Политический и экономический кризисы в мире оказали различное негативное влияние на состояние общества в разных странах. На пути экономических преобразований ныне высокоразвитые страны смогли достичь довольно впечатляющих уровней роста производства и потребления, а также значительно повысить уровень жизни населения. Осуществляя ряд антикризисных мер через механизм товарно-денежных рыночных отношений, правительство этих стран в первую очередь стимулировало отечественных производителей и придало развитию экономики социально ориентированную направленность.
В отличие от стран Европы и Северной Америки, Россия не добилась значительных позитивных преобразований в реальном секторе экономики за последние два десятилетия. И только в настоящее время наметился постепенный и уверенный переход от нецивилизованных форм ведения бизнеса (высокие ставки кредитования для производителей, нарушение платежной дисциплины, несовершенство законодательных основ и правовое непослушание и т.п.) к современным методам хозяйственного регулирования, принятым в развитых странах. Формируется национальная правовая база для перехода к социально ориентированной рыночной экономике на основе четко определенного законодательства, отражающего интересы государства по стабилизации экономического развития. Положения законодательства включают основные требования цивилизованного рынка по созданию условий для формирования отечественного национального рынка труда, капитала, ценных бумаг и пр.
Менеджмент — древнейшее искусство и новейшая наука, основанная на собственных концепциях, принципах, методах и имеющая серьезную научную и методологическую основу.
Использование управленческого учета основано на том, что финансовая и производственная деятельность предприятий осуществляется на основе определенных правовых норм, согласно которым в рыночных условиях обеспечивается равенство всех участников этой деятельности. Юридические науки определяют права и обязанности различных экономических субъектов: владельцев, администрации, сотрудников, поставщиков и покупателей, а экономические науки указывают наиболее эффективные способы ведения бизнеса.
Необходимость внедрения системы управленческого учета в государственных учреждениях обусловлена принятием Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов (далее — Программа ПЭБР) и Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Реализация положений этих документов приводит к серьезным изменениям как в состоянии государственных бюджетных учреждений, так и в практике взаимодействия этих учреждений с высшими федеральными органами исполнительной власти.
Проблемы эффективности управленческих решений
... управленческого решения как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей. 1. Оценка эффективности управленческих решений. Решение как инструмент изменений в развитии предприятия. Управленческие решения ...
В настоящее время Ростехнадзор России определяет нормативные затраты на основании тех данных, которые собирались в условиях сметного финансирования учреждений; данных о фактических расходах учреждений в разрезе государственных услуг не собиралось. В связи с этим определение нормативных затрат в большинстве случаев проводилось структурным методом с учетом ряда допущений. Получение данных о затратах в контексте государственных услуг от организаций значительно улучшит качество расчетов нормативных затрат и, как следствие, повысит эффективность планирования бюджетных расходов Ростехнадзора России.
Однако получение данных такого типа осложняется тем, что хозрасчет, как правило, ведется в учреждениях только в разрезе кодов КОСГУ. Информация о затратах в разрезе государственных услуг не собиралась, поскольку ведомственный перечень государственных услуг Ростехнадзора России, где впервые были перечислены государственные услуги (работы), на которые должно формироваться государственное задание, был утвержден только в 2010 году.
Объект исследования — бюджетный учет.
Объектом исследования является процесс организации управленческого учета на предприятии.
Цель данной работы изучить основы управленческого учета. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
выяснить, в чем заключается предмет и метод управленческого учета
определить задачи и принципы управленческого учета
изучить организацию управленческого учета в Гостехнадзоре РТ;
- изучить процесс совершенствования организации управленческого учета.
Работа состоит из введения, основной части, разделенной на 3 главы, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы организации управленческого учета
1 Система и задачи управленческого учета. Иерархия систем управленческого учета
управленческий учет отчетность
В современных условиях весь бухгалтерский учет делится на финансовый и управленческий, что представлено на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Связь видов учета и отчетности в единой системе бухгалтерского учета
Существует множество определений управленческого учета, в основном отражающих его функции в процессе управления организацией, которые различаются с точки зрения терминологии, количества перечислений учетных действий, отличий от финансовых и акцентов. [10, с.93]
В англо-русском словаре бухгалтерских терминов дается такое определение: «Управленческий учет — деятельность, связанная с подготовкой информации для руководства предприятия; существенную часть управленческого учета составляют учет затрат и анализ себестоимости». Оно во многом соотносится с определением Паркера Р.Х. в бухгалтерском толковом словаре: «Управленческий учет — это та часть учета, которая связана в основном с внутренней отчетностью для менеджеров предприятия. Он больше фокусируется на управленческом контроле и принятии решений, чем на бухгалтерском аспекте бухгалтерского учета. он относительно свободен от давления юридических обязательств и стандартов бухгалтерского учета, и его можно сравнить с финансовым учетом».
Коммуникации в системе стратегического управления организацией
... работы являются работы отечественных и зарубежных авторов по построению эффективных коммуникаций в организации. 1 Теоретические основы коммуникаций в системе стратегического управления организацией Понятие коммуникации является весьма широким. Рассмотрение этого понятия носит междисциплинарный характер. ...
Нидлз Б., Андерсон Х. считают, что управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего пользования руководству. Управленческий учет расширяет финансовый учет и применяется во внутренней деятельности компании. Его цель — предоставить информацию менеджерам, ответственным за достижение конкретных производственных целей.
Хорнгрен Ч.Т. и Дж. Фостер определяет управленческий учет как идентификацию, измерение, сбор, систематизацию, анализ, декомпозицию, интерпретацию и передачу информации, необходимой для управления любым объектом. [14, с.58]
Аналогичное мнение у российских авторов, в частности у Шеремета А.Д.: «Управленческий учет — подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает в себя идентификацию, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой аппарату управления для выполнения своих функций».
Акцентируют внимание на интеграции элементов учета, планирования, анализа Николаева О.Е., М.А. Вахрушина. По мнению Николаевой О.Е., управленческий учет «представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе, необходимом для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия».
Вахрушина М.А. считает, что «управленческий учет — это интегрированная система учета и затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия». [10, с.95]
Ивашкович В.Б. делает акцент на двух важных моментах, которые не всегда прослеживаются в определениях: управленческий учет, во-первых, позволяет обосновать текущие и перспективные управленческие решения, а во-вторых, представляет собой совокупность систематического и проблемного учета.
Как видно из приведенных определений, прослеживается два основных подхода: 1) управленческий учет определяется как интегрированная система, включающая функции традиционного бухгалтерского учета (наблюдение, измерение, фиксацию, систематизацию и отражение на счетах), экономического анализа и планирования; 2) управленческий учет рассматривается как составная часть традиционного бухгалтерского учета. В результате можно дать следующее определение управленческого учета.
Управленческий учет — это независимый бухгалтерский отдел организации, обеспечивающий информационную поддержку системы управления бизнесом. Этот процесс включает в себя идентификацию, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой устройству управления для выполнения его функций. Управленческий учет является важным элементом управления организацией и действует параллельно с системой финансового учета.
«Управление издержками в организации (на примере ООО «Альянс»)» ...
