Основы современного социального управления

Курсовая работа

Раздел 1. Теория и история социального управления

1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

менеджмент,

С точки зрения менеджмента, менеджмент — это процесс проектирования и инноваций социальных организаций, мотивирующий людей работать над достижением целей организации.

В теории менеджмента управление в большей мере исследу­ется с точки зрения конкретной ситуации, возникающей в прак­тике управления, т.е. как искусство управления.

Экономика склонна интерпретировать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных затратах.

Юриспруденция трактует управление как государственное правовое регулирование с помощью законов.

Политология понимает управление как воздействие на обще­ство со стороны государства политическими методами и т.п.

регулирование, руко­водство, администрирование, менеджмент, организация

Расплывчатость понятия «менеджмент» создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода к использованию технологий социального управления. Органы управления часто вынуждены руководствоваться собственным прошлым опытом или традициями управления, сложившимися в организациях, которые являются недостаточными и часто несовершенными.

Социальный менеджмент как наука специально не исследует экономические, правовые, политические и другие аспекты управления, объектом изучения является теория и методология их взаимодействия, основанная на системной связи всех социальных явлений в процессе их взаимного взаимодействия и влияние. В общей теории социального управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их це­лостности, создания новых социальных образований на основе целесообразности, ценностно-нормативных представлений сово­купного интеллекта, присущего обществу на данном историчес­ком этапе развития.

Поэтому задача социального управления — обеспечение целост­ного представления о взаимодействии сложных социальных сис­тем, их внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

необходимо сформировать науку о социальном менеджменте как единую общую отрасль научного знания и учебной дисциплины. Это обусловлено, во-первых, все возрастающей потребностью в комплексном развитии окружающего мира и, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их целостном качестве.

6 стр., 2951 слов

Финансовый менеджмент как система управления – Финансовый менеджмент ...

... социального развития и др. Формирование этих фондов, управление ими и их правильное использование - один из важнейших аспектов финансовой работы в компаниях. Содержание Введение 1.Финансовый менеджмент ... взаимоотношений с другими предприятиями,бюджетом,банками,страховыми организациями и др.Финансовый менеджмент— наука об управлении всеми этими процессами.Финансовый менеджмент компании включает в себя ...

социальное управление.

Социальное управление — предмет изучения многихнаук , прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии,педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.

Основным методом исследования в науке управления является системный подход, системный анализ явлений общественной жизни, который объединяет набор методов и инструментов, помогающих изучить свойства объекта в целом, представив его как социальную сложную систему.

Напомним, что система — это множество взаимодействую­щих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Системный подход

Система социального управления реализует различные функции управления:

  • включает разных специалистов, объединенных в органах управления;
  • исполь­зует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техни­ки;
  • объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т.п.), которая по­зволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы.

Глубокий дисбаланс между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Угроза такого кризи­са постоянно нарастает вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факто­ров, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

Все это предъявляет все возрастающие требования к менеджменту, который должен наиболее точно понимать суть происходящих изменений в общественной жизни, которая является не только объектом, но и предметом воздействия. Состояние, при котором процессы развиваются в одном направлении, а действия субъектов управления — в другом, часто диаметрально противоположно, характеризуется как состояние кризиса системы управления.

Научные основы социального управления основаны на теории систем социального управления и теории искусства социального управления. Поэтому объектом исследования является изучение управленческой деятельности в единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе создания социальной системы управления, изучаемой теорией ее функционирования и совершенствования.

образы управления, конкретные управ­ленческие ситуации.

Наука социального базируется на общеметодологических принципах фундаментальных общественных наук, таких как философия, экономика, социология, политология, психология и др. У него свой предмет, свои проблемы, это самостоятельное и очень современное направление познания жизни, от успеха которого во многом зависят темпы социального прогресса и качество жизни людей.

3 стр., 1350 слов

Отчет по практике в управлении социальной защиты населения

... -2010годы" - взаимодействие со средствами массовой информации по освещению вопросов социальной защиты населения. Вариативная часть: Производственную практику проходила с 7 по 18 июля 2014 года в Управлении социальной защиты населения Администрации Светлинского района Оренбургской области. Работа ...

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, низкий уровень управленческой культуры, недостаточное снабжение управленческой «критической массой» способствуют деградации типов частного управления, особенно экономического и политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию мира, действует на «корыстных программах», а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состо­яний, но и своими некомпетентными действиями только умножа­ет число возникающих проблем, требующих своевременного и адекватного решения.

2. Сущность и содержание социального управления

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющих, определяемых формами существования материи: неодушевленная природа, живая природа и человеческое общество.

