Современные направления развития менеджмента

Курсовая работа
Содержание скрыть

Специфика цели и объекта исследования определила структуру данной работы.

Структура работы:, Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»

1.1. Сущность и содержание понятия «менеджмент»

Чтобы рассмотреть то или иное явление в ретроспективе и перспективе его развития, необходимо прежде всего рассмотреть его сущность и содержание.

Понятие «менеджмент» произошло от английского «manage», что буквально означает руководить, управлять, заведовать, стоять во главе [6, 12].

Зачастую понятие «менеджмент» отождествляют с понятием «управление». Однако это неправда, так как понятие «контроль» намного шире: вы можете управлять растением, ракетой или автомобилем. Специфика же менеджмента заключается в том, что это всегда управление людьми, причём осуществляемое также человеком [15, 8].

Содержание понятия «менеджмент» в современной теории рассматривается с нескольких точек зрения (см. схему 1):

Схема 1

Содержание понятия «менеджмент»

Радиальная диаграмма

Менеджмент как процесс управления

Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание , командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ [9, 21]. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные компоненты управленческой деятельности в единое целое.

Менеджмент как наука и искусство управления

Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности [11, 18].

Предмет изучения научного менеджмента – наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией людей и управлением ею [11, 18]. В России менеджмент считается одной из экономических наук . Проводятся исследования, издаются журналы и книги, обсуждаются дипломные работы по менеджменту. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.

Менеджмент как

Основная задача административного аппарата — координировать и рационализировать использование для достижения своих целей.

15 стр., 7425 слов

Понятие управления цепями поставок

... по содержанию понятия «управление цепочкой поставок», оно постоянно дорабатывается и модифицируется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное ... изначально являются специалистами в других областях: менеджмент, маркетинг, торговля, различные инженерно-технические специальности. ... работы Джона Гаторна, признанного специалиста мирового уровня в области логистики и управления цепочками поставок ...

Менеджмент как людей

Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями принятия решений по конкретным фирмы, действующей в рыночных условиях [11, 27].

В зависимости от уровня управления принято различать топ-менеджеров — менеджеров среднего звена и менеджеров нижнего среднего звена, в зависимости от характера деятельности — линейных и функциональных менеджеров.

Руководители высшего звена президент фирмы, , генеральный директор , директор, управляющий и т. п. – отвечают за принитие важнейших решений для организации в целом и несут всю полноту ответственности за общие результаты деятельности. Данный уровень, хотя и , имеется во всех организациях, поэтому он получил второе название – институциональный [13, 34].

Руководителей высшего звена также называют генеральными менеджерами, топ-менеджерами или специалистами широкого профиля, что подчеркивает их ведущую роль на предприятии, на предприятии.

Руководителей среднего звена иногда называют младшими начальниками. Они представлены заведующими отделов (финансового, маркетинга, производственного и др.), начальниками служб (качества, информатизации, сбыта, и др.), руководителями подразделений (начальниками цехов, производителями работ и пр.).

Менеджеры среднего звена подготавливают информацию для принятия решений на уровне высшего руководства, после чего принятые решения доводятся до руководства более низкого уровня в виде конкретных задач и спецификаций. Большую часть времени они проводят, взаимодействуя по вертикали управления — с руководителями высшего звена и подчиненными, являясь своего рода друг другом. Отсюда второе название данного уровня – управленческий [13, 36].

Менеджеры низшего уровня несут ответственность за достижение производственных целей, предоставляя информацию о ходе производства на среднем уровне управления и о рациональном использовании ресурсов. Типичные должности на низовом уровне: бригадир, специалист по нормированию цехов, бригадир по качеству. Они напрямую взаимодействуют с работниками, производящими продукцию и предоставляющими услуги клиентам компании, то есть с неуправленческим уровнем, на котором покоится пирамида управления. Поэтому низовое звено иначе называют техническим уровнем управления [13, 37].

менеджмент – это

  • способ, манера общения с людьми;
  • власть и искусство управлять кадрами;
  • особые умения и административные навыки;
  • , административная единица.

    1.2.