... а также материалы исследуемого предприятия. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. 1.1 Понятие издержек процентыфиасвйобращения деятльносюв организации Издержек взаимосяьукреплнобращения решнияиграют однимважную ... продвинутых ресурсов зависит от уменьшения массы затрат на учет использованных ресурсов, затрат на эффективность использования ресурсов и стоимости взаимодействующих ...
Предметом управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль и мотивация деятельности сегментов бизнеса (центров ответственности), направленные на соизмерение доходов с расходами по отдельным сегментам и оптимизацию этого соотношения с целью повышения эффективности функционирования организации в целом.
Формирование управленческого учета должно осуществляться по следующим принципам.
Ответственность. Управленческий учет предоставляет информацию, которая измеряет достижение целей организации и оценивает влияние внешних факторов на данный процесс. Для того, чтобы действия менеджеров, основанные на информации о том, как достичь целей организации, осуществлялись, необходимо регулярно определять индивидуальную ответственность и основные достижения в организации.
Управляемость. Управленческий учет определяет операции, на которые могут или не могут воздействовать менеджеры; пытается оценить риски и факторы. Это способствует надлежащему мониторингу, анализу, сравнению и объяснению информации, конструктивно используемой в функциях мониторинга, оценки и регулирования.
Достоверность. информация управленческого учета должна обладать доверием; ее достоверность для пользователя зависит от источника, полноты и доступности. [18, с.431]
Взаимозависимость. Сбалансированность информации управленческого учета зависит, во-первых, от использования как внутренних, так и внешних источников; во-вторых, от ее получения из подразделений, выполняющих взаимодействующие функции, связанные со сбытом, снабжением, производством, персоналом, финансами.
Релевантность. руководителям легче изучать информацию, исходя из ее актуальности: своевременная доставка в четкой и понятной форме с использованием всех альтернатив, необходимых для принятия обоснованных решений. В связи с тем, что процесс управления динамичен и ориентирован на будущее, информация должна соответствовать критериям пригодности и цели.
1.2 Содержание управленческой отчетности
Концепцию управленческого учета формируют его функции, цели и задачи. Управленческий учет имеет ряд основополагающих целей:
- подготовка оперативных данных для менеджмента компании с целью последующего принятия стратегических решений по вопросам текущей и будущей операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании;
- формирование, обслуживание, контроль и корректировка системы бюджетного планирования компании;
- анализ и расчет альтернативных вариантов возможного экономического эффекта в зависимости от выборки возможных действий;
- сопоставление предварительных планов и предложений, анализ производственных программ, стратегий развития производства, маркетинга;
- управление через центры финансовой ответственности, оценка и повышение стоимости компании, управление себестоимостью, оценка деятельности подразделений и функциональных блоков;
- сбор, анализ и предоставление информации менеджменту для обеспечения выполнения функций планирования, оценки результатов и управления финансово-хозяйственной деятельностью (в первую очередь управление активами и стоимостью компании);
- оптимизационные решения по вопросам аутсорсинга, политика закупок, управление прибыльностью продуктов и структурных подразделений.
На выходе бухгалтерской информации системы формируются отчеты для:
Разработка управленческий решений
... этом применять на практике: методологию управленческого решения; методы разработки управленческих решений; организацию разработки управленческого решения; оценку качества управленческих решений. Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельностизаробекекикикерекикерекикерекикерекикерекикен. Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и ...
- внешних пользователей бухгалтерской информации;
- целей периодического планирования и контроля;
- принятия решений в нестандартных ситуациях и выбора политики организации.
Задачей управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия, где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Такие отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в сфере производства.
Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены, например: анализ себестоимости изделия — с целью определения себестоимости продукции; сметы — для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производственного участка) — для оценки результатов его работы; отчеты о понесенных затратах — для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений — для целей долгосрочного планирования и т.д. [12, с.78]
Менеджеры нуждаются в информации, чтобы помочь им принимать решения, контролировать и регулировать управленческую деятельность. Эту информацию можно отнести, например, к отпускным ценам, производственным затратам, спросу, конкурентоспособности, рентабельности товаров, производимых компанией.
В развернутом виде задачи закреплены Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Так непосредственно к области управленческого учета относятся следующие задачи:
- обеспечение информацией для контроля за соблюдением целесообразности хозяйственных операций, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Целями и задачами управленческого учета определяют его функции. Различают следующие функции: предоставление информации на различных уровнях управления, оперативный контроль, долгосрочное планирование. Все функции управленческого учета можно сгруппировать по двум основным направлениям:
- обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и проблемного управления бизнесом;
- формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятия.
Под управлением бизнесом понимается регулярное и ситуационное принятие управленческих решений по развитию предприятия в целом, т.е. составление стратегических, тактических и оперативных планов, принятия решений по ценообразованию, формированию портфеля заказов. Под управлением подразделениями компании понимается планирование, регулирование, координация и внутрипроизводственная мотивация деятельности подразделений компании.
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПМ.04. Обеспечение проектной деятельности. ...
... ЗАДАНИЕ ТЕХНИКУМА НА ПРАКТИКУ ПП.04. Производственная практика по профилю специальности ПМ.04. Обеспечение проектной деятельности, Сроки практики: с «23» декабря 2019 г. по «29» декабря 2020 ... информационной системы и участие в разработке проекта – Наполнение содержанием проектных операций: - выполнение деятельности по проекту в пределах зоны ответственности - описание деятельности в ...
Управленческий учет выполняет несколько основных функций, которые связаны непосредственно с управлением деятельностью предприятия (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Функции управленческого учета [15, с.97]
Если процесс управления деятельностью предприятия состоит из планирования, контроля и стимулирования и имеет определенную логику взаимодействия функций, обусловленную последовательностью процесса управления, то и управленческий учет, являясь информационной системой коммуникаций внутри предприятия, также выполняет контрольно-управленческую и информационно-обеспечивающую функции. [15, с.103]
При проведении социологических исследований второй половины XX в. американские ученые Э.Н. Каплан и Р. Энтони пришел к выводу, что искусство управления — это координация деятельности организации с помощью вознаграждений и наказаний для членов команды. Для американской школы бухгалтерского учета особое внимание уделяется интересам людей, занятых в экономическом процессе. Время показало, что этот подход наиболее правильный.
Система учета согласно принципам Э.Н. Каплана есть механизм распределения целей, который позволяет управлению выбирать его оперативные объекты, разделять и распределять их на все центры ответственности, т.е. разграничить ответственность за исполнение. Организация учета должна начинаться с установления модели видения предприятия менеджером и управленцем и определения своего места в нем.
По мнению Э.Н. Каплана, основные функции управленческого учета следующие:
- обеспечение всех уровней управления данными, необходимыми для принятия управленческих решений по планированию и контролю;
- выработка информации, служащей средством коммуникации внутри предприятия.
Информация, подготавливаемая в системе управленческого учета, основана на финансовой информации, однако является более подробной и, к тому же, не обязательно выражается в денежном выражении. Особая роль управленческого учета в принятии решений заключается в оценке альтернатив и организации их реализации. Использование управленческого учета позволяет решить задачу учета и контроля производственных процессов предприятия в целом и повысить обоснованность решений.
