Управление качеством в проекте

Курсовая работа
Содержание скрыть
  • раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Он включает планирование качества, обеспечение качества и контроль качества.

    Управление качеством осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта и охватывает все его стороны и элементы[1].

    В настоящее время выход на мировой рынок заставил многие российские компании пересмотреть свои подходы к обеспечению качества.

    Чтобы соответствовать заявленным и ожидаемым требованиям российских компаний, в настоящее время повсеместно внедряются системы качества, соответствующие современным международным стандартам. Разнообразие существующих в настоящее время стандартов связано с долгосрочным развитием подходов к обеспечению качества и тестированию.

    Обеспечение качества охватывает весь жизненный цикл проекта. Особое внимание уделяется этапу проектирования, так как именно при разработке проекта задаются основные качественные характеристики. Обеспечение качества зависит в первую очередь от надлежащего выполнения своих обязанностей работниками, которые должны быть хорошо обучены и мотивированы в области качества.

    Современный подход к качеству регулируется MS ISO 9001: 2008 и продвигает процессный подход к обеспечению качества. Поэтому в настоящее время качество продукции формируется за счет эффективной организации процессов, позволяющих производить продукцию требуемого качества. Предметом изучения в данной работе является совокупность способов, методов и форм проектирования систем качества, осуществляемых с использованием современных подходов к проектированию[21].

    Целью данной работы является изучение теоретических аспектов проблемы управления системой качества, совершенствование этой системы путем разработки плана мероприятий по переводу системы качества на новый стандарт. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    • изучить теоретические аспекты качества, используя современную литературу и периодические издания;
    • уяснить современные подходы к качеству;

    • рассмотреть особенности систем качества;

    • применить мероприятия по улучшению качества, используя стандарты и методы обеспечения качества.

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТЕ

    1.1Понятие качества и управление качеством в проекте

    Качество — понятие субъективное. Существует множество толкований и терминологических подходов к его определению. В повседневной жизни термин «качество» часто используется для обозначения соответствия товаров или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте понятие «качество» должно включать в себя реальные потребности потребителя — настоящие и будущие. Однако следует понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества, такое как «удовлетворенность потребителя», не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги[15].

    10 стр., 4520 слов

    Перспективы развития управления проектами

    ... организационных. Управление проектами должно занять особое место в комплексе мер, реализуемых сегодня в России в контексте государственных программ социально-экономического развития страны, включая новый этап реформ в экономике, ... направленных на улучшение работы собственной структуры и развитие организации. Этот вид деятельности может и должен осуществляться в форме проектов или программ. Отсюда ...

    Российская академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, согласно которому качество является одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития личности и общества. Эта формулировка четко определяет важность мероприятий по повышению качества, но она слишком велика и не дает представления о сути самого понятия «качество».

    Среди профессионалов в области качества существует множество определений этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в основном связано с многомерностью категории качества. Один из патриархов теории управления качеством, Ф. Кроссби, определил качество как «соответствие требованиям», а его коллега Дж. Дуран — как «соответствие назначению». Дж. Харрингтон определяет качество как «удовлетворение или превышение требований клиентов по доступной цене».

    Большинство трактовок было обобщено Международной организацией по стандартизации (ISO), определяющей качество, как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

    Модель управления качеством, описанная в этом разделе, в основе своей соответствует требованиям Международной организации по стандартизации (ISO).

    Эта обобщенная модель учитывает также авторские модели управления качеством, разработанные Демингом (Deming), Джураном (Juran), Кросби (Crosby) и др., и общие модели, такие как Тотальное управление качеством (TQM), Сигма 6 (Six Sigma), Анализ характера и последствий отказов, Контрольные оценки на этапе проектирования, Мнение заказчика, Стоимость качества (COQ) и Постоянное совершенствование.

    Управление качеством проекта должно быть сосредоточено как на управлении проектом, так и на продукте проекта. Хотя управление качеством проекта применяется ко всем проектам, независимо от результатов проекта, конкретные меры и методы обеспечения качества продукта зависят от конкретного типа продукта, полученного в рамках проекта. Например, управление качеством программного обеспечения требует иных подходов и мер, чем атомные электростанции, хотя подходы к управлению качеством проекта одинаковы в обоих случаях. Но в любом случае несоблюдение требований к качеству по каким-либо критериям может привести к серьезным негативным последствиям для участников проекта. Например:

    10 стр., 4816 слов

    Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...

    ... указанием его номера. 4.8 Таблицы, используемые в курсовом проекте (работе), размещают после текста, в котором впервые дана ссылка на них, ... анализа законодательных и нормативных требований, лучших практик управления, стандартов. Результатом исследований и научного поиска является ... разделяются пробелами. Пункты и подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 1.1 Название ...

    • Удовлетворение потребностей клиента за счет сверхурочной работы команды проекта может привести к негативным последствиям в виде переутомления сотрудников, необоснованных ошибок или улучшений.

    • Достижение целей, изложенных в планировании проекта, путем поспешной проверки качества может иметь пагубные последствия, если ошибки останутся незамеченными.

    Качество — это «степень, в которой совокупность внутренних характеристик чего-либо удовлетворяет требованиям». Указаны исходные данные для разработки требований к проекту и предвидятся потребности. Важнейшим элементом в управлении качеством проекта является возможность превратить потребности, пожелания и ожидания участников проекта в требования в ходе анализа участников проекта, проводимого в рамках управления содержанием проекта[15].

