Местное самоуправление — это один из важнейших институтов современного общества, призванный регулировать и решать различные социальные, экономические, экологические, политические и пр. вопросы, имеющие место на местном уровне. муниципальный собственность управление
Эффективность и реальность местной автономии определяется, прежде всего, ее материальными и финансовыми ресурсами, которые существуют в муниципалитете и которые в своей совокупности составляют финансовую и экономическую основу местного самоуправления.
В свою очередь экономическую основу органов власти муниципального образования составляют располагающиеся в муниципальной собственности средства местных бюджетов, имущество, а также имущественные права (ст. 49 ФЗ №131).
[1]
Муниципалитеты из-за отсутствия собственных источников дохода теряют жизнеспособность и экономическую свободу, что, в свою очередь, снижает эффективность местного самоуправления. Поэтому муниципалитеты вынуждены принимать необходимые меры, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. В свою очередь, муниципальные активы и собственность являются основой деятельности муниципального образования, а также своего рода инструментом управления платежеспособностью и финансовой стабильностью муниципального образования.
Актуальность темы исследования, Цель исследования
Для достижения поставленной цели в настоящей курсовой работе решались следующие задачи :
- изучить теоретические аспекты понятия муниципальной собственности;
- изучить литературные источники по теме эффективности управления недвижимым имуществом муниципального образования;
- рассмотреть основы управления муниципальным имуществом;
- кратко охарактеризовать систему управления имущественным комплексом муниципального образования на примере города Улан-Удэ;
- проанализировать эффективность управления имущественным комплексом в городе Улан-Удэ;
- предложить мероприятия по совершенствованию управления муниципальным имуществом в городе Улан-Удэ.
Объект исследования, Предмет исследования, Методологическая основа и методы исследования
1. Теоретические основы муниципальной собственности
Система экономических отношений муниципального уровня в рамках национальной экономики, с одной стороны, выступает в качестве подсистемы макроэкономических отношений, а с другой стороны, выполняет роль относительно самостоятельной экономической системы мезоуровня, становясь важнейшим элементом национальной и региональной экономики. В этой связи отметим, что развитие рыночных отношений в Российской Федерации было прямо связано с формированием муниципальной собственности как формы собственности публичной и ее становлением в качестве равноправной, наряду с другими, формы собственности [7, стр 20].
«Государственно-общественный характер управления системой образования»
... категорий участников образовательного процесса. 1.1 Сущность, принципы и функции государственно-общественного управления муниципальным образовательным учреждением Муниципальное управление образованием понимается как организованный и целевой процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов ...
Юридическое закрепление в отечественной правовой практике муниципальная собственность получила в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года, который не придал ей, однако, самостоятельного значения, и она рассматривалась как разновидность государственной собственности, поскольку ст. 52 данного кодекса говорила о «государственной (национализированной и муниципализированной)» собственности. Однако в Конституции СССР, принятой в 1936 году, уже не было упоминания о муниципальной собственности.
Форма муниципальной собственности снова была законодательно закреплена Законом РСФСР n. 443-1 «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.
Отметим, что в мировой практике существует широкое и узкое понимание коммунальной собственности. В широком смысле, характерном для российской практики, оно означает собственность любого муниципального образования, а в узком, который присущ для США и Великобритании, — собственность городов [4].
Можно выделить различные подходы к трактовке сущности муниципальной собственности, в соответствии с которыми она рассматривается:
1) как экономическая категория, выражающая отношения присвоения — отчуждения со стороны домохозяйств, предприятий и органов местной власти как единого целого — территориальной общины;
2) как политическая категория, являющаяся неотъемлемым атрибутом местного самоуправления;
3) как правовая категория, определенная в законодательстве Российской Федерации [19, стр. 55; 7, стр. 16].
С позиций институционального подхода муниципальная собственность имеет дуальную природу, объединяя отдельные признаки государственной и коллективной форм собственности, и является формой общественной собственности, характеризующей отношения между субъектами территориально — локализованной экономической системы в рамках критериев прибыльности, эффективности и общественной полезности [23, стр. 19]. Кроме того, в процессе использования муниципальной собственности преобладает социальная направленность, то есть внимание к развитию социальной инфраструктуры. В этом контексте можно говорить об экономических и социальных функциях муниципальной собственности.
Ключевыми особенностями муниципальной собственности, характеризующими ее сущностную природу, являются:
- прямая связь с интересами местного сообщества;
- воплощение особой совокупности экономических отношений, существующих между индивидом и властью;
- исполнение роли инструмента социальной защиты и поддержки населения муниципального образования.
Муниципальная собственность по своему содержанию является ресурсной базой, позволяющей ей выполнять функции местного самоуправления. В то же время он направлен на обеспечение эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления по решению социальных проблем и оказанию муниципальных услуг.
Объекты муниципальной недвижимости имеют, с одной стороны, целевое назначение, обусловленное направленностью их использования на обеспечение текущего функционирования территориальных образований, а с другой, им присущи многофункциональность и стратегическая направленность управления ими. В одних случаях их использование направлено на получение дохода, в других — цель этого процесса — производить общественные блага необходимого объема и качества.
Муниципальное управление решает вопросы местного значения в соответствии с действующим законодательством
Информация об эффективности дает городским властям возможность контролировать и оценивать работу муниципальных служб.
Оценка эффективности позволяет руководителю муниципальной службы определить направления своих действий, показать, на какие аспекты следует обратить внимание.
Существует определенная система критериев эффективности.
При определении системы критериев эффективности муниципального управления можно выделить следующие типы: экономия, эффективность, качество, удовлетворенность работой, соотношение результатов и затрат, внедрение инноваций.
Охарактеризуем каждый из видов критериев в таблице.
Таблица 2 — Критерии оценки эффективности муниципального управления [23,стр. 20]
Вид эффективности | Качественные измерители | Качественные характеристики |
Социальные | Индикаторы уровня жизни | Качество жизни и социальное самочувствие населения |
Бюджетная | Соотношение доходов и расходов бюджета | Надежность бюджетной обеспеченности |
Экономическая | Соотношение результатов и затрат | Достижение экономических целей |
Экологическая | Соблюдение экологических нормативов (стандартов) | Общая характеристика экологического состояния территории |
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] можно сделать вывод о том, что муниципалитеты в лице органов власти организуют управление муниципальным имуществом в рамках осуществления отдельных государственных полномочий и решения вопросов местного значения. С данной целью они осуществляют техническое обслуживание, контроль целевого использования, охрану, ведение реестров и т. д. Статья 51 105 Ф3 вышеуказанного федерального закона [1] определяет, что территориальные органы власти в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и местными нормативно — правовыми актами самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что муниципалитеты определяют содержание права муниципальной собственности и способы его осуществления, создавая своей властью правила поведения, связанные с реализацией их правомочий (приватизация, передача объектов в постоянное или временное пользование, иные имущественные сделки).
