русского языка в начальной школе

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Студент:

Овчинникова Екатерина Андреевна

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

группа № 103

Руководитель:

Кузина Ольга Евгеньевна,

преподаватель высшей категории

2019

В настоящее время проблема формирования правильного языка у детей школьного возраста стала очень актуальной. Это связано с тем, что представление о нормах русского языка и правилах языка на уроках русского языка в начальной школе изменилось, что подтверждается нормативными документами системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве личностных результатов определяет «доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение», а в качестве метапредметных результатов — « осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации» . Сегодня каждому школьнику важно знать нормы русского языка и, следовательно, формировать собственную речь, изучая ее. В Толковом словаре С. И. Ожегова понятие «речь» определено как «способность говорить, говорение». Речь младших школьников недостаточно сформирована, поэтому важной задачей учителя является формирование правильной речи у младших школьников. Одним из результатов предметной области «Филология» является «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета».

Речевой этикет —

Вопросам речевого этикета посвящены труды многих современных лингвистов, методистов (А.А. Акишиной, Б.В. Бушелевой, В.Г. Костомарова, Л.II. Крысина, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик, Н.И. Формановской и других).

4 стр., 1675 слов

Этические составляющие речи учителя

... общения в соответствии с целями и содержанием речи”. В русском языке решающее значение для повышения культуры речи имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности и нормы выделяются в соответствии ... проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от ...

Исследователи отмечают, что, изучая правила этикета, учащийся усваивает часть опыта социального языка людей, овладевает культурными и языковыми стандартами, характерными для среды проживания. Внедрение словесных формул речевого этикета в систему речевого взаимодействия ребенка с окружающими способствует формированию комфортного, эмоционально заряженного, положительно заряженного коммуникативного поля, оказывает безоговорочно положительное влияние на духовный мир ребенка.

необходимо развивать голосовой этикет у студентов по всем учебным предметам. Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных предметов в обучении младших школьников. С помощью определенных методов и приемов учитель может показать ученикам, насколько важно знать нормы русского языка и как правильно использовать голосовую метку в своей жизни.

Таким образом, тема курсовой работы:

Объект исследования: процесс обучения речевому этикету

Предмет исследования: методы, приемы обучения речевому этикету на уроках русского языка

Цель: теоретическая демонстрация методики и приемов обучения голосовому этикету на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

  1. Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме курсовой работы.

  2. Раскрыть понятие речевого этикета.

  3. Описать наиболее эффективные приемы, методы и формы обучения голосовому этикету.

Методы исследования : теоретические (анализ, синтез, сравнение).

Человеческая деятельность невозможна без слов, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку передавать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. В науке существует большое количество определений понятия «речь».

Так, в Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой понятие речь — «способность выражать мысль словами; умение говорить». В Толковом словаре В.И. Даля это же понятие имеет другое определение речь — «способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа». Речь в Педагогическом энциклопедическом словаре означает: «форма общения (коммуникации) людей посредством языка», а в Психологическом словаре речь — это акт коммуникации, общения с партнерами.

11 стр., 5161 слов

Невербальное общение и его роль в профессиональной деятельности

... языка. Невербальное общение - общение без помощи слов - часто происходит бессознательно, спонтанно. Обычно мы вполне сознательно формулируем свои мысли в виде слов, в ... том, в какой степени способность к жестовому языку является врожденной, как быстро она развивается в то ... нос. Люди, как правило, успешно осваивают невербальную речь в естественных условиях посредством наблюдения, копирования, ...

Во всех словарях «речь» рассматривается, как способность говорить, только В.И. Даль в свою очередь добавляет к этому способность выражать свои мысли.

Итак, сравнивая словари, можно сделать вывод, что речь — это способность говорить языком, выражая свои мысли.

Выделяют функции речи:

  1. Информационная (передача информации).

  2. Контактная (организация взаимодействия между людьми).

  3. Функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению).

  4. Функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием).

  5. Функция контроля (контроль организации собственной деятельности).