    Необходимо четко понимать разницу между качеством и сортом. Сорт – это категория (класс), присваиваемая продуктам или услугам, имеющим одно и то же функциональное назначение, но различные технические характеристики. Низкое качество – это всегда проблема, чего нельзя сказать о низком сорте. Например, программный продукт может быть высокого качества (без явных ошибок, хорошая сопроводительная документация) и низкого сорта (ограниченное число возможностей), или низкого качества (частые сбои, недостаточно полное описание), но высокого сорта (множество различных функций).

    Менеджер проекта и команда управления проектом несут ответственность за определение и обеспечение требуемых уровней качества и оценки.

    Прецизионность и точность – не одно и то же. Точность — это когда значения периодически повторяемых измерений имеют небольшие отличия от сравнения. Точность — это когда измеренное значение максимально приближено к реальному значению. Прецизионные измерения совсем не обязательно являются точными. А очень точное измерение может и не быть прецизионным. Группа управления проектом должна определить степень точности или прецизионности, требуемую для измерений, или и то, и другое.

    Современное управление качеством дополняет управление проектами. Например, обе дисциплины признают важность

    • Удовлетворение потребностей заказчика. Понимание, оценка, определение и управление ожиданиями клиентов для удовлетворения их требований. Для этого необходимо обеспечить сочетание соответствия требованиям (проект должен произвести то, что было заявлено) и пригодности к использованию (продукт или услуга должны удовлетворять реальным потребностям).

    • Предотвращение важнее инспектирования. Стоимость превентивных мер по предотвращению ошибок всегда значительно меньше затрат на их исправление, обнаруженные в результате проверки.

    • Ответственность руководства. Успех требует участия всех членов команды, но предоставление ресурсов, необходимых для достижения успеха, является обязанностью руководства.

    • Постоянное совершенствование. Цикл «планирование – исполнение – проверка – воздействие» модель, описанная Шьюартом и с усовершенствованная Демингом( с. 13-14) является основой повышения качества. В дополнение к этому инициативы по повышению качества, предпринимаемые исполняющей организацией (как предусмотрено в моделях Тотального управления качеством и Сигма 6), могут повысить как качество управления проектом, так и качество продукта проекта. Среди моделей, предусматривающих улучшение процесса, можно назвать MalcolmBaldrige, CMM® и CMMISM.

    Стоимость качества напрямую связана с общей стоимостью всех мероприятий по обеспечению качества. Решения по проектам могут повлиять на эксплуатационные затраты на качество из-за возврата продуктов, претензий по гарантии и кампаний отзыва продукции. Однако, поскольку проект имеет временную природу, то расходы на улучшение качества продукта, особенно в оценку и в предупреждение возникновения дефектов, чаще приходятся на долю организации заказчика, а не закладываются в проект, поскольку продолжительность проекта может оказаться недостаточной долгой для того, чтобы возможно было окупить вложения.

    3 стр., 1020 слов

    Управление качеством на предприятии

    ... доверие потребителей. Мы анализируем основы управления качеством производства в компании, основанной на конкретной производственной группе. В качестве основной группы товаров для изучения производственной структуры предприятия ООО «ФЛАГМАН» была выбрана ...

    В области управлении проектами основными нормативными международными документами являются:

    ICB – IPMA Competence Baseline.

    A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI.

    ISO 10006 Quality Management.

    Логик управления качеством проекта состоит из трех элементов:

    согласование интересов заказчика и управляющего проекта и команды проекта, выработка «философии» системы управления качеством;

    • комплекс управленческих мероприятий, направленных на исполнение всеми участниками проекта требований системы достижения заданных характеристик качества;
    • собственно контроль качества – система мероприятий по проверке, анализу и внесению необходимых корректирующих воздействий.

    При проектировании вышеназванных элементов управления качеством проекта исходят из следующих принципов:

    • повысить качество можно только усилием всех без исключения членов команды;
    • контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
    • для реального повышения качества нужны новые технологии;
    • ответственность за качество должна быть адресной.

    Если представить проект как сумму последовательно и параллельно выполненных технологических операций, имеющих целью движение к завершению проекта, то по каждой конкретной группе операций должно быть отслежено исполнение этапов управления качеством: надлежащая материально-техническая, контрольная и метрологическая подготовка, обучение и стимулирование кадров, информационное и правовое обеспечение.

    На начальном этапе проекта разрабатывается программа обеспечения качества. Она определяет:

    • структуру, в рамках которой она будет реализовываться;

    — четкое распределение ответственности и уровень полномочий отдельных лиц подразделений и организаций, участвующих в реализации проекта[3].

    Указанный график доводится до всех переводчиков, и проводится проверка его выполнения.

    1.2 Стандарты качества управлением проекта семейства ИСО-9000

    Стандарты управления проектами разрабатываются международными и национальными органами по стандартизации и профессиональными организациями по управлению проектами. Наиболее авторитетными организациями, разрабатывающими стандарты в области управления проектами, являются следующие:

    5 стр., 2500 слов

    Управление проектами (3)

    ... выполнением проекта. 7.2. Процедуры управления проектом по методологии PMI Основные процедуры и процессы PMI описаны в стандарте PMBOK Определение требований к проекту Постановка чётких и достижимых целей Балансирование конкурирующих требований по качеству, ...

    По областям применения стандарты могут быть разделены на следующие группы:

    1. Применимые к отдельным объектам управления (проект, программа, портфель проектов) и регламентирующие соответствующие процессы управления.

    2. Применимые к субъектам управления (менеджеры проектов, участники команд управления проектами) и определяющие требования к знаниям и квалификации соответствующих специалистов и процессу оценки квалификации.

    3. Применимые к системе управления проектами организации в целом и позволяющие оценить уровень зрелости организационной системы проектного менеджмента. Некоторые наиболее известные стандарты международного и национального уровня представлены в следующей таблице[14].