Вывод: Суть муниципальной собственности заключается в том, что это ресурсная база, позволяющая ей выполнять функции местного самоуправления. В то же время он направлен на обеспечение эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления по решению социальных проблем и оказанию муниципальных услуг.
Эффективное управление муниципальным наследием предполагает его участие в хозяйственном и коммерческом обороте, чтобы гарантировать использование и воспроизводство активов с учетом получения максимального социально-экономического эффекта. В рамках процесса реализации данной политики существует множество направлений, от успешности выбора которых зависит возможность скорейшего достижения поставленных управленческих целей при минимизации ресурсных затрат [25, стр. 16].
1.2 Нормативно-правовые основы управления муниципальной собственностью
Имущество является объектом гражданских прав, причем имущественные права являются основополагающими в гражданских правоотношениях, в связи с чем все отношения, касающиеся собственности, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Так как гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации, законодательного регулирования гражданских правоотношений органами государственной власти субъектов РФ не предусмотрено, за исключением прямо установленных федеральными законами случаев, в основном связанных с реализацией правомочий собственника государственной собственности субъекта РФ.
Развивая конституционный принцип разнообразия и равной защиты различных форм собственности, ГК РФ в ч.2 ст. 212 устанавливает субъекты, в чьей собственности может находиться имущество: граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
В Российской Федерации частная, государственная, муниципальная и иная собственность признаются и охраняются в равной степени.
ГК РФ характеризует (ст. 215 ГК РФ) муниципальную собственность как собственность городских, сельских поселений и иных муниципальных образований. Сам термин «муниципальный орган» впервые был введен в современное российское законодательство Гражданским кодексом Российской Федерации для обозначения особых субъектов гражданских правоотношений.
Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления представляет собой ресурсную базу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав строительного комплекса муниципалитета, но и его предполагаемое использование.
Как уже упоминалось, Конституция Российской Федерации установила, что частная, государственная, муниципальная и иная собственность в Российской Федерации признаются и охраняются в равной степени. Аналогичное положение закреплено и ГК РФ. Статьи 71-73 Конституции Российской Федерации определяют вопросы ведения, в том числе в области экономических отношений и регулирования имущественных вопросов, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а статьи 130 и 132 вопросов которые решаются через местное самоуправление.
Рассмотрим основные положения законодательства, касающиеся регулирования отношений в сфере муниципальной государственной собственности.
Для отношений, связанных с публичной собственностью, характерно их правовое регулирование, без которого даже грамотное разделение полномочий собственника между органами, действующими от его имени, не будет гарантировать интересы народного образования. Конституцией Российской Федерации установлены основы правового положения муниципальной собственности и владения, пользования, распоряжения ею. Непосредственное законодательное регулирование в сфере имущественных отношений осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Вопросы муниципальной собственности также регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными актами. Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом. Специальный закон по данным вопросам не принят. При этом надо отметить, что соответствующие нормы могут быть включены и в ГК РФ. Перед введением специальных правил по этим вопросам уместно почерпнуть вдохновение из норм действующего гражданского законодательства. «Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, однако реализуются его правомочия органами местного самоуправления. Это требует установления для этих субъектов муниципальными правовыми актами особых правил реализации муниципальным образованием полномочий собственника муниципального имущества». [3, 17]
Так как на основании конституционных норм местное самоуправление в РФ обладает собственной компетенцией и самостоятельностью в ее пределах, а Федеральным законом № 131-ФЗ к компетенции местного самоуправления отнесены формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, организация предоставления и оказание населению большого объема услуг, связанного с жизнеобеспечением, и др., это определяет возможность и необходимость регулирования ряда вопросов, связанных с муниципальной собственностью, финансово-экономическими отношениями, уставами муниципальных образований и правовыми актами органов местного самоуправления. Это регулирование осуществляется в пределах, установленных законодательством и обеспечивающих автономию населения и органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения.
Следует еще раз подчеркнуть, что субъекты Российской Федерации не осуществляют правовое регулирование гражданско-правовых отношений, в том числе вопросов, касающихся муниципальной собственности. «Таким образом, правовую основу муниципальной собственности составляют федеральные правовые акты и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью». [4, 125]
По отдельным имущественным объектам в соответствии с федеральными законами решение об их включении в состав муниципальной собственности конкретного муниципального образования или исключении из состава муниципальной собственности данного муниципального образования (разграничение имущества между муниципальными образованиями и перераспределение имущества между субъектом РФ и муниципальным образованием) принимается органами государственной власти субъекта РФ. Законодательство субъекта Российской Федерации о порядке подготовки и принятия таких решений и сами решения также относятся к правовым основам муниципальной собственности.
Собственник вправе самостоятельно и добровольно распоряжаться своим имуществом. Сделки с муниципальным имуществом совершаются на основании договора. Положения заключенного договора являются обязательными для сторон и определяют в ряде случаев не только судьбу вещи, но также правомочия и обязательства сторон в отношении имущества, т. е. также формируют правовые основы муниципальной собственности. Однако органам местного самоуправления при совершении сделок с муниципальным имуществом необходимо учитывать ограничения, установленные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Муниципальные образования в соответствии со статьями 130, 132 Конституции РФ самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею. В развитие конституционных норм и норм гражданского законодательства Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований; подтверждено право муниципального образования передавать муниципальное имущество во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов, в том числе условия использования земель, получать доходы в местный бюджет от использования и приватизации муниципального имущества, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать муниципальным имуществом в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Законодательство о местном самоуправлении определяет вопросы местного значения каждого типа муниципальных образований, за исключением внутригородских территорий городов федерального значения, часть полномочий органов местного самоуправления, включая исключительные, устанавливает требования к муниципальным правовым актам. Гражданское законодательство не только прямо регулирует ряд общественных отношений в сфере муниципального имущества, но также определяет направления и пределы правового регулирования владения, использования, распоряжения, управления муниципальным имуществом посредством муниципальных правовых актов. На основе этих законов в муниципальном образовании должна формироваться система муниципальных правовых актов, в том числе по регулированию вопросов, связанных с реализацией прав муниципальной собственности.