  6. Сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо) 20.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка» 17, с.7. Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется, «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)» 10.

Для ребёнка хорошая речь — это залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитым языком часто оказываются неуспевающими по разным предметам. В связи с этим перед школой стоят следующие задачи:

  • усвоение литературной языковой нормы;

  • усвоение навыков письма и чтения;

  • совершенствование культуры речи.

Совершенствование речевой деятельности учащихся предполагает формирование четырех обобщенных умений:

  1. Чтобы ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавая коммуникативную задачу.

  2. Планировать содержание сообщения.

  3. Формулировать собственные мысли и понимать чужие.

  4. Чтобы контролировать свою речь, восприятие вашего партнера, а также понимание его речи.

    21 стр., 10150 слов

    Основные требования русского речевого этикета кратко. Русский ...

    ... пр.); Формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя). Речевой этикет реализуется как в особенностях речи в целом, так и в ... Очень приятно познакомиться!). Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения, а также ...

Для решения указанных задач нужна правильная работа по развитию речи. В такой работе выделяются следующие уровни:

Произносительный уровень. Работа на этом уровне проходит по трем направлениям: работа над техникой речи (работа над дыханием, дикцией); организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка; совершенствование интонационных умений учащихся;

Лексический уровень (работа над словом), которая проводится в четырех направлениях:

  1. Обогащение словаря (усвоение новых слов и усвоение новых значений слов уже имеющихся в словарном запасе).

  2. Уточнение словаря (наполнение содержанием тех слов, которые усвоены, не вполне точно, усвоение лексической сочетаемости слов).

  3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь.

  4. Устранение нелитературных слов, т.е. перевод их из активного словаря в пассивный.

Грамматический уровень (синтаксическая работа, то есть работа над словосочетанием и предложением).

На этом уровне первое место занимает механизм построения синтаксических конструкций. Дети должны научиться быстро и правильно строить различные конструкции и связывать их друг с другом в тексте.

Уровень текста (работа над связной речью).

Связный текст понимается как некоторая последовательность предложений, связанных между собой по смыслу друг с другом 8, с.7.

При развитии речи учащихся необходимо соблюдать четко определенные речевые требования. Требования к речи учащихся:

  1. Содержательность речи.

  2. Логичность речи.

  3. Точность речи.

  4. Богатство языковых средств.

  5. Ясность речи.

  6. Выразительность речи.

  7. Правильность речи 3, с.289.

Работа по развитию речи должна проводиться систематически, регулярно. Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:

  • последовательностью упражнений;

  • перспективностью упражнений;

    6 стр., 2827 слов

    Этикет делового общения. Основные требования к этикету делового общения

    ... правил корпоративного этикета и этики корпоративного общения - залог успеха в бизнесе. Другими словами, соблюдение правил делового этикета и деловой этики - один из важнейших элементов вашего профессионализма. Целью работы ... метка подразумевает знание и использование фраз, которые нравятся собеседнику. Это речевые знаки поглаживания и расположения. К поглаживающим относятся, например, такие: « ...

  • разнообразием упражнений;

  • их взаимосвязью 3, с.289.

Работа по развитию речи проводится как в системе специальных уроков по развитию речи (уроки изложения, сочинения, редактирования), так и на каждом уроке русского языка при изучении орфографического и грамматического материала. Кроме того, работа по развитию языка — это уроки чтения и литературы, урок окружающего мира, уроки математики и другие.

Поэтому развитая речь для ученика — это средство к успешному обучению, так как речь — показатель образованности ученика. Чем лучше речь младшего школьника, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познания окружающей действительности.

Слово

Этикет (франц.

В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.

Речевой этикет —

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:

  1. Начало разговора (приветствие / знакомство).

  2. Основная часть, беседа.

  3. Заключительная часть разговора.

Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями формулами речевого этикета . Эти формулы существуют на готовом языке и предусмотрены на все случаи жизни.