Функции и виды менеджмента

Основные функции управления были разработаны в начале 20 века французским ученым Анри Файолем. Созданная им классификация актуальна и в наши дни (см. схему 2):

Схема 2

Функции менеджмента

Организационная диаграмма

13 стр., 6383 слов

Функции управления, их характеристика и взаимосвязь. Общие и ...

... функции, но иногда рассматривается как подфункция, посредством которой координируются общие и конкретные функции управления. Планирование как функция менеджмента Основные и специальные функции управления должны начинаться с функции планирования. Планирование - это процесс составления бизнес-планов. На этапе планирования процесса управления ... руководства и оперативной импровизацией менеджера. в ...

Рассмотрим подробнее сущность каждой из названных функций.

Прогнозирование и планирование.

Исследователи традиционно выделяют несколько этапов в процессе планирования:

  • целеполагание (формулировка целей);
  • подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей;
  • составление перечня необходимых действий;
  • работ ( плана мероприятий );
  • анализ ресурсов;
  • анализ разработанного варианта плана;
  • подготовка детального плана действий;
  • контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Результаты планирования обычно представлены в специальном документе, который называется бизнес-планом.

организационных структур

Руководство

координации

Однако стоит помнить, что независимо от того, насколько хорошо разработаны планы, они обычно не могут быть выполнены должным образом. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, несчастные случаи на производстве и транспорте, болезни сотрудников и увольнения, а также многие другие причины, рассмотренные в начале этой главы, нарушают наши планы. Эти нарушения, прежде всего, призвана обнаружить система контроля .

конроллингу,

Контроль — это инструмент менеджера, но сам по себе он не может гарантировать успех бизнеса и не может освободить менеджеров от функций управления.

Таким образом, функции управления охватывают все этапы процесса управления в соответствии со своими целями и задачами.

Виды менеджмента представляют собой специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента [11, 6].

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий , или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров) [11, 6].

Функциональный

В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их взаимоотношения и их сочетание определяют преобладающий тип формальной организационной структуры.

Основываясь на содержании, они различают регуляторное, стратегическое и операционное управление.

Нормативный менеджмент, Стратегический менеджмент, Оперативный менеджмент

Таким образом, менеджмент как процесс управления имеет специфические функции, связанные с этапами и целями процесса управления (планирование и прогнозирование, организация, руководство, координация, контроль), и может быть разделён на различные виды (общий и функциональный, нормативный, стратегический, оперативный) в зависимости от необходимости решения определённых задач управления.

Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента

2.1. Развитие теории и практики менеджмента

Развитие теории и практики менеджмента предполагает единый комплексный процесс обучения менеджменту как составляющей экономических, производственных, коммерческих и жизненных отношений в целом.

12 стр., 5954 слов

Курсовая работа менеджмент школа научного управления

... и развития школ менеджмента. Объект исследования - школа менеджмента как основной этап эволюции менеджмента. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики управления. Для ...

Возникновения менеджмента было обусловлено следующими социально-экономическими факторами [3, 6]:

  • развитие реального общественного и затем промышленного производства;
  • появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
  • развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

В настоящее время в специальной литературе принято выделять несколько этапов развития менеджмента (см. таблицу 1):

Таблица 1, Этапы развития менеджмента, Период истории, Название этапа, Специфика этапа, Особенности развития менеджмента

V тысячелетие до н. э.

Религиозно-коммерческий

Возникновение в Древнем Шумере письменности

Появление особого слоя жрецов, связанных с торговыми операциями. Именно эти священники первыми начали профессионально применять управленческие навыки.

1760 г. до н. э.

Государственно-законодательный

Создание царём Хаммурапи свода законов управления государством

Свод законов управления государством призван был регулировать всё многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения

605-562 гг. до н. э.

Государственно-контрольный

Правление Навуходоносора II

В этот период проводилась политика, направления на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства

XVII – XVIII вв.

Индустриальный

Зарождение капитализма и начало индустриального процесса европейской цивилизации

Важнейшим революционным преобразованием этого периода в области управления было отделение управленческих функций от частных и появление профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.

к. XIX – н. XX в.

Бюрократический

Теоретической платформой преобразований в области управления стала концепция, которая позволила сформировать большие иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, а также установить обязанности и ответственность менеджеров.

Появление первых работ, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование научного .