К объектам управленческого учета относятся ресурсы фирмы и результаты ее деятельности.
РЕСУРСЫРЕЗУЛЬТАТЫ- средства труда- готовая продукция, незавершенное производство, объемы продаж- предметы труда- затраты на реализацию, на внереализационные результаты, на прочую реализацию- трудовые ресурсы- прибыль от продукции, внереализационные доходы- финансовые ресурсы- Финансовые результаты- инвестиционные ресурсы-вложения капитала в развитие производства- инновационные ресурсы- развитие изобретательств и достижений научно-технического прогресса
Управляя материальными и трудовыми ресурсами, вы можете влиять на формирование финансовых результатов организации. Имея оперативную, тактическую и стратегическую информацию, которая в основном касается будущего, можно выбрать наиболее оптимальные пути инвестирования капитала в реконструкцию действующих или в создание новых предприятий, финансирование научных разработок новых поколений техники и технологии и пр.
3 Информационная база управленческого учета
Принципы, цели и функции управленческого учета составляют его понятие, а понятие определяет структуру. Исходя из определений управленческого учета как интегрированной системы счетоведения, нормирования, планирования и анализа, его структуру можно представить в виде блоков (рис. 1.3).
Анализ принятия управленческих решений в ООО ‘НОВЭКС’
... методики принятия управленческих решений в ООО «НОВЭКС»; 6. Сформулируйте меры по методам принятия управленческих решений. Объектом работы является процесс принятия управленческих решений, а предметом - методы принятия управленческих решений ООО «НОВЭКС». 1. Краткая характеристика и организационная структура ООО «НОВЭКС» Объектом исследования в ...
Рис. 1.3. Структура подсистемы управленческого учета [20, с.51]
Основные блоки — это бюджетирование и гибкий анализ бюджета, учет и калькуляция, подготовка информации для принятия проблемных управленческих решений. Каждый из блоков в свою очередь можно подразделить на составляющие. Например, блок 2 «Учет затрат и себестоимость продукции» представлен в виде дерева систем калькуляции. Выделив из блока 1 бюджетирование, можно разделить его на подготовку операционного бюджета (включая составление прогнозного отчета о прибылях и убытках в части операционной деятельности); бюджета движения денежных средств, бюджета инвестиций и бюджета баланса.
Блоки могут существовать обособленно, но чаще всего они взаимосвязаны. Таким образом, «нормативная» система учета может быть продолжением и одной из опорных точек первого блока и составной частью второго. Анализ безубыточности — специальный вопрос третьего блока, но без него трудно оптимизировать программу продаж и производственную программу (блок 1).
Кроме того, если информация о постоянных и переменных затратах необходима постоянно, второй блок должен включать систему расчета прямых затрат».
Основными элементами систематизации этой системы являются объекты, методы и организационная форма. Не вдаваясь в подробности характеристик каждого элемента, приведем обобщенную классификацию. К объектам изучения и исследования в управленческом учете относятся затраты, результаты (прибыль, маржа), трансфертные цены, носители затрат и центры анализа. В этой связи организация учета затрат и результатов в системе управленческого учета предусматривает два основных способа: учета по носителям затрат и центрам анализа, в качестве которых могут выступать места возникновения затрат и центры ответственности (рис. 1.3).
Другой элементарной группой системы управленческого учета являются методы, которые условно разделены на три группы: прогнозирование и анализ, учет затрат и расчет. При составлении прогнозных данных и анализе их выполнения используются как общераспространенные прогнозные методы, так и специфические методы, присущие только управленческому учету (бюджетный метод, метод «стандарт-кост»), а также математические, статистические методы, методы экономического анализа. Группа методов учета и калькуляции довольно разнообразна. В отличие от финансового учета, при котором исчисляется единственный обобщенный показатель затраченных ресурсов — себестоимость всей произведенной (реализованной) продукции, в управленческом учете для разных целей и задач исчисляются своя стоимость и себестоимость, которым соответствуют свои методы учета и калькулирования. [30, с.126]
Третья группа элементов — организационная форма, является одним из важных компонентов любой системы управленческого учета, замыкая контур системы при практическом внедрении. Форма организации управленческого учета включает учетную систему (интегрированную, автономную), кадровое обеспечение, организационную структуру бухгалтерской службы, используемые компьютерные средства.
Бухучет на предприятии. Программа производственной практики по ...
... Учет основных средств на предприятии……………….......... 2.2. Учет денежных средств в кассе и на расчетных счетах в банке…………………………………………………………………. 2.3. Учет материально-производственных запасов………………. 2.4. Учет расчетов с разными организациями и лицами…………. 2.5. Учет труда и расчетов с персоналом по оплате труда……….. 2.6. Учет расчетов с подотчетными ...
В основе организационной формы находится учетная система. В этой связи выделяются две формы управленческого учета: интегрированная (финансовый и управленческий учет объединены в единую систему) и автономная, при которой система управленческого учета является замкнутой по отношению к системе финансового учета. Схематичная представленность данной системы через выделенные элементы показана на рисунке 1.4.
Выбранные элементы управленческого учета при объединении создают модульные системы на основе методов или объектов.
Рис. 1.4. Информационная система управленческого учета
В свою очередь такие объекты, как затраты, формируют системы производственного учета, хорошо известные отечественной теории и практике, носители затрат — основные составляющие системы аналитического управленческого учета, где рассчитывается калькуляция отдельных видов продукции и услуг для принятия определенных управленческих решений. Объекты в виде Центров ответственности являются основными компонентами системы бюджетирования, которая позволяет планировать, контролировать и анализировать бизнес-деятельность с помощью специального инструмента — бюджетов. Кроме того, любая модульная система имеет все необходимые атрибуты: элементы систематизации в виде объектов, методов и организационной формы, включая систему счетов и методы формирования учетной информации.
Принцип модульности в формировании системы управленческого учета означает, с одной стороны, возможность самостоятельного использования модульной подсистемы, а с другой — невозможность функционирования модуля вне системы управленческого учета и ее основные принципы.
Таким образом, по мнению Ермаковой Е.А. информационная концепция системы управленческого учета включает, с одной стороны, объектно-методическую, организационную и практическую составляющие своего функционирования и принятие на этой основе управленческих решений. С другой стороны, она представляется как система, состоящая из совокупности разнообразных модульных подсистем, которые могут формироваться на конкретном предприятии в любом сочетании в зависимости от тактических задач и стратегических целей, уровня развития менеджмента и общей управленческой культуры.
