Принципы и функции управления

Курсовая работа

Современное развитие общества показывает, что успешная работа организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства.

Повышение эффективности организации во многом определяется ее системой управления, которая зависит от четкой структуры организации и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Успех организации зависит не только от формы выбранной системы управления, но и от видов деятельности, на основе которых производятся постоянные корректировки механизмов управления.

Методологической основой исследования является дидактическая, научная, отечественная и зарубежная литература по изучению вопросов управления бизнесом. Основным вкладом были работы Ф. Тейлора, Л. Гилбрета, Г. Ганта, А. Файоля, Э. Мэйо в написании этой работы. Помимо периодических изданий, материалы и рекомендации для научно-практических семинаров и конференций.

Объектом исследования является система управления организации.

Предметом исследования является система управления.

Целью работы является исследование принципов и функций управления.

Задачами работы являются:

  • изучение основ процесса управления организации;
  • определение функций системы управления организацией;
  • рассмотреть основные методы, применяемые в процессе управления организацией, их роль и значение;
  • разработать методы по совершенствованию управления организацией.

В этой статье я рассмотрю принципы и функции управления, так как считаю, что это первый шаг для любого управления, будь то крупное производство или малый бизнес, дальнейший процесс управления строится на основных постулатах. Как показывает мировой опыт, принципы и функции относятся к важнейшим категориям управления. Они задуманы как основные идеи управленческой деятельности, фундаментальные идеи, которые вытекают непосредственно из законов и моделей управления. На основе разработанных принципов и функций корректируются цели предприятия, уточняются приоритеты, разрабатываются методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность сотрудников всех структурных подразделений.

Глава 1. Принципы управления Соблюдение принципов управления можно рассматривать как ключ к успеху управления.

4 стр., 1874 слов

Стратегическое управление организацией

... эффективности системы стратегического управления организации. Степень разработанности проблемы. Широкий спектр учебников, монографий и публикаций, как зарубежных, так и отечественных, посвящен исследованию проблем стратегического управления в организации. В их работе рассматриваются как ...

Управление — неотъемлемый элемент, функция организованных систем. Современный менеджмент основан на мировом историческом опыте, на использовании ключевых идей различных подходов и школ, сложившихся в предыдущие периоды, основные принципы и функции менеджмента неизменны и общие для всех до сих пор. Взгляды на менеджмент эволюционировали с развитием социальных отношений, совершенствованием производственных технологий, изменениями в бизнесе и появлением новых средств коммуникации и обработки информации.

Принцип — это 1) основное правило, требование, идея управления и его основа; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

Основополагающие принципы определяют стратегию управления, которая является залогом качественных управленческих решений и высокой эффективности управления.

Управлениеэто непрерывный процесс воздействия на объект управления (коллектив, государство, личность, предприятие) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.

В первой половине 20 века сложились четыре различные школы управленческой мысли. Каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в эту область. Даже самые прогрессивные современные организации все еще используют определенные концепции и методы, возникшие в этих школах.

1.1 Этапы и школы в истории менеджмента Школа научного управления (1885−1920гг.)

Научный менеджмент тесно связан с работами Фредерика Уинслоу Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилбрет и Генри Ганта. Эти основатели школы управления наукой считали, что с помощью наблюдения, измерения, логики и анализа многие ручные операции можно улучшить, чтобы выполнять их более эффективно. Их учение основывалось на понимании человека, его места и сути его деятельности в организации.

Виханский О. С.

Следует отметить, что такой подход был всеобщим в то время.

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т. п. ;

2. Абсолютное следование разработанным стандартам;

3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;

4. Оплата по результатам труда (меньшие результаты — меньше оплата, большие результаты — больше оплата);

5. Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

6. Поддерживайте дружеские отношения между рабочими и менеджерами, чтобы обеспечить возможность научного управления.

Важным вкладом этой школы стало систематическое использование стимулов для мотивации рабочих к увеличению производительности и производительности. Также предусмотрена возможность кратковременного отдыха и перерывов в производстве. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше всего, получали наибольшее вознаграждение.