К формулам речевого этикета

С запада пришли к нам приветствия:

К сфере речевого этикета относятся

В узком смысле слова

На уровне лексики и фразеологии:

На грамматическом уровне:

На стилистическом уровне:

На интонационном уровне:

На уровне орфоэпии:

На организационно-коммуникативном

Формулы речевого этикета

В новой коммуникативной ситуации стало необходимо формировать у студентов культуру вербального общения, включая базовые коммуникативные навыки.

К базовым коммуникативным умениям, по мнению ученых, относятся умения, отражающие содержательную суть общения в типичных этикетных ситуациях: приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности, совета и т.д. [1, с.4]. Овладение этими навыками, составляющими основу голосового этикета, позволяет человеку чувствовать себя увереннее, не чувствовать дискомфорт в различных ситуациях общения. Речевой этикет помогает проявлять доброжелательность по отношению к собеседнику 18, с.159. Незнание правил этикета речевого общения усложняет процесс общения. Не случайно, по мнению Н. И. Формановской и Т. А. Ладыженской, именно знания речевого этикета являются фундаментом, основой для дальнейшего формирования речевой культуры младших школьников [7].

7 стр., 3219 слов

Речевой этикет в деловом общении

... Речевой этикет - это совокупность всех средств речевого этикета и правил их использования в определенных ситуациях. В разных сферах жизнедеятельности человека средства этикета ... принципа вежливости, - это принцип соответствия ситуации речи. Обстановка общения (официальная / неофициальная) и фактор адресата ... принято здороваться со всеми присутствующими. Слово этикет (от французского etiquette – ярлык, ...

На данный момент у современных школьников наблюдается несоблюдение норм языкового поведения. Низкий уровень культуры языкового поведения также приводит к снижению общей культуры ребенка.

В целом ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников, можно поделить на следующие:

  1. Отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (например, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения).

  2. Неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации (ученик утром говорит учителю: «Здрасьте!» и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»).

  3. Применение слов, имеющих грубую и негативную окраску (употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»).

  4. Неверно выбранная интонация (Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул, часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции) 6, с.7.

Таким образом, знание норм этикета является не только делом огромной важности, но и эффективным способом развития как коммуникативных навыков учеников начальной школы, так и психики в целом. Обучение младших школьников основам этикета предполагает ознакомление их с этическими знаниями на основе примеров, построенных по принципу «делай, как я», а также последующее практическое развитие приобретенных навыков.

Для определения системы работы по обучению речевому этикету у младших школьников обратимся к анализу Примерной программы по русскому языку и анализу языкового материала, представленного в учебниках русского языка 1-4 классов УМК «Школа России», авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Материал по речевому этикету включен в программу по русскому языку в разделах «Виды речевой деятельности»:

Говорение.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового

9 стр., 4218 слов

«Современная речевая ситуация»

... изменились речевая практика говорящих на русском языке, состав слов в отдельных областях словаря, стилистические свойства некоторых слов и оборотов речи. Рассмотрим современную языковую ситуацию в ... культуры речи, игнорированию правил языкового этикета, проявлениям грубости и пошлости в общении и поведении. - Свобода слова стала наиболее заметной политической реальностью в современном российском ...

общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации»

[11, с.35].

Развитие речи.

У учеников начальной школы выработается отношение к правильной устной и письменной речи как к показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств, что в конечном итоге послужит для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов» 11, с.37.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  1. Оцените правильность выбора языковых средств устного общения на уроках, в школе, дома, с друзьями и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста.

  2. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

  3. Выскажите свое мнение, аргументируйте его с учетом ситуации общения.

Выпускник получит возможность научиться: соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды, и способы связи) 11, с.38.

В школьных учебниках представлен материал по речевому этикету.

Так, в учебнике для первого класса предлагаются следующие упражнения:

Стр. 25 Упражнение 13. Прочитай.

— Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день. А. Цветов

Назови слова-приветствия. Запиши их. А какие слова-прощания ты знаешь? Назови их

Стр. 25 Упражнение 14. Прочитай слова.