2. Использование данных управленческого учета в управление Гостехнадзора РТ
1 Анализ деятельности управления
Гостехнадзор РТ, его центральный аппарат для обеспечения исполнения государственной функции, на основании предоставленных полномочий:
- осуществляет разработку единых нормативно-методических и программных принципов по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и по ведению этого реестра;
- предоставляет регистрирующим органам программное обеспечение исполнения государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению территориальных и ведомственных разделов государственного реестра;
- контролирует правильность идентификации опасных производственных объектов для целей их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов;
- осуществляет актуализацию и координацию баз данных территориальных и ведомственных разделов государственного реестра опасных производственных объектов;
- принимает данные территориальных разделов государственного реестра опасных производственных объектов;
- принимает данные ведомственных разделов государственного реестра опасных производственных объектов от федеральных органов исполнительной власти;
- ведет список регистрирующих органов федеральных органов исполнительной власти;
- формирует и ведет единую базу данных государственного реестра опасных производственных объектов;
- представляет федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим ведение ведомственных разделов государственного реестра опасных производственных объектов, индексы для формирования регистрационного номера выдаваемого свидетельства о регистрации опасных производственных;
- согласовывает проекты нормативных актов по регистрации подведомственных опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению его ведомственного раздела, разрабатываемых региональными органами исполнительной власти;
— предоставляет в установленном порядке и объеме заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектах и эксплуатирующих их организациях.
Субъекты и объекты государственного управления
... собственность. По выполняемым функциям объекты государственного управления могут быть разделены на разновидности: 1) выполняющие экономические, производственные функции: основные и оборотные средства производства; 2) выполняющие социальные функции, средства жизнеобеспечения; 3) трудовые ресурсы; ...
предоставляет территориальным органам Гостехнадзора код субъекта Российской Федерации, входящего в зону его полномочий, для формирования регистрационного номера выдаваемого свидетельства о регистрации опасных производственных объектов;
- обеспечивает сохранность информации государственного реестра опасных производственных объектов, его территориальных и ведомственных разделов;
— организует и участвует в проведении научных, методических и технических разработок, связанных с регистрацией опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведением этого реестра, его территориальных и ведомственных разделов. [13, с.112]
Деятельность органов местного самоуправления в Республике Таджикистан полностью открыта и доступна как для государственных органов, органов местного самоуправления городских и сельских поселений, общественных объединений, организаций, так и для граждан. В республике открыт официальный источник информации для администрации Республики Татарстан для информирования населения о деятельности администрации путем предоставления пользователям Интернета доступа к информации. Управление информационных технологий обеспечивает контроль за актуальностью информации, публикуемой на сайте, а также контроль за содержанием и обновлением всех разделов сайта.
Организационная структура Администрации Гостехнадзора РТ на рисунке 2.1.
Руководство (начальник отдела)
Рис. 2.1. Организационная структура финансового отдела Гостехнадзора РТ
Организационная структура была составлена в соответствии с информацией, представленной на официальном сайте Гостехнадзора РТ
Основной объем обращений в Гостехнадзор касается жилищных вопросов и вопросов земельных отношений.
В службе работает Общественная приемная Президента РТ. О поступающих вопросах и обращениях администратор регулярно информирует администрацию. Вопросы, отнесенные к компетенции городской администрации, решаются оперативно.
Основная задача муниципальной администрации — повысить результативность действий и эффективность использования ресурсов. Внедрение нового типа муниципальных учреждений — автономных, позволит эффективнее управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшении качества предоставляемых услуг. В 2010 году была подготовлена нормативная база для создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений. В настоящее время создано одно автономное учреждение — Муниципальное автономное учреждение спорта и туризма республики. В 2012 году изменится правовой статус еще одного учреждения спорта. [13, с.114]
Основная доходная база местного бюджета — земельный налог, налоги на доходы и на имущество физических лиц. Для развития собственной доходной базы в районе ведется работа с собственниками земель с целью 100% собираемости налога на землю, с руководителями предприятий — по вопросу роста размера среднемесячной заработной платы — и как следствие — увеличение размера отчислений в местный бюджет. Кроме того, пересмотр на федеральном уровне порядка зачисления отдельных видов налогов в сторону местного бюджета (например, налога на прибыль) принес бы ощутимую пользу в увеличении местной доходной базы.
Величина основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в 2011 году составила 200 тыс. руб, что на 10% меньше, чем в предыдущий период. После завершения процедуры банкротства на 2-х муниципальных предприятиях жилищно-коммунального комплекса (МУП ДЕЗ, МУП «Энергосервис», — эта величина выйдет на 0.
Схема трехлетнего бюджетного планирования в РТ на сегодняшний день не применяется. С переходом субъекта Федерации на 3-летнюю систему бюджетирования администрация республики также перейдет на осуществление трехлетнего бюджетного планирования.
Общий объем расходов консолидированного бюджета Гостехнадзора РТ в 2011г. увеличился на 50,4% к предыдущему году, что напрямую связано с наполнением бюджета. По мере наполнения бюджета Гостехнадзора до уровня, способствующего решению социально-значимых вопросов муниципального образования, объем расходов бюджета будет нарастать.
Структурные подразделения администрации ведут систематическую работу по поиску арендаторов и владельцев земельных участков для своевременного внесения ими арендной платы и налога на землю. К сожалению, часто возникает ситуация, когда предприятие малого бизнеса отсутствует по адресу регистрации, а указанные телефоны молчат.
Представители службы участвуют в заседаниях Комиссии по легализации налогооблагаемой базы предприятий РТ, Комиссии по вопросам задолженности по выплате заработной платы в РТ.
В 2011г. в республике активно велась работа по формированию Реестра муниципальных услуг, разрабатывались планы перехода на представление первоочередных услуг в электронном виде. Количество муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями — 74ед., из них предоставляемых в электронном виде -23. По мере внедрения программного обеспечения, рекомендованного Минрегионразвития России, будет увеличиваться количество муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
2 Роль информации управленческого учета в процессе принятия управленческих решений в Гостехнадзоре РТ
Бюджетный учет в учреждении осуществляется отделом планирования труда, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности (финансовым отделом), возглавляемым начальником отдела и имеющем в штате восемь сотрудников. Распределение служебных обязанностей производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой или отдельным работником, в зависимости от объема работ закрепляется отдельный участок.
Финансовый отдел является органом, осуществляющим финансовую деятельность Гостехнадзора РТ в целом за счет финансирования средств регионального бюджета.
В соответствии с этим основными задачами финансового отдела являются: [24, с.89]
формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатов деятельности Гостехнадзора;
- обеспечение систематического контроля над ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
- обобщение учетной информации в различных формах отчетности и ее представление.
Учетная политика Гостехнадзора РТ формируется в соответствии с ПБУ 1/2008.
В соответствии с учетной политикой предприятия бухгалтерский учет ведется по автоматизированной форме учета (с применением компьютерной техники).
Все виды работ бухгалтерии автоматизированы, используются программы 1С «Предприятие» версия 7.7, «Парус», а также 1С «Зарплата и кадры». В 2012-2013 годах будет осуществляться переход с программы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие. Бюджетный учет» версия 8.2 и 1С «Парус», так как версия 7.7 снимается с технической поддержки.
Применение автоматизированной формы учета делает работу бухгалтерии более мобильной. Так, в 2012 года Администрация РТ для сдачи отчетов в налоговую службу использует программу «Астрал — Отчет», а для работы с финансовым отделом администрации — «АРМ — Бюджетополучатель».