Таким образом, мы видим, что управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т. е. в науку. Одной из первых научных школ была школа научного управления. Основатели этой школы считали, что с помощью наблюдения, измерения, логики и анализа многие ручные операции можно улучшить, сделав их более эффективными. Она занималась вопросами целевого отбора сотрудников, их обучения и материального стимулирования . Последователи Тейлора Френк и Лилиан Гилберты изучали, какие движения выполняются при определённых операциях, анализировали их с целью

3 стр., 1429 слов

Управление оборотными активами организации

... управления оборотными средствами предприятия: управление текущими финансовыми потребностями предприятия. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Сущность оборотных средств предприятия Оборотный капитал относится к мобильным активам предприятия. Это денежные средства, необходимые предприятию ... Если Дипломная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы ...

устранить лишние и непродуктивные.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента заключается в следующем:

1. Использование научного анализа для определения наилучших способов выполнения задач.

2. Выберите наиболее подходящих рабочих для работы и проведите их обучение.

3. Предоставляйте сотрудникам ресурсы, необходимые для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения .

5. Отделение планирования от самой работы [12, 24].

Следующая научная школа возникла в ответ на рост крупных организаций. Одним из примеров является организация Ford, которая выполняла всю работу от плавки металла до сборки автомобилей. Или компания швейных машин «Зингер», которая не только самостоятельно производила все детали швейных машин, но и имела лесные участки для заготовки древесины, необходимой для изготовления корпусов машин. Выработкой механизма управления такими гигантами занималась классическая (административная) школа. Представителями школы являлись Анри Файоль, Линдалл Урвик, Мунти и др. В России она активно развивалась в 20-30-е годы 20-го столетия благодаря работам , , Бердянского И. М.

Вклад классической школы в теорию менеджмента заключается в следующем:

1. Развитие принципов и функций управления.

2. Создание механизма управления организацией.

3. Систематизирован подход к управлению всей организацией [12, 30].

В то время организация рассматривалась как закрытая система, ее цели и задачи долгое время считались фиксированными и достаточно стабильными. Считалось, что для достижения успеха в управлении не требуется глубокого изучения конкретных сфер экономики, поскольку общие принципы управления будут одинаково применимы в любом секторе. Считалось, что успех хозяйственной деятельности во многом определялся внутренней рациональной организацией, сокращением затрат и выявлением внутренних . Такая система управления называлась управлением на основе контроля. При таком управлении реакция организации на изменение происходит после того, как событие произошло.

Система управления на основе контроля

маркетинг,

Перед компанией стоит задача не только предвидеть новые рынки для существующих продуктов, но и создавать новые или принципиально новые продукты, которые разрабатываются на основе прогнозов будущих потребностей клиентов. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто первым откликается на меняющиеся потребности рынка.

Внешняя среда начала вносить свои изменения и в деятельность предприятия, но будущее все еще можно было прогнозировать, используя прошлые модели спроса и продажи товаров. Использовалась система управления на основе , т. е. тип управления, основанный на апроксимационном характере принятия решений и предположений о том, что будущее может быть предсказано путём анализа сложившейся в прошлом тенденции развития предприятия. Долгосрочное планирование, как функция такого типа управления, определяет план на будущее, используя прошлый опыт, т. е. прошлые закономерности, показатели и структурные характеристики организации переносятся на будущее.

неоклассическая школа или школа человеческих

поведенческая школа.

Дуглас МакГрегор, известный ученый-лидер, определил два основных подхода к влиянию на человеческое поведение и назвал их «теорией X» и «теорией Y».

31 стр., 15460 слов

Управление персоналом организации

... системы управления персоналом; исследование целей и функций управления персоналом; анализ системы управления персоналом в ООО «Сеть Связной»; разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «Сеть Связной». Предмет исследования - система управления персоналом организации. Объект исследования - совершенствование системы управления персоналом организации. Объектом ...

Теория X —это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, Согласно этой теории, люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставлять работать для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности [11, 10].

Теория Y основана на демократическом стиле: , обогащение содержания работы, улучшение взаимоотношений , коллегиальное решение проблем и признание того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий.