Спасибо, благодарю. Пожалуйста, будьте добры.

Почему эти слова называют «вежливыми»? В каких случаях их употребляют в речи? Какие еще «вежливые слова» тебе известны? Разыграйте сценку: для этого обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу 12, с.25. Задание этого упражнения предполагает, что учащиеся знают определение «вежливых» слов, их запас и применение в повседневной жизни, а также умение правильно сформулировать свою речь при обращении к другу. Считаем, что преподавателю придется разнообразить характер задания. Например, проанализировать эти выражения, чтобы выяснить, для какой коммуникативной ситуации они характерны.

12 стр., 5755 слов

Русский речевой этикет и его отражение в пословицах и поговорках

... силу неписаных законов. «Фольклорным правилам речевого этикета», на материале пословиц и ... речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или оскорбительного слова: ... ситуации с учетом возраста, пола, официального и социального статуса партнера по общению. Эти факторы определяют степень официальности общения, выбор этикетных формул, круг подходящих для обсуждения тем. ...

Анализ учебников для второго класса (в двух частях) показал, что в них не содержится достаточного количества материала, указано лишь два упражнения:

Стр. 55. Упражнение 72. Прочитайте.

Здравствуйте, чистый, храбрый, вчера, весна, хвалить, радость.

Найдите в словаре антонимы к этим словам. Запишите слова парами. Это задание дается на умение учащимися работать со словарем антонимов 13, с.72. Учитель может разнообразить упражнение, добавив больше слов, связанных с речевым этикетом.

Стр. 68. Упражнение 102. Прочитай диалог выразительно.

— Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?

— Все в порядке! Все жужжу!

Извините, я спешу! М. Дружинина

Разговор вежливый? Почему? Найдите в диалоге синоним оправдания. Когда употребляют в речи эти слова? 13, с.102. Данное задание способствует усвоению слов вежливого обращения. Однако выполнения двух упражнений на втором году обучения недостаточно для развития необходимых навыков в области голосового этикета.

В учебниках для третьего класса, предусматривающих традиционную систему обучения, есть только одно упражнение, способствующее усвоению формул этикета речи.

Стр. 8. Упражнение 7. Прочитайте.

— Добрый день, Маша! —

— Здравствуй, Таня! —

На каком языке общаются дети? Удалось ли вам прочитать второй диалог? Почему? 14, с.8. На наш взгляд, уместно также сказать, что голосовая метка используется не только на русском языке, но и на языке других стран. Сказать о том, что слова «Добрый день», «Здравствуй», « Good day » и « Hello » — этикетная формула приветствия.

В учебниках для четвертого класса также найдено упражнение по отработке навыков использования формул вокального этикета разных жанров.

Стр. 7. Упражнение 3. Прочитайте.

Здравствуйте! Спасибо. Доброй ночи! Пожалуйста. Извините, пожалуйста. До свидания! Простите, пожалуйста. До встречи! Спокойной ночи! Добрый день! Извините, я виноват. Всего хорошего! Прощайте! Благодарю вас!

Почему эти слова иногда называют «волшебными словами» русской речи? Зачем они так нужны? Напишите слова в таком порядке: приветствия, приветствия, благодарности, извинения. Такое задание содержит формулы речевого этикета, педагог может обратить внимание детей на то, когда эти формулы речевого этикета можно использовать, а когда они не подходят. 15, с.7.

16 стр., 7832 слов

Диплом «Развитие творческих способностей младших школьников ...

... категории «творческие способности»; требования Стандарта к организации внеурочной деятельности младших школьников; эффективные формы внеурочной деятельности, способствующие развитию творческих способностей младших школьников; разработать систему занятий кружка и апробировать ее на формирующем этапе опытно-педагогической работы. При написании работы использовались следующие ...

Анализ характера заданий к упражнениям по программе

Поэтому многие формулы речевого этикета могут остаться в кратковременной памяти учащихся, и предполагается, что учащиеся не будут готовы воспроизводить формулы метки в своей речи в зависимости от конкретной ситуации.