Лицевой счет Гостехнадзора РТ открыт в Финансовом Управлении РТ по учету средств, полученных в виде субсидий на выполнение муниципального (государственного) задания, а так же от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Разрешение на открытие лицевого счета дает глава администрации в начале финансового года на один год, при этом получать доход можно только от тех видов деятельности, которые разрешила вышестоящая организация.
Предоставление субсидий учреждению осуществляется учредителем или главным распорядителем бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в решении Земского собрания о районном бюджете на очередной финансовый год, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в порядке и сроки, предусмотренные заключенным между учредителем и учреждением соглашением о предоставлении субсидий.
На 2012 год Гостехнадзором РТ были получены субсидии на выполнение муниципального (государственного) задания в сумме 17536 тыс. руб. При поступлении субсидии на выполнение муниципального задания были сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дт 4.205.81 Кт 4.401.10.180 — 17536 тыс. руб. — начислены субсидии на выполнение муниципального задания
Дт. 4.201.11. Кт 4.205.81. — Поступление субсидии на лицевой счет
Дт. 4А.17.11.180 (отражение на забалансовом счете)
Операции со средствами субсидий, предоставленных учреждениям, учитываются на отдельных лицевых счетах учреждений, открытых в финансовом управлении Гостехнадзора РТ.
Санкционирование расходов учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации муниципального района.
Субсидии предоставляются при условии заключения между учредителем и учреждением соглашения о предоставлении субсидий, в котором должны быть определены:
- объем и цели предоставления субсидий;
- периодичность предоставления субсидий;
- перечень документов, необходимых для предоставления субсидий;
- ответственность учреждения за нецелевое использование бюджетных средств;
- основания и условия изменения учредителем объема субсидий;
- порядок предоставления отчетности о результатах выполнения условий соглашения учреждением;
- обязательства учреждения по возврату полной суммы средств субсидии, использованной не по целевому назначению.
Соглашение о предоставлении субсидий заключается после принятия решения Земского собрания о районном бюджете на очередной финансовый год. Соглашение заключается на один финансовый год.
В случае выявления в течение финансового года дополнительной потребности в финансировании расходов, осуществляемых за счет средств субсидий, учреждение вправе обращаться к учредителю или главному распорядителю бюджетных средств с предложением об изменении объема предоставляемых субсидий. Одновременно учреждением должны быть представлены расчеты и документы в обоснование необходимости дополнительных финансовых ресурсов.
Учредитель или главный распорядитель бюджетных средств, в случае обращения учреждения с предложением об изменении объема предоставляемых субсидий, в течение 30 дней со дня регистрации поступившего обращения рассматривает предложение учреждения и, при наличии бюджетных ассигнований и обоснования необходимости выделения дополнительных финансовых средств, инициирует внесение изменений в соглашение путем заключения дополнительных соглашений в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в решении Земского собрания о районном бюджете на очередной финансовый год.
Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий подлежат возврату в районный бюджет в порядке, установленном постановлением администрации муниципального района.
Субсидии, использованные учреждением не по целевому назначению, подлежат возврату в районный бюджет в течение 10 дней со дня предъявления учреждению соответствующего требования учредителя или главного распорядителя бюджетных средств.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, признается управлением сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками и подрядчиками.
Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: [14, с.273]
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору подряда и иным договорам;
- затраты по доставке объектов основных средств до управления;
- Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, производится лишь в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств.
Переоценка основных средств, проводится по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной амортизации по срокам, которые устанавливает Правительство Российской Федерации. Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Учет основных средств в Гостехнадзора РТ ведется в соответствии с классификацией, установленной ОКОФ, на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:
04 310 « Машины и оборудование»;
05 310 «Транспортное средство»;
06 340 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
09 310 «Прочие основные средства».
Основными способами поступления объектов основных средств в управлении являются:
- приобретение отдельных объектов основных средств за плату у поставщиков;
- централизованное поступление от вышестоящей организации. Чаще всего централизовано поступает оргтехника и печати (гербовые).
Принятие к бюджетному учету объектов основных средств производится по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении.
Приобрели 2 компьютера Samsung/SyncMaster 753s на сумму 35820,00 рублей за счет средств субсидий на выполнение муниципального задания, при этом в учете делаются следующие записи:
перечисление аванса в сумме 20000,00 рублей:
Дт 4 206 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств»
Кт 4 201 11 310 «Расчеты по платежам из бюджета с органами организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»
производится начисление кредиторской задолженности, формирование первоначальной стоимости основного средства, на день выставления счета в сумме 35820,00 рублей:
Дт 4 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кт 4 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
уменьшение кредиторской задолженности (зачет аванса) по получению объекта основного средства на основании товаротранспортной накладной и акта приемке передачи основного средства на сумму 20000,00 рублей:
Дт 4 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кт 4 206 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств»
окончательный расчет в сумме 15820,00 рублей:
Дт 4 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кт 4 201 11 310 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»
На все объекты основных средств в Гостехнадзора РТ начисляется амортизация. Она характеризует степень изношенности основных средств.
Амортизация начисляется линейным методом, исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нормы амортизации. В инвентарной карточке учета основных средств записываются месячная норма и сумма амортизации, дата на которую последний раз начислена амортизация, сумма амортизации с начала эксплуатации, дата окончания начисления амортизации. Начисление амортизации производится в течении срока полезного использования, который определяется в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленными Правительством Российской Федерации. Расчет суммы амортизации основных средств, входящих в первые девять амортизационных групп Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.
По объектам основных средств амортизация начисляется управлением в следующем порядке: [15, с.77]
на объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно амортизация не начисляется;
- на объекты основных средств стоимостью от 3000 рублей до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при вводе объекта в эксплуатацию;
- на объекты основных средств стоимостью свыше 40000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Расчет амортизационных отчислений по объекту прекращается с первого числа месяца следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания объекта с бухгалтерского управленческого учета в случае выбытия.
2.3 Анализ проблем в организации управленческого учета в управление
Необходимость внедрения системы управленческого учета в государственных учреждениях обусловлена принятием Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов (далее — Программа ПЭБР) и Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Реализация положений этих документов приводит к серьезным изменениям как в состоянии государственных бюджетных учреждений, так и в практике взаимодействия этих учреждений с высшими федеральными органами исполнительной власти.
В частности, Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ предусмотрен:
- перевод учреждений на программно-целевую основу путем внедрения механизма формирования государственных заданий для каждого учреждения и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и автономных учреждений;
- совершенствование механизмов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в рамках выполнения государственного задания и реализации плана финансово-хозяйственной деятельности;
— расширение прав бюджетных и автономных учреждений по распоряжению находящимся у них на праве оперативного управления за бюджетным и автономным учреждением движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями или приобретенного ими за счет выделенных собственником имущества средств).
[19, с.40]
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Постановление от 2 сентября 2010 г. № 671) государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
В соответствии с Постановлением от 2 сентября 2010 г. № 671, финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии.
Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
С целью оказания методической помощи региональным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений и автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, был подготовлен совместный приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/ 527 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества региональных государственных учреждений». Этим приказом был утвержден Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Как следствие внедрения новых подходов к финансированию государственных учреждений, перед региональными органами исполнительной власти возникает ряд новых задач, в числе которых — определение нормативных затрат на оказание государственных услуг.
