Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в экономической жизни России, и поэтому государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование — дело очень сложное и ответственное. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству. На современном этапе влияние государства на бизнес стало одним из важнейших и систематически применяемых методов экономической политики в развитых странах. Характеризуя актуальность данной темы для экономики России, следует отметить, что государственное регулирование особенно усиливается в кризисных ситуациях. В настоящее время очень интересно и важно изучить государственное регулирование кризисных ситуаций, средства и механизмы управления, а также рассмотреть роль государства в антикризисном управлении. Часто возникают вопросы: Что представляет собой механизм антикризисного управления? Каковы функции и роль государства в антикризисном управлении? Какими путями можно оздоровить несостоятельное предприятие на государственном уровне? Каким образом в ходе антикризисного регулирования выявляются проблемные предприятия? На эти вопросы мы и постарались ответить в данной работе.
1. Роль и функции государства в антикризисном управлении
Антикризисное управление — это государственная политика, направленная на защиту бизнеса от кризисных ситуаций и предотвращение его банкротства.
Антикризисное управление требует надежной базы данных, создания конкретной методологии исследования, привлечения высококвалифицированных специалистов, исследований, а также разработки, принятия и реализации мер, стабилизирующих состояние отдельных компаний и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
Организация управления кризисным предприятием. управление предприятием ...
... развития информационных систем управления. Совершенствовать методы разработки информационных систем в управлении международным бизнесом. дипломная работа , добавлен 02.02.2015 Определение цели государственной экономической политики и оценка роли государства в антикризисном управлении. Раскрытие содержания, анализ ...
- правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
- методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
- информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
- экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
- организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
- социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
- кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;
- экологическое — защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.
С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические -налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.
Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по разным направлениям.
1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:
- в период спада производства — в увеличении государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;
в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;
- в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;
2. Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Это особенно актуально для тех компаний, которые гарантируют научную, техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.
3. Финансово-кредитная политика — это целевое управление государством через банковские проценты, денежную массу и ссуды, которые, в свою очередь, влияют на потребительский и инвестиционный спрос. Это выражается в предоставлении бесплатной финансовой поддержки и на условиях субсидированных кредитов предприятиям, имеющим жизненно важное значение для экономики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности
... государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития ...
4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; совершенствование системы оплаты труда научных работников; и др.
Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры отрасли в процессе государственного регулирования отрасли региона, включая реструктуризацию предприятий, формирование системы информационного обеспечения отрасли.
Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат на использование основных средств путем выбора оптимального варианта начисления амортизации.
Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой
Прогнозирование и планирование — далеко не последние достижения в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики предприятия, осуществляется с учетом имеющихся ресурсов. Результатом являются основные показатели в плановом периоде: темпы роста дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, процентные ставки и др.
Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуга и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен.
Внешнеэкономическая политика предполагает создание условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок за счет таможенных тарифов, протекционизма и принятия соответствующих законов.
Социальная политика является одним из важнейших направлений государс твенного регулирования. Так, в 2000 г. на финансирование социально-экономического развития регионов России, включая антикризисное управление, отдельной строкой в бюджете выделено 2 млрд руб.
Однако нельзя забывать и о таких проблемах антикризисного управления, как неприятие руководителей предприятии давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.
Антикризисное управление — это многогранная функция управления, которая заключается в использовании правительством всех уровней своих полномочий на всем фронте экономики для ее стабилизации.
2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Любое вмешательство государства в экономику связано с вопросом: как оно это делает? Ответ на этот вопрос обычно связан с регулированием, финансовым регулированием, производством и перераспределением доходов.
Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской ...
... в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в долгосрочные программы экономического развития основных направлений реструктуризации промышленности с упором на экспортную специализацию. Проблемы структурной политики стали ...
Нормативно-законодательная деятельность. «Экономической конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
Это образное выражение очень точно и лаконично характеризует особую важность гражданского кодекса в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Застой, или застой производства, связан с нестабильным финансовым положением фирмы. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.
Защита интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (ныне Мингосимущество России).
К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. и др.
В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и постановлений, касающихся производства и продажи алкогольных напитков, продуктов питания, лекарств и сложных электроприборов.
Роль государства в регулировании таких аспектов социальной жизни, как занятость, рабочие отношения и развитие семьи, исключительно велика. Это осуществляется с помощью широкого спектра законодательных и административно-правовых мер, ценовой и тарифной политики, налогов, социальных трансфертов и экологического регулирования.
Финансовое регулирование. Это управление совокупностью средств, доступных семье, бизнесу или государству, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, что гарантирует их перераспределение согласно принятым критериям и условиям.
Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Отсюда следует, что это нельзя воспринимать как типичный случай, характерный для развитой рыночной экономики.
Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
... и принципов организации государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность, 20 декабря 2002 года ... государств осуществляется в соответствии с международными договорами РФ. В ст. 41 Закона 73-ФЗ подтверждено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации ...
Глубина и продолжительность кризисов на предприятии во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики.
Во время исполнения бюджета программы, которые государство обязано финансировать, претерпевают наиболее значительные сокращения. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки с ее выплатой, сокращение в здравоохранении и образовании и других жизненно важных сферах.
Механизм корректировки денежных процессов сложен. Главный акцент в современных программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.
В России сейчас наблюдается дефицит не денег, а финансового капитала. это выражается в дефиците обязательств банковских и небанковских финансовых организаций по отношению к спросу на денежные средства. Основной причиной этого является отсутствие достаточных вложений населения (домашних хозяйств) и предпринимателей.
Вместе с тем из кризисной ситуации есть несколько способов выхода. Первый — постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй — стимулировать привлечение новых сбережений граждан в банки и небанковские финансовые учреждения. Третий — привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешних займов. Четвертое — это использование широко распространенной на Западе практики учета и отсрочки погашения векселей.
Эти методы контроля имеют как достоинства, так и недостатки. Первый способ не приводит к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном за счет заимствования денег у самого населения. Второй способ также не угрожает инфляции, но надолго продлевает процесс роста финансового капитала. Это сохранит проблему неплатежей и отсутствия источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал в ближайшие годы. Третий способ может облегчить проблему, но ставит финансирование экономики в зависимость от ситуации на мировом рынке. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.