В плане развития речевого этикета младший школьный возраст является наиболее сензитивным (высокая индивидуальная чувствительность), т.к. дети 6-10 лет отличаются особой восприимчивостью ко всему, что их окружает, поэтому они легко запоминают любые модели поведении. Поэтому эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления и его особенности должны преобладать как методы обучения «азбуке нравственности» детей дошкольного и младшего возраста».

Цель обучения речевому этикету

Задачи обучения речевому этикету:

  1. Формирование коммуникативной грамотности учащихся в области речевого этикета, что предполагает знание предназначения, норм и функций речевого этикета; а также понимание причин конфликтов, возникающих в ситуациях учебного и бытового общения.

  2. Формирование умения осмысливать свою коммуникативную практику (анализировать собственное речевое поведение и поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи).

  3. Формирование навыка ответственного языкового поведения, его коррекция.

  4. Обучение эффективному использованию речевого этикета в различных ситуациях общения 4, с.22 .

Основные направления обучения младших школьников речевому этикету

первое направление

второе направление

Первые уроки по формированию знаний речевого этикета у детей должны строиться на соединении элементов детской памяти, на четкости. Во-первых, вам нужно заставить учащихся задуматься о том, как они поступают правильно в той или иной ситуации.

Затем следует постепенно переходить к расширению эмоционального и интеллектуального знакомства ребенка с миром этических норм бытия, постепенному накоплению опыта нравственных отношений с окружающими 9, с.2. Как и любая наука, занятия по знакомству с этикетом должны быть рассчитаны на длительный период: сначала усвоение уже понятных и принятых норм, а затем уже, по мере взросления детей, — построение этически выверенного поведения на базе усвоенного личностного опыта. На этом этапе важна активная личная позиция ребенка: он должен уметь объяснять, объяснять, обсуждать и приходить к нужному правильному выводу.

Как и многие другие правила, установленные людьми, ребенок усваивает языковые нормы в основном на практике. Ученые-методисты предлагают различные методы и формы, которые, по их мнению, эффективны при обучении младших школьников языковому этикету.

Практика речевого этикета может происходить в процессе различных языковых ситуаций.

Голосовая ситуация — ситуация, при которой осуществляется голосовое взаимодействие между коммуникаторами. Любая речевая ситуация обладает рядом параметров:

  • партнеры по общению — адресант (отправитель, субъект речи) и адресат (получатель);

  • референтная ситуация, представляющая собой фрагмент объективной действительности, с которым соотнесено референциальное содержание высказывания;

  • деятельностная ситуация, в рамках которой происходит речевое взаимодействие;

  • предметно-ситуативный фон, т.е. место и время общения, всё то, что происходит вокруг, присутствующие при общении люди, социальная, политическая и историко-культурная ситуация;

  • канал связи, который может быть акустическим или визуальным, предполагающим наличие или отсутствие непосредственного контакта между коммуникантами 5, с.25.

Выбор формы разговора будет зависеть от конкретной ситуации выступления.

В работе с младшими школьниками могут быть использованы такие речевые ситуации как разговор матери и сына по поводу его поведения в школе, разговор продавца с покупателем, ученика с учителем и т. д.

При обучении младших школьников голосовому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приемов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни 2, с.9.

Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:

  • вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя;

  • друзья пригласили пойти в кино ли, но вы не можете пойти;

  • вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?

Еще одной формой работы по обучению речевому этикету младших школьников может стать беседа «19.

Такая форма работы необходима в формировании у младших школьников культуры речевого поведения. С помощью беседы учитель может узнать, какие знания у учеников есть по конкретной теме, а также узнать точку зрения учеников, сформировать умение конструировать голосовое выражение и подготовить детей к изучению темы.

Например, в начале урока учитель может поговорить о важности образования в жизни человека.

Обучение речевому этикету может проходить и в игровой форме, например в ходе ролевых игр. В таких играх можно отработать тактику поведения человека в определенной воображаемой ситуации. Для проведения такой игры необходимо разработать игровую модель ситуации, а также распределить роли между учениками.