А руководству была предоставлена ​​возможность устанавливать стандарты производства и доплачивать тем, кто превышал минимальный набор.

Тейлор признал, что управленческая работа — это особая специальность и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что у них получается лучше всего.

14 стр., 6896 слов

По социальному менеджменту место управления кадрами в менеджменте ...

... современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Цель работы – это определить, какое место управление кадрами занимает в менеджменте; изучить функции службы по управлению персоналом и на примере их ...

1.2 Классическая, или административная школа в управлении (1920;1950гг) С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Традиционно этими функциями считались финансы, производство и маркетинг. Главный вклад Файоля в теорию менеджмента заключался в том, что менеджмент рассматривался как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Вторая категория классических принципов касалась построения организационной структуры и управления служащими.

Анри Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Каждое правило, каждое административное средство, которое укрепляет социальное образование или облегчает его применение, помещается в число принципов, по крайней мере, до тех пор, пока опыт подтверждает это на этом высоком уровне. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением» М.Мескон., М.Альберт., Ф. Хедоури Основы менеджмента стр. 68. Сам он рассматривает четырнадцать принципов управления.

1. Разделение труда — это принцип, цель которого — «производить больше и лучше при одинаковых условиях».

Принцип разделения управленческих функций основан на методах и правилах общественного разделения труда. Согласно этим правилам, определенная часть управленческой работы возлагается на каждого должностного лица или органа хозяйственного управления, начиная с руководителя компании и заканчивая начальником производственной смены.

Функции управления разным контентом должны быть распределены таким образом, чтобы каждый выполнял свою работу, за выполнение которой он несет ответственность.

2. Полномочия и ответственность. Власть — это право отдавать приказ, а ответственность — его конститутивная противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Соблюдение установленных в организации процедур, определенного поведения сотрудников. Дисциплина подразумевает подчинение и уважение соглашений, достигнутых между компанией и ее сотрудниками.

Дисциплина предполагает также справедливо применяемые санкции.

4. Единство командования: подчиненный должен получать приказы только от одного начальника.

5. Единство направления — каждое звено, группа должна иметь единый план или серию операций, направленных на достижение цели, и иметь единого лидера.

6. Подчиненность личных интересов — общим. Цели каждого работника не должны противоречить целям предприятия.

7. Вознаграждение — чтобы сотрудники могли полностью раскрыть свой потенциал, они должны получать справедливое вознаграждение за свою работу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация — это естественный порядок вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий.

Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации. это проблема определения меры, которая даст наилучшие возможные результаты.

3 стр., 1089 слов

Управление денежными средствами организации сферы услуг

... управления фондами в организации сферы услуг. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: рассмотреть экономическую сущность понятие «денежные средства» и «денежные потоки» предприятия; описать принципы и методы управления денежными средствами; проанализировать денежные потоки ...

9. Скалярная цепь. Вертикальная иерархическая власть, соединяющая все уровни подчинения от высшей власти до низших уровней.

10. Порядок. Это значит, что для каждого сотрудника должна быть работа, и каждый сотрудник должен быть на своем месте.

11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Совершенствования методов управления и текучести рабочей силы.

13. Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Это имидж, традиции и поддержание определенной гармонии в организации. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Многие из этих принципов до сих пор полезны, несмотря на изменения, произошедшие с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

1.3 Школа человеческих отношений (1930;1950гг) Поведенческие науки (1950; по настоящее время)

«Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале двадцатого века серьезно усомнились в тогдашней новой фрейдистской концепции подсознания. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались менеджментом, тогда слабое знание человеческого сознания никоим образом не было связано с проблемами работы. Следовательно, хотя авторы научного менеджмента и классического подхода признали важность человеческого фактора, их обсуждения были ограничены такими аспектами, как справедливая оплата труда, экономические стимулы и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на непонимание человеческого фактора как фундаментального элемента эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой» М.Мескон., Ф.Хедоури., М. Альберт Основы менеджмента стр. 68.

Движение за человеческие отношения.

Мэри Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать главными авторами в развитии школы человеческих отношений в менеджменте.