В каждом из этих компонентов некоторые процессы развития осуществляются под влиянием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неподвижной природе или в технических системах, управление в живой природе или биологических системах, управление в человеческом обществе или социальных системах.

Управление техническими системами

управлением био­логическими системами,

социальному управлению.

Понятие «социальный менеджмент» рассматривается в узком и широком смысле этого слова. Строго говоря, социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы с целью достижения поставленных целей.

Объективная потребность в управленческой работе порождает особую группу работников — менеджеров.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социаль­ного управления, а также преподаватели, осуществляющие под­готовку, переподготовку и повышение квалификации управлен­ческих кадров.

Потребность в социальном управлении в основном связана с фактом разделения труда на группы людей, на большие коллективы, в масштабах государства, а также с необходимостью его сотрудничества. Следовательно, как совместный труд людей является основой любого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом совместной работы, существования и развития общества.

воздействие.

уп­равления.

целенаправленного

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определе­ние целей управления — главный и начальный этап управления.

Определение целей — это процесс проверки и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа социальных потребностей в продуктах, услугах, качества социальных связей на основе реальных возможностей их полного удовлетворения.

Подчеркнем, что в социальных системах влияние контролирующего субъекта на объект не только не спонтанное, случайное, бессознательное, но, напротив, максимально эффективно, возможно и согласованно. Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

8 стр., 3777 слов

Совершенствование управления закупочной деятельностью организации ООО «Контрейд»

... закупочную деятельность, подчеркивается значимость этого процесса, развитие и совершенствование его в исследуемой организации. Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации позволят усовершенствовать систему управления закупками, повысят эффективность процессов снабжения ...

Источником активности, как известно, являютсястимулы.Стимулы могут быть внешними и внутренними, положительными и отрицательными, объективными и субъективными, материальными и духовными, сознательными и бессознательными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или инуюсистему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных дей­ствий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношениемотив . Мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому важно подчеркнуть, что в связи с увеличением творческих сил личности необходимо все более полно использовать человеческий фактор, ресурс личности в управлении.

управление

социальная организация.

социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.

Управленческое влияние имеет место в процессе управленческой деятельности — одной из разновидностей человеческой деятельности в целом. Управленческая деятельность предназначена для выполнения задач и функций руководства, для обеспечения подготовки и выполнения управленческих решений. Ее можно опре­делить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий чело­века в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается своим интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена ​​на разработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, направленных на изменение состояния и протекания социальных процессов, уровня использования ресурсов, социальных аспектов деятельности компании. Он должен адекватно отражать социальную реальность, выявлять доступные ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные пути улучшения социальных систем и переводить их на новый уровень.

Управленческая деятельность во многом информативна, поскольку связана с приемом, пониманием, систематизацией, архивированием, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Управленческая деятельность в основном посвящена исследованию, отбору, обработке, анализу социальной информации.

Каждый человек, занятый управ­лением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает особый социально-психологический микроклимат в социальных организациях, активно влияя на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и активности. Постоянная сила воли, тяжесть ответственности, дисциплина, подчинение своего «эго» управленческой функции: это естественные компоненты, присущие управленческой деятельности нормального органа управления.

2 стр., 922 слов

Управленческая этика

... главное звено в управленческой деятельности, первое лицо в организации. По его внешнему виду, манере вести себя, по степени выполнения им требований делового этикета судят обо всей ... поведения руководителя при приеме сотрудников на работу Чтобы понять, какой должна быть управленческая этика, на мой взгляд, необходимо знать, что собой представляет сама управленческая деятельность? Управленческий ...

В процессе управленческой деятельности субъекты управле­ния, органы управления, управляющие и каждый человек всту­пают в управленческие отношения , которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, поста­новкой целей и организацией их достижения.

Организационные отношения

Помимо подчиненности типа «руководитель-подчиненный», существуют координационные отношения между членами организации, находящимися на одном иерархическом уровне, направленные на взаимную координацию действий на основе совместного управления или выполнения задач.

функции управле­ния

прогнозирования

Таким образом, основные задачи управления и его составная часть — организация решаются системой управления. Конечным результатом его работы является принятие и реализация грамотного управленческого решения.

3. История управленческой социальной мысли

Сегодня вряд ли кто-нибудь скажет, как и когда зародились искусство и наука управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

социальной —

экономической —

оборонительной —

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые координировали бы и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.).

Например, египетские пирамиды — памятник управленческого искусства того времени, ведь такие уникальные сооружения требовали точности в планировании, организации работы большого количества людей и контроле за их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и практики управления, можно выделить несколько исторических периодов.

I. Древний период.

Самые ранние простейшие и элементарные формы упорядочивания и организации совместной работы были отмечены на стадии первобытнообщинного управления, осуществлявшегося совместно всеми членами клана, племени или общины. Старейшины и вожди кланов и племен олицетворяли руководящий принцип всей деятельности.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

II. Индустриальный период (1776—1890).

III. Период систематизации (1856—1960).

В сущности то, что мы сейчас называем управлением, заро­дилось во времена промышленной революции в XIX в. Появление фабрики как основного вида производства и необходимость предоставлять рабочие места большим группам людей означало, что отдельные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех рабочих. Лучшие работники обучены представлять интересы собственника на рабочем месте. Это и были первые менеджеры.

Основные школы управления.

классической школой.

3 стр., 1068 слов

Управление социальным развитием коллектива ООО «ОРтранс»

... жизни работников трудового коллектива. Управление социальным развитием организации представляет собой совокупность приемов, процедур и правил целенаправленного воздействия субъекта управления на объект на основе ... обслуживание, физическая культура; личное страхование (помимо взносов в государственную систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка ...

Первых управленцев в основном волновал вопрос эффектив­ности производства (технический подход).

Свою деятельность они сосредоточивали в основном на адаптации рабочих: разра­батывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

В те времена управление считали искусством. Это, видимо, было связано с тем, что не все люди по качеству подходят для управленческой работы. было замечено, что все успешные менеджеры обладают определенными чертами характера и навыками. Поэтому считалось, что достаточно установить качества, свойственные управленцу, и можно подобрать людей, обладающих ими.

школы научного управления.

ад­министративная школа,

административная школа).

Суть разработанных им принципов управления сводится к разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распоряди­тельства; подчинение частного интереса общему; вознагражде­ние за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедли­вость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; ини­циатива.

управле­ния рабочей силой

Основная черта классической школы (научной и администра­тивной) заключается в утверждении, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому целью классических менеджеров было открыть этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

школы человеческих отношений

А. Маслоу предложил классификацию потребностей личности: физиологические; безопасности существования; соци­альные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); само­выражения, полного использования своих возможностей, дости­жения целей и личного роста.

Не менее популярно в школе человеческих отношений и учение Д. Макгрегора (1960).

В основе его теории (X и У) лежат следующие характеристики работников: теория Х — средний индивидуум туповат, стремится увиль­нуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой катего­рии предпочитает, чтобы им руководили, избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; теория У — люди от природы не пассивны, а стали такими в результате работы в организации. Для этой категории работников затраты на физический и умственный труд так же естественны и необходимы, как игры в отпуске. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Ему не нужен внешний контроль, так как он умеет контролировать себя.

IV. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время).

В современных условиях математические методы используются практически во всех областях управленческой науки.

Системный подход

открытой системы.

ситуационного подхода:

Социальная сфера управления становится относительно независимой, многоукладной и массивной как с точки зрения объекта воздействия, так и его субъекта, появляется особый тип менеджера — рыночный.Каждый муниципальный менеджер становится своего рода предпринимателем в сфере управления, успешно конкурирующим с государственным управлением, что создает необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий аппарат на всех уровнях управления бюрократизи­руется, вырождается и деградирует. Как показывает мировой опыт, это основной механизм формирования ответственной и профессиональной команды не только менеджеров, но и органов управления.

3 стр., 1124 слов

Диплом методы развития персонала

... развитием персонала должно осуществляться с учетом всех возможных вариантов форм обучения. Это поможет оптимально организовать и выстроить управление персоналом. Дистанционное обучение, перекрестное обучение, внутренний коучинг, наставничество - все эти методы ... – система профессионального развития персонала. Предмет исследования – совершенствование профессионального развития персонала (на ...

В результате буржуазной революции, казалось, правящий класс заменил класс капиталистов. Стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе. Наряду с менеджментом усиливается и государствен­ное управление.

управление персоналом

Основные суждения об управлении, высказываемые в трудах этих ученых и всех их последователей на сегодняшний день, посвящены управленческой деятельности — сочетанию научных знаний, технических средств, труда и эвристических навыков человека в управлении. Именно эти исследователи открыли и внедрили огромные резервы рационализирующих систем управления, а на этой основе и с помощью менеджмента — всю общественную и частную жизнь людей. Обширная и разнообразная научная литература посвящена управленческой деятельности, полезной и необходимой для изучения каждому руководителю.

История мирового социального управления знаменует собой несколько управленческих революций, знаменующих поворотные моменты в теории и практике управления.

Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности в результате дело­вого общения и калькуляции.

Вторая связана с именем вавилонского царя Хаммурапи, давшего образцы сугубо светского аристократического стиля

управления.

Основным итогом третьей революции в управлении, отно­симой по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

Четвертая совпала с зарождением капитализма и началом прогресса европейской цивилизации. Инду­стриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

Пятая управленческая революция ознаменовалась приходом новой социальной силы — профессиональных менеджеров, клас­са управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством.

Начало развития управленческой науки в России было поло­жено в XVII в. и преимущественно в рамках теории государст­венного управления. В развитии этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из пер­вых русских управленцев, поставившим вопрос о развитии не только но и тактического (на микроуровне) управления,

петровские реформы по совершенствованию управ­ления экономикой.

развитие крупной промышленности и государственная под­держка ремесленных производств;

  • содействие развитию сельского хозяйства;
  • укрепление финансовой системы;
  • активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, и контроль за их исполнением — регулировали раз­личные сферы деятельности государства, по сути это было государственным управлением.

Особую роль в сфере управления в России сыграл М.М. Спе­ранский (1772-1839).

5 стр., 2206 слов

Управление социальным проектом

... проект "В". Для сравнительного анализа проектов на этом этапе используются методы анализа проектов, включая финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проектов. Системы планирования и управления проектами ...

Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опи­рающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполни­тельную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым вводилось всесослов­ное самоуправление.

4. Принципы социального управления.

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к систе­ме, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следова­тельно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отно­шений управления. Взаимосвязь принципов, законов и законо­мерностей можно представить в такой последовательности: зако­ны социального развития — социальные законы соответствую­щего периода (этапа) социального развития — законы и законо­мерности социального управления — принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

К основным принципам социального управления относят:

  • принцип единоначалия в принятии решений и коллегиаль­ности при их обсуждении;
  • единства воздействия всех методов управления для поддер­жания целостности социальной системы;
  • сочетания отраслевого и территориального управления;
  • приоритетности в достижении целей;
  • научности социального управления;
  • прогнозирования социального управления;
  • мотивации (стимулирования) труда;
  • ответственности за результаты социального управления;
  • рационального подбора, подготовки, расстановки и исполь­зования кадров;
  • экономичности и эффективности управления;
  • системности (рассмотрение объекта или субъекта управле­ния как системы, состоящей из различных звеньев);
  • иерархичности (рассмотрение систем как многоступенча­тых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;
  • при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  • необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управ­ляемая система);
  • обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
  • сочетания единоначалия и коллегиальности;
  • ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
  • программно-целевой;
  • делегирования полномочий;
  • гуманизма и нравственности в управлении;
  • гласности в принятии решения.

Принцип позволяет формировать систему методов и выби­рать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

11 стр., 5067 слов

Управление социальными инновациями

... области инноваций в социальной сфере организаций: совершенствование и создание методов управления и лидерства; улучшение рабочей атмосферы, мотивации и систем информирования; вовлечение рядовых ... с помощью традиционных методов, например через изменение структуры потребностей сотрудников организации, ценностей организационной культуры. Неспособность решить некоторые социальные проблемы дает толчок ...

Таким образом, принципы социального управления должны:

  • основываться на законах развития общества,на законах управления;
  • соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
  • учитывать временные и территориальные аспекты процес­сов социального управления;
  • в необходимых случаях иметь правовое оформление, полу­чать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе раз­вития и социального управления. Тем не менее, основные прин­ципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выра­жают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

5. Методы социального управления, Метод управления —

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на сис­тему (объект) управления.

Содержание — это специфика приемов и способов воздейст­вия.

Организационная форма — воздействие на конкретно сло­жившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредствен­ное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирую­щих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно приме­няют различные методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии ди­намического равновесия.

Можно выделить методы управления:

  • социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • самоуправление как разновидность саморегулирования соци­альной системы.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содер­жательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.).

Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального разви­тия: экономических, организационно-технических, демографи­ческих, социологических, психологических и т.д.

Социальные методы управления связаны со способами до­стижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных ор­ганизаций, повышение социальной зрелости общества, его от­дельных первую очередь управленцев. Будучи основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защи­щенностью, качеством социального воздействия, чувством соци­альной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы включают широкий спектр методов со­циального нормирования, социального регулирования, мораль­ного стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социаль­ными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политичес­кие методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутрен­него трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального ре­гулирования применяются для упорядочения социальных отно­шений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и