Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования

Курсовая работа

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятель­ности. Этот факт свидетельствует о том, что уровень квалификации и навыков характеризует только компетенцию человека в соответствующей области.

Внутренняя культура социального педагога— это тот стержень, та основа, которая во многом определя­ет его поведение в различных жизненных ситуациях, профес­сиональной деятельности» Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, по­требностях и мотивах, определяющих сферу и условия их по­вседневного проявления. Изложенное позволяет выделить ос­новные компоненты внутренней культуры специалиста соци­альной сферы:

  • а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его ин­дивидуально-психологическими и социально-педагогически­ми достоинствами и недостатками — индивидуально-личност­ный уровень;
  • б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (ми­ровоззренческим) уровнем педагогической культуры.

Он опре­деляет рациональный уровень (компонент) и показывает, ка­кие психолого-педагогические знания и как усвоены специа­листом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;

  • в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутрен­ней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компо­нентом. Этот компонент формируется и усиливается в процессе усвоения опыта социально-педагогической деятельности. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или прене­брежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятель­ности;
  • его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов;
  • развитие потребности в по­знании и овладении новым опытом социальной работы- Чувст­венный уровень часто определяет внутреннее отношение спе­циалиста к педагогической деятельности, потребность в педа­гогическом самосовершенствовании. Он во многом характери­зует его внутреннюю нравственную культуру.

Рациональная и эмоциональная составляющие педагогической культуры специалиста реализуются самой личностью через ее волевую составляющую. для него характерны сформированные у специалиста морально-волевые качества, определяющие его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.

5 стр., 2119 слов

Физическая культура и профессиональная деятельность

... на плечи рабочего в течение его жизни, требуют большего физического совершенства, которое должно быть достигнуто с помощью физического воспитания. С физкультурой – по жизни физическая культура профессиональная деятельность Значение физической культуры и спорта для ...

Внешний компонент педагогической культуры специалиста — это то, что ежедневно проявляется в отношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности и ее результатам. Она включает:

  • а) внешние достоинства и недостатки специалиста как чело­века (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личност­ный уровень проявления педагогической культуры. Он харак­теризует педагогическую сторону личности как специалиста;
  • б) собственно проявляемые педагогические аспекты дея­тельности специалиста в процессе социальной работы (поведе­ние, действия, поступки, оказывающие педагогическое воз­действие на объект) специалиста — поведенческий уровень пе­дагогической культуры.

Данный уровень характеризует по­вседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;

  • в) проявление уровня владения педагогическими техноло­гиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным пе­дагогическим опытом, искусством педагогической деятельнос­ти, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;

— г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Специалист может эффективно выполнять ту или иную социальную работу, эффективно реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и ее эффективность часто зависят от его личной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — объекту его социальной работы, — особенности взаимодействия с другими людьми, интерес или безразличие к результатам его деятельности. это важный признак проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня—внутренней педагогической культуры.

В условиях роста экономической обусловленности взаимоотношений лиц в профессиональной сфере проблема взаимоотношений с объектом, самой социальной службой и ее эффективностью приобретает особую актуальность. Социальная работа — это прежде всего не коммерческая сфера, а государственная и добровольная деятельность. Этот факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравственная позиция личности социального работника приобретает особое значение как показатель его профессионально-педагогической культуры.

2 стр., 589 слов

«Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников»

... проводником знаний, но и творцом особой культуры. Профессиональная культура учителя - залог образовательной и социальной успешности ученика. Профессиональная культура современного учителя складывается из социальных, профессиональных и личностных характеристик. Педагог, который работает творчески, в поисках постоянного ...

По своей сути внутренняя педагогическая культура специа­листа — — это накопленный им социально-педагогический опыт как составная часть социальной работы и эмоционально-чувст­венное отношение к ней; внешняя культура — индивидуаль­ный стиль профессиональной деятельности этого же специали­ста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней[1,232]

Актуальность исследования:

В связи с нарастающим заказом в области социальной педагогики актуальна проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению способов формирования его профессиональной культуры, поскольку именно компоненты профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.

