В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) приоритетом становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий для реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.
Обучение проектной деятельности в образовательном процессе рассматривается во многих исследованиях. Основные идеи деятельностногоподхода в обучении раскрывают Дж. Хендерсон, A.M. Новиков, А.В. Хуторской и А.Э.Симановский, А.Н. Сергеев, А.И. Савенков и др. Методологии проектирования педагогической деятельности посвящены работы В.В. Белич, В.И. Загвязинский, Л.М. Кустова и др. Проектированием педагогических систем и технологий занимались В.П. Беспалько, Г.П. Щедровицкий, М.М. Поташник, Е.В. Евплова, Н.В.Матяш, В.И. Загвязинский, Т.С. Комарова, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др. Изучение проектной деятельности с точки зрения интеграции исследовал А.В. Никитина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.
В то же время следует отметить, что на данный момент практические пути реализации проектной деятельности младших школьников в технологических классах изучены недостаточно. В связи с этим обостряется противоречие между необходимостью реализации проектной деятельности учащихся начальных классов и недостаточной проработкой данной проблемы на практике.
Это определило актуальность исследования и определило его проблему, заключающуюся в осознании младшими школьниками необходимости проектной деятельности на уроках технологии.
Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Обучение младших школьников проектной деятельности на уроках технологий».
Цель исследования: выявить педагогические условия обучения проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: преподавание технологии в начальных классах.
Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников проектной деятельности на уроках технологии будет реализовано при соблюдении следующих педагогических условий: знакомство с логикой проектной деятельности; создание атмосферы творчества и сотрудничества в процессе
Метод проектов как средство экологического образования младших ...
... введение, теоретические и практические разделы, заключение, библиография. Первая глава окружающий школьник экологический урок 1.1 Проектная деятельность младших школьников ... исследования. Наблюдения за учащимися на уроках и внеклассных занятиях. Анкетирование и тестирование учащихся. Анализ результатов педагогического эксперимента. Структура выпускной квалификационной работы: ...
реализации проектов; разнообразие проектов по содержанию и видам.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач: 1. Раскрыть понятие проектной деятельности. 2. Выявить педагогические условия реализации проектной деятельности
младших школьников. 3. Провести опытную работу по реализации проектной деятельности
младших школьниковна уроках технологии.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ методической, психолопедагогической литературы по данной проблеме; эмпирические методы: наблюдение за деятельностью учителей и учащихся; методы опроса (анкетирование и беседы с учителями, учащимися начальных классов); методы математической обработки данных.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (поисково-теоретическом: сентябрь-ноябрь 2015 г.) изучалась философская, психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, проводилось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся начальных классов, что позволило изучить современное состояние проблемы исследования и сформировать цель, задачи и гипотезу исследования.
На втором этапе (опытном: январь-март 2016 г.) разрабатывалась и осуществлялась апробация исследования, проводились беседы, анкеты с педагогами и учащимися, внедрялась серия проектов по технологии, печатались статьи.
На третьем (заключительно-обобщающем: апрель-май 2016 г.) проводилась систематизация данных, полученных в ходе опытной работы, формулировались основные выводы, рекомендации, осуществлялось литературное оформление исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, выработанные в ходе исследования, приведены к конкретным методическим рекомендациям. Выявил педагогические условия обучения проектной деятельности школьников на технологических классах. Результаты исследования могут быть использованы при реализации проектной деятельности студентов на уроках технологии.
Опытной базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа» Быстроистокского района Алтайского края. Всего на различных этапах исследования участвовало 60 человек.
Содержание исследования отражено в 2 публикациях автора. Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее проработанности, выявляются противоречия, формулируются проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвигается гипотеза, описываются методы и этапы исследования и определяет практический смысл.
В первой главе «Теоретические основы проектной деятельности
младших школьников на уроках технологии» раскрыта сущность понятия «проектная деятельность», определено состояние проблемы исследования в теории и практике, проведен анализ практического опыта по реализации проектной деятельности младшими школьниками на уроках технологии.
Во второй главе «Опытная работа по исследованию проектной деятельности младших школьников на уроках технологии» описаны организация и методика опытной работы, проведен анализ результатов исследования, проведен комплекс занятий с целью выявления педагогических условий реализации проектной деятельности младших школьников.
Технология ведения секретарской деятельности, методы и способы ...
... работы. Объект исследования - , Предмет исследования - , Цель исследования, Задачи работы: изучить теорию и методику организации секретарской деятельности; проанализировать историю организации секретарской деятельности; проанализировать профессиональные и личностные качества секретаря; изучить законодательную и нормативную базу деятельности секретаря ... производное от слова реферат, определяется как ...
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения предмета.
Библиографический список состоит из 50 наименований.
В приложении содержатся материалы опытной работы.
Глава I. Теоретические основы самореализации младших
школьников в проектной деятельности
1.1.Сущность проектной деятельности
Анализируя понятие «проектная деятельность» оказалось, что в современной литературе по педагогике и психологии понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются как синонимичные, а исследовательское обучение отождествляется с обучением по методу проектов.
Разница между исследованием и дизайном заключается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо продукта, объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний.
Дизайн и исследование — это разные виды деятельности с точки зрения фокуса, смысла и содержания. Первым, кто увидел эту разницу, был психолог Дж. Хендерсон [49], специализирующийся в области исследовательского поведения и обучения детей. Рассмотрены понятия «бесплатное исследование» и «проблемное исследование» применительно к образованию». Бесплатное исследование — это исследование, не предполагающее достижения заранее определенного результата, представленное в виде практической задачи. Вероятностное, гипотетическое предположение как прогнозирование возможного результата частично выводит исследователя из поля бескорыстного поиска истины, в значительной степени приближая его деятельность к поиску заранее известного, предсказуемого – к проектированию
А.И. Савенков [40] считает предложенное Дж. Концепция Хендерсона «исследование проблемы» как один из конструктивных аналогов. «Проблемное исследование» радикально отличается от «свободного исследования» тем, что предполагает решение какой – то ясно поставленной в самом начале проблемы.
А.В. Хуторской[35] и А.Э. Симановский [43], обозначают проектирование как целенаправленную деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной).
Проектирование предполагает наличие проблемы, которая носит практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности [32].
Т.С.Комарова [18], Н.В. Матяш [24] проектную деятельность понимают как личностно-ориентированную технологию, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного предмета, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [11].
А.В. Никитина [27]утверждает, что проектная деятельность логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) в ситуации неопределенности. Однако наличием самого факта поисковой активности проектная деятельность не может исчерпываться, она имеет определенную структуру, предполагающую на наш взгляд следующие компоненты:
Дипломной работы – «Договор подряда на выполнение проектных и ...
... 1. Правовая природа договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ 1.1 Понятие договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и его признаки Проектирование может осуществляться в одну, или две стадии. При проектировании в одну фазу разрабатывается рабочий проект с консолидированной ...
- оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез);
- моделирование действий;
- реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения;
- анализ получаемых результатов.
Анализируя известных педагогов-психологов можно выделить, что целью проектной деятельности младших школьников является понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
1. Обучение планированию (ученик должен представлять четко цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, сконцентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
2. Формирование навыков сбора и обработки материалов и другой информации, (ученик должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
3. Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
4. Умение составлять письменный отчет (ученик должен уметь составлять план работы, четко представлять информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
5. Формировать позитивное отношение к работе (ученик должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- Вести подготовку младших школьников к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
— Обеспечить руководство проектом со стороны учителя — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение листа наблюдения, в котором учащийся осуществляет соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Информационный бюллетень должен помочь студенту в написании отчета в случае, если проект не является письменной работой. Учащийся прибегает к помощи листа наблюдений во время собеседований с руководителем проекта [11].
Если проект является групповым, каждый студент должен четко понимать свой вклад в реализацию проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку [27].
Обязательная презентация результатов работы — защита.
Учителя начальных классов сталкиваются с трудностями в реализации новых учебных целей, поэтому плохо ориентируются в большом арсенале учебных инструментов, неспособны работать в нестандартной ситуации.
Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» [12].
Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности: 1. Формирование учебных универсальных действий (ЗУНы + развитие
Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...
... указанием его номера. 4.8 Таблицы, используемые в курсовом проекте (работе), размещают после текста, в котором впервые дана ссылка на них, ... функций, систем и методов организации деятельности. Содержание практического решения (проекта) должно включать разработку конкретных действий, ... разделяются пробелами. Пункты и подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 1.1 Название ...
широких познавательных интересов, инициативы любознательности); 2. Постановка и решение учебных задач (поиск и решение, конкретизация
решенной поставленной учебной задачи); 3. Алгоритм решения учебных задач (система действий направленных на
поиск лучшего пути для достижения результата в виде реального
продукта); 4. Отработка технологий создания и реализации проектных задач; 5. Формирование учебного сообщества класса.
Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к окружающим людям, проявил интерес к содержанию школьной жизни [21].
Действия, которые помогут в преодолении объективных и субъективных трудностей участников образовательного процесса по организации проектной деятельности младшего школьника:
Учет возрастных особенностей младшего школьника с использованием теории деятельности.
Ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса (годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности).
Использование дополнительных средств для вовлечения детей в контент посредством разработки проекта и решения проблем.
Моделирование проектных задач позволяющее организовывать разновозрастное общение и групповое взаимодействие [13].
Проектная деятельность в начальной школе — это проектные задачи, вокруг которых может проводиться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему этапу — школе подростков. Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в системно — деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования (переход на задачный принцип построения учебного процесса, ориентированность на освоение предметных способов действий и формирование УУД) и в организации образовательного процесса. Следует переход на динамическое расписание и введение коллективных (групповых, парных форм работ учащихся), принципиально новая система оценивания [23].
1.2 Педагогические условия реализации проектной
деятельности младших школьников на уроках технологии
Проектная деятельность младших школьников — это деятельность, в которой дети получают опыт жизнедеятельности, планируя и выполняя постепенно усложняющиеся практические задания — проекты. Используя проектную деятельность, педагог может реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастным и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [23].
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста:
- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;
- проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;
- важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями;
— целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей) [27].
Перспективы развития управления проектами
... развитию, от отдельных проектов и программ через проектно-ориентированные организации и компании к проектно- ориентированным бизнесу и обществу в целом как развивающимся большим системам. 1.2. Место и роль управления проектами в управленческой деятельности. Развитие ...
Для студента дизайнерская деятельность — это проект, в котором он имеет возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал или реализовать себя. Это занятие, в котором вы можете проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, быть полезным, показать достигнутый результат. Это занятие, направленное на решение интересной задачи, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — имеет практический характер и значим для всех. А для учителя проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [46].
Проекты в начальных классах сложные, проблемные, потому что дети еще слишком малы, чтобы их проектировать. И для успешной реализации проектной деятельности необходимо придерживаться определенных педагогических условий [50].
Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений. ()
Во многих научных работах условия часто делятся по разным обоснованиям на необходимые, возможные, допустимые, внешние и внутренние. Зачастую к внешним условиям относят: организацию разнообразной, творческой деятельности детей, воспитание отношений в коллективе, личного опыта и т.д. К внутренним условиям –психосозидательные потребности личности. То есть, внешние факторы определяют характер деятельности и отношений, а внутренние стимулируют активность учащихся[41].
Задача педагога и состоит в том, чтобы эту активность вовлекать во все виды творческой деятельности, исходя из реальных возможностей младшего школьника, поскольку процесс обучения всегда происходит в деятельности[46].
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы можно выделить педагогические условия, способствующие успешной реализации проектной деятельности:
1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках. С первых дней занятий вы должны попытаться создать среду, в которой дети могут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Назначьте на уроке такие задания, с помощью которых дети, играя как учитель и ученик, учатся оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок ощущает дружескую атмосферу со стороны окружающих его людей, его эмоции будут направлены только на то, чем он занимается. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими[14].
Управление проектами курсовая работа на примере предприятия
... проектная и инновационная деятельность в сфере социальной защиты населения (на примере Забайкальского края или др. субъекта РФ) Управление временем проекта. Разработка и планирование проекта. Контроль проекта. Управление стоимостью и финансированием проекта. Управление качеством проекта Информационное обеспечение проекта. Управление ...
2. Формирование положительного отношения студента к творческой самореализации.
3. Формирование умений самореализации в ходе творческой работы.
4. Овладение учащимися умениями само реализоваться.
5. Создание педагогом ситуации само оценивания.
6. Содержание уроков должно стимулировать эмоциональный настрой детей. Только проявив интерес, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему, что его окружает. Необходимо выбирать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей[2].
Следовательно, если в процессе обучения проектной деятельности младших школьников на уроках технологии будут соблюдены все педагогические условия, то как результат младший школьник — целеустремленная, творческая личность, способная раскрыть свой творческий потенциал, само реализоваться, умеющая оценивать свои и чужие поступки.
1.3 Обобщение опыта учителей по теме проектная деятельность младших школьников на уроках технологии
В процессе исследования был изучен опыт учителей Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа», Быстроистокского района, Алтайского края, где учителя начальной школы, активно внедряют проектную деятельность, как в учебную, так и внеурочную деятельность.
Под проектной деятельностью педагоги школы понимают способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального продукта (результата деятельности) [35].
Другими словами для них проектная деятельность — способ обучения, который можно охарактеризовать, как обучение через делание, когда учащийся сам, непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
- самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
- планирует варианты решения проблемы;
- делает выводы;
- анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Это значит, что этот бизнес позволяет развиваться и формировать творческую личность.
Проектная деятельность позволяет учащимся самостоятельно действовать, так считает педагог Салмина Н.Б. Роль же учителя — направляющая, координирует действия.
Из беседы с учителем Десятовой Н.А. было выявлено для нее проектная деятельность – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его любознательность и тягу к непознанному.
Моор Т.Н. пояснила, что занятия над проектом отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебного характера, а в форме игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания
На основании календарно-тематического планирования по курсу «Технология», педагоги школы разработали список тем, на которые могут ориентироваться младшие школьники 2-3 классов при осуществлении проектной деятельности по курсу:
Панно «Осенний букет»
Сувенир в подарок.
«Книжка-малышка»
Рамка для фотографий
Оригами.
История поздравительной открытки.
«Метод проектов» в работе с дошкольниками
... анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает различные аспекты развития личности дошкольников, начиная с раннего возраста. Организация деятельности детского проекта позволяет учителю интегрировать ... творчество, знания и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также необходимо для реализации педагогической работы с дошкольниками и является коллективным продуктом ...
История мягкой игрушки Поделки из овощей
Поделки из еловых шишек.
Салфетка Что можно сделать из теста?
Поделки из бросового материала
В организации проектной деятельности педагоги школы выделяют следующие этапы:
1. Поисково-исследовательский этап: на котором происходит поиск и анализ проблемы (темы проекта); постановка целей и задач; сбор, изучение и обработка информации по теме проекта; планирование проектной деятельности; выбор средств и методов для реализации поставленных целей и задач.
2. Технологический этап: он предусматривает выполнение запланированных действий (практическая реализация проекта); оформление результатов выполняемого проекта в виде образовательного продукта.
3. Результативный этап: где происходит защита проекта и подведение итогов выполнения проекта (рефлексия, самоанализ итогов выполнения проекта).
Классификация проектов учащихся:
1. Практико-ориентированный проект направлен на решение социальных проблем, отражающих интересы участников проекта или внешнего клиента.С самого начала проекты отличает четко определенный результат деятельности его участников.
2. Исследовательский проект напоминает научное исследование. Он включает доказательство актуальности выбранной темы, постановку исследовательской задачи, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
3. Информационный проект — сбор информации о любом объекте, предмете или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории.
4. Креативный проект подразумевает максимально свободный и нестандартный подход к его реализации и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5. Ролевой проект — роли литературных или исторических персонажей, вымышленных персонажей с целью создания новых социальных или коммерческих отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Отсюда следует, что проектная деятельность младших школьников — это личностно-значимая, творческая деятельность, которая предусматривает переход детей в разряд ее субъектов, обеспечивает психологические условия процесса их интериоризации и направлена на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения цели деятельности, развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта и активизирует у них процесс самореализации.
Методическое объединений учителей начальной школы МБОУ «ВерхАнуйская общеобразовательная средняя (полная) школа» разработали и внедряют, для себя определенную последовательность работы над проектом.
Таблица1
Последовательность работы над проектом Стадия работы над Содержание Деятельность Деятельность проектом работы учащихся учителя Подготовка Определение темы Обсуждают тему Знакомит со
и целей проекта, проекта с учителем смыслом
его исходного и получают при проектного
положения. необходимости подхода и
Подбор рабочей дополнительную мотивирует
группы информацию учащихся.
а)Определение Формируют задачи Предлагает идеи,
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности ...
... дипломной работы выступает процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности . Предметом исследования является возможность использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника. ... обучения уже достигает довольно высокого уровня. необходимо не только нагружать ...
необходимой Вырабатывают предположения.
информации. план действий. Наблюдает за Планирование б)Определение Выбирают и работой
способов сбора и обосновывают учащихся.
анализа свои критерии
информации. успеха проектной
в)Определение деятельности.
способа
представления
результатов
(формы проекта
г) Установление
процедур и
критериев оценки
результатов
проекта.
д) Распределение
задач
(обязанностей)
между членами
рабочей группы
1.Сбор и Поэтапно Наблюдает,
уточнение выполняют задачи советует,
информации проекта косвенно
(основные руководит Исследование инструменты: деятельностью
интервью, опросы, учащихся
наблюдения,
эксперименты и
т.п.)
2.Выявление
(«мозговой
штурм») и
обсуждение
альтернатив,
возникших в ходе
выполнения
проекта.
3.Выбор
оптимального
варианта хода
проекта.
4.Поэтапное
выполнение
исследовательских
задач проекта
Анализ Выполняют Наблюдает, Выводы информации. исследование и советует (по
Формулирование работают над просьбе
выводов проектом, учащихся)
анализируя
информацию.
Оформляют проект
Подготовка отчета Представляют Слушает, задает
о ходе выполнения проект, участвуют целесообразные Представление проекта с в его коллективном вопросы в роли (защита) объяснением самоанализе и рядового проекта и полученных оценке. участника. При оценка его результатов необходимости результатов (возможные направляет
формы отчета: процесс анализа.
устный отчет, Оценивает
устный отчет с усилия учащихся,
демонстрацией качество отчета,
материалов, креативность,
письменный качество
отчет).
Анализ использования
выполнения источников,
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-diplom/
проекта, потенциал
достигнутых продолжения
результатов проекта
(успехов и неудач)
и причин этого Как видим, вышеизложенный опыт учителей углубляет знания учащихся. Все занятия проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, который излучает творческую энергию учеников, создает атмосферу сотрудничества в сотворчестве с учителем.
Проекты, которые выполняют ученики, представлены на научно-практической конференции в школе. Многие из них участвуют и являются победителями таких конкурсов как «Будущее Алтая», «Таланты России», «Юный исследователь» и др.
В связи с этим актуальность проектной деятельности очевидна: учителя современного образовательного процесса особенно внимательно относятся к новым педагогическим технологиям, изучают модели педагогического процесса и раскрывают эффективность этих методов обучения. Следовательно, они делают очень важный шаг в понимании своей педагогической направленности.
Вывод по I главе
Под планировочной деятельностью младших школьников понимается совместная творческая или игровая учебно-познавательная деятельность обучающихся, имеющая цель, методы, приемы деятельности, направленные на достижение результата деятельности.
Главное условие такой деятельности — наличие заранее разработанных представлений о конечной цели деятельности, этапах разработки и реализации проекта.
Деятельность проекта является фазовой, и эффективность ее реализации определяется специальными педагогическими условиями. Несмотря на общую структуру, существует множество способов организации проектной деятельности младших школьников. Это связано с тем, что на каждом из этапов преподаватель в определенных условиях использует приемы, которые делают процесс проектной деятельности в каждом конкретном случае уникальным и практически неповторимым.
Глава II. Опытная работа по проектной деятельности
младших школьников в образовательном процессе
2.1.Содержание и методики опытной работы
Для проверки гипотезы экспериментальной работы по конструкторской деятельности младших школьников на уроках технологии было проведено исследование. Исследование проводилось на базе двух школ Быстроистокского района Алтайского края. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа» и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хлеборобная общеобразовательная средняя школа»
В экспериментальную и контрольную группы вошли 3 школьных класса, обучающихся по образовательной программе «Русская школа». Также в работе принимали участие педагоги, родители.
Анализ программ общего начального образования с точки зрения проектной деятельности младших школьников демонстрирует необходимость создания комплекса упражнений для выявления технологий творческой самореализации в проектной деятельности.
Цель экспериментальной работы — научить младших школьников выполнять проекты на уроках технологии.
Задачи:
- приобретение знаний о структуре и содержании проектной деятельности;
- формирование навыков сбора и обработки результатов необходимой информации;
- умение анализировать и составлять письменный отчет о работе.
Исследование проводилось в два этапа:
1. Констатирующий — наблюдение за учащимися на уроках, выявление знаний учащихся в образовательной области «Технология» по изучаемым тема было проведено вводное и заключительное анкетирование по разработанным вопросам анкеты (см. Приложения).
2. Формирующий — проводилась диагностика с использованием следующих методик: «Воображение», «Придумай игру», «Творческий потенциал», контрольное анкетирование (см. Приложения).
При выборе методов опроса стояла задача получить как можно больше информации за относительно короткий период времени без дополнительной нагрузки на студентов.
2.2.Реализация проектов младших школьников
Реализация плана работы над проектом, как правило связано с изучением литературы, отбором информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов.
Проект должен иметь письменную часть — отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируется информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов, подводятся итоги, делаются выводы [22].
Особенностью проекта является его защита, представление результатов работы. Во время презентации необходимо рассказать о ходе работы и показать результаты. Результаты могут быть разнообразными.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ВерхАнуйская общеобразовательная средняя (полная) школа», Быстроистокского района, Алтайского края, в рамках краеведческого марафона ежегодно проводит научно-практическую конференцию, на которой учащиеся представляют свои работы. По результатам конференции лучшие работы отправляются на региональные и всероссийские конкурсы.
Таблица 2
Проектная деятельность 3 класса на уроках технологии Сроки Названиеработы Цель и задачи проекта реализации Практическая работа проекта 1 неделя «Мой гербарий» Цель :создание гербария октября лиственных растений из
палисадников нашего села.
Задачи:
1.Изучить научно познавательную литературу,
освещающую данный вопрос.
2.Обучиться элементарным
методам коллекционирования и
сушки растений.
3.Формировать
умение аккуратно работать с
ножницами и клеем.
4.Развивать творческие
способности через
формирование экологических
знаний и эстетических вкусов.
Практическая работа. Сбор
осеннего гербария, его
обработка, сушка, оформление и
описание этапов работы. Сроки Названиеработы Цель и задачи проекта реализации Практическая работа проекта 3 неделя ноября «Букет для мамы» Цель: вызывать интерес к
созданию красивого букета в
подарок маме
Задачи:
1.Учить анализу и планированию
работы.
2.Формировать
умение аккуратно работать с
ножницами и клеем.
3.Развивать пространственное
мышление, умение видеть
красоту природы,
композиционные умения –
создавать из цветов букет.
4.Развивать коммуникативные
навыки при работе в группе.
Практическая работа. Создание
объемной аппликации из бумаги
с описанием всех этапов работы.
Сроки Названиеработы Цель и задачи проекта реализации Практическая работа проекта 4 неделя марта «Безопасный путь» Цель: формирование
представлений о процессе
строительства здания.
Задачи:
1.Учить анализу и планированию
изделия по образцу, обучению
работе по чертежу.
2.Закрепить приёмы разметки
бумаги карандашом по линейке,
резанья ножницами, сборки на
клею.
3.Воспитывать уважение к
людям труда.
4.Осваивать новые формы
поиска, обработки и анализа
и н ф о р м а ц и и .
5.Закреплять навыки групповой
и индивидуальной работы.
6.Развивать коммуникативные
навыки при работе в группе.
Практическая работа. Для
наглядного изучения правил
дородного движения и поведения
на улицах учащимся
предлагается создать макет села
и памятку по ПДД для учащихся
1 классов. Сроки Названиеработы Цель и задачи проекта реализации Практическая работа проекта октябрь-март «Игры трех Цель: изучить подвижные игры
поколений» трех поколений. Задачи:
1. Провести анкетирование среди
сверстников, родителей.
2. Выявить в какие игры играли
наши родственники.
3. Изучить литературу по данной
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-diplom/
теме, найти информацию в сети
Интернет.
4. Закрепить приёмы разметки
бумаги карандашом по линейке,
резанья ножницами, сборки на
клею.
5. Развивать коммуникативные
навыки при работе в группе.
Практическая работа. Создание
моделей спортивного инвентаря
из бросового материала с
описанием игры, в которой он
используется.
2.3.Анализ результатов опытной работы
Во время опытной работы проводились следующие диагностики:
1. «Воображение». Цель-определение уровня воображения учащихся.
2. «Придумай игру». Цель — определить уровень творческой самореализации младшего школьника.
3. «Творческий потенциал». Методика, направленная на определение уровня развития творческих способностей.
При выборе методов опроса стояла задача получить как можно больше информации за относительно короткий период времени без дополнительной нагрузки на студентов.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа зерна» Быстроистокского района 3 класса, в качестве контрольной группы.
Для определения уровня развития воображения был проведен тест «Воображение», где учащимся предлагалось ответить на 12 вопросов (см. Приложение).
После подсчета баллов делается вывод:
- Высокий уровень: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов – высокий уровень;
- Средний уровень: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его – средний уровень;
- Низкий уровень: вы реалист в полном смысле этого слова.
В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе – низкий уровень.
Диаграмма 1
Уровни развития воображения
Процентные показатели
60
50 35 средний
40 высокий
30 низкий
20
0
Уровни характеристик
Из диаграммы видим, что у учащихся контрольной группы преобладает средний уровень воображения — 55% , высокий уровень – 10%; низкий уровень – 35%.
Для определения уровня творческой самореализации учащихся использовалась методика «Подумай об игре», в которой младшим школьникам дается задание: за 5 минут придумать игру и подробно рассказать о ней, ответив на следующие вопросы экспериментатора. В ответах должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В связи с этим, задавая студенту вопросы, необходимо ему помогать — постоянно задавать важные вопросы, которые, однако, не должны требовать ответа.
Игра, придуманная в соответствии с определенными критериями, может получить в сумме от 0 до 10 очков. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне творческой самореализации:
8-9 баллов – высокий уровень;
6-7 баллов – средний уровень;
4-5 баллов – низкий уровень;
0-3 балла – очень низкий уровень.
Диаграмма 2
Уровни развития творческой самореализации
60 53
Процентные показатели
очень высокий
высокий
средний
30 низкий
очень низкий
10 10
10 5
Уровни характеристик
Из диаграммы видно, что ученики контрольной группы продемонстрировали средний уровень творческой самореализации, не все из них умели думать о правилах игры.
- очень высокий уровень – 5%;
- высокий уровень – 10%;
- средний уровень – 53%;
- низкий уровень – 22%;
- очень низкий – 10%.
Для оценки уровня креативности, способности принимать нестандартные решения проводилась диагностика «Креативность», на которой учащимся необходимо выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Общая сумма набранных очков показала уровень творческого потенциала:
Высокий уровень: у вас есть значимое творческое начало, которое открывает множество творческих возможностей. Если вы действительно можете применить свои навыки, тогда вам будут доступны самые разные формы творчества.
Средний уровень: у вас вполне нормальный творческий потенциал. У вас есть качества, позволяющие творить, но есть и проблемы, которые мешают творческому процессу. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
Низкий уровень: ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Диаграмма 3
Уровни развития творческого потенциала
60 51
Процентные показатели
37
высокий
30 средний
низкий
20 12
0
Уровни характеристик
Из диаграммы видно, что при диагностике учащиеся показали средний уровень развития творческого потенциала, половина диагностируемых может мыслить нестандартно:
- высокий уровень – 12%;
- средний уровень – 51%;
- низкий уровень – 37%.
Данные проведенных диагностик показали, что у учащихся опытной группы слабо развито воображение, дети практически не умеют фантазировать.
Из этого сделан вывод: необходимо занятия выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог самореализоваться как творческая личность.
По окончании проделанной работы над данной темой исследования подведены итоги, проведя те же диагностики в опытной группе 3-го класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа»
Цель: выявление наличия или отсутствия повышения уровня творческой самореализации младших школьников в проектной деятельности. Результаты, полученные при проведении диагностик, зафиксированы в диаграммах.
Итоговая проверка по определению уровня развития воображения показала:
Диаграмма 4
Уровни развития воображения
40
Процентые показатели
30
25 высокий
20 15 15 средний
низкий
10
0
Уровни характеристик
Из диаграммы видно, что показатели уровня воображениявыше у опытной группы, где реализовывалась проектная деятельность на уроках технологии: высокий уровень – 15%; средний уровень – 70%; низкий уровень – 15%.
Итоговая проверка уровня творческой самореализации младших школьников при проведении диагностики «Придумай игру» дала следующие результаты.
Диаграмма 5
Уровни развития творческой самореализации
40
Процентные показатели
35
очень высокий
25 высокий
20 средний
низкий
очень низкий
4
5 2
Уровни характеристик
Из диаграммы опытной группы видно, что показатели низкого уровня развития творческой самореализации практически отсутствуют:
- очень высокий уровень – 20%;
- высокий уровень – 40%;
- средний уровень – 34%;
- низкий уровень – 2%;
- очень низкий – 4%.
Итоговая проверка развития творческого потенциала показала:
Диаграмма 6
Уровни развития творческого потенциала
70
Процентные показатели
50
высокий
40 средний
30 20 низкий
20
0
Уровни характеристик
На диаграмме опытной группы видно, что учащиеся показали высокий и средний уровни развития творческого потенциала:
- высокий уровень – 20%;
- средний уровень –63 %;
- низкий уровень – 17%.
Данные диагностик показали, что у младших школьников, которые посещали уроки технологии, где реализовывалась проектная деятельность значительно выше уровень воображения, творческого потенциала и творческой самореализации. Учащиеся раскрыли свои скрытые таланты и возможности. А главное, все учащиеся стали с большим удовольствием посещать занятия по внеурочной деятельности эстетического направления, участвовать в различных коллективно-творческих делах, проявлять инициативу.
Кроме этого к концу исследования школьники смогли самостоятельно справляться с предложенной работой без помощи учителя. Они научились анализировать и составлять план работы самостоятельно. Отсюда следует, что творческая работа на уроках необходима. Она способствует лучшему усвоению знаний, повышает мотивацию детей к получению новых знаний, способствует творческой самореализации школьников.
Таким образом, результатом исследования является:
Трудно творить без определённого запаса знаний. Собственное творчество учащихся помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.
Легче решается проблема мотивации, когда учащиеся сами проявляют желание творить. Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание школьников, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
При систематическом использовании творческих методов обучения у учащихся вырабатывается деятельностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а учащиеся являются полноправными участниками образовательного процесса.
Вывод по II главе
Образовательный процесс в начальной школе осуществляется на основе основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана с учетом основополагающих принципов образовательной системы «Школа России».
В реализации Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Анализ уроков технологии, проводимых в начальной школе, показал, что проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках ФГОС. Вместе с тем организация проектной деятельности осуществляется не систематически, отсутствует единый подход, не всегда соблюдаются этапы проекта, критерии оценки проектной деятельности учащихся.
Изучив состояние проблемы в теории и практике, были разработаны рекомендации по обучению проектной деятельности младших школьников на уроках технологии МБОУ «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа». Для этого были выбраны два направления: проектная деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности по программе кружка «Юный художник».
Особое место в процессе обучения проектной деятельности младших школьников занимает уровень подготовки специалистов образовательного учреждения.
Заключение
Из наблюдений и анкет, проводимых с родителями и учителями, различных методик, проводимых с младшими школьниками, было видно, что учащиеся после проведения уроков технологии с использованием проектной деятельности, дают выход творческой энергии, углубляют знания. Создается атмосфера сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся. Все уроки проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытной работы по обучению проектной деятельности младших школьников на уроках технологии позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования.
Результаты проведенного исследования и опытной работы, в целом, доказали выдвинутые предположения и позволили сформировать следующие выводы:
- единство целей, содержания, средств, форм и методов обучения реализует на практике проектная деятельность младших школьников;
- разработаны педагогические условия для успешной реализации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии, включающие системно-деятельностное взаимодействие педагога с учащимися и их родителями;
- учет возрастных особенностей, индивидуальных различий школьников и их сложных переживаний, возникающих в ходе самостоятельной работы.
— сущность проектной деятельности младших школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, сознательно и творчески выбирать оптимальные способы достижения поставленных целей.
Данные опытной работы показали, что у младших школьников, которые посещали уроки технологии, где выполнялись проекты значительно выше уровень воображения, творческого потенциала и творческой самореализации. Учащиеся раскрыли свои скрытые таланты и возможности. А главное, все учащиеся стали с большим удовольствием посещать занятия по внеурочной деятельности, участвовать в различных коллективно-творческих делах, проявлять инициативу.
Кроме этого к концу исследования школьники смогли самостоятельно справляться с предложенной работой без помощи учителя. Они научились анализировать и составлять план работы самостоятельно.
В выпускной квалификационной работе представлены теоретические и практические аспекты обучения младших школьников проектной деятельности, проанализировано понятия «проектная деятельность», доказана актуальность данной темы.
В ходе работы цель настоящего исследования была достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-diplom/
1.Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст]/ Г.С. Абрамова – Москва, 1998 – 339с.
2.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности[Текст]/ Андреев В. И – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1988. – 237 с.
3. Атутов П.Р., Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть 1 и 2 [Текст]/Атутов П.Р — М: Институт общего среднего образования РАО, 1997.
4.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]Богоявленская Д.Б. — Ростов-на-Дону, 1983.- 274с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.-224с.
6.Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]/ П. П. Блонский– Воронеж: Феникс, 2007. – 186 с.
7.Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст]Винокурова Н. — М.: АСТ ПРЕСС, 1999.-368с.
8.Возрастная и педагогическая психология[Текст]: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Н.Ф Пронкина и др.- М.: Просвещение,1984.
9. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека [Текст]/ – Б.С. Волков, Н.В. Волкова – М.: Прогресс, 2004. – 278 с.
10. Востриков, А. А. Теория и технология продуктивного обучения в начальной школе: Дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01. [Текст] / А. А. Востриков – Ярославль, 2006. — С. 173.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Психология [Текст] / Л. С. Выготский – М., 2002. –368 с.
12. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский – СПб, 2001. – 463 с.
13. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. [Текст]/ Дружинин В.Н — СП-б.: Питер, 1999-368с.
14. Дарузе Е. Е., Организационно-педагогические условия творческой самореализации педагогов профессиональных колледжей :дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ Дарузе Е. Е. – Москва, 2010. – 159 с.
15. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе.[Текст]/ Каганов Е. Г. — Л. 1926- 19-21с.
16. Коджаспирова Г.М.,Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] — М.: Академия, 2000.- 176с.
17. Коломоминский, Я.Л., Психология детского коллектива [Текст]. /Я.Л.Коломинский.-Минск, 1969.-366 с.
18. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. — М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст]/Комарова Т.С. — М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с.
19. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения [Текст] // Начальная школа — 1991.- № 9.- С. 14-16. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978.
20. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.514-515с.
21. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках [Текст] // Начальная школа — 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1981. -400с.
22. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]/ Л.И. Маленкова. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.-300-301с.
23. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
24. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
25. Милославский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. [Текст]– 1988. – № 3. – С. 70–75.
26. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 1995.-496с.
27. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] Никитина А.В.// Начальная школа — 2001. — № 10.- С. 34-37.
28. Никитина Л.В. Повышение эффективности путем организации групповой работы [Текст] Никитина А.В.// Начальная школа — 2001.- № 5.- С. 99-100. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: РПА, 1996. — 604с.
29. Обучение и развитие [Текст]/Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975.-244с.
30. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика, 1996.-326с.
31. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1999.-544с.
32. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с.
33. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]/ В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. -М.: просвещение, 1990.- 142с. Пономарев Я.А.
34. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст] — М.: Наука, 1990.
35. Проблемы способностей [Текст] / Под ред. В. Н. Мясищева — М.: АПИ, 1962.-308с.
36. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. — М.: Педагогика, 1975.
37. Психологические исследования творческой деятельности [Текст] / Отв. ред. О.К. Тихомиров, М.: Наука, 1975.
38. Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. — 1994.- № 5.- С. 64-68.
39. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991.- 155с.
40. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] //Савенков А.И. Начальная школа — 2000. -№ 12. — С. 101-108.
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] /Рубинштейн С. Л. – М. : Педагогика, 1982. – С. 54.
42. Скакулина Н.П. Творчество и фантазия [Текст]/Скакулина Н.П. — М.: Просвещение, 1980. – 26с.
43. Симановский А.Э.Развитие творческого мышления детей [Текст]/Симановский А.Э.— Ярославль: Гринго, 1996.-192с.
44. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]/Е.О.Смирнова. – М.: Школа – Пресс, 1997.-38-41с.
45. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] /Теплов Б.М. -М., 1997.-204 с.
46. Трацевская Е. Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания (школа-колледж) :автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
48. Цукерман Г. А., Как младшие школьники учатся учиться? [Текст]/ Цукерман Г. А. – М.: ПЦ «Эксперимент», 2000. – 215 с.
49. Хендерсон Дж., Психологический анализ культурных установок[Текст]/ Хендерсон Дж. — Добросвет, КДУ2007. – 272с.
50. ЭльконинД.Б., Детская психология [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия 2005. – 384 с.
Приложения
Приложение 1 –Лист наблюдения за деятельностью учащихся и учителя на уроках технологии.
Приложение 2 – Лист наблюдения за деятельностью учащихся на уроках технологии.
Приложение 3 – Анкета для педагогов по вопросам организации проектной деятельности.
Приложение 4– Вопросы для анкетирования учащихся и родителей.
Приложение 5 — Опросник Ф.Татл и Л. Беккер.
Приложение 6 – Диагностический материал для опытной работы.
Приложение 1
Лист наблюдения задеятельностью учащихся на уроках технологии Проверяющий ______________________________________________ Дата__________ Класс______ Учащихся в классе_____ На уроке ________ ФИО учителя___________________________ Предмет__________________ Тема урока_________________________________________________________ Требования к деятельности оценка Требования к работе оценка учителя хор уд неуд учащихся хор уд неуд 1.Начало урока 1.внимание учащихся 2.повторение и проверка на различных этапах знаний. В начале 3. теоретический уровень В конце изложения 2. активность учащихся а) научность При опросе б) логичность При изучении в) систематичность При закреплении г) последовательность 3. интерес к теме д)доступность 4.прочность ЗУН 4. Раскрытие темы. 5.самостоятельность 1.Отбор материала суждений 2. организация внимания А. отношение к учащихся учителю 3. воспитательная сторона Б. культура труда урока В. речь 4. использование ТСО, Г. вопросы к учителю ИКТ, наглядности, Д. самоконтроль дидактического материала Е. дисциплина 5. индивидуальный подход а) готовность к уроку 6.эмоциональность рассказа б) во время урока 7.педагогический такт в) во время 8. речь самостоятельной 9.расчет времени работы 10. организация г) во время объяснения самостоятельной работы д) во время дачи 11. объективность домашнего задания 12. домашнее задание е)реакция на звонок 13. предложения и советы 14. мнение учителя проводящего урок
Приложение2
Лист наблюдения задеятельностью учащихся на уроках технологии Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________ Дата _________ Класс________ Тема урока ______________________________________________________________ Оборудование урока: — какие средства обучения использовал учитель — подготовлены ли наглядные пособия и ТСО — как подготовлена классная доска к уроку Тип и структура урока: -Какой тип урока избран -Место урока в системе уроков по данному разделу Организация познавательной деят-ти уч-ся 1.В какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения: а/ как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия уч-ся изучаемых предметов б/ какие использовал установки и в какой форме (убеждение, внушение ) в/как добивался учительсосредоточенностии устойчивости внимания г/ какие были использованы формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (инд. опрос, собеседование с классом, упр. по повторению… ) 2. Организация деят-ти мышления и воображения уч-ся в процессе формирования новых знаний и умений: а/ на каком уровне формировались знания уч-ся ( на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий,.обобщающих образов, “открытий”, выведения формул и т.д.) б/ с помощью каких приемов и форм работы добивался уч-ль активности и самост-ти мышления уч-ся ( система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемноэвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской деятельности на уроке и др.) в/ какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель г/ какие виды творческих работ были использованы на уроке и как руководил учитель творческим воображением учащихся
Приложение 3
Анкета для педагогов по вопросам организации проектной деятельности
Уважаемые коллеги!
С целью повышения эффективности проектной деятельности просим вас ответить на вопросы данной анкеты.
1. Применяете ли вы проектную технологию в своей педагогической деятельности?
2. Какие типы, виды проектов, реализуемые в ДОО, вы знаете?
3. Каковы основные цели проектной деятельности в ДОО?
4. Какие основные этапы проектной деятельности вы знаете?
5. Какие составляющие включает в себя структура проекта?
6. Как распределяются действия педагога и детей в ходе реализации проекта?
7. В какой форме могут быть представлены результаты проектной деятельности (итоговое мероприятие)?
8. Какие продукты проектной деятельности могут быть получены в результате ее реализации?
9. Какие положительные моменты использования проектной технологии в работе педагога можно выделить?
10. С какими проблемами могут столкнуться педагоги при организации проектной деятельности в ДОО?
11. Какой из перечисленных этапов проектной деятельности является для вас самым сложным: выбор темы проекта, формулировка гипотез и целей, обобщение и систематизация материала, оформление результатов работы?
12. Какую методическую помощь по вопросам организации проектной деятельности вы хотели бы получить?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 4
Вопросы дляанкетирования родителей 1.Является ли проектная деятельность эффективным методом обучения? Да Нет Не очень 2.Выполнение проекта повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество? Да Нет Не очень 3. Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка? Да Нет Не очень 4.Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы? Да Нет Не очень 5.Проект способствует сплочению коллектива? Да Нет Не очень 6. Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями? Да Нет Не очень
Анкета для учеников, проведенная в конце проектной деятельности
1.Работать над проектом тебе было интересно? Да Нет Не очень 2.Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности? Да Нет Не очень 3.В работе над проектом тебе оказывали помощь? Да Нет Не очень 4. Ты волновался перед защитой проекта? Да Нет Не очень 5. Твоя презентация тебе понравилась? Да Нет Не очень
Приложение 5 Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов)
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка. Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85. Низкий уровень: 17 — 34 балла; Средний уровень: 35 — 60 баллов; Высокий уровень: 61 — 85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда. № Особенности ребёнка 1 2 3 4 5 1 Проявляет большую любознательность в отношении
различных предметов, явлений, событий. Задаёт
множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?»,
«отчего?» 2 Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно
маленьких детей не интересует 3 Точно, правильно использует много слов в своей речи 4 Проявляет способность к очень подробному рассказу или
пересказу историй. Фактов 5 Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими
детьми, взрослыми 6 Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется
сложными, глобальными проблемами (например, может
рассуждать о жизни и смерти и пр.) 7 Легко справляется с загадками и может их придумывать 8 Понимает сложные (для его возраста) определения,
отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже
если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное
мышление 9 Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями 10 Понимает значение чисел от 1 до 10 11 Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники 12 Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции 13 Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки 14 Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники 15 Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети 16 Проявляет острую наблюдательность 17 Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства
Приложение 6
Тест «Определение уровня воображения»
Инструкция:
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо «да», либо «нет».
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая — отрицательный.
1) Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2) Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3) Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
4) Инициативны ли вы в каком-нибудь деле, в школе? (2, 1).
5) «Широко» ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6) Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
7) Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
8) Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9) Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10) Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11) Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12) Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
«Придумай игру»
Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценка результатов
В ответах должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, необходимо помогать учащимся — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.
Критерии оценки содержания придуманной игры в данной методике следующие:
1. Оригинальность и новизна.
2. Продуманность условий.
3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
4. Наличие в игре определенных правил.
5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).
1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Тест Определение уровня творческого потенциала учащихся
Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.
1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен:
- а) да;
- б) нет, он и так достаточно хорош;
- в) да, но только кое в чем.
2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего мира:
- а) да, в большинстве случаев;
- б) нет;
- в) да, в некоторых случаях.
3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:
- а) да;
- б) да, при благоприятных обстоятельствах;
- в) лишь в некоторой степени.
4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:
- а) да, наверняка;
- б) это маловероятно;
- в) возможно.
5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:
- а) да;
- б) часто думаешь, что не сумеешь;
- в) да, часто.
6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:
- а) да, неизвестное тебя привлекает;
- б) неизвестное тебя не интересует;
- в) смотря какое дело.
7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:
- а) да;
- б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;
- в) да, но только если тебе это нравится.
8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем все:
- а) да;
- б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;
- в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда ты терпишь неудачу, то:
- а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;
- б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;
- в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:
- а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
- б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
- в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?
а) да;
- б) нет, боюсь сбиться с пути;
- в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:
- а) да, без труда;
- б) всего вспомнить не могу;
- в) запоминаю только то, что меня интересует.
13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
- а) да, без затруднений;
- б) да, если это слово легко запомнить;
- в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время ты предпочитаешь:
- а) оставаться наедине, поразмыслить;
- б) находиться в компании;
- в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.
15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:
- а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;
- б) ты более-менее доволен;
- в) тебе еще не все удалось сделать.
16. Когда ты один:
- а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
- б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;
- в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:
- а) независимо от того, где и с кем ты находишься;
- б) ты можешь делать это только наедине;
- в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:
- а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;
- б) останешься при своем мнении;
- в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
- за ответ «а» — 3 очка;
- за ответ «б» — 1;
- за ответ «в» — 2.
РЕЗУЛЬТАТ
Вопросы 1, 6, 7, 8-й — определяют границы вашей любознательности;
- вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя;
- вопросы 9 и 15-й — постоянство;
- вопрос 10-й — амбициозность;
- вопросы 12 и 13-й — «слуховую» память;
- вопрос 11-й — зрительную память;
- вопрос 14-й — ваше стремление быть независимым;
- вопросы 16 и 17-й — способность абстрагироваться;
- вопрос 18-й — степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала:
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам, богатый выбор творческих возможностей. Если вы действительно можете применить свои навыки, тогда вам будут доступны самые разные формы творчества – высокий уровень.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. У вас есть качества, позволяющие творить, но есть и проблемы, которые мешают творческому процессу. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете – средний уровень.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему – низкий уровень.