Основным законодательным актом, который вместе с решениями референдума имеет наибольшую юридическую силу в системе муниципальных правовых актов, является Устав муниципального образования. Уставом муниципального образования в сфере осуществления правомочий муниципального собственника регулируются:
- полномочия органов местного самоуправления, необходимые для решения вопросов местного значения;
- разграничение полномочий собственника между органами местного самоуправления;
- формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов муниципальной собственности;
- органы, участвующие в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования и их полномочия;
- порядок определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утверждения их уставов;
- порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных организаций;
- порядок отчетов руководителей муниципальных организаций;
- порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок контроля за его исполнением;
- случаи и порядок дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий.
Помимо Устава муниципалитета, вопросы муниципальной государственной собственности регулируются также муниципальным законодательством. Таким образом, в муниципальных правовых актах должны быть определены:
- порядок пользования, распоряжения и владения муниципальной собственностью. Включая, необходимость урегулирования вопросов об охране и управлении муниципальным имуществом, о ведении реестра объектов муниципальной собственности, о программе статистических наблюдений за муниципальным имуществом, о залоге, о передаче в пользование, аренде муниципального имущества, о контроле использования, о внесении имущества в уставный фонд, о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, о назначении руководителей организаций, о порядке определения состава закрепляемого за организацией имущества, об условиях контракта с руководителями, о представлении интересов собственника в организациях с участием муниципального образования, о перечне, порядке создания и назначении фондов муниципальных учреждений и унитарных предприятий и т. п.;
- регламент деятельности органов местного самоуправления, реализовывающих правомочия собственника;
- порядок и условия приватизации муниципального имущества;
- регламенты исполнения органами местного самоуправления функций и оказания услуг, связанных с пользованием, владением, управлением, распоряжением муниципальной собственностью;
- порядок содержания и использования муниципального жилищного фонда;
- порядок использования муниципальных водных объектов, городских лесов;
- порядок охраны и сохранения памятников местного значения;
— — порядок определения, использования имущества, управления имуществом, предназначенным для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Выводы : Названные муниципальные правовые акты кроме прочего должны устанавливать расходные обязательства местного бюджета в отношении объектов муниципальной собственности, муниципальные минимальные стандарты в части формирования и содержания объектов муниципальной собственности, гарантии обеспечения органами местного самоуправления интересов муниципального образования при управлении муниципальной собственностью.
важно урегулировать муниципальными актами порядок страхования муниципального имущества, порядок предоставления льгот и преимуществ пользователям муниципального имущества с учетом необходимости исключения условий недобросовестной конкуренции. Муниципальные акты должны устанавливать для органов местного самоуправления правила заключения договоров от имени муниципалитета и основные условия, которые должны быть включены в договоры при отчуждении муниципальной собственности.
1.3 Особенности эффективности управления муниципальной собственностью
Экономическая основа местного самоуправления — это не только местные деньги, но и муниципальная собственность.
Экономичное управление муниципальной собственностью включает целый ряд актов: нормативных, административных, законодательных, сюда же можно отнести действия властей муниципального образования экономического характера, которые связаны едиными политическими действиями, главная цель которых сбалансировано развить жизнедеятельность местного населения.
Схема управления в рамках управления недвижимым имуществом муниципалитета имеет свои специфические характеристики, которые в основном определяются применением и использованием муниципальной собственности.
Показателем эффективности использования муниципальной собственности является рациональное распределение, обусловленное особенностями расположения микрорайонов и их развития. Это также включает совместимость интересов в использовании рекреационных, природных и экологических ресурсов.
Есть несколько аспектов, с точки зрения которых можно дать компетентную и справедливую оценку того, как собственность, принадлежащая муниципалитету, используется компетентно и эффективно. Основные аспекты: территориальный, экологический, градостроительный.
В первом аспекте его эффективность — это максимально возможная сумма платежей, которые взимаются с земли.
Во втором — это максимально возможное сохранение природных ландшафтов; это также включает стабильность экологической ситуации, которая напрямую влияет на здоровье человека.
В контексте третьего аспекта речь идет о формировании пространственных условий и финансовой основы городского комплекса.
На основе оценки использования недвижимости, которая принадлежит муниципалитету, можно составить планы возможных областей использования недвижимости. Сюда относятся: продажа объектов, их аренда, передача управления, залоги, вклады, уставные капиталы и многое другое).
Другими словами, недвижимость можно сдавать в аренду, использовать в качестве залога или продавать.
Общей основой для составления планов проведения сделок с недвижимым имуществом является определение реальной рыночной стоимости этого имущества.
Главный критерий выбора вариантов — максимально возможный доход от того, как реализованы способы использования недвижимости.
В настоящее время нет официально установленных критериев качества для оценки качества использования муниципальных активов.
Руководствуясь задачами и функциональной направленностью органов местного самоуправления, и распоряжения муниципальным имуществом, его оценку можно дать на базе следующих критериев:
1) эффективность социального характера, которая берет в расчет последствия управления имуществом муниципалитета;
2) эффективность финансового или же денежного характера, которая в обязательном порядке учитывает последствия воплощения и управления недвижимым имуществом;
3) оценка бюджетных поступлений, это дает возможность полностью отследить поступление средств в городской бюджет от тех, кто на данный момент пользуется муниципальной недвижимостью;
4) эффективность экономической составляющей. Изучая эффективность расходов местных властей, можно оценить эффективность использования муниципальных активов.
Критерии, которые предложил А.И. Чернышов, относятся так же к оцениванию работы сотрудников, оцениванию ресурсов информационного характера и технологий[44; с. 1028].
Практический опыт демонстрирует, что грамотное управление недвижимым имуществом, которое признано собственностью муниципалитета, становится возможным только если сосредоточиться на решении нескольких задач и обязательном соблюдении нескольких условий:
нужно законодательно определить показатели и критерии оценки, которые помогают оценить качественность и эффективность от управления недвижимостью, которая признана собственностью муниципалитета.
необходимо внести корректировки в управленческую систему имущества муниципалитета.
необходимо укрепление материального фундамента муниципального образования, посредством приносящего в городской бюджет прибыль недвижимого имущества.
необходимо выделить индикаторы, позволяющие компетентно и объективно оценивать работу местных автономий, направленную на максимальное повышение эффективности управления муниципальным наследием.