Тема: профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования

Цель: определить модальности формирования профессиональной культуры социального педагога.

Объект: профессиональная деятельность социального педагога.

Цель: процесс повышения профессиональной культуры социального педагога.

Задачи исследования:

Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры социального педагога.

Определите пути и средства, которые способствуют и препятствуют повышению профессиональной культуры социального учителя.

Заменить практические рекомендации для улучшения общих знаний специалиста повышением профессиональной культуры социального педагога в его практике.

Гипотеза исследования:

Формирование профессиональной культуры в социально-педагогической деятельности социального педагога возможно при создании условий:

1) Приобретение собственного опыта на основе непрерывного образования социального педагога, систематизации теоретических и практических профессиональных знаний.

2) Развитие профессионального самосознания, самообразования и целе

направленности работы по самосовершенствованию, профессиональному самообразованию.

3) Предоставления, организации и поддержки коллективом самостоятель-

ности и творчества социального педагога.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературных источников по теме.

2. Методика определения готовности студентов к общественно-педагогической деятельности.

3. Анкетирование.

Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога

1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну­тренняя составляющая педагогической культуры

Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.

Прежде всего, это сам специалист как личность, как носитель настоящей педагогической культуры. Оценивая педагогическую культуру специалиста, они видят прежде всего проявление в профессиональной деятельности конкретного человека — социального педагога.

9 стр., 4277 слов

Профессиональная деятельность специалиста дефектолога. Профессиональная ...

... успеха педагогического процесса. Мы, педагоги, создаем будущее. От того как мы сработаем, зависит успех нашей страны и мира. Престиж учителя складывается из его общей культуры и профессиональной компетентности ...

Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие компоненты, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества.

Личность специалиста — это внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личного социально-педагогического опыта специалиста. именно через призму личности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практического опыта.

Теоретический социально-педагогический опыт — это медицинские, психологические, педагогические, социальные, профессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, даже педагогической, поскольку это естественный компонент социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания — необходимый компонент — предрасположения и предостережения, которые надо учиты­вать специалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает, на чем основана эффективность всей профессиональной деятельности социального специалиста.

Практический опыт — это приобретенные навыки и умения — это закрепленная на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении определенных социальных задач. По сути, это «капитал», проверенный на практике специалистом и пригодный для использования в типовых ситуациях.

Педагогический опыт по содер­жанию включает в себя:

  • уровень владения специалистом искусством педагогичес­кой деятельности (педагогическое мастерство);
  • развитие профессионально-важных (с позиции педагоги­ки) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социаль­ной работы в интересах эффективности профессиональной дея­тельности.

Педагогическое мастерство складывается из:

  • владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;

— — развития у него педагогической техники: самоуправле­ния, вербального и невербального, непосредственного и опо­средованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи.

1.1. Профессионально важные качества социального педагога

Профессионально важные качества отличает индивидуальная особенность специалиста, которая навязывается ему спецификой профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:

Педагогическая направленность — характеристики развития и воспитания личности, характеризующие ее предрасположенность к педагогической деятельности, в том числе по отношению к людям — объектам социальной работы. Он проявляется в интересах, в потребностях человека, в его мотивациях, целях, идеалах.

Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагоги­ческой деятельности; нравственные чувства — удовлетворе­ние от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворение от сознательного выполнения социальной работы, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути. Мораль — это чувство неудовлетворенности нерешенными социальными проблемами человека, несоблюдение моральных норм как самим учителем, так и другими участниками образовательного процесса. Моральные качества проявляются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравствен­ных привычек.

13 стр., 6372 слов

Социальная работа с семьями «группы риска» (на примере ...

... деятельности Центра помощи семье и детям Невского района, направленной на работу с семьями «группы риска». 3. Разработать программу по оптимизации социальной работы Невского районного центра поддержки семьи и детей с семьями из группы риска». Объект исследования: семьи «группы риска». Предмет исследования: социальная работа с семьями «группы риска». ...