Эксперимент Элтона Мэйо на заводе Western Electric в Хоторне открыл новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что хорошо продуманные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности, как считала школа научного менеджмента. Иногда работники гораздо сильнее реагировали на давление со стороны сверстников, чем на пожелания руководства и материальные стимулы.

Огромный вклад в развитие бихевиористского направления в управлении внес Абрахам Маслоу (1908 -1970 гг.), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей».

Исследования, проведённые А. Маслоу, помогли понять причины этого явления. Причины поступков людей — различные потребности, которые можно частично или косвенно удовлетворить с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство будет уделять больше внимания своим сотрудникам, уровень удовлетворенности сотрудников должен повыситься, что приведет к повышению производительности. Они рекомендовали использовать методы управления человеческими отношениями, которые включают более эффективные действия линейных руководителей, консультации с сотрудниками и расширение прав и возможностей на работе.

8 стр., 3850 слов

Рулевое управление и тормозная система автомобиля

... в неразборном крышка завальцована в головке (рис. 5, д). РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «ЗАПОРОЖЕЦ» МОД. ЗАЗ-968 И -968А, На автомобиле «Запорожец» Рулевой механизм, расположенный в чугун­ном картере 16 (рис. ...

Развитие поведенческих наук.

Школа поведенческих наук значительно отклонилась от школы человеческих отношений, сосредоточившись на методах построения межличностных отношений. Новый подход был направлен на дальнейшее содействие сотруднику в реализации своих навыков путем применения концепций науки о поведении для создания и управления организациями. Целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Постулат заключался в том, что правильное применение поведенческой науки всегда будет повышать эффективность как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Но, несмотря на множество положительных результатов, этот подход иногда оказывался неустойчивым и давал положительные результаты только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.

административный человеческий поведенческий инновационный

1.4 Школа науки управления Исследование операций и модели Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнивать и описывать каждую переменную и взаимосвязь между ними. Особенностью науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными моделями, символами и ценностями. Основной толчок к использованию количественных методов в менеджменте дало развитие компьютеров.

Влияние количественного подхода. Разработка количественных методов для помощи лицам, принимающим решения в сложных ситуациях. Влияние этой науки было значительно меньше, в том числе потому, что больше менеджеров ежедневно сталкивается с проблемами взаимоотношений и человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом оперативных исследований.

Каждая школа управления (о которой было сказано выше) внесла свой достойный вклад в формирование современных принципов управления, которые определяют успешность любой групповой производительной деятельности людей по сей день и несомненно будут её определять и в будущем.

1.5. Инновационный подход и принципы управления в 90-е г

«Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестали «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е гг. XX в. Главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, что — бы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат;

Румянцева З. П.

Принципы управления (90-е гг. XXв.)

1. Лояльность к работающим.

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, которые пронизывают организацию снизу вверх, сверху вниз по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая распространению талантов сотрудников.

5. Обязательное определение доли каждого сотрудника в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие к людям.

12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть.

14. Качество личной работы и её постоянное совершенствование.

Увеличение экономической активности в 1990;е гг., рост насыщения рынка товарами и услугами, привели к тому, что товары на рынке определяются качеством и ценой.

«На пороге ХХI в. наибольшее развитие получила концепция управления по целям, ориентированная на инновационные процессы. Для конкретного исполнительского уровня выполняются функции планирования, снабжения, производство и. т.д.

Румянцева З. П.

1.6 Основные принципы управления различными системами Управление обеспечивает сохранение определённой структуры, поддержание режима деятельности, цели деятельности. Управление различными системами имеет общие закономерности, базирующиеся на следующих основных принципах.

1. Принцип новых задач. Системы управления должны обеспечивать качественно новые решение управленческих проблем на последующих этапах развития.

2. Принцип системного подхода. Проектирование систем управления должно основываться на системном анализе, как объекта, так и процессов управления им. Определение целей и критериев объекта, анализ структуры управления, чтобы система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. Внедрение рациональных систем управления дает новые возможности для усовершенствования системы экономических показателей и экономического стимулирования.