К таким показателям можно отнести:
- инвентаризация земель;
- проведение кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами;
- работа с недоимщиками (снижение количества должников, увеличение пополнений в бюджет);
- передача муниципального имущества в пользование (увеличение доходов от использования муниципальной собственности);
- организация и проведение аукционов и конкурсов по продаже имущества (количество мероприятий);
- выполнение мероприятий по муниципальному земельному контролю (количество мероприятий);
- работа с населением;
- использование имущества, находящегося в казне муниципального образования (увеличение доходов от использования муниципального имущества);
- использование имущества, находящегося в оперативном управлении (количество контрольных проверок, увеличение доходов от использования муниципальной собственности);
- имущество унитарных предприятий.
Эти критерии могут использоваться для оценки работы муниципалитета с целью определения приоритетных областей для повышения эффективности управления муниципальной собственностью.
На наш взгляд, для повышения эффективности управления муниципальными зданиями также необходимо совершенствовать систему его учета. Своевременный анализ использования имущества и оценки затрат на владение, распоряжение недвижимым имуществом муниципального образования позволяет выработать более эффективные варианты управления имуществом, а также своевременно определить потребность в ремонтных работах и услугах по сохранению имущества.
Повышению эффективности использования муниципального недвижимого имущества способствует вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов недвижимости, осуществление постоянного контроля над управлением муниципальным имуществом. Контроль может осуществляться по следующим направлениям:
- увеличение доходов местного бюджета от использования муниципального имущества;
- формирование сильной нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью;
- сближение ставок на аренду муниципального недвижимого имущества и рыночных ставок арендной платы;
- обеспечение полной информации о состоянии объектов муниципального имущества.
Бюджетная эффективность организаций, использующих городское имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля муниципалитета, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имущества, принадлежащего муниципалитету.
Касаясь вопроса бюджета муниципального образования, необходимо отметить, что неналоговые доходы приобретают все большее значение для местных бюджетов.
Выводы: Мы полагаем, что самым результативным способом повышения эффективности использования муниципального имущества, находящегося на балансе муниципальных организаций является внедрение конкуренции на рынок муниципальных услуг и стимулирование заинтересованности учреждений в наиболее полном использовании муниципального имущества. Это может быть достигнуто автономизацией муниципальных учреждений, оказывающих услуги на неконкурентных и условно конкурентных рынках, и преобразованием в коммерческие организации учреждений, оказывающих услуги на конкурентных рынках
2. Анализ муниципальной собственности МО ГО «Город Улан-УДЭ» .1 Характеристика муниципального образования городской округ «Улан-Удэ» и его собственности
Город Улан-Удэ был основан в 1666 году и является столицей Республики Бурятии. На 1 января 2016 года население города составило 430,55 тысяч человек. Площадь города составляет 347,6 кв.км, плотность населения — 1238,64 человек на 1 кв. км.
Административно г. Улан-Удэ разделен на три района: Советский, Октябрьский и Железнодорожный.
По состоянию на 01 января 2015г. в городском округе «город Улан-Удэ» действует 4 муниципальных предприятия (МУП «Городские маршруты», МУП «Управление трамвая», МУП «Культурно-спортивный комплекс г. Улан-Удэ», МКП «Городской комбинат школьного питания») и 231 муниципальное учреждение.
Балансовая стоимость имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, составляет 3206,2 млн. руб. Балансовая стоимость имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, составляет 159,4 млн. руб.
Земельный фонд г. Улан-Удэ по состоянию на 1 января 2015 года составляет 37 712 га и имеет следующий состав:
Таблица 2.2 — Характеристика земельного фонда муниципального образования город Улан-Удэ по категориям земель, га
№ | Категория земель | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | Земли сельскохозяйственного использования | 5535 | 5576 | 5593 |
2 | Земли жилой застройки | 3831 | 4142 | 4689 |
3 | Земли общественно-деловой застройки | 2355 | 2547 | 2595 |
4 | Земли общего пользования | 3008 | 3008 | 3008 |
5 | Земли промышленности | 4602 | 4684 | 4702 |
6 | Земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций | 1444 | 1444 | 1444 |
7 | Земли под военными и иными режимными объектами | 3005 | 3005 | 3005 |
8 | Земли лесничеств и лесопарков | 2113 | 2113 | 2113 |
9 | Земли, занятые особо охраняемыми территориями и объектами | 9037 | 9037 | 9037 |
10 | Земли под водными объектами | 1096 | 1096 | 1096 |
11 | Земли, не вовлеченные в градостроительную и иную деятельность | 910 | 910 | 910 |
12 | Земли под объектами иного специального назначения | 150 | 150 | 150 |
Итого | 37086 | 37712 | 38342 |
По формам собственности: в муниципальной и не разграниченной государственной собственности находится порядка 70% от всех земель МО «г.Улан-Удэ», из которых 51% являются землями, ограниченными в обороте (леса, водные объекты, места общего пользования, охранные, шумовые, затопляемые территории).
Таблица 2.3 — Земельный фонд муниципального образования город Улан-Удэ по формам собственности
Формы собственности | Площадь, га / % |
Собственность Российской Федерации | 3 238 га / 9 % |
Собственность Республики Бурятия | 1 109 га / 3 % |
Частная собственность, в пользовании юридических и физических лиц | 6 326,18 га /18,9%, |
Не разграниченные земли | 26051 га/69% |
Собственность МО «г.Улан-Удэ» | 988,0 га / 3% |
Всего земель г.Улан-Удэ, в том числе, ограниченные в обороте | 37 712 га /100 % 19 233 га / 51 % |
Количественные и качественные характеристики земель определенных функциональных зон, входящих в земельный фонд города Улан-Удэ, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие города.
Так, в целях определения пропорционального развития всей системы жизнеобеспечения — жилищного хозяйства, диверсифицированной сферы услуг, инженерной и транспортной инфраструктуры при соблюдении необходимых соотношений между новым строительством всех видов и реконструкцией, решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 №816-82 утвержден градостроительный документ, в котором определены границы и описание функциональных зон населенного пункта — Генеральный план городского округа «город Улан-Удэ». За прошедшие годы были неоднократные изменения границ функциональных зон территории города в сторону увеличения зон жилой застройки за счет земель, занятых городскими лесами. В 2011г. в целях исключения возможности сокращения площади городских лесов были определены границы лесного фонда г. Улан-Удэ, площадь городских лесов составила 8448 га.
По состоянию на 01 января 2015г. муниципальное образование городской округ «город Улан-Удэ» является участником (акционером) в 6 юридических лицах.