Коммуникативные качества (от лат. communico— делаю об­щим, связываю, общаюсь) — способность строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — человеком, которому нужна его помощь. Эффективность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом. К коммуникатив­ным качествам относятся:

  • контактность в общении — способность входить в обще­ние с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаи­модействие. Данные способности имеют важное профессио­нально значение для социального работника;

— — каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента).

Существует даже термин «суггестопе­дия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специали­ста к вербальному или невербальному доминированию в про­цессе социальной работы с клиентом (внушение словом, инто­нацией или мимикой, жестами, действиями).

Другими слова­ми, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной ра­боты с ним. Эта способность проявляется в форме эффективности авторитета специалиста, его личности, его владения искусством общения с клиентом, его убеждения, увлечения, заражения идеями самореализации.

Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру­гих людей, самих себя, групп и т.п.).

Термин «перцепция со­циальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик сти­мула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социальные и перцептивные качества социальных учителей отражают их способность видеть и понимать внутреннее состояние себя и клиента, с которым они работают. К ним относятся:

  • педагогическая наблюдательность.— видение своих осо­бенностей и клиента, динамики их проявления. Для социаль­ного работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;
  • педагогическая интуиция — способность видеть взаимо­связь проявления особенностей личности и ее внутреннего со­стояния, его индивидуальных черт, перспектив их измене­ния, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем.

он формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способнос­тей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неулови­мым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по ка­ким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сы­рья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной са­мореализации;

10 стр., 4646 слов

Сфера практической деятельности социального педагога. Текст. ...

... в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов. Деятельность социального педагога тесно ...

  • рефлексия — умение видеть себя глазами другого челове­ка. Социальный специалист работает с людьми, и способность видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности. Рефлексия позволяет вам увидеть свои недостатки и намеренно работать над собой, чтобы улучшить себя. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием доби­ваться целесообразного самоуправления в процессе профессио­нальной деятельности, общении, взаимодействии;
  • педагогическое мышление — это способность социаль­ного работника осознанно использовать психолого-педагоги­ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше­ния;

— — педагогическое воображение — это способность специали­ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Это позволяет ему определить наиболее подходящее поведение и выбрать способ решения социальной проблемы клиента.

Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, понимания, решения педагогических задач, накопления опыта наиболее адекватного решения педагогических ситуаций применительно к различным категориям клиентов.

Эмоциональные качества человека характеризуют переживания специалиста, который сталкивается с социальными проблемами человека в процессе социальной работы и которые существенно влияют на его профессиональную деятельность. К ним относятся:

  • эмоциональная устойчивость — самообладание, способ­ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла­деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель­ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво­им состоянием в различных условиях профессиональной дея­тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен­ные решения, добиваться достижения цели;

— — эмпатия— способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо­действия, общения. Социальный работник работает с челове­ком, живым существом. В этих условиях способность сопереживать позволяет ему более тепло относиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые у него есть, лучше понимать свой внутренний мир и свои переживания. Эмпатия в данном случае позволяет специалисту выбрать и использовать необходимые в данной конкретной ситуации средства и методы взаимодействия, что в большей степени поможет ему в работе с этим клиентом.

Практика работы специалистов социальной сферы показывает необходимость учета характеристик эмоциональной устойчивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко­мендуется:

  • проводить профессиональный отбор специалистов, реко­мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра­ботать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимос­ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ­ствующие Для этой категории специалистов, осо­бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;
  • сопереживания специалиста в работе с клиентом долж­ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси­мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность и если специалист каждый раз переживает все в глубине души, он не сможет устоять. Элемент профессионального действия в бизнесе вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль­ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци­альных проблем;
  • активно учиться управлять своими чувствами и при воз­растании переживания уметь переключаться, снимать возрас­тающее эмоциональное напряжение;
  • добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо­те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом , сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно и контролировать себя.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств проявляется в его личном социально-педагогическом опыте — во внутренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.