Демократический руководитель считает, что работа для человека естественное состояние и потребность, внешний контроль —не главное и не единственное средство воздействия для достижения целей организации; человек может осуществлять самоконтроль, самоуправление, стремится к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности, —это основа типа управления Y. Человеку, чей тип психологического поведения определяется как X, необходим авторитарный стиль управления, и, наоборот, поведение, подобное Y, требует большего воздействия.

(партисипативность)

В 1981 г. Оучи предложил другой подход, Теорию 2, который использует черты японского стиля управления. Управленческий подход теории 2 предполагает, что участие лежит в основе роста производительности. Для Нее характерна философия «доверие, такт и близость» [11,11]. Теория 2 рассматривает не только структуру организаций, но и философские подходы, стиль управления, В этом смысле теория 2 более зрелый и развитый вариант теорий Y.

Следующий этап в развитии менеджмента связан с 60-70-ми годами, когда во внешней среде стали появляться неожиданные явления и темпы изменений ускорились — постиндустриальная эпоха. Теперь необходимо было управлять текущей деятельностью и планировать будущее, исходя из того, что потребуется в будущем, какие конкуренты появятся, какой шаг будет делать технология. Необходимо было изменить основные принципы, чтобы перейти от будущего к настоящему. Таким образом, растущая непредсказуемость внешней среды способствовала трансформации долгосрочного планирования в стратегическое планирование.

Стратегическое планирование (система управление на основе

школа количественного управления,

В 90-е годы как за рубежом, так и в нашей стране внешняя среда для некоторых отраслей стала очень быстро меняться, многие важные задачи возникали настолько быстро, что их было невозможно спрогнозировать и спланировать. Поэтому среднее и низшее руководство, приводя в жизнь стратегии, должны были видоизменять их, исходя из существующей ситуации, т. е. тоже должны были овладевать предпринимательским стилем или использовать ситуационный подход в управлении. Такое управление получило название стратегического управления.

Таким образом, менеджмент как наука и управленческий процесс прошли различные стадии своего становления, что обусловлено социально-экономическими потребностями общества и динамикой развития самого менеджмента.

2.2. Особенности развития современного менеджмента

В условиях перехода России на инновационный путь возникла насущная потребность в разработке новых форм и методов управления , позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производ­ственно-рыночный потенциал, наращивать конкурентные преиму­щества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обес­печению стратегической устойчивости.

3 стр., 1089 слов

Управление денежными средствами организации сферы услуг

... и в нестабильной внешней среде необходимо оперативно реагировать на отклонения от нормальной деятельности предприятия. Управление денежными потоками - это ... темы. Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Х». Предмет исследования - система управления ликвидностью в компании. Целью диссертации является изучение вопросов, связанных с улучшением управления фондами в организации ...

Рыночные отношения приводят к серьезному изменению содержания и организации процессов управления, управленческой работы. Коренные изменения технологии производства и характера рабочих процессов, повышение роли человека в организации, процессов в экономике, обострение конкуренции и другие явления и факторы приводят к необходимости трансформации парадигмы управления. Следовательно, необходимо рассматривать новую концепцию управления как комплексный и современный подход к стратегическому, инновационному и конкурентному управлению, основанный на эффективном использовании потенциала современного менеджера и новых управленческих технологий.

В связи с этим возникает необходимость изучения и освоения направлений развития современного менеджмента, нацеленных на реше­ние проблем организационно-экономического развития организа­ций, выработку навыков постановки и решения проблем управле­ния, разработку механизмов повышения конкурентоспособности.

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов (см. схему 3):

Схема 3

Современные подходы к менеджменту

Организационная диаграмма

Системный подход

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система способна адаптироваться к изменениям во внешней среде и должна делать это, чтобы продолжать функционировать.

Лидеры в первую очередь озабочены открытыми системами, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход» [2, 74]. Важнейшими принципами системного подхода по мнению исследователей являются следующие:

  • процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  • необходимое выявление и анализ возможных путей достижения цели;
  • целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • единство анализа и синтеза логического и исторического;
  • проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий [2, 76-83].

Процессный подход

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций (прогнозирования и планирования, организации, координации, регулирования, контроля).