В зависимости от степени участия муниципального образования в уставных капиталах, хозяйственные общества могут быть классифицированы следующим образом:
- 100 процентов акций и долей находятся в муниципальной собственности: ООО «Тивиком», ОАО «Водоканал»;
- более 50 процентов: ООО «Издательский дом «Правда Бурятии»;
- от 25 процентов до 50 процентов: ОАО «Улан-Удэ Энерго», ОАО «Городские маршруты»;
- иные юридические лица: РНПФ «Социальная защита» — доля в виде паевого вклада — 1,13%.
Управление имущественным комплексом муниципального образования город Улан-Удэ осуществляет Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ.
Структура Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Структура Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ
В рамках управления процессом формирования имущества одной из основных целей является формирование полноценной и достоверной документально-информационной основы за счет повышения эффективности учета муниципального имущества.
Для достижения заданной цели комитетом решаются следующие задачи:
- обеспечение технической документации на все объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности;
- обеспечение государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости;
- постоянная актуализация реестра муниципального имущества;
— приведение данных Реестра муниципального имущества, в соответствие с требованиями, установленными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011г. №424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».
На основе этого Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ осуществляет:
- регулярное, поэтапное обновление программного комплекса с учетом изменений законодательства;
— планомерное увеличение информации, содержащейся в Реестре муниципального имущества, посредством включения дополнительных сведений об объектах учета (в том числе привязка сканированных копий документов, подтверждающих право собственности, иные вещные права, обязательственные отношения, учредительные документы (в отношении юридических лиц), фотографии объектов и т.д.)
внесение данных о муниципальном имуществе на картографический материал с адресной привязкой в системе АИС ОГД (Автоматизированная система обеспечения градостроительной деятельности).
Контроль за достижением целей и задач управления осуществляется по следующим направлениям:
- разработка Порядка выявления и постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования «городской округ «город Улан-Удэ;
- обеспечение полноты реестра муниципального имущества;
- обеспечение ведение реестра в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011г.
№424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества;
- обеспечение 100% технической паспортизации и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности.
В 2014 г. поступление доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составило 243 491,2 тыс. руб. и увеличилось по сравнению с 2013 г. на 3 101,4 тыс. руб. или на 1,3% (приложение 1).
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим г. Улан-Удэ в прогнозе поступлений доходов на 2015 г. не были предусмотрены.
Фактические поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим г. Улан-Удэ, составили 32,5 тыс. руб. (дивиденды от ООО «Тивиком» — 32,5 тыс. От других хозяйственных обществ доходы в виде дивидендов не поступали).
По сравнению с 2014 годом доходы уменьшились на 228,1 тыс. руб. в связи с уменьшением доходов ОАО «Тивиком» за счет снижения продаж эфирного времени для рекламы.
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, в прогнозе поступлений доходов были запланированы в сумме 142 700 тыс. руб.
Поступления доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, составили 134 824,9 тыс. руб., что на 5 824,9 тыс. руб., или на 4,5%, больше учтенных в уточненном прогнозе. По сравнению с 2014 годом указанные доходы снизились на 18 021,1 тыс. руб., или на 11,8%, что в основном обусловлено поступлением в 2014г. платы за право заключения договора аренды (в 115 микрорайоне г. Улан-Удэ) от ООО «Бест Плюс» в сумме 15045 тыс. руб.
Задолженность по арендной плате за землю по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 126 453,3 тыс. руб., что на 28 521,5 тыс. руб. или на 29,1% больше, чем по состоянию на 01.01.2015 г. Недоимка составляет 15 626,2 тыс. руб.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений), в прогнозе поступлений доходов на 2015 год были запланированы в сумме 20 500 тыс. руб.
Поступления доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений), составили 20 136,0 тыс. руб., что на 1 636 тыс. руб., или на 8,8%, больше учтенных в уточненном прогнозе. По сравнению с 2014 годом объемы доходов уменьшились на 7 943,1 тыс. руб., или на 28,3% в связи с уменьшением количества действующих договоров аренды в результате реализации прогнозного плана приватизации муниципального имущества.
Доходы от аренды имущественных комплексов, движимого имущества в прогнозе поступлений доходов на 2015 год были запланированы в сумме 3 400 тыс. руб.
Поступления доходов от сдачи в аренду имущественных комплексов, движимого имущества составили 6 973,8 тыс. руб., что на 3 573,8 тыс. руб. больше прогнозируемых в связи с заключением новых договоров с МУП «Водоканал». По сравнению с 2014 годом поступления увеличились на 18,1 тыс. руб.
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами, в прогнозе поступлений доходов на 2015 год были запланированы в сумме 631,4 тыс. руб.
Поступления доходов в виде прибыли остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами, составили 526,4 тыс. руб. По сравнению с 2014 годом указанные доходы снизились на 414,8 тыс. руб., или на 44,1%.
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в прогнозе поступлений доходов на 2015 год были запланированы в сумме 22 741 тыс. руб.
Поступления прочих поступлений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), составили 12 110,6 тыс. руб..
По сравнению с 2014 г. указанные доходы уменьшились на 42 298,0 тыс. руб., или в 4,5 раза за счет:
- поступления доходов по договорам на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций на 35 151,9 тыс. руб. меньше, чем в 2014 г. (в связи с возвратом платы в сумме 23,5 млн. руб. по решению суда об аннулировании результатов аукциона, проведенного в ноябре 2014г., увеличением задолженности по плате за установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- поступления доходов за право на заключение договоров о развитии застроенных территорий на 6 504,3 тыс. руб. меньше, чем в 2014 г. в связи с уменьшением площади территорий и стоимости права заключения договоров
При рассмотрении поступлений в бюджет доходов от использования имущества, интерес представляет структура этих поступлений по их видам. Представим данную структуру в таблице 2.4 за 2015 год.
Таблица 2.4 — Структура доходов от использования муниципального имущества, поступивших в бюджет города Улан-Удэ за 2015 год, %
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 100,0 |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям | 0,0 |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам | 0,0 |
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 92,7 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 77,2 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 77,2 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений) | 15,5 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) | 15,5 |
Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий | 0,3 |
Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей | 0,3 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами | 0,3 |
Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 6,9 |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 6,9 |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 6,9 |
В приложении 2 представлены данные по эффективности использования муниципального имущества города Улан-Удэ.