2 стр., 744 слов

Ноутбук — устройство для профессиональной деятельности

Сферы профессиональной деятельности человека многочисленны: от простейших офисных приложений до самых сложных мультимедийных пакетов, от ... до беспроводной связи. Поэтому, ответить на вопрос о том, является ли ноутбук достаточно хорошим устройством для профессионала, однозначно трудно. Для этого желательно иметь достаточно полное представление о сравнении ...

2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешний аспект социально-педагогической культуры специалиста.

Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности — своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Определите особенности профессиональной деятельности социального работника и ее эффективность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает:

  • а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек;
  • б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де­ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессиональной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность, и настрой, сформированный в социальной работе. Измене­ние стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;
  • в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей ра­боте с ним;

г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности соци­ального работника через:

  • реализацию педагогических технологий, методов и мето­дик, средств и приемов педагогической деятельности. Педаго­гическая подготовка способствует наиболее полному проявле­нию педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает су­щественное влияние на ее результативность;

— — проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал

4 стр., 1653 слов

Педагог как субъект педагогической деятельности

... и умения как профессиональная компетентность в узком смысле. Эти принадлежащие субъекту группы рассматриваются как компоненты структуры субъекта педагогической деятельности. 2.3 Психофизиологические предпосылки деятельности педагога Ответ на ... и выделение такого важного уровня, как аутопсихологическая компетентность. В его основе лежит концепция социального интеллекта «кок стабильный», основанная на ...

д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы

е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240].

3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.

Выход на профессиональный уровень социально-педагогической работы поселения в стране требует, чтобы профессия социального педагога выбиралась людьми с особыми личностными качествами.

Деятельность социального педагога — это область доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи и взаимной ответственности. Обязательные личностные качества социального педагога — сопереживание, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

Специфика функций социального учителя предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкое образование, потому что подготовка социального учителя должна стать практически гуманитарной наукой, отражающей различные разделы современного гуманитарного образования.

В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые по праву можно назвать профессионально-этическим кодексом социального педагога. Он содержит основные

положения:

Приоритет личности над обществом, основанный на признании уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение и ценность индивидуальных и групповых различий.

к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума.

Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию

способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие

жизненные проблемы.

Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить

личные чувства от профессиональных отношений. Конфиденциальность

во взаимоотношениях.

Социальный педагог обязан поддерживать высокие мораль­но-нравственные стандарты своего положения, исключая нечест­ные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблу­ждение; он должен четко различать заявления и действия, сделан­ные им как частным лицом и как представителем этой профессии.

Эти этические нормы—ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей[7, 14].

3 стр., 1327 слов

Профессиональная личность. Становление и развитие педагога

... личности учителя, одинаково важные для успешного ведения бизнеса. Было бы неправильно обучать и оценивать учителя только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные ... программы по изменению вашей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные ... ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное прохождение ...

Глава II. Профессиональное становление социального педагога

1. Развитие профессиональной культуры социального педагога

в процессе практической работы и самообразования

Профессиональная культура

Деятельность социального педагога на­правлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, кото­рые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо.

Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свобо­ду подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в ре­зультате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то сложных, экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя — интеллектуальным развитием, психологи—эмоционально-психическими процессами, адвокаты—защитой прав и т.п.), то работа социального педагога, социального работника направлена на человека целостного — его биологическое, психологическое, социальное и душевное состояние. Более того, ему не только приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навы­ков, опыта, авторитета.

Как видим, все перечисленное весьма и весьма сложно, поскольку целиком замыкается на многоходовых человеческих взаимоотношени­ях и в результате получается, что первичным «рабочим социального педагога, социального работника, является он сам, его личностные качества, профессиональная культура.

На основании данной констатации подтверждается вывод, что социальный педагог—высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенст­вующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося социального работника, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции[16, 130].