3. Принцип первого руководителя. Создание и внедрение системы управления возглавляются основным руководителем.

4. Принцип непрерывного развития системы. Основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управления должны настраивать объект на решение задач, возникающих в процессе эксплуатации. Система строится таким образом, чтобы можно было легко менять критерии, по которым ведется управление.

5. Принцип единства информационной базы. В системе управления должна накапливаться и обновляться информация, необходимая для решения всей совокупности задач управления. При этом в основных массивах исключается дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно. Основные массивы образуют информационную модель объекта управления.

6. Принцип комплексности задач и рабочих программ. Применим практически для всех классов систем управления.

7. Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы.

Скорость переработки исходных ресурсов в конечную продукцию в различных звеньях объекта (системы) управления должна быть согласована таким образом, чтобы избежать простоев, перегрузок, приводящих к неэффективному их использованию.

8. Принцип унификации. Разрабатывая систему управления, включая организационный, технический комплекс, системное обеспечение, планы, необходимо стремиться к тому, чтобы решения подходили более широкому спектру задач организации. Необходимо в каждом случае определять разумную степень унификации, при которой стремление к широкому охвату систем не приведет к усложнению типовых решений.

Основные принципы управления: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально-экономических и правовых проблем; единство элементов хозяйственного механизма; принцип основного звена, отыскание из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления. Принципы составляют качественную основу управления. Их использование оказывает большое влияние на эффективность деятельности осуществляющих управление субъектов. Принципы в основном формулируются на базе анализа реальной практики управления и отражают его закономерности.

1.7 Сущность, задачи и закономерности управления различными системами Любой целенаправленный процесс, представляет собой организованную совокупность операций, условно их можно разбить на две группы: рабочие операции и операции управления.

«Рабочие операции — это действия, необходимые непосредственно для выполнения процесса в соответствии с природой и законами, определяющими ход процесса.

А. В. Тебекин

К примеру, бригадир является управляющим органом, он осуществляет руководство бригадой. Любой процесс управления должен быть целенаправленным. Управляющий орган воздействует на объект управления так, чтобы его состояние соответствовало желаемому. Управление есть функция системы, направленная на сохранение её основного качества, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающая достижение определенной цели. Соответственно системой управления называют систему, в которой реализуются перечисленные выше функции управления. Таким образом, в системе управления всегда можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая осуществляет собственно функции управления, вторая является объектом управления.

Распоряжения руководителя на управляемый объект может осуществляться при помощи устных распоряжений, письменных, по телефону или любому другому каналу связи. Все перечисленные и многие другие средства передачи сигналов управления образуют цепь управления объектом — прямую цепь воздействия на управляемый объект. Руководитель должен получать по так называемому каналу обратной связи информацию о фактическом поведении управляемого объекта (осведомительную информацию), сравнивать с требуемым режимом работы, принимать соответствующие решения и посылать по цепи управления сигналы или команды — так называемую управляющую информацию.

Например, руководитель на производстве по каналам управления, связывающим его с цехами, отделами, службами дает распоряжения подчиненным, получая от них в свою очередь по каналам обратной связи информацию о положении дел в подразделениях, ходе производственного процесса.

И на основе полученной информации руководитель принимает определённые решения и отдает те или иные распоряжения (сигналы управления).

Бывает автоматическое управление объектом. Где информация о состоянии управляемого объекта через измерительные приборы поступает по цепи обратной связи в регулятор. Где она и перерабатывается и вырабатывает сигналы управления.

Эти два процесса управления характеризуются наличием замкнутого цикла. С одной стороны, от управляющего органа к управляющему объекту по цепи управления поступает информация в виде сигналов управления, с другой — от объекта к регулятору цепь передачи замыкается сигналом обратной связи несущим информацию о фактическом состоянии объекта. Под каналами связи, передающими информацию, следует понимать любую систему, т. е. почтовую, телефонную и др [https:// , 8].

В настоящее время значительно выросли возможности управления организацией. Значительное развитие получила наука и технические средства управления. Задача управления организацией состоит в том, чтобы полнее использовать её преимущества и возможности, обеспечить её эффективное функционирование и развитие, успешное движение к цели.