В соответствии с данными приложения 2, можно увидеть, что использование муниципального имущества в целом эффективно, о чем говорит выполнение плановых доходов от использования муниципального имущества на уровне более 100%. Рассматривая динамику эффективности, можно увидеть, что она не постоянна и колеблется в пределах от 101,3% в 2014 году до 106,6 % в 2012 году (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 — Динамика уровня выполнения плановых показателей поступлений доходов от использования муниципального имущества в бюджет муниципального образования «Город Улан-Удэ», %
Из рисунка 2.2 видно, что наибольший уровень выполнения плана по доходам от использования имущества был в 2012 году и составил 106,6%, наименьший — в 2014 году (101,3%), а в 2015 году почти достиг уровня 2012 года (106,0%).
Однако рассматривая динамику суммы доходов, поступивших в местный бюджет от использования муниципального имущества, прослеживается обратная тенденция (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 — Динамика суммы доходов, поступивших в местный бюджет от использования муниципального имущества, тыс.рублей
В 2014 году в местный бюджет города Улан-Удэ поступила максимальная сумма доходов, которая составила 243 491,2 тыс.рублей. В 2015 году сумма сократилась до 174 604,2 тыс.рублей. Таким образом, в 2015 году произошло снижение на 28,3% поступлений от использования муниципальной собственности в местный бюджет города Улан-Удэ.
3. Рекомендации по совершенствованию управления муниципальной собственностью города Улан-Удэ
В сфере управления муниципальной собственностью, кроме проблемы поступления арендной платы, немало и других, которые остро стоят перед органами местного самоуправления города Улан-Удэ. И одна из них, это отсутствие унифицированной системы учета муниципального имущества, вследствие чего не имеется четкого представления об объектах собственности, что не позволяет точно оценить весь налоговый потенциал муниципального района и ведет к его недостаточной финансовой самостоятельности.
Другая проблема, это низкий уровень доходов от использования объектов недвижимости нежилого фонда. Это связано с тем что, его количество невелико, а те объекты, которые можно предложить в аренду требуют капитального ремонта.
Следующая проблема это наличие бесхозяйных объектов недвижимости, которые сформировались по ряду причин: в одних случаях неизвестен собственник объекта; в других собственник известен, но не имеет правоустанавливающих документов; в третьих случаях ранее существовавшие совхозы передавали в собственность граждан паи земельных участков, но в настоящее время этим собственникам бремя уплаты налога непосильно и они отказываются от своих прав на них.
Решение этих и других проблем эффективного управления муниципальной собственностью в современном ее расширительном толковании, включающем понятия результативности и качества управления, можно представить развивающимся по следующим направлениям: направление: создание Единой системы контроля управления муниципальной собственностью.
На сегодняшний день процесс использования муниципального имущества юридически оформлен, однако фактически нормативно-правовая база недееспособна, что расширяет возможности местных властей осуществлять неправомерную сдачу имущества в аренду или приватизацию.
Решить данную проблему способно создание в муниципальном образовании город Улан-Удэ Единой системы контроля (ЕСК), внедрение которой применительно к управлению муниципальной собственностью и позволит достичь две основные цели:
1) обеспечение объективной обратной связи в системе управления муниципальными финансовыми и материальными ресурсами муниципального образования;
2) реализация прав местных жителей и организаций на получение достоверной информации об использовании муниципальных средств и материальных ресурсов муниципального образования. направление: информационно-аналитическое обеспечение управления муниципальной собственностью.
Под информационно-аналитическим обеспечением процесса управления муниципальной собственностью (ИАО МС) понимается информационно-технологический комплекс организационных структур, технических, программных и телекоммуникационных средств, которые функционально закончены и предназначены для проведения мероприятий с целью оперативного сбора, накопления, обработки, обобщения и распространения информации, используемой Администрацией города Улан-Удэ для выработки решений и контроля их выполнения. При этом создание такой системы позволит:
- сформировать банк данных о муниципальной собственности района, включая сведения о финансово-экономическом состоянии и производственных возможностях муниципальных унитарных предприятий;
- давать оперативную информацию заинтересованным лицам, которые принимают решения, не только о состоянии, но и о дальнейшем развитии технологической базы;
- обеспечить в складывающихся финансово-экономических условиях интенсификацию процесса принятия решений;
- улучшить учет муниципального имущества и контроль за выполнением принятых решений и намеченных мероприятий по их реализации.
Причем информационное обслуживание следует разделить на две составляющие: информационную, целью которой должно стать обеспечение сбора, обработки, хранения и выдачи информации, необходимой для выработки решений, и аналитическую, позволяющую решать проблемы, связанные с подготовкой управленческих решений и оценкой последствий их реализации в перспективе.. направление: создание единой системы оценки муниципальной собственности.
В настоящее время все методики для оценки муниципального имущества в муниципальном образовании город Улан-Удэ основаны на затратном подходе, т.е. определении затрат на создание данного вида собственности. Этот подход не соответствует складывающимся в России рыночным условиям хозяйствования, при которых основным фактором формирования стоимости товара на рынке является соотношение спроса и предложения данного товара.
В связи с этим целесообразно внедрить в муниципальном образовании город Улан-Удэ Единую системы оценки муниципальной собственности (ЕСОМС), которая позволит оперативно и адекватно оценивать рыночную и другие виды стоимости (инвестиционную, залоговую) муниципальной собственности. Важным звеном создания ЕСОМС является ее информационно-аналитическое обеспечение, разработка которого позволит снизить трудоемкость оценочной деятельности и повысить достоверность оценки.
Создание информационной части информационно-аналитического обеспечения оценочной деятельности должно начинаться с формирования точечных баз данных индивидуальных экспертов-оценщиков, затем объединение их в «кустовые» базы данных (муниципальные, профессиональных объединений, «смешанные»).
На основе этих баз могут создаваться базы данных регионального уровня.
Естественно, создание информационно-аналитического обеспечения оценочной деятельности потребует значительных финансовых затрат и сроков. Для их снижения, а также в интересах совершенствования управления муниципальной собственностью его целесообразно интегрировать или, по крайней мере, предусмотреть связь с информационно-аналитическим обеспечением системы управления муниципальной собственностью.
Таким образом, перед Администрацией города Улан-Удэ стоит задача обновления и внедрения в систему управления муниципальной собственностью инновационной составляющей, перевода её в режим устойчивого развития с помощью внедрения современных технологий контроля и оценок.
Эффективное управление муниципальным наследием предполагает его участие в хозяйственном и коммерческом обороте, чтобы гарантировать использование и воспроизводство активов с учетом получения максимального социально-экономического эффекта. В рамках процесса реализации данной политики существует множество направлений, от успешности выбора которых зависит возможность скорейшего достижения поставленных управленческих целей при минимизации ресурсных затрат.