Например, детям раздают карточки с разным поведением в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта ситуация воспроизводится несколько раз, и ученики выбирают наиболее подходящие поведение и речь участников игры, обосновывая выбранный вариант.

Содержание карточек может быть таким:

  1. «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть».

  2. «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа».

  3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте».

  4. «Ребята, приходите, завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать» 19.

Другой формой организации обучения голосовой этикетке может быть обучающее обсуждение. Под словом «обсуждение» понимается открытое обсуждение любого спорного вопроса. Образовательная дискуссия в учебном процессе используется для общения студентов для решения любой проблемной задачи, спорного вопроса путем диалога с учетом всех мнений участников и достижения согласованной позиции.

Например, в дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кого должно не хватать? Эта проблема вызывает разные точки зрения студентов, которые пытаются спорить. После высказанных точек зрения педагог предлагает правильное решение задачи: тем вежливее прыгнет.

Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление 4, с.22.

Упражнения:

  • на перемене ученик, подбегая учителю, крикнул: «А сколько времени?» Посчитайте, сколько ошибок допустил мальчик;

Ответ

  • ученица на уроке постоянно вертелась, заводила разговоры с окружающими. Воспитатель сделал девочке замечание, попросил прекратить посторонние разговоры. Та сказала: «Пожалуйста, буду молчать». Вежлива ли ученица? 19 .

Третье направление —

  1. Уточнение значения формул (единиц) речевого этикета ( Что означает приветствие « Здравствуйте !»?).

  2. Устранение нелитературных формул речевого этикета (просторечных единиц, жаргонизмов и др.).

  3. Активизацию словарного запаса, перевод формул речевого этикета из пассивного словаря в активный; г) систематизацию словаря «вежливых слов» 9, с.2 .

Упражнения:

Прочтите «вежливые слова», разложите их в две колонки: в первой — слова приветствия, во второй — слова прощания. До свидания , добрый вечер, до скорой встречи, здравствуйте, рад вас видеть, пока, всего хорошего, спокойной ночи, здравия желаю 19 .

Четвертое направление —

Упражнения:

Петя хочет, чтобы старший брат взял его с собой на прогулку в парк. Какая просьба покажется брату самой убедительной? За счет чего получается вежливая просьба? Послушайте три варианта просьбы: а) «Я тоже хочу гулять!»; б) «Саша, я пойду с тобой!»; в) «Саша, возьми меня с собой на прогулку. Я давно не был в парке»;

Дети играли во дворе в футбол. Ваня споткнулся, сильно разбил колено. Какие слова товарищей по команде его поддержат в этой ситуации? Послушайте, что говорили ребята:

  • «Ну и как нам теперь играть? Нас мало!»;

  • «Ваня, тебе больно? Тебе помочь идти?»;

  • «Ваня, ты можешь играть? Посиди, мы без тебя сможем доиграть» 19 .

Эффективным

Широкое распространение получили такие приемы обучения речевому этикету:

  1. Анализ культурных образцов языкового поведения с использованием литературных произведений.

  2. Беседы нравственно-этического характера («Как выразить сочувствие»).

  3. Конкурсы-экспромты («Как поздравить именинницу»).

  4. Решение речевых задач проблемного характера.

  5. Разыгрывание сценок на основе предложенных речевых ситуаций.

  6. Коммуникативно-ролевые игры («В библиотеке», «В театре»).

  7. Ведите «Словарь вежливых слов», построенный по тематическому принципу.

  8. Обучение выявлению и исправлению нарушений речевого этикета.

  9. Обучение этикету телефонного разговора, Интернет-переписки, SMS-сообщений.

  10. Турниры вежливости как форма обобщения, систематизации изученного 10 .

Таким образом, в качестве основных приемов воспитания культуры речевого поведения у младших школьников необходимо использовать те, которые в максимальной степени моделируют близкие им жизненные ситуации, которые помогают детям делать правильный выбор поведенческих принципов и одновременно доказывать правильность своего выбора.