Практическая реализация этой задачи зависит от наличия достоверной и полной информации, необходимой для расчета нормативных затрат раздельно по государственным услугам, уровням высшего образования, а также по специальностям и направлениям подготовки.
Однако до сих пор задача определения затрат по государственным услугам не ставилась, поэтому ни учредителем, ни большинством федеральных государственных учреждений не собиралась информация о затратах на оказание государственных услуг (выполнение работ), включенных в соответствующие ведомственные перечни.
Для сбора такой информации необходимо, чтобы в подведомственных федеральных учреждениях существовали системы управленческого учета, нацеленного на расчет затрат в разрезе государственных услуг.
В настоящее время Ростехнадзор России определяет нормативные затраты на основании тех данных, которые собирались в условиях сметного финансирования учреждений; данных о фактических расходах учреждений в разрезе государственных услуг не собиралось. В связи с этим определение нормативных затрат в большинстве случаев проводилось структурным методом с учетом ряда допущений. Получение данных о затратах в контексте государственных услуг от организаций значительно улучшит качество расчетов нормативных затрат и, как следствие, повысит эффективность планирования бюджетных расходов Ростехнадзора России.
Однако получение данных такого типа осложняется тем, что хозрасчет, как правило, ведется в учреждениях только в разрезе кодов КОСГУ. Информация о затратах в разрезе государственных услуг не собиралась, поскольку ведомственный перечень государственных услуг Ростехнадзора России, где впервые были перечислены государственные услуги (работы), на которые должно формироваться государственное задание, был утвержден только в 2010 году. [17, с.45]
Таким образом, с целью более обоснованного расчета затрат на оказание государственных услуг необходимо начать формирование базы данных фактических расходов учреждений на оказание государственных услуг, в связи с чем необходимо разработать единую методику учета затрат, обеспечивающую сопоставимость собираемых данных.
Учреждениям необходимо начать внедрение новых форм учета затрат, прежде всего, осуществляемых за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и предоставлять данные в соответствующем разрезе в Ростехнадзора России.
Анализ практики использования управленческого учета в российских вузах показал, что вузами используются различные подходы к построению систем управленческого учета, которые формируются исходя из целей конкретного учреждения. При этом практически ни одна из применяемых методик не предполагают расчета себестоимости оказания образовательных услуг студентам каждой отдельной специальности в рамках формы обучения. Единых подходов к учету затрат, направленному на определение стоимости государственных услуг в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Ростехнадзора России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее — ведомственный перечень Ростехнадзора России), не разработано. В настоящее время возникает необходимость выработки единых методик постановки в учреждении учета затрат в разрезе государственных услуг.
Разработка единых подходов к системе управленческого учета, обеспечивающей формирование полной и достоверной информации о фактических затратах на оказание государственных услуг (выполнение работ), является необходимым условием формирования адекватного финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг с учетом применения нормативных затрат на их оказание и содержание имущества учреждения высшего профессионального образования, в том числе с точки зрения оценки обоснованности нормативов и достаточности определенных на их основе нормативных затрат.
Внедряя современные системы управленческого учета, учреждения получат действенный инструмент повышения качества управленческих решений. Внедрение управленческого учета позволит руководству учреждений выработать эффективную методику распределения бюджетных и иных финансовых ресурсов между подразделениями и объектами затрат, отвечающую новым условиям и требованиям.
Система управленческого учета призвана обеспечить организацию планирования, сбора и интерпретации информации о деятельности учреждения высшего профессионального образования, необходимой для принятия руководством учреждения обоснованных управленческих решений оперативного и перспективного характера. Применение элементов управленческого учета с использованием современных информационных систем и формирование ведомственной управленческой отчетности обеспечивает повышение эффективности принятия управленческих решений и качества управления учреждением в целом.
Система управленческого учета включает процесс идентификации, измерения, накопления, подготовки и интерпретации финансовой и иной информации, проведение анализа данных и предоставление их аппарату управления учреждения в объеме и форме, необходимых для осуществления планирования, оценки и контроля за достижением заявленных результатов и принятия своевременных и эффективных управленческих решений в рамках компетенции соответствующего управленческого звена.
Задачами системы управленческого учета являются:
- обеспечение контроля над наличием, движением, эффективным распределением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов для достижения заявленных учреждением целей и поставленных задач;
- контроль и оценка эффективности деятельности центров ответственности и их вклада в достижение заявленных целей и поставленных задач;
- выявление резервов повышения эффективности деятельности центров ответственности;
- совершенствование системы оперативного управления учреждением в целом и центрами ответственности;
- формирование показателей, способствующих принятию эффективных управленческих решений;
- оптимизация затрат на достижение заявленных результатов деятельности;
- формирование информационной базы для управления организацией.
Одним из важных условий эффективной деятельности учреждения высшего профессионального образования является оптимальная организация его структуры с обоснованным распределением функций и закреплением соответствующих прав и ответственности, то есть выделение «центров ответственности». Определение центров ответственности в структуре учреждения высшего профессионального образования является обязательным условием организации и внедрения системы управленческого учета.
В условиях перехода от сметы к финансовому обеспечению субсидии на выполнение государственного задания, управленческий учет становится важнейшим инструментом расчета фактической стоимости оказываемых услуг, формирования реальной информации о доходности подразделений и принятия эффективных управленческих решений.
3. Совершенствование организации управленческого учета
1 Анализ опыта зарубежных стран в организации управленческого учета в государственных структурах управления
Раскрыв во второй главе основы управленческого учета в Гостехнадзоре РТ можно дать такую оценку:
- бухгалтерский и управленческий учет полностью автоматизирован;
- используются программы 1С «Предприятие» версия 7.7, «Парус», а также 1С «Зарплата и кадры».
не все хозяйственные операции обрабатываются с применением пакета прикладных программ.
Все это затормаживает работу бухгалтерии, вызывая несвоевременный учет и отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, а вследствие несвоевременное составление и представление отчетов в финансовое управление, статистическое управление, налоговую инспекцию. Работа бухгалтерии сверх установленной продолжительности рабочего времени, счетные и принципиальные ошибки являются нежелательными побочными эффектами.
Для устранения данных недостатков и совершенствования организации бухгалтерского учета в бухгалтерии предлагается применить комплекс следующих мероприятий: [15, с.68]
- Отказаться от системы «Парус» и перейти на «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»
- Перейти с системы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие.
Бюджетный учет» версия 8.2
В 2012-2013 годах предлагаю осуществить переход с программы 1С «Предприятие» версия 7.7 на 1С «Предприятие. Бюджетный учет» версия 8.2, так как версия 7.7 снимается с технической поддержки.
Программа «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» — это мощный инструмент для комплексной автоматизации расчета заработной платы и ведения кадрового учета в государственных (муниципальных) учреждениях, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджета, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда, по следующим направлениям:
расчет заработной платы с поддержкой новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений,
расчет денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц,
расчет денежного содержания служащих на государственной гражданской службе,
исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда,
отражение начисленной зарплаты и налогов в расходах учреждения,
управление денежными расчетами с работниками, включая депонирование,
учет кадров и анализ кадрового состава,
автоматизация кадрового делопроизводства,
набор кадров.