Повышению эффективности использования муниципального недвижимого имущества способствует вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов недвижимости, осуществление постоянного контроля над управлением муниципальным имуществом.
Управление муниципальным имуществом представляет собой целенаправленное воздействие органов местного самоуправления, наделённых полномочиями по принятию решений в области планирования, организации и контроля использования объектов, находящихся в муниципальной собственности в соответствии с целями и задачами функционирования территориального образования.
Управление имущественным комплексом муниципального образования город Улан-Удэ осуществляет Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ.
В рамках управления процессом формирования имущества одной из основных целей является формирование полноценной и достоверной документально-информационной основы за счет повышения эффективности учета муниципального имущества.
Работа по учету муниципального имущества является непрерывной, поскольку происходит постоянное изменение состава муниципального имущества в результате реализации таких мероприятий, как, приватизация, списание, прием-передача имущества между различными уровнями власти, прием имущества от физических и юридических лиц, признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости, приобретение муниципального имущества и строительство новых объектов за счет средств местного бюджета.
В рамках совершенствования управления собственностью муниципального образования города Улан-Удэ в рамках настоящего исследования нами предложены следующие рекомендации:
- создание необходимой правовой базы, позволяющей использовать различные способы распоряжения муниципальным имуществом (залог, доверительное управление, концессия, внесение прав пользования в уставный капитал);
- создание условий для привлечения инвестиций в социально-экономическое развитие города, путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления инвесторам объектов незавершенного строительства для завершения строительства и определения дальнейшего эффективного использования объекта;
- обеспечение безусловного приоритета возмездного пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
- обеспечение безусловного применения механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выравнивание ставок арендной платы, взимаемой за использование муниципальной собственности, со ставками, сложившимися на рынке;
- обеспечение профессиональной подготовки муниципальных служащих, осуществляющих управление объектами муниципальной собственности.
- повышение эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
- повышение качества и доступности услуг, предоставляемых населению,
- создание системы экономического мониторинга, контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений, а также оценка эффективности деятельности организаций.
Нормативно-правовые акты
— О государственно — частном партнерстве, муниципально — частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 N 224 — ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Доступ из справочно — правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. // Собрание законодательства РФ. — 2003, № 40. — Ст. 3822.
- Авеков В.
В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. — М.: Маросейка, 2010.
- Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Сотникова М. С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики. — М., 2010.
- Виниченко М.В.
Кадровый резерв руководства. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. № 5. С.16-30.
- Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. — М.: АПК и ППРО, 2009. — 128 с.
- Захарова Е.Н.
Управление экономическим потенциалом региона на основе Форсайта / Е.Н. Захарова, Е.П. Авраменко. — Майкоп: Изд — во АГУ, 2012. — 220 с.
- Кошкин Л.И., Соловьев М.М., Кимельман С.А. Земельно-имущественные отношения и недропользование: основы управления. М., 2012. 128 с.
- Красовский Ю.Д.
Консалт-диагностика управленческих отношений фирмы. учебно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Москва, 2013.
- Красовский Ю.Д. Феноменология экономического поведения(введение в экономическую социологию).
Социологические исследования. 2004. № 1. С. 124-130.
- Морозова Н.
И. Планирование и регулирование развития территориальных социально-экономических систем по критерию качества жизни населения / Н. И. Морозова; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Волгоградский гос. ун-т». Волгоград, 2011.
- Настольная книга для муниципальных политиков. Издание второе, дополненное и переработанное под ред. Е.С. Шугриной, В.А. Сивицкого. Москва, 2009, — стр. 211-212
— Эффективность государственного управления / пер. с англ. ; общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М., 1998. 678 с.
Периодическая литература
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/organizatsiya-upravleniya-munitsipalnoy-sobstvennostyu/
— Артемьев А.А. Значение территориального интереса управления собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 116-118
— Бедин Б.М. К вопросу целеполагания при управлении муниципальной собственностью // Проблемы теории и практики управления. Известия ИГЭА. 2014. № 1 С. 83-86;
— Бондалетова Н.Ф. Компаративный анализ зарубежного опыта регулирования рынка жилой недвижимости. // Материалы Ивановских чтений. 2013. № 3. С. 27-32.
— Бондалетова Н.Ф. Состояние жилищного строительства в современной России. // Человеческий капитал. 2012. № 1 (37).
С. 55-59.
— Варнавский В.Г. Использование механизмов доверительного управления и концессий для повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью // Управление собственностью. Имущественные отношения в РФ. 2012. №5(128).
С. 19-29;
— Виниченко М.В. Развитие персонала организации: проблемы и пути решения. // Материалы Афанасьевских чтений. 2012. Т.1 № 10. С.103-107.
— Виниченко М.В. Современные технологии обеспечения нестандартной занятости персонала в России. // Материалы Ивановских чтений. 2013 — № 3. — С.32-37.
— Вобленко С.В., Кокин И.А. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью и муниципальными финансами как необходимое условие улучшения социально-экономического положения муниципального образования // Проблемы и методы социально-экономического развития местных сообществ в России. — 2008. — № 2.
— Гирина А.С., Головкина М.Б. Практика управления муниципальной собственностью // Интелект. Инновации. Инвестиции. Экономика и управление. 2013. № 2. С. 18-22
— Егоров А. Некоторые проблемы управлению муниципальной собственностью. // Муниципальное право. — 2005. — С. 16-17.
— Запорожан А.Я. Управление муниципальной собственностью в РФ: поиск оптимальной модели // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 11. С. 89-96
— Землянский А. А., Бондарева С. А. Ресурсный потенциал персональных финансов в реализации инновационно-инвестиционной политики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 3 (24).
С. 189-193.
— Иванов В.В., Хан О.К. Модель системы эффективного управления недвижимостью // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 5. С. 43.
— Комов В.Э. Прогнозный расчет эффективности инвестиционного проекта по обеспечению питьевой водой небольших муниципальных образований// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып.1Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 282-289.
— Кононкова Н. Государственная собственность и государственный сектор в национальной экономике // Вестник Института экономики РАН. — 2010, № 4.
— Кононкова Н. П. К вопросу о государственном секторе экономики // Вестник Московского ун — та. Серия 6, Экономика. — 2011, № 2.
— Короткова О. И. Проблемы управления и распоряжения государственной собственностью // Современное право. — 2011, № 3.