Ситуационный подход

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время [2, 85]. Поскольку акцент делается на ситуации, ситуативный подход подчеркивает важность «ситуативного мышления». Используя этот подход, лидеры могут лучше понять, какие методы будут наиболее благоприятными для достижения целей организации в данной ситуации.

3 стр., 1112 слов

Менеджмент: Управление и организация бизнеса на примере ИП «Бутко»,

... практики. Для себя осознал такую ​​необходимую вещь в управлении, как необходимость правильной и своевременной организации ... свои услуги по перевозке строительных материалов. На внешних перевозках фирма не специализируется. ИП «Бутко» имеет ... организации, а также оказывал помощь специалистам. В отчете представлены знания и данные, полученные в результате стажировки. трех Глава 1. Описание ИП ...

Методологию ситуационного подхода обосновывают как четырех шаговый процесс [2, 86-89]:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, , методов планирования и т. д.).

2. У каждой концепции и методологии управления есть свои сильные и слабые стороны. Лидер должен уметь предвидеть возможные последствия, как положительные, так и отрицательные.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. необходимо правильно определить, какие факторы наиболее важны в данной ситуации и каков может быть вероятный эффект от изменения одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижения целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Таким образом, ситуационный подход расширяет практическое применение за счет выявления основных переменных, влияющих на организацию. Ситуационный подход часто называют «ситуационным мышлением». С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

Эти подходы направлены на синтез и развитие ранее разработанных видений ведущих «школ менеджмента», а также на развитие новых идей менеджмента. Благодаря параллельному существованию ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и разнообразен. Результатом этого является практически всесторонний охват всех основных проблем управления современными исследованиями. В то же время ситуация в этой сфере — именно из-за непонятного количества концепций, подходов, школ, интерпретаций — сопряжена с некоторыми трудностями. Это трудности обобщения, синтеза результатов.

Исследователи выделяют основные тенденции современного этапа развития . Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею [8, 112]. Огромную роль в этом плане сыграла «информационная революция», создавшая качественно новую техническую базу управления по своим возможностям, а также другие важные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей [8, 114]. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала для выполнения управленческих функций — главное условие функционирования фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживание потенциала группы». Проще говоря — это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

Третья тенденция — интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления [8, 115]. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

4 стр., 1503 слов

Стратегическое управление инновационным развитием территории

... развитие инновационных процессов доказать необходимость управления инновационными процессами на региональном уровне; дать определение стратегии инновационного развития территории; предложить механизм реализации стратегии инновационного развития территории. Методология. В ... - 216 с. Голикова Т.В. Государственное управление территориальным экономическим развитием: теория и практика / Т.В. Голикова / ...

По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие [17, 187]:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.

2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.

3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис — вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.

4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат. Он уже не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире [10, 138].

Влияние глобализации вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности.

Так, с позиций стратегического менеджмента для компаний сегодня очень важно научиться работать одновременно в двух измерениях — в системе глобальной мировой экономики и политической разобщенности. Исследователи утверждают, что границы современного менеджмента больше не совпадают с государственными границами [11, 139]. Устранение между государств ами, создание новых рынков, растущая конкуренция привели к тому, что сегодня современные компании работают не на региональные или национальные рынки, а на глобальный, при этом принимаемые управленческие решения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, все в большей степени определяются интересами самих компаний, а не политическими интересами государства. В этой связи основным залогом роста и бесконфликтного сосуществования становится партнерство разных типов, а не прямое владение, принуждение и контроль.

Распад СССР и открытие его рынков и рынков стран Восточной Европы, введение единой валюты в рамках Европейского сообщества, вступление в силу Североамериканского соглашения о открыли перед компаниями новые перспективы развития и стимулировали повышение качества товаров и услуг. В большей степени этому способствовало принятие новых международных стандартов качества. В настоящее время любая организация (и не только коммерческая) должна ориентироваться на стандарты, достигнутые в той или иной отрасли мировыми лидерами.

По мнению большинства исследователей, в сфере производственного менеджмента постоянно растущая конкуренция со стороны иностранных производителей способствовала снижению уровня издержек и более гибкому взаимодействию со стремительно меняющейся внешней средой [10, 142]. В маркетинговых стратегиях приоритетным направлением стали разработка новых товаров и постоянные инновации, связанные с повышением уровня обслуживания потребителей. Сроки создания и вывода на рынок новинок при этом резко сократились.