каждому ребенку необходимо создать условия для практической деятельности — это то, что необходимо младшему школьнику для приобретения навыков культуры языкового поведения, закрепления и реализации полученных знаний и умений.

Анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме курсовой работы позволяет сделать следующие выводы.

О

известно, что каждый человек, будучи социальной натурой, не может жить без связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться своими мыслями и чувствами. Основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь. Речь помогает младшему школьнику не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь — залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Поэтому развитие речи ребенка — одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.

Правильная речь — это не только отсутствие каких-то дефектов (невыговаривание звуков, заикание, повтор окончаний слов или фразы и др.).

Это еще и связная, грамотно построенная, обогащенная дополнительными художественными средствами речь. Развивать речь детей — это значит постоянно работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, правильному выбору подходящего слова, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и его успех в усвоении материала по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Анализ программы по русскому языку УМК «Школа России» позволяет увидеть, что на уроках русского языка есть возможность обратить внимание на развитие речи учащихся и, в частности, на культуру речи младших школьников. В практике начального образования формированию речевого этикета не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету. В букварях и даже учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. В методике русского языка существуют интересные методы и приемы, которые необходимо включать в современный урок русского языка: речевые ситуации, беседы, игровые формы, учебные дискуссии, наглядно-иллюстративные материалы, исторические справки о речевом этикете и т.д.

Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи — от аудирования, от умения слушать — и до потребности пользования словарями и справочниками.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы.

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. — 2016. — № 2. — С. 4-9.

  2. Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе / А.А. Бондаренко // Начальная школа. — 2013. — № 1. — С. 9-13.

  3. Григорьева Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева // Молодой ученый. — 2014. — № 14. — С. 289-292.

  4. Зиновьева Т.И. Обучение младших школьников речевому этикету / Т. И. Зиновьева. — Москва: Юрайт, 2007. — 23 с.

  5. Зырянова Е.А. Методика формирования умений речевого этикета младших школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета; ЧГПУ. — Челябинск: ЧГПУ, 2011. — С. 25-28.

  6. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина. — Москва: Академия, 2011. — 256 с.

  7. Ладыженская Н.В. Риторика и обновление школьного образования Электронный ресурс / Н.В. Ладыженская // МПГУ сайт . — URL: (дата обращения: 06.12.2018).

  8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя (Библиотека учителя начальных классов) / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2015. — 176 с.

  9. Никитина Е.Ю. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета / Е.Ю. Никитина // Начальная школа плюс До и После. — 2011. — № 7. — С. 2-5.

  10. Психолого-педагогические и лингвистические основы развития речи Электронный ресурс . — URL: http://elib.kspu.ru/ (дата обращения: 23.01.2019).

  11. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы / [В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2015. — 340 с. Электронный ресурс. — URL: http://olsh2006.ucoz.ru/sait/rabochie_pro/russkij_jazyk_kanakina.pdf (дата обращения: 15.02.2019).

  12. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Школа России / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — 5-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. — 143 с.: ил.

  13. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — 7-е изд. — Москва: Просвещение, 2017. — 143 с.: ил.

  14. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2013. — 159 с.: ил.

  15. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2013. — 160 с.: ил.

  16. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. — М.: Флинта, 2016. — 354-356 с.

  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: от 06.10.2009 г., № 373 / Мин-во образования и науки РФ. — Москва: Просвещение, 2016. — 7 с.

  18. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И. Формановская. — Москва: ИКАР, 2015. — 250 с.

  19. Кирьянова О.Н. Формирование речевого этикета у младших школьников Электронный ресурс / О.Н. Кирьянова: сайт. — URL: https://.ru/index.php/files/formirovanie-rechevogo-etiketa-u-mladshikh-shkolni.html (дата обращения: 18.01.2019).

  20. Язык и речь. Виды и функции речи Электронный ресурс. — URL: https://studfiles.net/preview/5248397/ (дата обращения: 11.12.2018).