— Красовский Ю.Д. Организационная диагностика социокультурных процессов в фирме. // научно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Москва, 2014.
— Лазарев А.Н., Огнева С.В., Довгалевский В.В., Крюкова Е.М., Голяс С.В., Голяс С.В., Бозин В.П., Бозин В.П., Шишкина Е.Л., Шишкина Е.Л. // Управление эффективностью деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства. — отчет о НИР (РГУТИС)
— Мишина С.В. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. №19. 2010. С. 19-24;
— Морозова Н. И. Качество жизни населения как необходимый критерий оценки общенациональной и территориальной системы планирования // Век качества. 2011. № 4. С. 21-25.
— Овчинникова Н.М. Институциональный подход к исследованию формирующегося российского рынка земли // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: матер. VII междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 28 декабря 2012 г.).
Новосибирск: ЦРНС, 2012
— Сафаунов Р.М., Галимуллина Н.А. Оптимизируем учет муниципальной собственности. Учет собственности муниципального образования// Р.М.Сафаунов. — Российское предпринимательство. 2015 — №2. С.22-23.
— Сафаунов Р.М., Галимуллина Н.А. Оптимизируем учет муниципальной собственности. Учет собственности муниципального образования// Р.М.Сафаунов. — Российское предпринимательство. 2015 — №2. С.22-23.
— Семенов С. Ю. Методология формирования организационного механизма управления государственной и муниципальной собственностью // Экономика строительства. — 2010, № 3.
— Сибагатуллина Р.М. Анализ исполнения сводного бюджета // В сборнике: Развитие науки и образования в современном мире Сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.- практ. конф.: в 6 частях. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 70-71
— Токарева О. Б., Тинякова В. И. Прикладные аспекты маркетингового планирования с использованием инструментов развития туризма в малом городе (на примере г. Михайловки Волгоградской области) // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2 (23).
С. 184-191.
— Хлынин Э.В., Городничев С.В. Методы и модели управления процессом воспроизводства основного капитала // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3.Ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 114-123
— Чернышев А.И. Актуальные вопросы управления имуществом муниципального образования // Административное и муниципальное право. — 2014. — №10. — С. 1025 — 1030.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поступление доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Источники доходов | Отчет за 2014 | Доля, % | Бюджет на 2014 г. в ред. от 04.12.2014 №35-4 | Бюджет на 2014 г. в ред. от 30.12.2015 №161-17 | Отчет за 2015 г. | Доля, % | Отклон. отчет 2015 к бюджету от 31.12.2015 | % Вып. |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе: | 243 491,2 | 100,0 | 189 972,4 | 164 703,8 | 174 604,2 | 100,0 | 9900,4 | 106,0 |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам | 260,6 | 0,11 | 32,5 | 32,5 | 0,02 | 100,0 | ||
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 152 846,0 | 62,77 | 142 700,0 | 129 000,0 | 134 824,9 | 77,22 | 5824,9 | 104,5 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) | 28079,1 | 11,53 | 20500,0 | 18500,0 | 20136,0 | 11,54 | 1636,0 | 108,8 |
Доходы от аренды имущественных комплексов, движимого имущества | 6955,7 | 2,85 | 3400,0 | 5400,0 | 6973,8 | 3,99 | 1573,8 | 129,1 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами | 941,2 | 0,39 | 631,4 | 526,4 | 526,4 | 0,30 | 100,0 | |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных | 54 408,6 | 22,35 | 22 741,0 | 11 244,7 | 12 110,6 | 6,93 | 865,9 | 107,7 |
Поступление доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2012-2015 годы
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||||||
план | факт | % вып. плана | план | факт | % вып. плана | план | факт | % вып. плана | план | факт | % вып. плана | |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 180 431,0 | 192 402,9 | 106,6 | 166 533,4 | 175 175,3 | 105% | 240 389,8 | 243 491,2 | 101,3% | 164703,8 | 174604,2 | 106,00% |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям | 0,0 | 2,2 | 282,4 | 285,1 | 101% | 260,6 | 260,6 | 100,0% | 32,5 | 32,5 | 100,00% | |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам | 0,0 | 2,2 | 282,4 | 285,1 | 101% | 260,6 | 260,6 | 100,0% | 32,5 | 32,5 | 100,00% | |
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 161 360,0 | 167 760,7 | 104,0 | 152 750,0 | 160 054,6 | 105% | 185 700,0 | 187 880,7 | 101,2% | 152900 | 161934,7 | 105,90% |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 126 560,0 | 131 807,8 | 104,1 | 118 500,0 | 120 250,8 | 101% | 151 700,0 | 152 846,0 | 100,8% | 129000 | 134824,9 | 104,50% |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 126 560,0 | 131 807,8 | 104,1 | 118 500,0 | 120 250,8 | 101% | 151 700,0 | 152 846,0 | 100,8% | 129000 | 134824,9 | 104,50% |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений) | 34 800,0 | 35 952,9 | 103,3 | 34 250,0 | 39 803,8 | 116% | 34 000,0 | 35 034,8 | 103,0% | 23900 | 27109,8 | 113,40% |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) | 34 800,0 | 35 952,9 | 103,3 | 34 250,0 | 39 803,8 | 116% | 34 000,0 | 35 034,8 | 103,0% | 23900 | 27109,8 | 113,40% |
Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий | 71,0 | 71,3 | 100,4 | 571,0 | 571,2 | 100% | 941,2 | 941,2 | 100,0% | 526,4 | 526,4 | 100,00% |
Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей | 71,0 | 71,3 | 100,4 | 571,0 | 571,2 | 100% | 941,2 | 941,2 | 100,0% | 526,4 | 526,4 | 100,00% |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами | 71,0 | 71,3 | 100,4 | 571,0 | 571,2 | 100% | 941,2 | 941,2 | 100,0% | 526,4 | 526,4 | 100,00% |
Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 19 000,0 | 24 568,7 | 129,3 | 12 930,0 | 14 264,4 | 110% | 53 488,0 | 54 408,6 | 101,7% | 11244,7 | 12110,4 | 107,70% |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 19 000,0 | 24 568,7 | 129,3 | 12 930,0 | 14 264,4 | 110% | 53 488,0 | 54 408,6 | 101,7% | 11244,7 | 12110,4 | 107,70% |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 19 000,0 | 24 568,7 | 129,3 | 12 930,0 | 14 264,4 | 110% | 53 488,0 | 54 408,6 | 101,7% | 11244,7 | 12110,4 | 107,70% |