1.1. Непрерывное образование социального педагога

На протяжении всей деятельности социального педагога, соци­ального работника должна осуществляться его личностная и про­изводственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки –практики.

Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на» поле» профессиональных инноваций.

По выражению Н Рубакина, «всякое настоящее образование добывается путем самообразования…все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, —это залезает в голову всего крепче». Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:» Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.

Авторитет мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег выразился не менее убедительно: «Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность—средство и одновременно результат образования…».

В декларации регионального собрания в Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования… Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от воз­раста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить воз­можность учиться или подняться на новый уровень профессио­нальной подготовки» (58).

На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в те­чение всей жизни человека» (58).

Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования.

Во-первых, работа высших учеб­ных заведений должна быть образом, чтобы лю­бой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой не­зависимо от ее степени и в различные периоды своего профессио­нального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессио­нального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить.

Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса.

На первом, довузовском этапе, профессионального вы­бора происходит достижение уровня социальной зрелости, доста­точного для решения проблем морально-профессионального само­определения и выбора образовательного маршрута в области «че­ловек—человек».

Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагоги­ки, социальной работы.

Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потен­циала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215).

Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов.

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.

Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования, проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Каждая из всевозможных частных методик также тре­бует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высо­кая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики[13, 132-135]

2. Профессиональное становление социального педа­гога и его этапы

Каждый из этапов профессионального становления спе­циалиста имеет свои задачи и цели, и независимо оттого, кто включается в него — педагог, психолог, социальный пе­дагог или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, способы их реализации:

  • формирование профессиональных намерений и со­знательный выбор профессии;
  • продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений и взаимодействие обучающего и обуча­ющихся в процессе воспитания;
  • активное вхождение в профессию;
  • полная реализация личности в труде.

Первый этап — формирование профессиональных на­мерений и сознательный выбор профессии — связан с профориентационной работой, особенность которой состоит в знакомстве абитуриентов с ценностными представлени­ями о самой профессии, о значимости ее для общества в современных условиях, выявлении личностных особенно­стей абитуриентов и профессиональной направленности как системы эмоционально-ценнностных отношений.. Здесь важна эффективная профориентационная работа в школах, в системе довузовской подготовки.

Этот период очень важен, ведь именно на начальном этапе профессионального обучения особую роль играет мо­тивация выбора профессии. Важно определить к чему че­ловек имеет способности, чем ему нравится заниматься, и если выбор сделан правильно, то задачи следующего пери­ода становятся более конкретны.

Второй этап — усвоение профессиональных знаний, на­выков и умений — будет проходить эффективнее при на­личии сформированной мотивации к обучению данной про­фессии.

третий этап — активное вхождение в профессию — предполагает самостоятельную профессионально-учеб­ную деятельность студентов, к которой можно отнести как практическую, так и научную деятельность.

Вхождение в профессию — очень важный этап для бу­дущего профессионала, так как практика показывает, на­сколько студент владеет необходимыми знаниями, умени­ями, практика позволяет сверить свои ожидания с реаль­ной профессиональной деятельностью.

Последний этап — полная реализация личности в тру­де.

Профессиональное становление личности — сложный процесс, проходя который, человек преодолевает трудно­сти, находит выход из кризисных ситуаций возрастного и личностного характера и тем самым получаст способность при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека[2,53-54].

3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога

3.1 Альтруизм—один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога

Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных людей разная Идеальной нормой для обращения к социально-педагогическому образованию является альтруистически человек, жизнь которого лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность.

Альтруистическая эмоция лежит в основе социальной направленности личности и ее высшим выражением является способность к социальному творчеству — к решению социальных проблем нуждающегося человека на высшем профессиональном уровне Эта постоянно возобновляемая потребность может рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного про­цесса. Человек образовывает себя сам и в меру своих возможно­стей помогает другому человеку, попавшему в беду (215).

Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим повыше­ние образования, развитие профессиональной культуры социально­го педагога, является к расширению поступков добродеяния, благотворительности и милосердия.

3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма

Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна