введение Проблема коррупции является, пожалуй, одной из самых актуальных проблем не только в нашей стране, но и во всем мире. Стоит признаться, что коррупция была в России всегда. Год за годом, век за веком люди берут взятки, начиная с самых низов и поднимаясь по социальной лестнице. К сожалению, на данный момент не создано эффективных механизмов для решения этой проблемы. И, конечно же, в настоящее время проблема коррупции как никогда актуальна, так как это связано со значительным распространением изучаемого явления. Коррупция сумела проникнуть во все сферы общества, разрушив верховенство закона, это чуть ли не главная причина недоверия граждан к власти. Изучение коррупции, ее причин, видов необходимо для разработки рекомендаций по совершенствованию методов борьбы с этой проблемой, а также для создания условий, при которых ее возникновение в будущем было бы невозможно.
Предмет исследования — феномен коррупции как социально-экономическое явление.
Предмет исследования – признаки коррупции, а также ее виды.
Цель курсовой работы — рассмотреть сущность такого явления, как коррупция, выявить его основные составляющие, а также проанализировать состояние коррупции на данный момент. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки коррупции;
- рассмотреть аспекты коррупции;
- проанализировать подходы к классификации и изучению коррупции;
- изучить антикоррупционную политику в современной России.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы, посвященные проблемам коррупции, ведущих российских и мировых авторов: С.В. Максимов, Е.Р. Пудаков, Халилова Т. В., Гацко М.Ф., Быков В.Н., Сатарова Г.А., В.В. Лунеева.
Эмпирическую основу исследования составили: статистические данные Федеральной статистической службы РФ, результаты научных исследований, нормативные акты.
Основными нормативными актами стали: Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и включает: введение, главу — «Методологические основы исследования коррупции», таблицы, заключение и список использованных источников, состоящий из 15 источников.
1 Методологические основы в изучении коррупции
1.1 Понятие и признаки коррупции
Действующий Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ дает этому явление вполне четкое определение. Под коррупцией понимается — «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица» [1].
Тема работы Совершенствование логистических процессов на предприятии УДК
... выполнение выпускной квалификационной работы дипломной работы Студенту: Группа 2 ФИО З-3202 Фетисову Александру Леонидовичу Тема работы: Совершенствование логистических процессов на предприятии Утверждена ... продакт-плейсмент, эффективность логистического процесса на товарном складе. Объектом исследования является предприятие ООО «ЗКПД ТДСК». Целью работы является характеристика организации ...
По сути, в законе понятие коррупции сводится к простому перечислению правонарушений, которые составляют суть данного должностного преступления, однако, если уж и сводить все к перечислению преступлений, то следует указать все возможные варианты правонарушения, а представленный список сложно назвать полным. Определение коррупции в законе сводится к обычной коррупции, без уточнения других форм этого явления. Например, отсутствуют такие злоупотребления, как присвоение бюджетных средств, незаконное участие в бизнесе государственных служащих и многое другое. Поэтому определение, данное в законе, можно подвергнуть критике, так как оно имеет довольно узкую направленность, при этом существует множество других форм коррупции. Следовательно, можно понять необходимость расширения классификации и определения этого явления в законе. Например, совмещение его характеристик и компонентов международного законодательства с национальным. Международно-правовые нормы антикоррупционного характера содержатся, например, в «Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию» (Страсбург, 1999 год), Конвенции Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (Страсбург, 4 ноября 1999 год), «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», принятом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года и др.
Так «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года понимает под коррупцией «совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [2].
Несколько более полный перечень официальных преступлений, включенных в понятие коррупции, содержится в Страсбургской конвенции «Об уголовном праве за коррупцию». Данный документ относит к коррупции два вида преступных деяний:
- активный подкуп публичных должностных лиц;
- пассивный подкуп публичных должностных лиц.
Под активным подкупом должностных лиц понимается подкуп национальных и иностранных публичных лиц, членов публичных собраний, равных им лиц в частном секторе, международных организациях, членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, т.е. приготовление и дачу взятки либо любого преимущества нематериального характера государственному служащему любого ранга. Под пассивным — продажность лиц, именуемых публичными должностными лицами, включающая наряду со взяточничеством иные формы умышленного «испрашивания» или «получения» ими «какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций» [3].
Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица
... УК РФ в примечании к ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями” понятие “должностное лицо” трактуется следующим образом: “Должностными лицами... признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, ...
Однако следует исключить, что международное право, в отличие от российского законодательства, в основном использует расширенное толкование понятия коррупции, интерпретируя его как корыстное злоупотребление служебным положением, а не сводя его к менее узким определениям.
В Большом юридическом словаре, например, коррупции дается следующее определение — это «общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц» [4].
Простому обывателю объяснить понятие коррупции можно гораздо проще. Коррупция — это тип ситуации, в которой субъект решает совершить противоправные действия, выгода от которых извлекает другая сторона, а сам субъект получает с этой стороны незаконное вознаграждение. Прежде всего, следует понимать, что коррупция – это социальное явление, возникающее и существующее тогда, когда у какого-либо должностного лица появляется возможность использовать различные ресурсы и принимать решения в ущерб обществу или государству, исходя из собственных корыстных побуждений с целью получения личной выгоды.
Коррупция — явление отнюдь не молодое, она зародилась с появлением первых социальных институтов и государственных образований много сотен лет назад. Кто знает, может, все началось с обряда дарить подарки вождям или священникам, чтобы заслужить их расположение и расположение. С течением временем понятие коррупции видоизменялось, расширялось, однако субъектами коррупции всегда выступают одни и те же лица – это должностные лица, а так же некая вторая сторона, чаще всего представленная участниками легального или нелегального частного сектора. В современном обществе понятие «коррупция» чаще всего ассоциируется с деятельностью государственных служащих и близких к ним людей.
У коррупции, как и у любого другого явления есть свои признаки:
- первым признаком коррупции является наличие субъекта или точнее сказать субъектов. Первым субъектом выступает лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), незаконно использующее свои служебные полномочия на основании авторитета занимаемой должности, а также связанных с ней возможностях и связях. Вторым субъектом, второй стороной (корруптер), выступает некий «покупатель», получающий возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях[5];
- коррупция может возникнуть фактически в любой сфере, начиная от коррупции в правоохранительных органах и заканчивая коррупцией в сфере образования. Однако все же наиболее часто встречаемой областью существования коррупции является сфера государственного и муниципального управления;
- наличие факта сделки;
- наличие ресурса, являющегося основной целью субъектов коррупции;
- коррупция всегда имеет умышленный характер;
- еще одним признаком коррупции является корыстная или же личная направленность с целью получения выгоды будь то материальная выгода или же выгода имущественного характера. Причем как с одной, так и с другой стороны;
- ущерб, нанесенный общественным интересам коррупционным поведением.
- довольно часто встречающаяся защита коррупции, которая, зачастую, обеспечивается со стороны должностных лиц правоохранительных и контрольных органов [5].
1.2 Аспекты коррупции как общественного явления
Главную закономерность экономической жизни и действительности в России одним словом описал великий историк Н.М. Карамзин еще много лет назад — «воруют».
Основы государственного и муниципального управления : «Организационная ...
... входят в систему органов государственной власти. Это органы саморегулирования местных территориальных общин, муниципалитетов, они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий [8, с.25]. Органы местного самоуправления имеют следующие ...
По приблизительным оценкам, ежегодно в России тратится 37 миллиардов долларов на взятки, что почти равно доходам годового бюджета страны. При этом основная сумма коррупционных средств приходится на структуры бизнеса (около 33,8 миллиардов долларов).
На так называемую «бытовую коррупцию» приходится 2,8 миллиарда долларов, в том числе:
- на поступление в вузы — 449 миллионов долларов;
- на «бесплатное» медицинское обслуживание — почти 600 миллионов долларов;
- на подкуп сотрудников автоинспекции — 368 миллионов долларов;
- на подкуп судей — около 274 миллионов долларов [6].
Прежде чем рассматривать и анализировать коррупцию как социальное и социальное явление, необходимо вернуться к ее истокам. Упоминание о коррупции и, следовательно, о самом явлении было еще древним. Примеры этого явления можно найти в исторических источниках многих государств, которые были центрами древних восточных цивилизаций. Эти государства включают Древний Египет, Индию, Китай, Рим и Древнюю Грецию. Коррупцию также можно найти в клинописи древнего Вавилонского царства. Так, уже тогда, почти в середине III тыс. до н. э., шумерский царь Уруинимгина был очень обеспокоен проблемой злоупотребления властью судьями и чиновниками, которые вымогали незаконные вознаграждения.
Одно из первый упоминаний осуждения коррупции встречается в трудах индийского министра Бхараты в IV в. до н. э. Бхарата выделял множество средств хищений государственного имущества многочисленными жадными чиновниками, а так же с грустью отмечал, что «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке, так и имущество царя не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом». Еще одно упоминание о вымогательстве и коррупции встречается в древнеримских «12 таблицах», где эти явления внесены в список самых тяжких преступлений. Вымогательство было очень распространено среди римских сановников. Многие историки отмечают разрушительное воздействие коррупции, которая со временем стала одной из причин распада Римской империи.
В истории нашей страны тоже можно найти немало примеров коррупции в различных ее проявлениях. Во время правления Ивана IV были часты случаи злоупотребления служебным положением, однако порядок государственного управления, а также реформы выборной Рады оказали очень благоприятное влияние на развитие политической системы и на борьба с коррупцией. Тем не менее стремление царя к укреплению его личной власти, сопровождавшееся репрессиями над членами Рады, затяжной Ливонской войной, продлившейся 25 лет и закончившейся поражением России, подорвало все нравственные устои общества, повсюду царили беззаконие и процветала коррупция. Период Смутного времени еще больше усугубил ситуацию, возникла серьезная угроза потери национального суверенитета. После Смуты произошло возвращение к системе власти, и в очередной раз распространение коррупции и хищений, подорвавших доверие к власти, принципам государственного управления, вызвало серьезные социальные потрясения. Реформы Петра I первой четверти XVIII века не только не устранили коррупцию, но и способствовали ее дальнейшему процветанию. Был создан огромный бюрократический аппарат, на содержание которого в казне просто не хватало средств. естественно, что недостаток средств чиновники компенсировали взятками и вымогательством с населения.
Лидерство и власть: их истоки и роль в организации
... числа действий, обеспечивающих влияние на других людей. Чем более доступны источники (средства) власти, тем чаще субъект стремится влиять на поведение других. В обществе власть - это способ ... и регулирования жизни по всем параметрам жизни. Лидерство и власть нельзя разделить, поскольку власть выражает истинное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий в соответствии ...
После смерти Петра I наступила эпоха дворцовых переворотов, что естественно создало благоприятные условия для злоупотреблений властными полномочиями, особенно учитывая то, что чиновникам часто задерживали, а иногда и вообще не платили жалованье по тем же причинам, что и при Петре I. Вообще, безнаказанно злоупотреблять своим положением, заниматься взяточничеством чиновникам в свое время помогало и то, что в стране со времен Соборного Уложения (1649 года) не было составлено нового единого свода законов, способного урегулировать сложившуюся ситуацию. Однако, несмотря на то, что свод законов был еще разработан и утвержден в 1833 году, это не помогло изменить ситуацию в стране. Именно при Николае I бюрократия в России превратилась в своего рода класс, осознающий свою силу и неуязвимость перед законом. Одной из первых реформ Александра II была судебная реформа (1864 г.).
Суд становился бессословным, гласным, независимым и состязательным. Даже реформы Александра II, даже судебная реформа, не смогли кардинально изменить ситуацию с коррупцией в стране. Александр III, проводя контрреформенную политику, пытался укрепить свою власть и монархию. Тем не менее, бюрократический и чиновничий аппарат очень скоро приспособился к новым условиям, открылись новые возможности для всевозможных злоупотреблений, придав им некоторый цивилизованный вид. Отныне деловая активность полностью зависела от разрешения чиновников, которые, не раздумывая, вымогали взятки в крупных размерах. Коррупция, в свою очередь, явно стала тормозить развитие рыночных отношений. Коррупция достигла пика во время правления последнего российского императора Николая II, никогда раньше это злоупотребление властью и коррупция не имели таких масштабов. Теперь в коррупции были замешаны не только чиновники, но и приближенные к императору люди и даже члены императорской семьи. В виду отсутствия должного контроля за деятельностью должностных лиц, а так же слабого нравственного уровня, малых окладов, бюрократии и т.д во всей красе взяточничество и казнокрадство расцвело накануне революции. Коррупция, наряду с другими противоречиями и проблемами российского общества того времени, вызвала зарождение революционных настроений в стране, которые в конечном итоге привели к революции.
Пришедшим к власти большевикам ничего не оставалось, как заманить на работу старых чиновников из-за отсутствия у них новых квалифицированных кадров. Произошло своего рода слияние старой дореволюционной бюрократической системы с совершенно новой, что привело к «советской бюрократии», унаследовавшей во многом все пороки прежних времен, и в частности коррупцию. Безусловно, огромную роль в борьбу с коррупцией внес И. В. Сталин. Его суровые карательные меры, несомненно, способствовали снижению коррупции. Однако нельзя утверждать, что в сталинский период в СССР не было коррупции. Конечно же она существовала, но в других формах и проявлениях. Таким образом, прямой коррупции не было, но стала четко прослеживаться связь между властью и богатством, а богатство — не в обычном смысле этого слова. Теперь чиновнику не нужны были деньги для приобретения автомобиля, особняка, квартиры и т. д. ведь все это он мог получить итак — это давало ему положение во власти. Закон не запрещал жить в квартире, выделенной стороной, а не купленной на деньги, полученные в виде взятки, пользоваться служебным автомобилем с личным водителем, закрепленным за чиновником, для этого он не поедет в тюрьму, а уж тем более расстрелять. Поэтому во властных структурах шла ожесточенная борьба скорее за «место под солнцем», чем за получение взяток. В период правления Л. И. Брежнева, особенно в последнее время, коррупция становится все более распространенной и в других сферах общества. Коррупция стала обычным явлением в сфере здравоохранения и образования, чего раньше в СССР практически не наблюдалось.
Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...
... -правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ; неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной ...
Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить ряд аспектов коррупции, которые являются характерными как для нашей страны, так и для многих других:
- коррупция – это массовое, всепоглощающее и фактически неустранимое явление, которое существует практически столько же, сколько существует человек;
- налицо отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, что, несомненно, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали, к захвату новых учреждений и сфер влияния, а так же способствует образованию масштабных коррупционных сетей или сообществ;
— на данный момент, коррупцию сложно назвать исключительно экономическим явлением. В условиях современного общества коррупция стремится захватить не только экономику, но и политику. В результате страна и общество терпят колоссальный и непоправимый ущерб.
- одни лишь формальные, закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах отношения между государственными и негосударственными структурами не могут обеспечить полноценного функционирования государственного управления, что в свою очередь способствует процветанию коррупции;
- эффективность экономики резко понижается, а имеющиеся демократические институты разрушаются.
Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность;
- из-за коррупции не получает должного развития малый и средний бизнес. Чтобы открыть самое простое дело, надо получить около 50 подписей чиновников, которые зачастую просто так эти подписи не ставят, предпочитая продать их за валюту;
- коррупция является преградой для вложения иностранных инвестиций и отечественного капитала в российскую экономику;
- несмотря на присутствие общественного порицания, мало кто в обществе реально готов бороться с явлением коррупции;
- в общесоциальном аспекте коррупция является показателем болезненного состояния общества;
— из-за существования и процветания коррупции под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Таким образом, коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.
Этика управления государственных служащих
... на практике, при разработке методов и алгоритмов формирования программ повышения этики государственных служащих. 1. Теоретические аспекты изучения этики управления государственных и муниципальных служащих 1.1 Понятие этики управления Этика ... сознания, этики. Разработанность темы исследования. Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и ...
1.3 Подходы к классификации коррупции
Поскольку существует множество вариантов определения коррупции, существует множество подходов к классификации этого явления. Невозможно однозначно и точно определить какие из этих классификаций правильные, а какие нет. Так, например, Э.Н. Ожиганов, будучи разработчиком концептуальных разделов ряда программ эмпирических социологических исследований в области массового сознания и поведения, проводимых Центром социологии Российской академии госслужбы при Президенте РФ, классифицировал коррупцию в зависимости от выбранного основания:
- бюрократическая и политическая;
- принудительная и согласованная;
- централизованная и децентрализованная.
Русский экономист Ярослав Иванович Кузьминов различает коррупцию в широком и узком смысле. Взяточничество в самом широком смысле этого слова — это нарушение должностным лицом своих обязанностей ради какого-либо материального вознаграждения. Коррупция в строгом смысле слова — это вымогательство и «бюрократическое предпринимательство». Многие экономисты, пытаясь классифицировать коррупцию, выделяют два основных типа:
- политическая коррупция;
- экономическая коррупция.
Так, например, по мнению В.В. Лунеева, доктора юридических наук, профессора и Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, под политической коррупцией следует понимать коррупционные формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит или отдельных лиц за власть, а также против политических конкурентов. Особым видом политической коррупции, по мнению некоторых авторов, является коррупция идеологическая. Под идеологической коррупцией понимается монополизация и ограничение свободы выбора властных решений на государственном уровне. Наиболее опасными проявлениями идейной коррупции являются:
- узаконенный произвол чиновничества над выбором целей и средств государственных решений, стратегий и действий;
- низкое качество государственных решений, популизм государственных политиков.
Другой наиболее распространенный вид коррупции — это экономическая коррупция. Под экономической коррупцией понимается подкуп, а так же любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды, как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства. Исходя из данного определения экономической коррупции следует, что наиболее распространенными коррупционными преступлениями в этой сфере являются:
- коммерческий подкуп;
- получение взятки;
- другие преступления, в основе которых лежит подкуп или дача взятки.
Еще одним критерием классификации коррупции является классификация коррупции по статусу субъектов. Различают следующие виды коррупции:
- коррупция в органах власти;
- коррупция в частном секторе.
Коррупция в правительстве чрезвычайно развита, в частности, из-за того, что она охватывает практически все органы и ветви власти, особенно в нашей стране. Исследования показывают, что коррупция в системе государственной и муниципальной службы как в развитых, так и в развивающихся странах принимает примерно одинаковые формы и охватывает одни и те же сферы деятельности. При этом областями, наиболее подверженными коррупции, являются:
«Административная ответственность за правонарушения в области ...
... лиц и гарантию установленного законом порядка функционирования органов государственной власти. Об этом пишет Н.В. Витрук в своей работе. В свою очередь, сам характер административного правонарушения, выступающего основанием ответственности, ... о необходимости обеспечения должностных лиц, составляющих протоколы и рассматривающих дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, ...
- государственные закупки;
- операции с земельными участками;
- сбор налогов;
- назначение на ответственные посты в органах государственной власти.
По уровням функционирования коррупцию разделяют на:
- низовую;
- вершинную;
- вертикальную.
Базовая коррупция преобладает в основном на среднем и нижнем уровнях государственной и муниципальной службы. Он охватывает повседневную жизнь большинства граждан и деятельность юридических лиц, взаимодействующих с должностными лицами того же уровня обычным и рутинным образом, например, при получении различных разрешений, при регистрации, при уплате штрафов. К основной коррупции относятся политики, работающие в основном в государственных органах, и высокопоставленные чиновники. Она связана с принятием решений, которые имеют высокую цену, например принятие законов, выполнение государственных заказов и т.д. Часто существует устоявшаяся взаимосвязь между коррупцией на высшем уровне и на низовом уровне. Это позволяет ряду преступников идентифицировать вертикальную коррупцию, которая связывает оба типа коррупции и указывает на ее переход в организованные формы: коррупционные сети и сообщества.
Еще одним интересным подходом к классификации коррупции является классификация коррупции по географическому признаку:
- азиатская модель коррупции;
- африканская;
- латиноамериканская;
- европейская.
Азиатская модель коррупции характеризуется, прежде всего, тем, что коррупция — привычное культурно-экономическое явление, социально приемлемое, непосредственно связанное с функционированием государства. Африканская модель отражает развитие общества, при котором власть «продается» группе основных экономических кланов, которые договариваются между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность существования этих кланов, получается что-то вроде взаимовыгодного сосуществования. Переход к этой модели возможен при следующих условиях:
- политическая власть в стране остается неконсолидированной;
- финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются;
- формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово-бюрократическими группами и частью политической элиты.
Латиноамериканская модель характеризуется попустительством коррупции со стороны государства, которое дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Власть оказывается втянутой в жесткое прямое противостояние с мафией, образующей государство в государстве. В данной модели, при постоянной политической нестабильности, увеличивается вероятность перехода к африканской модели. Европейская модель коррупции прежде всего формируется, в основном, на верховом уровне. В этих условиях отсутствует явная противоправность действий государственных и политических деятеле, коррупция нацелена на захват, сохранение, укрепление и распределение власти, как отдельными лицами, так и государственно-олигархическими структурами, и, наконец, она связана с использование для достижения указанных целей как государственных, так и общественных ресурсов.
Политика в области качества
... основу работы составили учебные пособия и учебники по качеству продукции, очерки по экономике и организации управления качеством продукции, оценка эффективности менеджмента при реализации политики качества. Тема, цель и задачи определили следующую структуру работы: ...
Одной из самых распространенных классификаций коррупции определенно является деление на:
- бытовую;
- деловую;
- коррупцию верховной власти.
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Коррупция верховной власти относится, прежде всего, к политическому руководству и верховным судам. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам общества.
2 Состояние коррупции в России и антикоррупционная политика
2.1 Коррупция в России в постсоветский период и на современном
этапе
Распад Советского Союза, повлекший за собой образование самостоятельных государств из бывших республик, сопровождался различными политическими, экономическими и социальными кризисами. Именно в этот период формируются тенденции, в значительной степени, объясняющие громадные масштабы коррупции в наши дни:
- прежде всего, происходит приватизация собственности, в результате которой ее владельцами становятся либо представители номенклатуры, либо те, кто имел с ними связи и таким образом получил доступ к приватизации;
- во-вторых, в процесс приватизации, так или иначе, были включены представители криминального мира, которые тесно связаны с представителями номенклатуры;
- в-третьих, в условиях невыплаты зарплат люди различных профессий, в том числе врачи и преподаватели, сотрудники правоохранительных органов и многие другие стали использовать свою работу для получения дополнительных доходов.
Разница лишь в том, что кто-то делал это для того, чтобы выжить, а кто-то – чтобы обогатиться;
- в-четвертых, произошло дальнейшее увеличение бюрократического аппарата, костяк которого составила прежняя номенклатура, нежелающая менять устоявшиеся «правила».
Таким образом, мы пришли к тому, что бюрократический аппарат в нашей стране имеет огромную власть и, зачастую, использует ее в своих корыстных целях. Коррупция получила сейчас широкое распространение в обществе, вовлеченными в нее оказываются практически все слои населения. Коррупция превратилась в некую норму жизни, особенно это касается бизнеса и, конечно же, политики.
В современной экономической науке выделяют множество причин коррупции, серди которых экономические, институциональные и социальнокультурные. К экономическим причинам коррупции относятся, прежде всего, низкие заработные платы большинства государственных служащих, что в совокупности с их высокими полномочиями дает возможность тем или иным образом использовать эти полномочия, влияя на деятельность фирм и граждан в угоду личной выгоде. Коррупция возникает и существует там, где у чиновников и иных должностных лиц есть широкие возможности и полномочия распоряжаться какими-либо благами, находящимися в дефиците. К институциональным причинам коррупции принято относить высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабую кадровую политику государства. Не стоит также забывать, что коррупция возникает в ответ на слабость государственной власти и самих государственных институтов. Социально — культурными причинами являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении проявления своеволия. В тех странах, где действуют все три группы факторов, а прежде всего это развивающиеся и постсоциалистические страны, коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная [7].
Не стоит забывать о проявлении коррупции в международном экономическом сотрудничестве, в частности при создании предприятий с участием иностранного капитала, приватизации государственной собственности, при реализации инвестиционных проектов при решении проблем раздела продукции и т.д. От коррупции не защищена ни одна страна. Эксперты США утверждают, что при заключении контрактов в России около 80% этих контрактов получили иностранные компании, предложившие взятки. Очевидно, что многие западные бизнесмены не видят ничего хорошего в подобном положении дел, ведь это является серьезным препятствием как для нормального экономического сотрудничества, так и, безусловно, для развития здорового предпринимательства. И такая ситуация наблюдается не только в делах с Россией, но и с Китаем, Индией и многими странами бывшего социалистического лагеря. Существуют различные действенные схемы вывода средств из национальной экономики путем перевода в оффшоры, а также увод незаконных доходов за границу, который уменьшает риск коррупционных сделок, тем самым подстегивая коррупционеров и создавая более благоприятную среду для коррупцию. Известно немало случаев, когда лидеры различных стран прятали в иностранных банках полученные в результате незаконных коррупционных действий доходы, которые исчисляются миллиардами долларов. Несложно догадаться, что реакция общества и СМИ на эту проблему всегда резко негативная.
Статистические данные показывают, что общее количество обращений на коррупцию с 01 сентября 2015 года по 31 августа 2016 года составило 9125 обращений. Благодаря этим данным можно проследить различия в уровне коррупции на основании количества жалоб на коррупцию в различных регионах нашей страны (Таблица 1) [8].
Таблица 1 — информация об уровне коррупции, основанная на количестве полученных жалоб на коррупцию из различных регионов Место Регион России Уровень коррупции в
процентах
1 Москва 28,9%
2 Московская область 5,6%
3 Краснодарский край, по 3,7 % каждый
Ленинградская область, регион
Саратовская область, Республика соответственно
Татарстан, Республика Крым,
Самарская область
4 Ростовская область 2,8%
5 Ставропольский край, По 1,8 % каждый
Архангельская область, Курганская регион
область, Республика Мордовия, соответственно
Липецкая область, Челябинская
область, Белгородская область,
Нижегородская область,
Республика Ингушетия,
Новосибирская область,
Тамбовская область, Республика
Чувашия
Так же, согласно статистическим опросам более 60 % респондентов относят коррупцию к проблемам, которые представляют угрозу национальной безопасности России. Более 70 % согласны с утверждением о том, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств. Наибольший резонанс и реакцию населения всегда получают коррупционные скандалы, связанные с реализацией госпрограмм, а также в сфере ЖКХ. Так, например в 2016 г. прокуратура выявила многочисленные нарушения при реализации госпрограммы по переселению из аварийного жилья. В Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областях зафиксированы факты неправомерного использования и хищения бюджетных денег. В Тыве в октябре 2016 г. было возбуждено сразу 3 уголовных дела по статье «мошенничество» за причинение ущерба государству в размере 501 миллиона руб. [9].
Нельзя пройти мимо многочисленных случаев коррупции в сфере государственной службы. Так, одним из самых громких коррупционных скандалов в 2016 году по праву можно считать арест бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, эта история прогремела на всю страну. Улюкаев являлся одной из основных фигур в стране, именно поэтому этот случай вызвал такой резонанс в обществе. По данным следствия, Улюкаев вымогал от представителя «Роснефти» два миллиона долларов за выданную Минэкономразвития положительную оценку, которая позволила «Роснефти» приобрести акции «Башнефти». При этом Улюкаев, используя свое служебное положение, угрожал созданием препятствий для деятельности компании, если она не заплатит ему озвученную сумму. В конце концов, Улюкаев был задержан с поличным при получении взятки. Говоря о коррупции невозможно не вспомнить историю теперь уже экс-чиновницы Минобороны Евгенни Васильевой, которая «ввела в заблуждение» бывшего главу оборонного ведомства Анатолия Сердюкова и нанесла ущерб государству в размере почти 650 миллионов рублей. 8 мая 2015 года приговорена к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима за мошенничество. Тем не менее, в колонии Васильева провела не так много времени, 25 августа 2015 года районный суд, где находится колония, удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Васильевой, которая, как объявлено, возместила ущерб в размере около 200 миллионов рублей. Освобождение Васильевой вызвало волну негодования и общественной критики.
«Разделение следствия и судопроизводства на два уровня — «элитное» и «для всего остального народа» — бьёт по авторитету судебноправоохранительной системы и подрывает у граждан страны веру в справедливость», — прокомментировала событие Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова в специальном заявлении по поводу досрочного освобождения Евгении Васильевой. Еще одним примером коррупции в государственной сфере является дела бывшего губернатора Сахалина Александра Хорошавина. По версии следствия, в 2009 году Хорошавиным была создана организационная преступная группировка, в составе которой были его приближенные чиновники. В течение 6 лет эта группировка вымогала у предпринимателей, в основном исполнявших государственные контракты в сфере сельского хозяйства, рыболовства, строительства, взятки за общее покровительство. Сумма взяток превысила 522 миллиона рублей. И конечно же нельзя не упомянуть о полковнике Захарченко. В квартире его сестры следователи обнаружили полторы тонны наличности в рублях, долларах и евро на общую сумму почти в 9 миллиардов рублей, точное происхождение этих средств неизвестно, однако Захарченко был задержан не за них, а за получение взятки в размере 7 миллионов рублей, от бизнесменов, которым он обещал покровительство [10].
За прошедший 2016 год было возбуждено 3,7 тысяч уголовных дел, связанных с коррупцией. Всего было осуждено 13 183 человека, причем чаще всего к ответственности привлекались высокопоставленные чиновники. Кроме того, еще 72,6 тысячи человек наказали в дисциплинарном порядке, 383 из них уволили в связи с утратой доверия. Более 9 тысяч нарушителей антикоррупционного законодательства привлекли к административной ответственности, сумма наложенных на них штрафов превысила 1,1 миллиарда рублей. Кроме того, прокуроры направили в суды свыше 2,7 тысячи исков о возмещении ущерба государству на сумму в 3,6 миллиарда рублей. Еще одной коррупционной нишей являются масштабные, по своим размерам хищения, при реализации крупных государственных проектов, обнародованы цифры: Олимпиада в Сочи − 17 миллиардов рублей, саммит АТЭС во Владивостоке − 6,5 миллиардов рублей, система ГЛОНАСС − 6,5 миллиардов рублей. При строительстве стадиона «Зенит-Арена» сумма хищений и ущерба уже превысила 700 миллионов рублей. И конечно же, космодром «Восточный». На данный момент никто не может обосновать, на что ушло около 16 миллиардов рублей, выделенных из бюджета на строительство космодрома.
Коррупция – многоплановое социально-экономическое, психологическое и правовое явление. Её считают не только противоправным явлением, но и феноменом, способным быть угрозой безопасности государства. Коррупция, ее масштабы и социальные последствия являются серьезным препятствием на пути социально-экономического развития страны, развития бизнеса и успешного выполнения стратегических национальных программ.
Можно с уверенностью сказать, что «питательной» средой коррупции являются свободные, неучтенные, в том числе приобретенные незаконным путем деньги, которые появляются, как правило, в результате совершения экономических преступлений. Сегодня можно говорить о том, что экономические основы коррупции представляют своего рода самостоятельный сектор экономики. Это обусловливает необходимость рассмотрения данного явления как складывающуюся и развивающуюся систему, которая является серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной и экономической безопасности практически всех стран, и в особенности России. Коррупция всерьез влияет на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает множество других негативных воздействий на правовую систему в целом. Коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом. Возникновение угрозы экономической, национальной и общественной безопасности страны, на фоне весьма сильного отставания гражданских институтов и недостаточности нормативно-законодательной базы российского государства, сопряжено с целым рядом причин. Среди них можно выделить:
- капитализацию экономических отношений в обществе;
- вливание России в глобальные мировые экономические отношения, в том числе и вступление в ВТО, а также процессы глобализации экономики в целом.
В результате осуществления социально-экономических преобразований за истекшие годы российское общество и общественные отношения перешли в качественно иное состояние, характеризующееся, в частности, сильным сращиванием органов власти, организаций бизнеса и криминалитета, что диктует острую потребность пересмотра функций и задач правоохранительных органов, органов обеспечения национальной безопасности, сил обеспечения экономической безопасности и правопорядка. Угроза экономической безопасности подкрепляется проникновением коррупционных явлений вглубь общественных отношений, мораль и психологию людей. Коррупция для многих стала привычным, обыденным явлением, что подтверждено многочисленными опросами населения. Так, отвечая на вопрос «Если для того, чтобы решить Ваши проблемы Вам представится случай расплатиться с людьми, от которых будет зависеть решение Ваших проблем, то, как лично Вы поступите». Основная часть респондентов – 44,4 % ответила, что «возможно заплатит, в зависимости от обстоятельств», а 10,7 % и вовсе заплатят не задумываясь (Таблица 2) [11].
Таблица 2 – Если для того, чтобы решить Ваши проблемы Вам представится случай расплатиться с людьми, от которых будет зависеть решение Ваших проблем, то, как лично Вы поступите.
Не буду платить ни при каких обстоятельствах 28,2%
Возможно, заплачу, в зависимости от обстоятельств 44,4%
Заплачу не задумываясь 10,7%
Затрудняюсь ответить 16,6%
Так же очень интересен опрос, посвященный возможности информирования соответствующих органов о случаях коррупционных действий (Таблица 3) [11].
Таблица 3 — Если бы Вы располагали сведениями о коррупционных действиях, проинформировали бы Вы соответствующие органы и структуры?
Нет, это ничего не изменит 31,2%
Нет, опасаюсь преследования, не хочу проблем 16,3%
Нет, не знаю, как это сделать, куда обратиться 18,5%
Проинформировал бы анонимно 16,1%
Да, обязательно проинформировал бы 4,2%
Затрудняюсь ответить 13,7%
Невозможно не признать, что коррупция уже давно не является чем-то чуждым каждому из нас. Несмотря на всеобщее негодование, относительно явления коррупции, большинство людей сами позволяют этому происходить. Ведь мы предпочтем доплатить врачу, чтобы быть уверенным в качественном лечении, нам гораздо проще дать взятку сотруднику ГБДД, остановившему нас за превышение скорости. Кто-то скажет, что это ерунда, но ведь именно с этой «ерунды» все и начинается. Феномен столь массовой, масштабной и всепроникающей коррупции обесценил демократические достижения последнего времени и те «жертвы», которые были принесены в борьбе за идеалы свободы. Понять природу деловой коррупции в обществе переходного типа и наметить концептуальные подходы к осуществлению в этих условиях эффективной политики противодействия ей как залога успеха в обеспечении национальной экономической безопасности — в этом состоят важнейшие задачи современных исследований.
Факторами риска для национальной безопасности в условиях достигнутого в России уровня коррупции являются экономический упадок и политическая нестабильность, обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание. Все перечисленное подталкивает и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции, а также подкрепляется старыми советскими традициями «блата» как одной из форм низовой коррупции. К тому же, постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее и неуместное присутствие государства в экономике, дефицит четких регулятивных механизмов) формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль, полученную при помощи коррупционных связей. Чувство неуверенности среди чиновников самого разного уровня, сформированное из-за политической нестабильности и отсутствия гарантий самосохранения, побуждает «поскорее урвать последний кусок», тем самым, создавая благодатную среду для существования коррупции. В условиях экономического кризиса государство пытается усилить налоговый пресс, что является еще одним фактором, расширяющим зону теневой экономики, как системообразующего элемента коррупции. Отмеченные ранее неразвитость и несовершенство законодательства в эпоху преобразований являются практически легальным обеспечением неотвратимости коррупции.
2.2 Антикоррупционная политика в современной России: направления,
механизмы и проблемы
Антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер со стороны государства и общества в рамка принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию во всех ее проявлениях в разных сферах жизни. Субъектами антикоррупционной политики, так же как и субъектами коррупции, являются физические или юридические лица, а так же лица, наделенные какими-либо полномочиями.
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции, так же обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
- предупреждение коррупционных правонарушений;
- создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус;
- создание правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
- возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
- мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
- формирование антикоррупционного общественного сознания;
- содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений, эффективную охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина;
- содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
- создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами [12].
Любая антикоррупционная политика многопланова. Она включает в себя профилактику, выявление и пресечение как причин, вызывающих нарушения, так и самих деяний. Таким образом государство берет на себя часть ответственности за коррупционные риски, оно борется не только с преступниками, но и обеспечивает такие условия, в которых невозможно будет процветание и разрастание коррупции. Для этого создаются специальные государственные структуры, в задачи которых входит разработка и реализация названных мероприятий. К антикоррупционной работе обязательно привлекается общественность, так как мало какая организация способна уследить за всеми лицами, наделенными полномочиями. Это под силу только народу, который к ним обращается.
Государственная антикоррупционная политика Российской Федерации направлена на ликвидацию серьезной угрозы национальной безопасности и проблемы общества в современной России — коррупции на всех уровнях и в различных аспектах и элементах ее проявления.
Основными направлениями антикоррупционной политики являются:
- коррекция законодательства;
- ограничение политической коррупции;
- создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;
- совершенствование условий государственной службы и контроль за имущественным положением представителей власти;
- упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти;
- укрепление судебной власти;
- совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности (деятельности спецслужб);
- координация антикоррупционной политики.
У антикоррупционной политики есть свои основные принципы. Так, Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепил основные принципы современной антикоррупционной политики (Ст. 3).
Согласно данному закону, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [13].
Реализуемые государством антикоррупционные механизмы должны включать эффективные инструменты противодействия коррупции. В целях разработки эффективных механизмов реализации необходимо постоянно отслеживать динамические изменения в коррупционной сфере на основе централизованной системы государственного мониторинга, направленной на регулярный сбор и обработку информации о коррупционных проявлениях с учетом внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся те, что связаны с необходимостью соблюдения международных стандартов при формировании механизмов противодействия коррупции, так как Россия является членом нескольких мировых организаций, специализирующихся на борьбе с коррупцией. Внутренние факторы, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении антикоррупционных механизмов, связаны с анализом действующей государственной политики и выявлением уровня восприятия коррупции населением и хозяйствующими субъектами, а также с оценкой результативности деятельности различных субъектов противодействия коррупции [14].
В Национальной стратегии противодействия коррупции определены механизмы ее реализации:
- а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;
- б) путем решения кадровых вопросов;
- в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;
- г) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;
- д) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;
- е) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;
— ж) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества. Реализация Национальной Стратегии противодействия коррупции призвана способствовать искоренению причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе [12].
В своей деятельности антикоррупционная политики сталкивается с рядом проблем и препятствий. Всем известно, что рыба гниет с головы – так и с коррупцией. Все что идет «сверху», от имеющейся политической элиты, – заведомо несостоятельно и коррупированно. Все предлагаемые пути выхода из этой системной проблемы оказываются, по меньшей мере, неэффективными и бесполезными, так как уже на начальных этапах борьбы с коррупцией отсутствует полное желание борьбы как таковой. Именно эту причину, т.е. нежелание верхушки что-то менять, а также отсутствие веры в то, что коррупцию можно побороть, у простого населения, можно считать основной причиной проблем антикоррупционной политики. Конечно же, все это в совокупности с несовершенством самой антикоррупционной системы дает крайне неприятный результат. И все чаще и чаще сложности, связанные с выявлением, разоблачением и привлечением коррупционеров к ответственности, заставляют некоторых специалистов говорить о необходимости легализации еще одного метода борьбы с этим коррупцией – провокации. В юридических изданиях появляются публикации, одобряющие или во всяком случае допускающие провокацию как средство борьбы со взяточничеством[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коррупция – это одно из самых сложных, опасных и вездесущих явлений. У нее есть своя история, начавшая сотни лет назад и продолжающаяся до сих пор. В настоящий момент коррупция сумела проникнуть практически по все слои жизни общества, во все структуры государственного управления.
Многие склонны обвинять в развитии коррупции чиновников, которые, пользуясь должностными полномочиями, берут разного рода взятки, однако, как мы уже сказали, коррупция – это всегда две стороны. Конечно, бывают ситуации, когда должностное лицо вообще отказывается решать тот или иной вопрос без дополнительного денежного стимула, однако в большинстве своем сами граждане дают взятку, даже тогда, когда без этого можно обойтись.
В настоящее время коррупция является серьезной угрозой для существования государства и всего общества. Она порождает огромное количество последствий, среди которых:
- неэффективный расход и распределение государственных ресурсов;
- потери налогов;
- снижение эффективности работы государственного аппарата;
- разорение частных предпринимателей;
- рост социального неравенства;
- снижение уровня общественной морали.
Изучив историю коррупции, ее виды, признаки, характеристики можно прийти к выводу о том, что на данный момент существует множество способов борьбы с данным явлением, однако вряд ли какой-то из них можно назвать однозначно самым действующим. Безусловно, борьба с коррупцией должна стать приоритетным направлением в деятельности государства, даже если процесс этот очень труден.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/strategii-protivodeystviya-korruptsii/