Одной из наиболее сильных тенденций развития современного менеджмента является усиление процесса наделения властью сотрудников, их вовлечение в процедуру принятия решений [10, 146]. Традиционная модель, когда менеджер контролирует работников, в условиях высокотурбулентной внешней среды перестала быть эффективной. Под наделением властью имеется в виду не столько передача властных полномочий, сколько оценка потенциала работников и его раскрытие. У сотрудников растет потребность в доверии, общении, в связи с чем возрастает значение личных контактов персонала, позволяющее понять, чего ждать друг от друга. Особую важность в условиях информационной революции и введения системы трудовых отношений, при которой сотрудники трудятся совместно, но не вместе, приобретает адекватное информирование каждого работника, в особенности о переменах. Самым ценным активом любой компании XXI века становятся работники умственного труда и их производительность. Самой большой и быстрорастущей группой персонала в категории работников умственного труда становятся «новые служащие», которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим, гармонично сочетая их.

Следует отметить, что Россия отстает от развитых стран по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное. бучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста . Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности. Однако учёные утверждают, что указанные проблемы при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

Заключение

Целью настоящего исследования было рассмотрение особенностей развития направлений менеджмента на современном этапе.

Теоретический анализ специальной литературы по теме исследования позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Понятие менеджмента на современном этапе может рассматриваться с четырёх различных точек зрения:

  • как способ, манера общения с людьми;
  • как власть и искусство управлять кадрами;
  • как особые умения и административные навыки;
  • как орган управления, административная единица.

2. Основные функции управления были разработаны в начале 20 века французским ученым Анри Файолем. Созданная им классификация актуальна и в наши дни. Среди функций менеджмента ведущую роль играют следующие:

  • прогнозирование и планирование;
  • организация;
  • руководство;
  • координация;
  • контроль.

3. Виды менеджмента представляют собой специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. Основываясь на содержании, они различают регуляторное, стратегическое и операционное управление.

4. Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т. е. в науку. В 90-е годы ХХ в. как за рубежом, так и в России внешняя среда для некоторых отраслей промышленности стала меняться очень быстро, многие важные задачи возникали так стремительно, что их невозможно было предугадать и планировать. Поэтому среднее и низшее руководство, приводя в жизнь стратегии, должны были видоизменять их, исходя из существующей ситуации, т. е. тоже должны были овладевать предпринимательским стилем или использовать ситуационный подход в управлении. Такое управление получило название стратегического управления.

5. В наши дни в связи с высокими темпами развития рыночных отношений появилась насущная необходимость рассмотрения новой концепции менеджмента как интегрирован­ного, современного подхода к стратегическому, инновационному и конкурентному управлению на основе эффективного использования потенциала современного менеджера и новых управленчес­ких технологий.

6. Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного, при явном доминировании последнего.

Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/po-menedjmentu-na-temu-upravlenie-i-menedjment/

1. Основы менеджмента. – Ростов-на-Дону. – 2008.

2. Бавыкин менеджмент. – М., 2007.

3. Белоусов развития концепций менеджмента. – М., 2005.

4. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. — М., 2005.

5. , Наумов . – М., 2006.

6. , Наумов о менеджменте. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал ме­неджмента. — 2004. — № 3.— С. 105-126.

7. Герчикова : Учебник. – М., 2005.

8. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. – М., 2004.

9. , Кузнецов . – М., 2007.

10. и др. Современный менеджмент: теория и прак­тика. — СПб., 2007.

11. Комарова основы менеджмента: Курс лекций. – М., 2005.

12. Кравченко менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006.

13. , , и др. Ме­неджмент: учебник. — М., 2006.

14. Основы менеджмента. – М., 2008.

15. Орлов . – М., 2007.

16. Райченко менеджмент: учебник для программы МВА. —М., 2006.

17. К., Набоков менеджмента: Учебник. – М., 2008.

18. , Чернявский менеджмент (в схемах).

– Киев, 2008.

19. Словарь-справочник менеджера / Под ред. . – М., 2006.

20. Принципы научного менеджмента. – М., 2006.