В программе «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» в полном объеме реализовано исчисление денежного содержания гражданских служащих государственных органов управления, а также оплаты труда муниципальных служащих.
Рис. 3.1. Схема учета зарплаты в программе
Типовое решение предоставляет возможность помимо должностных окладов в соответствии с замещаемыми должностями гражданской службы начислять гражданским служащим месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином, а также весь спектр необходимых ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В программе предусмотрена специфическая классификация должностей государственных служащих по группам и категориям, которая используется в сводной отчетности по формам 14 и 14МО. Для кадрового учета государственных служащих предоставлена форма Т-2ГС.
«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусматривает ведение учета всеми типами государственных (муниципальных) учреждений — казенными, бюджетными, автономными — для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой.
«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» обеспечивает ведение учета:
- по действующей бюджетной классификации Российской Федерации или произвольной классификации;
- в разрезе видов финансового обеспечения деятельности;
- в разрезе операций сектора государственного управления (аналитических кодов поступления и выбытия);
- в разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);
- в разрезе источников финансового обеспечения (балансов).
Это позволяет в указанных разрезах группировать, подводить итоги и выстраивать иерархию представления информации в регистрах учета, стандартных и специализированных отчетах.
План счетов поддерживает до 5 разрезов аналитического учета, помимо 26 разрядов номера счета. Настройка синтетического и аналитического учета реализована для всех разделов учета.
Предусмотрена работа с распределенными информационными базами и другие возможности.
«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда на основании бюджетной сметы и ведущих учет по Плану счетов бюджетного учета.
«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» поддерживает ведение учета как одного учреждения, так и группы учреждений (структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе (централизованная бухгалтерия).
При этом используются общие государственные классификаторы, ведутся общие списки контрагентов, номенклатуры материальных запасов, статей затрат и т. д.
Данная программа обеспечивает ведение учета по плану счетов бюджетного учета: [22, с.64]
по действующей бюджетной классификации Российской Федерации;
- в разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);
в разрезе видов средств
План счетов и настройка синтетического и аналитического учета реализованы для всех разделов бюджетного учета в объеме, регламентированном Инструкцией по бюджетному учету.
«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» обеспечивает:
Регистрацию и учет полученных лимитов бюджетных обязательств, ассигнований, предельных объемов финансирования.
Регистрацию и учет принятых бюджетных обязательств.
Контроль принятия бюджетных обязательств в пределах доведенных по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В программе формируются следующие документы:
- Заявка на кассовый расход;
- Заявка на получение наличных денег;
- Заявка на возврат;
- Запрос на аннулирование заявки;
- Платежное поручение;
- Заявление на открытие лицевого счета;
- Заявления на переоформление лицевого счета;
- Заявления на закрытие лицевого счета;
- Также поддерживаются расчеты платежными поручениями через учреждения Банка России или кредитные организации.
По расчетам с контрагентами формируется Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (ф. 0504071) и другие отчеты. Предусмотрено формирование актов сверки расчетов с контрагентами и проведение инвентаризации расчетов.
«1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» содержит комплект стандартных отчетов, регистров бюджетного учета и регламентированной отчетности — бюджетной, статистической, налоговой.
Практически вся необходимая бухгалтерская отчетность формируется автоматически на основании введенных за отчетный период хозяйственных операций. Электронные бланки статистической и налоговой отчетности могут быть заполнены вручную полностью или частично с последующим пересчетом итоговых показателей. При формировании отчетов осуществляется проверка и увязка показателей (внутриформенный и межформенный контроль).
Преимущества программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» над используемой:
Структура счета в плане счетов программы приведена в полное соответствие структуре номера счета Плана счетов бюджетного учета. Настройка плана счетов упрощена и стала более наглядной: настройка счета выполняется непосредственно в форме счета, а настройка рабочего плана счетов — непосредственно в плане счетов.
В учете по бюджетной классификации введено новое понятие — «Период действия КБК»: значения кодов бюджетных классификаторов вводятся на определенную дату. Это позволяет хранить в единой информационной базе операции по старым и новым кодам бюджетной классификации. Таким образом, при изменении классификаторов можно работать с новой и старой классификациями одновременно в одной и той же информационной базе.
Расширены возможности ведения аналитического учета и анализа данных.
Применение новой версии позволит упростить процесс составления бухгалтерской отчетности, также она обладает рядом существенных преимуществ, связанных как с использованием возможностей новой технологической платформы, так и с развитием функциональности и эргономики прикладного решения.
3.2 Разработка рекомендаций по организации управленческого учета в управление Гостехнадзора
Рассчитаем необходимые денежные вложения в процесс совершенствования бухгалтерского учета в Гостехнадзора РТ. Базовая версия «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» продается в розницу. Можно приобрести данный программный продукт в специализированных магазинах фирмы «1С» или у ее партнеров. Розничная цена 1 рабочего места стоит 4600 руб. Дополнительная многопользовательская лицензия на 5 рабочих мест стоит 18000 рублей.
Таблица 3.1 Затраты на приобретение «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»
ЗатратыСтоимость, руб.Базовая версия «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»4600Дополнительная многопользовательская лицензия на 5 рабочих мест18000Итого затрат22600
Таким образом, для совершенствования организации оплаты труда и повышения качества и эффективности управления персоналом необходимо 22600 рублей. В таблице 3.2. представлены затраты для приобретение программного обеспечения «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Таблица 3.2 Затраты на приобретение «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»
ЗатратыСтоимость, руб.Базовая версия «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»12 000Количество рабочих мест8Итого затрат96 000
Таким образом, для перехода Гостехнадзора РТ на «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо 96 000 руб. Для повышения уровня знаний в области бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в программном обеспечении 1С версии 8 предлагаю провести обучение бухгалтеров Гостехнадзора РТ на курсах и семинарах в сторонней организации.
В таблице 3.3 рассмотрим затраты на обучение.
Таблица 3.3 Затраты на обучение бухгалтеров
Количество обучающихсяСтоимость одного курса обучения (в течение 3 дней), руб.Общая стоимость на обучение, руб.«1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»4 человека1500060 000«1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»8 человек17000136 000ИТОГО196 000,0
Из таблицы видно, что затраты на обучение бухгалтеров Гостехнадзора РТ составит 196 000 руб.
Таблица 3.4 Затраты на совершенствование бухгалтерского учета
НаименованиеСумма, руб.Затраты на приобретение «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»22 600Затраты на приобретение «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»96 000Затраты на обучение бухгалтеров196 000,0ИТОГО314 600,00
Общие затраты на совершенствование управленческого учета в Гостехнадзора РТ составили 314,6 тыс. руб.