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Мы живем в эпоху перемен. Так, серьезное внимание стало уделяться проблемам обогащения содержания и ротации работ, сочетанию физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения групповой организации работ, в которой стимулируются и общие результаты, и индивидуальные, учитывающие мастерство и ответственность каждого. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой группы (как части общей цели организации).

Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Реализация принципов, приоритетов, целей и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих инструкций, нормативов, положений, что в купе и формируют механизм управления организацией.

Управление организацией имеет важнейшее значение хотя бы потому, что она сама по себе играет весьма существенную социальную роль. Мы ежедневно сталкиваемся с деятельностью организаций: посещаем кафе или приобретаем одежду, когда мы покупаем продукты в супермаркете, на работе. Принцип эффективности управления связан с много вариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели.

В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное.

Глава 2. Функции управления Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что так же состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль. Другие авторы разработали иные перечни функций: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, контроль, коммуникация, исследование, оценка, подбор персонала. В последующих разработках состав функций управления пополнялся, в том числе и за счет детализации тех или иных видов управленческих работ. Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления — планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

2.1 Сущность и содержание функций менеджмента Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Таким образом, для выполнения той или иной работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Функции имеют особый характер, содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть не связанными между собой, так и неразрывно связанными. То есть в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Рис. 1 Функции управления Процесс управления состоит из четырёх взаимосвязанных функций (рис.1).

Планирование — это центральная функция. Планирование предполагает постановку целей, задач системы управления и организации в целом путем определения метода и средств их достижения. В условиях рынка планирование становится непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и методов развития и функционирования организации. Эта функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов структурных звеньев любой организации.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать руководители, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три вопроса:

  • Где организация находится в настоящее время?

Сюда входят сильные и слабые стороны организации, т. е. финансы, маркетинг, производство, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может добиться организация.

  • Куда она хочет двигаться?

Надо оценивать возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, снабжение, технология, руководство определяет, какие цели должны быть у организации и что может помешать организации достичь этих целей.

  • Как организация собирается сделать это?

Руководители должны решить, как и что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование должно осуществляться непрерывно, в силу изменений в окружающей среде, ошибок. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Организация Организовывать — значит создать некую структуру, а также обеспечение всем необходимым для её нормальной работы. Цель организационной структуры в то, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач. Важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению.

Определение и распределение целей с учетом характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию условий для достижения целевой функции организации.

Этапы:

1. Структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций) т. е. деление организации по горизонтали на широкие блоки;

2. Организация процесса производства (включает организацию работы персонала различных должностей, работы во времени, работы в пространстве).

Организация структуры основывается на планах, соответственно и вносят изменения в планы, которые потребуют изменений в структуре. Все успешно функционирующие организации регулярно оценивают свою организационную структуру, и изменяют их так, как этого требуют внешние условия.

Мотивация.

Побуждение работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. В любой сфере деятельности успех зависит от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки. Это накладывает определённый отпечаток и на процесс управления в части его усложнения. Данная функция основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием закона о возвышении потребностей. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять её.

Функция мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Этапы:

1. Определение потребности работников;

2. Предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу.

Важная роль в результативности деятельности организации принадлежит искусству управления. Необходимо выделить социальные мотивации персонала, являющиеся существенным резервом повышения эффективности деятельности организации:

  • Создание климата взаимного доверия, уважения и поддержки;
  • Повышение демократичности руководства;
  • Участие в управлении, принятии решений;
  • Предоставление работы в соответствии с интересами,
  • Склонностями и профессиональной подготовкой;
  • Своевременный должностной и квалификационный рост;
  • Участие в успехе, в прибылях;
  • Предоставление возможности для обучения;
  • Создание творческой атмосферы, дающей возможность самовыражения в труде и др.

В процессе мотивации предполагается использование определённой последовательности взаимозависимых категорий: потребности людейинтересы людей — мотивы деятельности — цель — действия людей. В качестве мотивов может выступать потребность в карьерном росте, заинтересованность в интересных коммуникациях. То есть мотивы, побуждающие человека к творческой, активной, производительной работе — многогранны, как и сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Осуществляя действия по мотивации, менеджер воздействует на другого человека через его цели, жизненные позиции, планы и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. Например, мотивация специалистов — ориентирована на профессиональный рост. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура.

Контроль Это количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. А также процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Вот почему на рис. 1. стрелки, исходящие от контроля, идут к планированию. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, для того, чтобы организация функционировала успешно. В ней выделяют два главных направления:

1. Контроль за выполнением работ, намеченных планами;

2. Принятие мер по корректировке всех значительных отклонений от плана или самого плана.

Контроль обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой же — предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля на предприятии необходимо учитывать факторы, предрешающие эффективность проведения этой управленческой функции. В их составе выделим главные :

  • Организационные — объекты контроля (что должно контролироваться, кто контролирует);
  • Масштабы контроля — количество и точность контролируемых параметров;
  • Контрольная информация — объем, частота, точность и своевременность информации для контроля;
  • Затраты на контроль.

Этапы:

Установление стандартов, норм, плановых заданий

Измерение показателей деятельности

Сравнение стандартов, норм, планов с показателями

Оценка результатов и корректировка действий или стандартов

Рис. 2 Этапы процесса контроля В процедуре контроля согласно рис. 2 первый этап — это установка стандартов. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности, которые определяются при планировании.

На втором этапе определяется масштаб допустимых отклонений. Только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызвать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап — измерение результатов. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, можно определить, какие действия необходимо предпринимать.

Заключительная стадия — оценка результатов. Руководство должно решить, важная ли информация получена. Важная информация — это та, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия решения.

Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение — необходимо ли действовать, и если да, то как.

Различают следующие виды контроля:

1. Предварительный контроль — Он осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определённых планов, процедур и линий поведения.

Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым (человеческим), материальным и финансовым ресурсам.

2. Текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Базируется он на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.

3. Заключительный контроль. Его цель — помочь предотвратить ошибки в будущем.

Так же функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Он обеспечивает руководство необходимой информацией для планирования аналогичных процессов в будущем и разработки систем мотивации, направленных на повышение заинтересованности в улучшении ожидаемых результатов.

Контроль, попросту говоря, это процесс, обеспечивающий достижение целей организации и определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может так же использоваться для стимулирования успешной деятельности.

2.2 Связующие процессы

«Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а так же вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами». М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента стр.76

Принятие решений. Это выбор альтернативы, того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации, потому что это формулирует цели и их достижения. Поэтому руководитель не может принимать непродуманных решений. Принятие решений — это систематизированный процесс, цикл его позволяет зафиксировать все стадии подготовки управленческого решения.

ссссссс Сообщение Установление

о решении обратной связи Рис. 3 Реализация и оценка. Фазы, следующие за принятием решения и относящиеся к разрешению проблемы Согласно рисунку 3 рассмотрим подробно процесс принятия решения:

Сообщение о решении — эту деятельность осуществляет руководитель организации, ответственный за принятие данного решения. А так же последующее утверждение решения.

Реализация решения — деятельность, связанная с отдачей соответствующих распоряжений руководителями и исполнителями.

Установление обратной связи — еще одна фаза, входящая в процесс принятия управленческого решения и начинающий после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. На этой фазе происходит изменение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Оценка результатов — оценка решения выполняется руководством, прежде всего с помощью функции контроля.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, её смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Информация в процессе коммуникации передаётся не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на неё.

Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Менеджер в процессе управления занимается тем, что планирует решения, стимулирует выполнение решений. Эти два процесса очень тесно взаимозависимы. Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них руководство. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы, и которые внесут наибольший вклад в дело достижения общих целей организации.

После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, экономические и административные меры по его реализации, и контроль за ходом его исполнения.

Заключение

Актуальность моего исследования состоит в том, что эффективное управление напрямую зависит от грамотного применения теоретических аспектов управления, выявления современных подходов к пониманию сущности научных основ менеджмента.

Представленная на рецензирование курсовая работа посвящена актуальной и практически значимой теме в теории управления — выявлению сущности управления, а также исследованию его принципов и технологий.

Актуальность темы

обусловлена тем, что современное управление предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности ту, которая связана с управлением персоналом предприятия.

На основании проделанной работы мы видим, что управлять — это значит познавать закономерности развития под влиянием внешних и внутренних факторов и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) развитие. Своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, её способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия и использовать позитивные. Границы управления, его содержание, цели и принципы во многом зависят от характера деятельности управляемой системы.

Таким образом, научное управление организацией в условиях рынка есть систематически осуществляемое, целенаправленное воздействие на систему управления в целом или на её звенья, на основе изучения практической деятельности работников каждого подразделения, регламентирующих документов в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития системы и достижения поставленных целей.

Основные принципы управления: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально — экономических и правовых проблем; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учета объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических условиях; принцип основного звена, отыскания из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления. Принципы составляют качественную основу управления. Историческая практика менеджмента обогащалась многовековым опытом организации и управления в различных сферах производственной деятельности человека. Первые правила и каноны организации, передаваемые из поколения в поколение в качестве традиций, стали приобретать особое значение. Организационноуправленческая практика начала находить свое научное обобщение в период становления и развития промышленности. И лишь в ХХ веке теория менеджмента формируется как самостоятельная область профессиональных знаний. В первой половине ХХ века получили развитие несколько чётко различающихся школ управленческой мысли, которые в процессе закономерного хода истории внесли свой вклад в развитие принципов управления, используемых в современном обществе.

Любое дело, прежде чем управлять им, необходимо организовать. Наиболее полное содержание менеджмента, как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социальноэкономическими процессами. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определённого процесса управления, а система управления конкретным объектом деятельности — это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Таким образом, менеджер непросто управляет процессом производства, но и постоянно занимается его организацией. Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций, а так же принципов управления менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.

Труд, материальное производство в организации невозможны без определённой организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления. В силу необходимости управлению подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, коллективам определённые требования, вытекающие из его характера.

Для полноценного функционирования организации предъявляются основные требования к работе аппарата управления: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административных сторон, систематичность, организованность, поиск путей подготовки и совершенствования кадров.

Задачи работы по:

  • изучению основ процесса управления организаций;
  • определению функций системы управления организаций;
  • основные методы, применяемые в процессе управления организацией, их роль и значение Рассмотрены и достигнуты.

Методы по совершенствованию управления организацией В настоящее время значительно возросли возможности управления организацией в связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс сотрудников, значительное развитие получила наука и технические средства управления. Наряду с успехами в совершенствовании управления в то же время постоянно ощущается необходимость выработки новых организационных форм, методов и средств управления. Задача научного управления организацией состоит в том, чтобы полнее использовать её преимущества и возможности, обеспечить её эффективное функционирование и развитие, успешное движение к цели.

А. В. Тебекин

2. М. Мескон, М. альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента Вильямс-М., 2009.

А. М. Смолкин, Г. Л. Подвойский

5. Ричард Л. Дафт Менеджмент-С.- П., 2013.

Поршнева А. Г., А. И. История, Виханский О. С., А. Я. Основы, И. М. Менеджмент, В. Р. Основы

12. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей-М., 2012.

Е. В. Управление, Валуев С. А., Виханский О. С., Журавлёв П. В., А. М. Основы

18. Али М., Бруксон С. Мастерство менеджментаМ.: РОСМЭНПресс, 2004.

Аньшин В. М., Большаков А. С.

21. Боссиди Л., Чаран Р. Искусство результативного управления Добрая книга, — М., 2004.

Мазур И. И.

З. М. Основы, В. П. Основы, В. И. Исследование, Парахина В. Н., Резник С. Д.

Введение

в специальность Менеджмент организацииМ., 2004.

Русинов Ф. М., А. А. Основы

30. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: учебное пособиеМ., 2000.

Д. Н. Почему

-ur