Заключение
Подводя итог проделанной работы в соответствии с поставленной целью и задачами необходимо сделать следующие выводы:
— Предметом управленческого учета можно считать производственно-хозяйственную и коммерческую деятельность организации в целом и его отдельных объектов. Принципами управленческого учета являются ответственность, адресность, достоверность, оперативность, экономность и конфиденциальность. Основными задачами управленческого учета являются: обеспечение информацией для контроля за соблюдением целесообразности хозяйственных операций, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, организация учета и калькулирования затрат, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости предприятия, подготовка информации для мотивации управленческих решений о прекращении или продолжении выпуска видов продукции, работ, услуг, выбор наиболее эффективных путей развития предприятия, организация бюджетирования.
— Деятельность органов местного самоуправления в Республике Таджикистан полностью открыта и доступна как для государственных органов, органов местного самоуправления городских и сельских поселений, общественных объединений, организаций, так и для граждан. В республике открыт официальный источник информации для администрации Республики Татарстан для информирования населения о деятельности администрации путем предоставления пользователям Интернета доступа к информации. Управление информационных технологий обеспечивает контроль за актуальностью информации, публикуемой на сайте, а также контроль за содержанием и обновлением всех разделов сайта.
Основной объем обращений в Гостехнадзор касается жилищных вопросов и вопросов земельных отношений.
В службе работает Общественная приемная Президента РТ. О поступающих вопросах и обращениях администратор регулярно информирует администрацию. Вопросы, отнесенные к компетенции городской администрации, решаются оперативно.
Основная задача муниципальной администрации — повысить результативность действий и эффективность использования ресурсов. Внедрение нового типа муниципальных учреждений — автономных, позволит эффективнее управлять имеющимися ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшении качества предоставляемых услуг. В 2010 году была подготовлена нормативная база для создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений. В настоящее время создано одно автономное учреждение — Муниципальное автономное учреждение спорта и туризма республики. В 2012 году изменится правовой статус еще одного учреждения спорта.
Основная доходная база местного бюджета — земельный налог, налоги на доходы и на имущество физических лиц. Для развития собственной доходной базы в районе ведется работа с собственниками земель с целью 100% собираемости налога на землю, с руководителями предприятий — по вопросу роста размера среднемесячной заработной платы — и как следствие — увеличение размера отчислений в местный бюджет. Кроме того, пересмотр на федеральном уровне порядка зачисления отдельных видов налогов в сторону местного бюджета (например, налога на прибыль) принес бы ощутимую пользу в увеличении местной доходной базы.
Общий объем расходов консолидированного бюджета Гостехнадзора РТ в 2011г. увеличился на 50,4% к предыдущему году, что напрямую связано с наполнением бюджета. По мере наполнения бюджета Гостехнадзора до уровня, способствующего решению социально-значимых вопросов муниципального образования, объем расходов бюджета будет нарастать.
Структурные подразделения администрации ведут систематическую работу по поиску арендаторов и владельцев земельных участков для своевременного внесения ими арендной платы и налога на землю. К сожалению, часто возникает ситуация, когда предприятие малого бизнеса отсутствует по адресу регистрации, а указанные телефоны молчат.
Представители службы участвуют в заседаниях Комиссии по легализации налогооблагаемой базы предприятий РТ, Комиссии по вопросам задолженности по выплате заработной платы в РТ.
В 2011г. в республике активно велась работа по формированию Реестра муниципальных услуг, разрабатывались планы перехода на представление первоочередных услуг в электронном виде. Количество муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями — 74ед., из них предоставляемых в электронном виде — 23. По мере внедрения программного обеспечения, рекомендованного Минрегионразвития России, будет увеличиваться количество муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlencheskiy-uchet-v-rossii/
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. — Информационно-правовая система «Гарант». — Интернет-версия.
2.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
-Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете».
-Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
-Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
-Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»
-Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.П. Кондраков.-6-е изд.; перераб. доп.- М.:Проспект, 2011.- 376с.
-Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник / В.М. Родионова, И.М. Баятова, Е.В. Маркина. — М.: ИДФБК — ПРЕСС, 2011 — 232с.
-Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / А.Н. Белов- 4-е изд. перераб. и доп. — М.:Экзамен, 2012. — 512с.
-Бюджетный учет / Е.А. Кальянова // Ваш бюджетный учет -2012 № 5 с. 5-48.
-Бюджетный учет и отчетность В 2ч. Ч.2 /Г.И. Маклева, Р.Е. Артюхин. — М.: Экар, 2012. — 340с.
-Бюджетный учет шаг за шагом / И.В. Алексеева.- М.: Экар, 2012- 480с.
-Бюджетный учет оплаты труда/ Т.М. Конопляник, И.В. Морозова — СПб.: Бизнес-пресса 2008.
-Заработная плата работников бюджетной сферы / И.В. Гейц. — 2-е изд. Перер. — М.: Дело и Сервис, 2007. — 272с.
-Концепция реформирования бюджетного учета / Т.В. Зырянова, О.Е. Терехова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях 2011 №8 с 4-14.
-Настольная книга бухгалтера бюджетного учреждения. Сборник документов — М.: МЦФЭР, 2012. — 720с.
-Новое в учете средств бюджетных организаций / Е.А. Король// Бухгалтерский учет. — 2011. №5.- с. 49-52.
-Отчет о финансовых результатах деятельности бюджетных учреждений / М.В. Белоусова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2011. — №24. с. 5-9.
-Применение программы 1С: Бухгалтерия бюджетных учреждений / Н.В. Сергеева // Финансовый справочник бюджетных организаций.2012- № 2- с52-55
-Расходы бюджетных учреждений / Н.В. Маслова.- М.: Дело и сервис, 2011 — 160с.
-Современный бюджетный учет / Н.А. Бреславцева, Ж.В. Горностаева,Н.А. Рябокова.- Ростов-на- Дону.: Феникс, 2011. — 192 с.
-Управленческий учет в бюджетных учреждениях / А.А. Герюк, 2-е изд. перераб. и доп. — Мн.: Высшая школа, 2009- 496с.
-Управленческий в бюджетных учреждениях / А.Н. Белов- 4-е изд. перераб. и доп. — М.:Экзамен, 2012. — 512с.
-Управленческий в бюджетных организациях: Учебное пособие / О.К. Коробкова . — Хабаровск: ХГАЭП. 2012-108с.
-Управленческий бухгалтерский в бюджетных учреждениях / В.Р. Захарьин — М.: Налоговый вестник, 2012. — 464с.
-Управленческий учет в современных условиях / В.П. Харьков, А.А. Хорошев; под редакцией В.П. Харькова.-М.: Финансы и статистика, 2010. — 208 с.
-Управленческий учет. / А.Н. Паклар — М.: ЮСТИЦИФОРМ. 2012г.
-Учет основных средств в условиях реформирования бюджетной системы / С.И. Колесников, О.В. Вельева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2012.- №5. с. 14-17.
-Учет денежных документов в бюджетных учреждениях. — 2011. — №2. — с.46-50.
-Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях / Е. А. Кальянова // Ваш бюджетный учет — 2012. — № 2. — с. 21-43.
-Учет основных средств в бюджетных учреждениях (автоматизация учета) / О. Серебрикова // Современный бухгалтерский учет — 2006 № 3 с.-52-62.
-Формирование учетной политики в бюджетных учреждениях / М.В. Белоусова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2012. — № 24 с. 5-9.